Наглядные пособия по разным разделам русского языка, а также схемы стихотворных размеров
учебно-методическое пособие по литературе (5 класс) на тему
Эти таблицы я использую для создания презентаций, а также распечатываю на А4 и вывешиваю в классе как наглядные пособия. Здесь можно найти материал к разным темам по русскому языку 5-9 классов (без системы, правда, всё расположено).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_posobiya.docx | 74.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь
устная письменная
говорим слушаем пишем читаем
Основные единицы языка
Функции языка
- Средство общения, передача информации.
- Оформление мысли.
- Воздействие на окружающих.
- Установление контакта между собеседниками.
- Эстетическая (поэтическая) функция.
Стили речи
Сфера общения | Стиль |
Общение людей в быту | Разговорный |
Общение граждан в учреждении (язык документов) | Официально-деловой |
Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.) | Публицистический |
Научная деятельность (научные статьи, работы, учебники, словари) | Научный |
Словесно-художественное творчество (стихотворения, сказки, рассказы, повести, романы) | Художественный |
Предлоги
из-за туч (р.п.)
из-под ворот (р.п.)
по-над лугом (т.п.)
по-за лесом (т.п.)
Вид предложения по цели высказывания | Содер- жит | Вид предложения по эмоциональной окраске | Знаки препи- нания | Примеры |
Повествова- тельное | сообще- ние | восклицательное невосклицательное | ! . | Скворцы прилетели! Скворцы прилетели. |
Побудитель- ное | просьба, приказ, совет | восклицательное невосклицательное | ! . | Прилетайте, скворцы! Прилетайте, скворцы. |
Вопроситель-ное | вопрос | восклицательное невосклицательное | ?! ? | Скворцы прилетели?! Скворцы прилетели? |
Члены предложения
Главные Второстепенные
Подлежащее и сказуемое
Грамматическая основа предложения Дополнение
Обстоятельство
Определение
Типы речи
Повествование
(что произошло?)
Описание
(какой?)
Рассуждение
(почему?)
Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Способ подчинительной связи | Признаки | Строение слово- сочетания | Вид с/с по главному слову | Примеры |
Согласование | Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное | х прил.+сущ. х прич.+сущ. х мест.+сущ. х числ.+сущ. | именное | х новый день х поющая птица х этот дом х первая парта |
Управление | Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже | х гл.+сущ. х сущ.+сущ. | глагольное именное | х писать письмо х дорога в школу |
Примыкание | Зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу | х нареч.+гл. х нареч.+прилаг х гл.+н.ф.гл. х гл.+дееприч. х нареч.+нареч. | глагольное именное глагольное глагольное наречное | х громко говорить х очень милый х поехал учиться х сказал волнуясь х очень страшно |
«Ь в числительных»
ь на конце
5 – 20, 30
пять, семнадцать,
двадцать, тридцать
ь в середине
50–80,500-900
пятьдесят,семьдесят
шестьсот, восемьсот
девятьсот
40, 90, 100
И. В. | сорок,девяносто,сто |
Р.Д. Т.П. | сорока,девяноста,ста |
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Члены предложения | ||
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Установить, от какого слова зависит | |||
2. Выяснить, что обозначает | |||
3. Найти, на какой вопрос отвечает | |||
4. Определить, какой частью выражен | |||
5. Пример |
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Члены предложения | ||
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Установить, от какого слова зависит | |||
2. Выяснить, что обозначает | |||
3. Найти, на какой вопрос отвечает | |||
4. Определить, какой частью выражен | |||
5. Пример |
Главные и второстепенные члены предложения
Член предложения | Обозначает | Отвечает на вопросы | Дополнит. характерист. | Чем выражен | Пример |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Способ подчинительной связи | Признаки | Строение слово- сочетания | Вид с/с по главному слову | Примеры |
Согласование | Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (при изменении формы главного изменяется и форма зависимого слова) | х прил.+сущ. х прич.+сущ. х мест.+сущ. х числ.+сущ. | именное | |
Управление | Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже (при изменении формы главного форма зависимого слова не изменяется) | х гл.+сущ. х сущ.+сущ. | глагольное именное | |
Примыкание | Зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу | х нареч.+гл. х нареч.+прилаг х гл.+н.ф.гл. х гл.+дееприч. х нареч.+нареч. | глагольное именное глагольное глагольное наречное |
Разносклоняемые существительные
Бремя
Время Сколько времени? Нет времени.
