Методическая разработка урока Анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Андреева Галина Олеговна

Методическая разработка предназначена для организации и проведения урока литературы в 6 классе. Содержание урока предполагает знакомство с мансийским поэтом Югры Юваном Шесталовым. Данный урок входит в систему Модульного курса «Диалог культур» (автор Андреева Г.О),  содержательной основой которого  является изучение литературы родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал по анализу стихотворного  текста, раздаточный материал, тест. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_yuvana_shestalova.docx79.95 КБ

Предварительный просмотр:

                               

           

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»

                      Методическая  разработка  урока  литературы

                                         

                  Раздел: Родная  природа в стихотворениях поэтов  XX века  

Тема: Анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»

                                                                                        Автор: Андреева Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

                                               п. Нижние Нарыкары

                                               Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методическая характеристика урока
  3. Структура урока
  4. Технологическая карта урока
  5. Ход урока 
  6. Приложение 1 (таблица)
  7. Приложение 2 (примерные ответы)
  8. Критерии оценок за урок

         

                                       Пояснительная  записка

Методическая разработка предназначена для организации и проведения урока литературы в 6 классе. Содержание урока предполагает знакомство с мансийским поэтом Югры Юваном Шесталовым. Данный урок входит в систему Модульного курса «Диалог культур» (автор Андреева Г.О),  содержательной основой которого  является изучение литературы родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. 

В методическом пособии представлены различные формы заданий. Пособие включает материал по анализу стихотворного  текста, раздаточный материал, тест. К разработке прилагаются две презентации: основные факты жизни и творчества поэта и тест к анализу стихотворения.

В результате изучения темы Анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…» учащиеся должны

знать:

- основные факты жизни и творчества Ювана Шесталова;

- своеобразие пейзажной лирики поэта; 

- духовно-нравственные ценности обско-угорских народов.

уметь:

- выразительно читать поэтический текст;

- анализировать, сопоставлять, делать выводы на основе уже известного материала;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, их роль в раскрытии идейно-  художественного содержания произведения;

- выявлять авторскую позицию и интерпретировать своё отношение к ней;

- выполнять творческие работы.

         

                      Учебно-методическая характеристика урока          

Предмет: литература

Класс: 6 

Дата: 12.04. 2019 г.

Урок № 86

Тема урока: анализ стихотворения Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

Образовательная – познакомить с лирикой мансийского поэта Ювана Шесталова, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста.

Развивающая – развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов.

Воспитательная –  формировать мнение о Юване Шесталове как поэте, человеке и личности;

помочь почувствовать национальную самобытность и оригинальность его творчества,  воспитывать  любовь к Югорской земле, уважение к коренным народам ХМАО, гражданственность, интерес  к литературе и поэтическому слову поэтов Югры, нравственно-этические представления.

Методы: словесный (элементы лекции, беседа, выразительное чтение), аналитический (анализ произведения, художественных средств), демонстрационный (использование презентации, учебник-хрестоматия «Диалог культур»)

Оборудование: проектор, компьютер, тетрадь, презентация № 1 (биография поэта), аудиозапись стихотворения «В морозной свежести Земля», презентация № 2 (Тест).

Перечень литературы: учебник-хрестоматия «Диалог культур» 5-9-х кл. / автор-составитель Андреева Г.О; Литература для 6 кл., учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровина /Москва, издательство «Просвещение» 2017 г.

Ресурсы:  

1.«Государственная библиотека Югры» «Твори творение, творец!»https://docplayer.ru/29243085-Tvori-tvorenie-tvorec.html;

2. Учебник-хрестоматия для 5 – 9 классов по программе модульного курса «Диалог культур»

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/11/uchebnik-hrestomatiya-dlya-5-9-klassov-po;

3. http://ugralit.okrlib.ru/authors

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Смысловое чтение. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления, устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Межпредметные связи: русская литература, мансийская литература

Действия обучающихся: ответы на вопросы, работа со словарём, выразительное чтение, анализ текста. 

Структура урока:

I. Орг. момент.

II. Мотивация к обучению. Целеполагание.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Освоение новых знаний. Практикум. Аналитическая работа с текстом

V. Физминутка.

VI. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала.

