Раздаточный материал по литературе (для изучения теории литературы)
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Материал для учащихся среднего звена. Раскрывает понятия "авторская позиция", "авторское отношение к герою", необходимые для работы с текстом на уроках и РПР, ВПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_literatury.docx | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория литературы Понятие «автор» считается одним из стержневых в литературе. Рассматриваются следующие основные значения слова «автор»: 1. автор как создатель текста. 2. образ автора, под которым понимается особая форма проявления авторской позиции. Автор «участвует» в движении сюжета, имеет своё определённое отношение к героям и т.д. Автор – это то лицо, которое словно «стоит» за текстом произведения. Не всегда автор одобряет действия своих героев, а также не всегда даже самый «любимый» авторский герой равняется образу самого автора. Автор – нечто более высшее, творец своего произведения. Рассмотрим схему отношений автор----повествователь----рассказчик----герой произведения. Какова разница между всеми этими человеческими лицами в литературном тексте? Образ автора может быть выражен в 4-х образах: 1. на уровне безличного повествования – это повествование от 3го лица, где голос автора скрывается предельно (вспомни, что таких произведений – большинство!); 2. автор как повествователь – от 3го лица, ед. числа, голос автора не имеет ярко выраженной интонации, стилистической окраски, но мы понимаем, что историю рассказывает некий человек со своей историей жизни; 3. автор как рассказчик (пример – Белкин у А.С. Пушкина) – авторский голос еще более узнаваем. В отличие от повествователя, рассказчик обладает очень характерной манерой речевого поведения – чаще – от 1ого лица, ед. числа; 4. автор как автобиографический герой (вспомни или уточни, что такое автобиография) – в мемуарном жанре (воспоминания), автор – персонаж. Как мы видим, пункт номер 4 наиболее близок к формуле автор=герой. Но обычно писатели не могут писать о себе с полной искренностью. В произведении всегда создаётся новый мир, отличный от реального – мир художественный. Поэтому герой может носить или передавать только часть душевных качеств автора (писателя). И тем более это верно, когда мы имеем дело с пунктом номер 1, 2, 3 (номер 3 – писатель и вовсе рисует образ другого человека-рассказчика). Таким образом, мы видим, что в произведении чаще всего имеются следующие отношения: Автор (смотри пункт номер 1) ⇔ герой произведения. В литературе существует такой термин, как авторское отношение к герою. Как правило, это или одобрение, сочувствие, или осуждение, или просто интерес наблюдателя. Литературный герой – персонаж, обладающий необычным характером. Литературный герой подвергается характеристике со стороны автора. Персонажи характеризуются автором: - с помощью совершаемых ими поступков; - с помощью портрета (портретная характеристика); - с помощью речи (речевая характеристика; то, что и как говорит герой – очень важно для понимания того, какой он человек); - с помощью мыслей, чувств, намерений персонажей и многих других деталей. Также в литературе есть термин авторская позиция. Это то, как воспринимает мир автор, это его мировоззрение, выраженное в произведении, то, что считает важным и ценным в жизни он как личность. Подумай, какое понятие шире – авторское отношение или авторская позиция? Конечно, авторская позиция. Авторское отношение направлено лишь «в сторону» героя, а авторская позиция выражает отношение автора ко всему миру, смыслу жизни. Другое дело, что через отношение к герою и через изображение какого-либо героя автор может выражать свои идеи (авторскую позицию). Авторское отношение – его личная оценка поступков и внутреннего мира героя. В любом случае автор – своеобразный судья для своих героев. Автор авторское отношение авторская позиция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал по литературе для дифференцированного обучения учащихся 11-х классов
Данный раздаточный материал представляет собой набор карточек с вопросами по изучаемым темам. Вопросы сформулированы таким образом, что для ответа на них требуется детальное знание текстов, умение ана...
Раздаточный материал к уроку литературы "Развитие социального и любовного конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
Раздаточный материал представляет собой план-опрос по тексту комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Предложенные вопросы помогут учащимся проанализировать основные моменты комедии, сделать итоговые в...
Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс)
Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс) представляет собой коллекцию отрывков из стихотворных произведений, которую можно использовать как для объяснения темы, так и для контроля п...
Раздаточный материал по литературе 5 класс.
Кроссворды по литературе 5 класс. Разрезные карточки....
Изучение крымскотатарской литературы в интегрированном курсе "Литература"
Мы, люди разных национальностей, живущие по соседству, обязаны ради общего блага стремиться к взаимопониманию и учиться уважать друг друга. Изучая быт и культуру народа, живущего рядом с тобой, п...
раздаточный материал для повторения и изучения глагола to be
интересные задания с картинками. может подойти для учеников как начальных так и для средних классов...
Раздаточный материал для повторения и изучения темы глагол have, has
методическая разработка по иностранному языку (4 класс)...