Вымя
Знамя
Имя
Племя
Пламя
Семя
Стремя
Темя
Путm
Падеж | 2 скл. | 3 скл. | Разносклоняемые |
Р. | |||
Д. | |||
Т. | |||
П. |
Степени сравнения прилагательных
Сравнительная степень | Превосходная степень | |||
Прилаг. | Простая форма | Составная форма | Простая форма | Составная форма |
Красивый | ||||
Умный | ||||
Лёгкий | ||||
Плохой |
Разряды прилагательных по значению
Качественные | Относительные | Притяжательные | |
Значение прилагательных | |||
Наличие степеней сравнения | |||
Наличие краткой формы | |||
Свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком | |||
Способность образовывать сложное прилагательное | |||
Сочетаемость с приставкой не- |
В суффиксах прилагательных пишется
-н- | -нн- |
1.–ин- - гусиный 2.– ан- - кожаный - ян- - земляной 3.Исключение: ветреный | 1. – нн- - лунный 2. – онн-экспедиционный - енн- -утренний 3. Исключения: оловянный деревянный стеклянный |
Сложные прилагательные пишутся
Через дефис | Слитно |
тёмно-зелёный; иссиня-чёрный; изжелта-красный (оттенки цвета);
|
х железная дорога |
одиннадцать
девяносто
двести
триста
Числительные, обозначающие целые числа | |||
Простые | Составные | ||
5 – 30 склоняются как существительные 3 склонения: И.ночь, пять Р. ночи, пяти Д. ночи, пяти В. ночь, пять Т. ночью, пятью П. о ночи, о пяти | 40,90,100 Р. Д. Т. П.
| сложные слова 50 – 80, 200 – 900 склоняются обе части | каждое слово склоняется как у простых: у ста двадцати шести ребят |
Разряды местоимений
- Личные:
ед.ч. мн.ч.
1 л. я мы
2 л. ты вы
3 л. он, она, оно они
- Возвратное: себя
- Притяжательные: мой,твой,свой, наш,ваш,их,её,его
- Указательные: тот,этот,такой
- Вопросительные: кто,что,како чей,который,каков
- Относительные: кто,что,какой чей,который,каков
- Определительные:
весь, всякий, каждый, сам, самый,иной, другой
- Неопределённые: некто,нечто,какой-то,
кое-что, что-либо
- Отрицательные: никто,ничто,
никакой,ничей
Разряды местоимений
Разряд | Пример | |||
1. | Личные | |||
2. | Возвратное | |||
3. | Вопросительные
| |||
4. | Относительные | |||
5. | Неопределённые | |||
6. | Отрицательные | |||
7. | Притяжательные | |||
8. | Указательные | |||
9. | Определительные | |||
Причастие | Отглагольное прилагательное | |||
рассеянные ветром тучи (рассеять) |
рассеянный (невнимательный) | |||
позолоченный рожок |
золочёное кольцо | |||
раненный в руку |
раненый солдат | |||
тучи, которые рассеял ветер |
рассеянный - невнимательный |
Причастие - -нн- | Отглагольное прилагательное - -нн- |
решённый (решить – сов.в.) |
жареный (жарить – несов в.) |
|
|
жаренное (в чём?) в масле |
|
–ованный, -еванный, -ированный): асфальтированный, маринованный |
|
Смысловые группы наречий
Смысловая группа | Вопросы | Пример | |
Образ действия | Как? Каким образом? | Ровно, настойчиво, спокойно, аккуратно | |
Время | Когда? С каких пор? До каких пор? | Давно, рано, поздно, спозаранку | |
Место | Где? Куда? Откуда? | Налево, впереди, издалека | |
Причина | Почему? | Сослепу, сгоряча, спросонья | |
Цель | Зачем? | Назло, нарочно | |
Мера и степень | Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере? | Бесконечно, дважды, втрое, очень | |
Указательные | Здесь, там, тут, туда, тогда | ||
Неопределённые | Где-то, когда-нибудь, откуда-либо, кое-где | ||
Вопросительные | Где, куда, откуда, когда, зачем | ||
Отрицательные | Нигде, негде, никогда, никогда |
Группы сложноподчинённых предложений
Вид придаточной части | Значение | Вопрос | К чему относится | Средство связи с главной частью | ||
Союз | Союзное слово | |||||
Эпитет – яркое, образное, эмоционально окрашенное, метафорическое определение, с помощью которого говорящий выражает своё отношение к предмету речи. Например: стеклянный дождь, свинцовый небосклон.
Сравнение – стилистическая фигура, в основе которой сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи признаков другого.
Например: снег, как покрывало; удар подобно грому; в пруду лебедем красным плавает тихий закат.