VII. Домашнее задание.

VIII. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка работы на уроке. 

                                                     Технологическая карта урока

План урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап 1. Создание условий для осознанного восприятия нового материала

I.Организационный момент (1 мин.) 

Психологический настрой детей на урок. Приветствует.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

личностные УУД: внимание, уважение к окружающим;

                                Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

II. Мотивация к обучению. (1-2 мин.)

 

Словесный,метод мотивации учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

Организует работу с эпиграфом (слайд 1):

Я пою для века песни Возрождённого народа.

           Юван Шесталов

- Как вы думаете, кто написал эти строки? (фамилия автора закрыта)

Подсказка: он написал стихотворение «Моя загадка», которое изучали в 5 классе.

Так сказал о себе Юван Шесталов.

- Прочитайте слова Ювана Шесталова. О чем они? Как вы думаете, что он имел в виду? Прокомментируйте его высказывание.

Комментарий учителя:

Юван Шесталов пишет стихи, в которых воспевает мансийский народ, язык и культура которого возрождается.

Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации №1, которые вам помогут определить тему урока. (Слайд 3) Портрет Ювана Шесталова.

Проблемный вопрос:

- Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-А у вас есть желание узнать, о чем писал Юван Шесталов?

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема:

Лирика Ювана Шесталова. Анализ стихотворения «В морозной свежести Земля…».

Отвечают на вопрос, вспоминают изученное.

Участвуют в полилоге.

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия.

Стихотворения Ювана Шесталова.

Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные УУД: саморегуляция

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания

Целеполагание (2 мин.) 

Организует беседу по постановке целей урока

Мы живём на прекрасной земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В ХМАО немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов.

Этими замечательными строками стихотворенья Ювана Шесталова мы открываем урок.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы соприкоснуться с творчеством талантливого писателя и поэта Югры, Юваном Шесталовым, почувствовать национальную самобытность и оригинальность его творчества.

- Скажите, хотелось бы вам узнать, каким увидел зимний лес Ю. Шесталов?

 - Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите, какие цели мы поставим на урок?         

Помогает в формулировании целей обучения. 

Цели урока (слайд 2):

Знакомство с фактами биографии поэта.

Анализ  стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения. Умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе.

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Совместная формулировка целей урока.

регулятивные УУД: целеполагание

коммуникативные УУД: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

III. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Словесный,метод мотивации учебной деятельности.

Индивидуальная работа.

1) Организует беседу

Повторим теорию:

- Что такое пейзаж?

- Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства?

- Что важно передать в пейзажных зарисовках?

2) Индивидуальное задание: составить словарную статью в литературную энциклопедию «пейзаж».

3). Повторение выразительных средств (слайд 3).

 Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.

Один человек пишет словарную статью

Ответ ученика:

Пейзаж - вид какой-нибудь местности;

-рисунок, картина, изображающая природу;

-описание природы в литературном произведении;

-объектом описания являются явления природы, погода, уголки природы.

-пейзаж в литературном произведении используется для создания образа героя, характеристики изображаемых событий.

личностные УУД: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные УУД: саморегуляция

предметные УУД: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

предметные УУД:

поиск и выделение необходимой информации

регулятивные УУД: осуществление рефлексии своей деятельности.

предметные УУД:

умение применять знания в конкретной ситуации.

IV. Освоение нового

(15 мин.)

.

Первичное закрепление

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей. 

1. Слово учителя.

Знакомство с биографией писателя (сопровождается слайдовой презентацией; (слайды 3-15) 

2. Работа с учебником-хрестоматией

3.Знакомство со стихотворением «В морозной свежести Земля…» (слайд 4).

- Стихотворение Ю. Шесталов написал в 1960 году. Оно вошло в его первый сборник «Мисне».

4.Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова (слайд 5, 6)

Бисер-маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивкемозаике и вязании.

Насквозь —наречие. Полностью, совершенно,  целиком.

Наперевес— наречие (об оружии в руках). Держа в наклонном вперед положении.

