Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутреннему конфликту, сомнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkinskie_traditsii.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал к уроку «Пушкинские традиции в стихотворении А.А. Ахматовой “Нам свежесть слов и чувства простоту…”»
В стихотворении “Нам свежесть слов и чувства простоту…” А. А. Ахматова продолжает тему назначения поэта и поэзии. Уже вначале автор создает образ поэта. В стихотворении ни разу не встречается само слово “поэт”, вместо него – местоимения “Нам”, “тебе”,”мы”. Но сразу понятно : речь идет о поэте, поэтах, Ахматова и себя причисляет к собратьям по перу. Более того, продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы- образа поэта, его предназначения. “Свежесть слов” и “чувства простота” — это “дарованное небесами”, дар Божий. Значит, поэт— провозвестник, истолкователь воли Бога. Не так ли у Пушкина? Стихотворец тогда становится поэтом, когда услышит голос Бога : “ И Бога глас ко мне воззвал”, “Исполнись волею моей…”, “Лишь божественный глагол. // До слуха чуткого коснется, //Душа поэта встрепенется”. Муза поэта подвластна лишь “веленью божию”. Именно Пушкин заложил основу того особого понимания искусства и мисси поэта, которое отличает русскую литературу. “Поэт в России— больше, чем поэт”, он, получивший свой дар от Бога, подобен пророку, предсказателю. На него возложена высокая миссия —вести за собой, жить во имя человеческого. Путь у каждого из пророков свой, но главное для любого из них “не пытаться для себя хранить” “дарованное небесами”, нести людям: “Осуждены… Мы расточать, а не копить”. Эти ахматовские строки явно перекликаются с пушкинскими “Не требуя наград за подвиг благородный”. Миссия поэта гуманна: “ исцеляй слепых” у Ахматовой, у Пушкина об этом же несколько иначе— “Глаголом жги сердца людей”. Таким образом, Ахматова продолжает традиционную тему лирики— взгляд поэта на задачи его жизни, его поэзии.
Тернист путь Божьего избранника - поэта. Наделённый особым даром, видящий не только прекрасное, божественное, но и жизнь во всей её полноте, в противоречиях, он и сам подвержен внутреннему конфликту, сомнению. “И меж детей ничтожных мира, // Быть может, всех ничтожней он”. Это у Пушкина. Лирическому герою Ахматовой, поэтическому “двойнику”, знаком “тяжёлый час сомненья”, но он готов достойно встретить “Учеников злорадное глумленье // И равнодушие толпы”. Пушкин тоже на себе испытал не только “шум восторженных похвал”, но и “суд глупца и смех толпы холодной”, но не потерял веру в себя, в своё призвание. Он советует поэту оставаться твёрдым в своих убеждениях: “ Поэт! Не дорожи любовию народной”, “Пускай толпа его бранит…”, “Холодная толпа взирает на поэта, // Как на заезжего фигляра…”, “Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не оспоривай глупца”. Несмотря на брань и насмешки не понимающих поэта современников, он независим в собственном выборе, свободен от диктата чужих мнений. Творец не должен изменять себе, своим идеалам, не должен идти на поводу у времени, не ждёт похвалы (“Ты сам свой высший суд”), смело вступает в конфликт с обществом. Поэтому у Божьих избранников так часто звучит мотив одиночества: Ахматова почти дословно повторяет пушкинское “живи один” – “Иди один…”. “Один”, потому что “служенье Муз не терпит суеты”. “Один”, поэтому свободен, независим, неподкупен, “твёрд, спокоен и угрюм”. “Один”, ведь служит не славе, толпе, людским прихотям, а Богу. Эту очень важную мысль мне хочется прокомментировать, подкрепить высказываниями великих людей, прежде всего Л.Н. Толстого: “Чем уединённее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос бога”, “В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между богом, нашей совестью и нами” (Амиель), “Человек должен умирать один. Так же должен и жить человек. В том, что главное в жизни, человек всегда один, то есть не с людьми, а с богом” (Паскаль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение А.А. Ахматовой " Нам свежесть слов и чувства простоту"
Анализ стихотворения с целью выявления пушкинских традиций в творчестве А.А. Ахматовой....
Опыт исследования стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество» 1942г. «От слов к речи, от часа к Вечности».
Форма урока:интегрированный урок литературы и русского языка на основе комплексного использования различных форм: эвристическая беседа, применение ИКТ, индивидуальная и фронтальная работа, исследовани...
Урок по теме "Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие..." (презентация для 6 класса)
Презентация к уроку в 6 классе по теме"Стихотворение А.А. Ахматовой "Перед весной бывают дни такие"...
Урок-практикум "Сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой и М. Цветаевой. 11 класс"
Работа состоит из сопоставления стихотворений "Как люблю, как любила глядеть я..." и "Москва! - Какой огромный" по трём уровням сожности. Рассчитано на 45 минут после изучения творчества Ахматов...
технологическая карта урока литературы в 6 кл."Поэтизация родной при¬роды в стихотворении А. А. Ахматовой. Связь ритмики и мелоди¬ки стиха с эмоциональным со¬стоянием лирической героини"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.Ахматовой"...
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...
Методическая разработка урока Анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»
Методическая разработка предназначена для организации и проведения урока литературы в 6 классе. Содержание урока предполагает знакомство с мансийским поэтом Югры Юваном Шесталовым. Данный урок входит ...