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков. Метафору часто называют скрытым сравнением.
Например: дни рекой зеркальной потекли.
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления наделяются свойствами живых существ.
Например: Солнце реже смеётся; скоро осень проснётся и заплачет спросонья.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета с целью подчеркнуть их роль при создании образа.
Например: руки-то у Вани – не отмоешь в бане.
Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ.
Например, лиса – аллегория хитрости, коварства; волк – глупости и жестокости; заяц – трусости.
Метонимия – вид, тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный с ним. Уподобляются: автор и его произведение: зорю бьют… из рук моих Ветхий Данте выпадает.
Предмет и его содержимое: ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый.
Материал и изделие из него: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…
Место действия и люди, находящиеся там: аудитория сыплет вопросы колючие……
Стихотворные размеры
Двусложные:
Ямб - _ _
Хорей - _ _
Трёхсложные:
Дактиль - _ _ _
Амфибрахий - _ _ _
Анапест - _ _ _
СОЮЗЫ
Сочинительные Подчинительные:
- Соединительные:
И, ДА=И ТОЖЕ, ТАКЖЕ
- Разделительные:
ИЛИ, ЛИБО, ТО - ТО,
НЕ ТО - НЕ ТО и др.
- Противительные:
А, НО, ДА=НО, ЗАТО,ОДНАКО
Несовершенный вид Что делать?
писать
читать
говорить
дышать
решать
сверкать
колоть
Совершенный вид
Что сделать?
написать
прочитать
сказать
сосчитать
решить
сверкнуть
кольнуть
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов
I спряжение II спряжение
на – еть на - ить
- ать Исключения: на -еть
- оть терпеть
- уть вертеть
- ыть и др. обидеть
Исключения: зависеть
брить ненавидеть
стелить видеть
смотреть
на –ать:
гнать
держать
слышать
дышать
Окончания
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ут (-ют) -ат (-ят)
Падежи
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему)
Винительный (кого? что)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком? о чём)
цемент
щавель
свёкла
силос
дремота
хвоя
ворота
Изобразительно-выразительные средства, основные на переносном значении слов
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков. Метафору часто называют скрытым сравнением. | |
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления наделяются свойствами живых существ. | |
Эпитет – яркое, образное, эмоционально окрашенное, метафорическое определение, с помощью которого говорящий выражает своё отношение к предмету речи. |
Изобразительно-выразительные средства, основные на переносном значении слов
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков. Метафору часто называют скрытым сравнением. | |
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления наделяются свойствами живых существ. | |
Эпитет – яркое, образное, эмоционально окрашенное, метафорическое определение, с помощью которого говорящий выражает своё отношение к предмету речи. |
Изобразительно-выразительные средства, основные на переносном значении слов
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков. Метафору часто называют скрытым сравнением. | |
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления наделяются свойствами живых существ. | |
Эпитет – яркое, образное, эмоционально окрашенное, метафорическое определение, с помощью которого говорящий выражает своё отношение к предмету речи. |
Изобразительно-выразительные средства, основные на переносном значении слов
Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении названия одного предмета, явления, процесса вместо другого по сходству каких-то признаков. Метафору часто называют скрытым сравнением. | |
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления наделяются свойствами живых существ. | |
Эпитет – яркое, образное, эмоционально окрашенное, метафорическое определение, с помощью которого говорящий выражает своё отношение к предмету речи. |
Склонение существительных
Склонение | Род | В им.п. ед.ч. оканчиваются | Примеры |
1 | женский мужской | на –а, -я | стена дедушка |
2 | мужской средний | на согласный на –о, -е | месяц, словарь солнце, окно |
3 | женский | на согласный с ь на конце | печь |
Склонение существительных
Склонение | Род | В им.п. ед.ч. оканчиваются | Примеры |
1 | женский мужской | на –а, -я | |
2 | мужской средний | на согласный на –о, -е | |
3 | женский | на согласный с ь на конце |
Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
Основная мысль (идея) текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Сказуемое
простое глагольное составное
глагол в каком-либо глагольное именное
наклонении: вспомогательный глагол + н.ф. глагол-связка + именная часть
посмотрел грамматическое зн. лексич.зн. грамматич. зн. лексич. зн.
посмотрел бы начать быть сущ.
стать казаться прилаг.
хотеть называться прич.
мочь и др. являться числит.
должен мест.
рад нареч.
готов + быть
обязан
согласен и др.