Слушают, составляют кластер жизни и творчества поэта.

       

Читают статью в учебнике-хрестоматии  о Ю. Шесталове. Закрепляют прочитанное

Слушают стихотворение в исполнении актера.

Запись на доске и в тетрадях значений  слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

регулятивные УУД: осознание обучающимися стремления к постижению нового.

предметные УУД:формирование предметных понятий, систематизация знаний.

регулятивные УУД: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

 

                   Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом (слайды 4-13).

Практикум

(4 мин)

Проблемный метод фронтальной организации учащихся

1. Работа с текстом стихотворения

Проблемный вопрос:

Что же изображает поэт в стихотворении?

- Что описывает поэт?

- Какова тема стихотворения?

- Какова идея стихотворения?

- Какова композиция стихотворения?

Ю. Шесталов показывает картину природы в динамике, разворачивая перед читателем целую историю с незамысловатым сюжетом. В какой последовательности даны поэтом сюжетные зарисовки? (слайд 9) 

- Найдите в тексте повтор. 

Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. 

-Природа многолика и разнообразна, она в постоянном движении и смене явлений.  

- Можно ли услышать, что происходит? Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, всё в движении, и не случайно доминируют глаголы.

- Какие согласные звуки помогают передать «стук копыт, скрип саней»? Согласные звуки [п],[д],[т],[к],[р].

Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией. 

-Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно

нарисованы акварелью. Для усиления выразительности образа поэт широко использует  «цветовые» эпитеты. Автор рисует картину, наполненную    блеском серебра и золота.

     Основные цвета: серебристый, голубой, жёлтый, белый и красный.

Гласные звуки [о], [е], [и], [а] определяют цвет слов. 

- Как называется такой приём?

Комментарий учителя: Такой прием передачи цвета языком художественного произведения называется цветописью. 

- Есть ли в тексте подобные конструкции?

Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ

– В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему?– Расставим логические ударения.

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Ю. Шесталова?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

Вопрос и ответ на него записаны на доске.

Ответы учащихся:

- Природа, пейзаж.

- Поэт признаётся в своей любви к природе, к родной Земле.

-При помощи красок он передаёт своё восприятие природы.

- Состоит из 4-х строф.

Определяют последовательность сюжетных зарисовок.

«Под стук копыт, под скрип саней…»

Определение записывается в словарик: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Послушаем: «зима спешит», «стук копыт, скрип саней», «проходит лось», «зовут мансийца».

Вспоминают определение. Участвуют в обсуждении. Приводят примеры из текста.

Аллитера́ция — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Определение записывается в тетради:

Цветопись - это литературный прием передачи красочности и цветов окружающего мира в художественном произведении

Участвуют в обсуждении. Приводят примеры из текста.

Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

- Неторопливо, с чувством восхищения, упоения.
Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение. 

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

предметные УУД:формулирование проблемы.

предметные УУД:

установление правил продуктивной работы

предметные УУД:

формирование предметных понятий, систематизация знаний.

коммуникативные УУДоценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями

V.Физминутка

(пауза релаксации

2 мин.)

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Выполняют физкультминутку.

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

                                Этап 5. Закрепление полученных знаний

VI. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

 (5 мин.).

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

Исследовательская работа в группах.

Автор хочет подчеркнуть великолепие зимнего леса. 

-Какие выразительные средства он использует при описании природы? (таблица)

1 группа – находит эпитеты

2 группа – метафоры

3 группа – олицетворение

План работы в группе:

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Проанализируйте стихотворение по плану: 1)определить средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.

2) охарактеризовать пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

3) определить настроение, передаваемое в стихотворении;

4) вид рифмовки в стихотворении;

5) размер, которым написано стихотворение:

1.Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

2.Какие впечатления оставило?

- Представление работы в группах по плану: (таблица) 

Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, дают полный анализ стихотворения по предложенному плану, заполняют таблицу. 

Защищают проделанную работу.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативныеУУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные

УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

                               Этап 6. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

(1 мин)

Задает дифференцированное д/з: 1) наизусть стихотворение Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»; 2)  Р/р. Творческая работа «Зимние узоры» (5-10 предложений). 3) нарисовать иллюстрации к стихотворению; 4) попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение. Для всех –  выучить термины, подготовиться к тесту.

