Урок литературы "В поисках смыслов. Теория литературы" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9, 10 класс)

Копылова Ольга Дмитриевна

Техкарта поможет интересно провести урок по теории литературы, посвящённый понятию интертекстуальность. В ходе урока обучающиеся познакомяться с понятиямии интертекстуальность, цитата, аллюзия, реминисценция, или обобщат представления об этих явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_v_poiskah_smysla_9.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы по теме: Теория литературы. В поисках смыслов

Предмет: Литература

Место урока в изучаемой теме: урок по теории литературы

Класс: 9

Тип урока: комбинированный

Тема

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в рассказах.

Цели

Образовательные: расширение представлений обучающихся о смыслах изучения литературы и средствах обретения  этих смыслов / источниках смыслов; познакомить с понятием интертекстуальности и со способами построения интертекстуальных связей, применяя метод ИАТ; развивать умение обобщать и делать выводы, развивать мотивацию к учению и творчеству

Воспитательные: воспитывать уважительное и любознательное отношение к литературе и культуре

Формировать УУД: личностные: осваивать новые виды деятельности, делать выводы, формировать устойчивую мотивацию к саморазвитию и самосовершенствованию

предметные: воспринимать и анализировать текст; сопоставлять тексты, комментированно читать

метапредметные:

познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь рассуждать, сравнивать, обобщать;

регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию

коммуникативные: уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе и групповой работе, соблюдая правила речевого поведения.

Основные понятия

Интертекстуальность, аллюзия, реминисценция, цитата

Межпредметные связи

Русский язык, искусство, музыка

Ресурсы

Презентация MS PP, коробка, ленты, шар, рабочие листы

Технологии

Комбинированная

Организация

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для достижения планируемых результатов

Примечания

1. Организационный этап

Приветствие, организация работы

Готовятся к работе

2. Определение темы урока

Инициирует обсуждение темы урока: беседа о смыслах изучения литературы (общих и личных), выход на поиск новых смыслов

Отвечают на вопросы учителя

Диалог с учителем и одноклассниками

3. Аналитико-творческий этап, открытие нового знания

Задание 1.

1. Работа с картиной И. Шишкина «На Севере диком…» (сюжет, жанр, чувства, вызываемые картиной);

2. Сопоставление картины со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»: обсуждение изменений в восприятии картины;

3. Предложение дополнить художественную реальность картины, нарисовать продолжение;

4. Выход на понятие интертекстуальности (диалог между картиной и стихотворением и т.д.)

Анализируют картину, сопоставляют полотно с текстом стихотворения, рисуют продолжение истории, аргументируют свои идеи

Диалог с учителем и одноклассниками, индивидуальная творческая работа

4. Аналитический этап

Демонстрация коробки, перевязанной лентами, с символом интертекстуальности внутри. Обозначение задачи: добыть символ, выполнив задания (после выполнения задания развязываем одну ленту)

Задание 2. Просмотр отрывка музыкального клипа на песню Оксимирона «Кто убил Марка?» и установление источников фраз, используемых исполнителем.
Вопрос: как называются такие фразы?
Комментарий о цитате (ключ 1) как о способе построить интертекстуальную связь.
Беседа о смысле использования цитат.

Смотрят и анализируют фрагмент клипа, в парах устанавливают источники цитат, участвуют в беседе

Парная работа

5. Аналитический этап, открытие нового знания

Задание 3.

Инициирование работы с одой Горация «К Мельпомене» (лирический герой, тема, чувства героя, идея)

Инициирование работы со стихотворением Г.Р. Державина «Памятник»
Сопоставление текстов

Указание на очевидные сходства текстов (аллюзия – ключ 2), а затем на неочевидные сходства (реминисценции – ключ 3)

Анализируют и сопоставляют тексты стихотворений

Индивидуальная работа, фронтальная работа

6. Обобщение

Извлечение артефакта – шара из коробки.

Вопрос: почему шар – символ интертекстуальности?

(Отсутствие граней, начала и конца у фигуры; возможность соединять любые точки)

Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах

Диалог с учителем и одноклассниками

7. Рефлексия

Вопрос на рефлексию: как понимание связанности может мотивировать нас изучать литературу?

Отвечают на вопрос, делают заметки в рабочих листах

Индивидуальная работа

8. Подведение итогов, д/з

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока

Д/з по усмотрению учителя

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"

На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....

Урок географии "План местности" (теория). 5 класс

Урок 15 "План местности" (теория). Презентация к уроку и материал для самостоятельной работы в парах при изучении нового материала. Урок составлен по учебнику географии УМК "Сферы"...

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе по теме "Музыкальные сюжеты в литературе"

Музыка- единственное искусство, проникающеев сердце человеческоетак глубоко,что может изображать переживание этих чувствСтендаль.Мелким было бы искусство, которое давалобы только звучание, не имея сре...

Урок литературы "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Урок по рассказу В.М.Шукшина "Алеша Бесконвойный"в 11 классе. В ходе урока дети анализируют рассаказ, отвечают на вопросы, работают над понятием "шукшинские чудики" , готовятся к д...