Старуха пряла свою пряжу. Сирень начинает отцветать в начале лета. Ей туфли будут впору. Слово – серебро, молчание – золото.
Прямая речь
А: «П». «П»,- а.
А: «П?» «П?» - а.
А: «П!» «П!» - а.
Прямая речь
А: «П». «П»,- а.
А: «П?» «П?» - а.
А: «П!» «П!» - а.
Прямая речь
А: «П». «П»,- а.
А: «П?» «П?» - а.
А: «П!» «П!» - а.
приставка
корень морфемы
суффикс
окончание
ЦЫган
ЦЫплёнок
ЦЫпочки
Цыц
шоколад
шофёр
шоссе шомпол
жокей
жонглёр
шотландец
трущоба
трещотка
обжора
крыжовник
капюшон
шорох
шов
Корни с чередованием е – и
-бер- - -бира-
-дер- - -дира-
-пер- - -пира-
-тер- - -тира-
-мер- - -мира-
-стел- - -стила-
-блест- - -блиста-
-жег- - -жига-
подберу – подбирать замереть – замирать
сдеру – сдираю блеснул - блистал
подпереть – запирать протереть – протирать
Морфологический разбор
имени существительного
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное; б) одушевлённое или неодушевлённое; в) род; г) склонение.
- Непостоянные признаки: а) падеж; б) число.
- Синтаксическая роль.
Степени сравнения имён прилагательных
Сравнительная степень | Превосходная степень | |
Простая форма | умнее, громче тоньше | умнейший, широчайший |
Составная форма | более умный, менее громкий | самый умный, наиболее широкий, наименее громкий |
Морфологический разбор
имени прилагательного
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
- Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степени сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж; б) число, в) род (в ед.числе).
- Синтаксическая роль.
Морфологический разбор
имени числительного
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж).
- Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное или порядковое; у количественных: целое, дробное, собирательное
- Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть), в) род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Морфологический разбор
местоимения
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Постоянные признаки: а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).
- Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Морфологический разбор
глагола
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (неопределённая форма).
- Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.
- Непостоянные признаки: а) наклонение,
б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
- Синтаксическая роль.
Морфологический разбор
причастия
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (и.п. ед.ч. м.р.).
- Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид.
- Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж (у причастий в полной форме); в) число, г) род (в единственном числе).
- Синтаксическая роль.
Морфологический разбор
наречия
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
- Синтаксическая роль.
РУССКИЙ АЛФАВИТ
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка
краткое
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э
че ша ща твердый ы мягкий э
знак (ер) (еры) знак(ерь) оборотное
Ю Я
ю я (33 буквы:10 гласных, 21 согласная, Ъ и Ь звуков не обозначают)
СОГЛАСНЫЕ | |||||||||||||||
парные | непарные | ||||||||||||||
Звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | ||||
Глухие | п | ф | к | т | ш | с | х | ц | ч | щ |
Склонение существительных
Склонение | Род | В им.п. ед.ч. оканчиваются | Примеры |
1 | женский мужской | на - а, -я | стена дедушка |
2 | мужской средний | на согласный, на - о, -е | месяц, словарь солнце, окно |
3 | женский | на согласный с ь на конце | печь |
Падежи
Именительный (кто? что?)
Родительный (кого? чего?)
Дательный (кому? чему?)
Винительный (кого? что?)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком?о чём?)
Спряжение глаголов
I спряжение II спряжение
на – еть на - ить
- ать Исключения: на -еть
- оть терпеть
- уть вертеть
- ыть и др. обидеть
Исключения: зависеть
брить ненавидеть
стелить видеть
смотреть
на –ать:
гнать
держать
слышать
дышать
Буквы ч и щ в суффиксах -чик, -щик
Д - Т после З – С - ЧИК Ж | обходчик заказчик разносчик перебежчик |
после других -ЩИК согласных | каменщик компьютерщик прогульщик сварщик |
Суффиксы причастий
наст.вр. | прош. вр. | |
дейст.прич. | -ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) | -вш- -ш- |
страд. прич. | -ем- (-им-) | -нн- -енн- (-ённ-) -т- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские тесты по всем разделам. Русский язык, 5 класс.
Брошюра предлагает тесты по всем разделам русского языка в 5 классе...
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Поисковые задачи на уроках русского языка. Разделы русского языка
Деятельностный подход в обучении. Поисковые задачи на уроках русского языка....
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...
Русский язык в рисунках, схемах и рифмованных правилах
https://www.youtube.com/watch?v=Kv5z7cJAljU&list=UUzb5d3PA9UmGoKdXVQ4ZU9g...