Запись домашнего задания.

регулятивные УУД: рефлексиякоммуникативныеУУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности. (1 мин)

Самооценка работы на уроке. 

(1-2 мин)

Словесный, наглядный Метод контроля,

Познаватель-

но-рефлек-

сивный

Тест (слайды 7-19). Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

Вспомним наш проблемный вопрос: 

Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него  чувства любви к своей малой Родине. Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии Ю. Шесталова, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии. В стихотворении «В морозной свежести Земля…» Юван Шесталов показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

-Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?

- Вы добились той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

-Были ли минуты радости, удовлетворения?

-Что вызвало затруднение? Анализ работы учащихся.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) 

Отвечают на вопросы, оценивают себя на шкале успеха.

Осуществление контроля своей деятельности. Самоанализ работы на уроке.

познавательныеУУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста-описания.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, самооценке.

                                                       Ход урока       

 I.Организационный момент.  - ПАЩА ОЛЭН! (Здравствуйте!)

Создание проблемной ситуации.

2. Работа с эпиграфом.                 

                                                СЛАЙД № 1                           

Я пою для века песни

Возрождённого народа.

                             Юван Шесталов

- Как вы думаете, кто написал эти строки? (фамилия автора закрыта)

Подсказка: он написал стихотворение «Моя загадка», которое изучали в 5 классе.

- Так сказал о себе Юван Шесталов.

- Прочитайте слова Ювана Шесталова. О чем они? Как вы думаете, что он имел в виду? Прокомментируйте его высказывание.

Комментарий учителя:

Юван Шесталов пишет стихи, в которых воспевает мансийский народ, язык и культура которого возрождается. 

- Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации №1, которые вам помогут определить тему урока.

                                                  СЛАЙД № 2 (портрет Ювана Шесталова).

Проблемный вопрос:

- Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- А у вас есть желание узнать, о чем писал Юван Шесталов?

Комментарий учителя:

- Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Формулируют предполагаемую тему занятия). 

II. Мотивация к обучению.

- Мы живём на прекрасной земле, которая носит поэтическое название Югра. Югорская земля богата не только стратегическими ресурсами. Щедра она и на таланты. В ХМАО немало писателей и поэтов, в числе которых и представители коренных северных народов. Не имеющие даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство.

- Сегодня мы обратимся к стихам известного мансийского поэта Ювана Шесталова. 

                         

- Итак, тема урока – лирика Ювана Шесталова. Анализ стихотворения «В морозной свежести Земля…».       

                                                 СЛАЙД № 3 

Целеполагание.

Этими замечательными строками (эпиграф) стихотворения Ювана Шесталова мы открываем урок.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы соприкоснуться с творчеством талантливого писателя и поэта Югры, Юваном Шесталовым, почувствовать национальную самобытность и оригинальность его творчества. В своём творчестве Юван Шесталов воспевает Югорский край, малую Родину, природу, с гордостью говорит о своём народе. Чтобы лучше понимать «мастера слова», нужно присмотреться к языковым особенностям его творения, а в этом нам помогает анализ текста.                                    

- Скажите, хотелось бы вам узнать, каким увидел зимний лес Ю. Шесталов?

- Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите, какие цели мы поставим на урок? (формулируют)       

Цели урока                            СЛАЙД № 2

- В процессе анализа стихотворения вы должны повторить теоретические сведения из области русского языка и литературы, познакомиться с фактами биографии поэта, научиться выразительно читать стихотворение и анализировать его.

Показать своё умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста.

В заключении - провести небольшое исследование - отметить особенности лирики поэта и написать творческую работу.

III. Актуализация опорных знаний

1) Словарная работа.           

- Что такое пейзаж?

- Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства?

- Что важно передать в пейзажных зарисовках?

2) Индивидуальное задание: составить словарную статью в литературную энциклопедию «пейзаж».

