МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал по литературе по теме
Системы стихосложений. Стихотворные размеры. Рифма и строфа поэтического текста.Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemy_stihoslozheniy_-_kopiya.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы стихосложений
Название системы | Характеристика | Пример |
Силлабическая | Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма | С одной страны гром, |
Силлабо-тоническая | Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | "Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, (М. Ю. Лермонтов) |
Тоническая | Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно | Вьется |
Стихотворные размеры
Название | Характеристика | Пример |
Хорей | Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Терек воет, дик и злобен, |
Ямб | Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | В передней толкотня, тревога; |
Дактиль | Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения | Кто бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий | Трёхсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения | Не ветер бушует над бором, |
Анапест | Трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения | Пропаду от тоски я и лени, |
Рифма и строфа поэтического текста
Рифма (греч. rhythmos - соразмерность, ритм, согласованность) - звуковой повтор в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Строфа (греч. strophe - круг, оборот) - группа из определённого числа стихов (стихотворных строк), повторяющая в произведении, объединённая общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделённое от смежных стихосочетаний большой паузой.
Виды рифм
Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло
Перекрёстная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим (абба)
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.
Сплетенная рифма имеет множество схем. Это общее наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Название тропа | Характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения | Под нами с грохотом чугунным (А. А. Фет) |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак | Выезжает из села да добрый молодец, |
Простое сравнение | Простой вид тропа, представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку | Дорога, как змеиный хвост, |
Метафора | Вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства | Не жалею, не зову, плачу, |
Олицетворение | Особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или явления | Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. ("Слово о полку Игореве") |
Гипербола | Вид тропа, основанный на преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и образности художественной речи | И полусонным стрелкам лень |
Литота | Образное выражение, в котором содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления эмоционального воздействия | Только в мире и есть, что тенистый (А. А. Фет) |
Метонимия | Вид тропа, перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; художественное отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности | Не дай мне Бог сойти с ума. (А. С. Пушкин) |
Синекдоха | Разновидность метонимии, замещение слова или понятия другим, находящимся с ним в отношениях "меньшее - большее"; "часть - целое" (количественная метонимия) | Белеет парус одинокой |
Оксюморон | Вид тропа, сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов | Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. |
Перифраз | Вид тропа, замена названия предмета или явления описанием его признаков | И вслед за ним, как бури шум, |
Ирония | Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоположном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки | "Ты все пела? это дело: |
Функции художественно-выразительных средств (тропов)
- характеристика предмета или явления;
- выражение авторской позиции;
- передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Поэтический синтаксис
Название синтаксической фигуры | Характеристика | Пример |
Риторический вопрос | Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа | Снег идет густой-густой. (Б. Л. Пастернак) |
Риторическое восклицание | Синтаксический приём; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому | ...И, содрав гонорар неумеренный, (Н. А. Некрасов) |
Риторическое обращение | Синтаксический приём; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата | Здравствуйте, племя (А. С. Пушкин) |
Повтор | Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений | Я ищу прозрачности, |
Градация | Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ | "В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться". (Н. В. Гоголь) |
Антитеза | Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов | Они сошлись. |
Инверсия | Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи | "Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням..." (А. С. Пушкин) |
Плеоназм | Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста | Горьким смехом моим посмеюся" (Н. В. Гоголь) |
Алогизм | Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении | Пил мёртвую! не спал ночей по девяти! (А. С. Грибоедов) |
Анаколуф | Стилистический приём, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах | А звери из лесов сбегаются смотреть, (И. А. Крылов) |
Поэтическая фонетика
Название фонетического приёма | Характеристика | Пример |
Звукопись | Повторение похожих звуковых сочетаний (гласных или согласных) в художественной речи | Я вздрагивал. Я загорался и гас. |
Анафора | Единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк | Клянусь четой и нечетой, (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце последующих строк | Не воздух, а золото, |
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе | "Пора, перо покоя просит..." (А. С. Пушкин) |
Ассонанс | Повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков, а также неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки | Багровое взметнулось полымя |
Лексические средства выразительности
Название лексического средства | Характеристика | Пример |
Синонимы | Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению | Не часто к нам слетает вдохновенье, |
Антонимы | Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению | Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы - большие, маленькие, многие! |
Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению | Мы сражаться стали, |
Неологизм | Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления | Эти сегодня стихли и оды, (В. В. Маяковский) |
Архаизм | Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления | Зажгли костер, сложилися, |
Историзм | Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало | Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм | Устойчивое сочетание слов | Узнали, подняли тревогу, (И. А. Крылов) |
Афоризм | Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме | Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм | Слово или выражение, употребляемое жителями определенной местности. | – Здорово, парнище! – (Н. А. Некрасов) |
Профессионализм | Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности | ...К тебе явлюся я; увижу сей дворец, (А. С. Пушкин) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория литературы Литература в таблицах
Материал из книги "Литература в таблицах" поможет при подготовке к ЕГЭ по литературе...
Раздаточный материал по литературе (для изучения теории литературы)
Материал для учащихся среднего звена. Раскрывает понятия "авторская позиция", "авторское отношение к герою", необходимые для работы с текстом на уроках и РПР, ВПР....
Дидактические материалы по теории вероятности для 9 класса
Задания1). Каждому из описанных событий (левый столбец) поставьте в соответствие верный вид (правый столбец).А) Из 25 учеников класса трое справляют 1) Достоверное событие.день рождения 15 января...
Методическая разработка занятия по теме "Путешествие и туризм" в сборнике материалов "Педагогическая теория в практику образования"
Цели урока:- текущий контроль уровня сформированности у учащихся языковых умений и навыков на лексико -грамматическом материале темы- развитие и совершенствование всех видов памяти: слуховой, зр...
Дидактические материалы по теории вероятности для 9 класса
Дидактические материалы по теории вероятности...
Урок литературы "В поисках смыслов. Теория литературы" 9 класс
Техкарта поможет интересно провести урок по теории литературы, посвящённый понятию интертекстуальность. В ходе урока обучающиеся познакомяться с понятиямии интертекстуальность, цитата, аллюзия, ремини...
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс
Таблицы по литературе. Теория литературы 9 класс...