3). Повторение выразительных средств           СЛАЙД № 3

IV. Освоение нового

1. Слово учителя. Знакомство с биографией писателя (сопровождается слайдовой презентацией) 

                                            СЛАЙДЫ №  3-15

2. Работа с учебником-хрестоматией. Составляют кластер жизни и творчества поэта.               

3.Знакомство со стихотворением «В морозной свежести Земля…» (читает подготовленный ученик)                                  СЛАЙД № 4 (текст стихотворения)

                     ***

В морозной свежести Земля,

И шубы в бисере на ней.

Зима спешит, снежком пыля.

Под стук копыт, под скрип саней.

В пушистом инее леса

Сверкают золотом насквозь.

Костром в кустах мелькнет лиса,

В снегу по грудь проходит лось.

Пушистый снег, морозный день

Зовут меня, мансийца, в лес.

По следу твоему, олень,

Спешу с ружьем наперевес.

Зима спешит, снежком пыля,

И сердце с ней, и счастье с ней.

Люблю тебя, моя Земля,

И стук копыт, и скрип саней!

- Стихотворение Ю. Шесталов написал в 1960 году. Оно вошло в его первый сборник «Мисне».

4.Лексическая работа

– В стихотворении вам встретились для кого-то трудные, непонятные слова.

                                                          СЛАЙДЫ № 5, 6

Бисер  маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивкемозаике и вязании.

Насквозь  наречие. Полностью, совершенно,  целиком.

Наперевес  наречие (об оружии в руках). Держа в наклонном вперед положении.

5. Первичное закрепление

V. Практикум. Повторение изобразительно-выразительных средств языка.

1. Работа с текстом стихотворения

Проблемный вопрос: Что же изображает поэт в стихотворении?

- Что описывает поэт?

- Какова тема стихотворения?

- Какова идея стихотворения?

- Какова композиция стихотворения?

- Ю. Шесталов показывает картину природы в динамике, разворачивая перед читателем целую историю с незамысловатым сюжетом. В какой последовательности даны поэтом сюжетные зарисовки?                                            СЛАЙД № 9

- Найдите в тексте повтор. 

Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.

- Природа многолика и разнообразна, она в постоянном движении и смене явлений.  

- Можно ли услышать, что происходит?

- Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, всё в движении, и не случайно доминируют глаголы.

- Какие согласные звуки помогают передать «стук копыт, скрип саней»? Согласные звуки [п],[д],[т],[к],[р].

Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией. 

- Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно нарисованы

акварелью. Для усиления выразительности образа поэт широко использует  «цветовые» эпитеты. Автор рисует картину, наполненную    блеском серебра и золота.

     Основные цвета: серебристый, голубой, жёлтый, белый и красный.

Гласные звуки [о], [е], [и], [а] определяют цвет слов. 

- Как называется такой приём?

Комментарий учителя: Такой прием передачи цвета языком художественного произведения называется цветописью. 

- Есть ли в тексте подобные конструкции?

2. Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ.

– В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему?

– Расставим логические ударения.

3. Выразительное чтение стихотворения.

4. Беседа по прослушанному (устное рецензирование чтения одноклассников)

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Ю. Шесталова?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

5. Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно поклонилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

VI. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

  1. Исследовательская работа в группах.

Автор хочет подчеркнуть великолепие зимнего леса. 

-Какие выразительные средства он использует при описании природы? (Приложение 1 таблица)

1 группа – находит эпитеты

2 группа – метафоры

3 группа – олицетворение

План работы в группе:

1. Выразительно прочитайте стихотворение.

2. Проанализируйте стихотворение по плану:

1)определить средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.

2) охарактеризовать пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

3) определить настроение, передаваемое в стихотворении;

4) вид рифмовки в стихотворении;

5) размер, которым написано стихотворение:

3. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

4. Какие впечатления оставило?

2.  Представление работы в группах по плану:

VII. Домашнее задание дифференцированное:

1) наизусть стихотворение Ювана Шесталова «В морозной свежести Земля…»;

2)  р/р. Творческая работа «Зимние узоры» (5-10 предложений).

3) нарисовать иллюстрации к стихотворению;

4) попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение.

Для всех –  выучить термины.

VIII. 1). Рефлексия учебной деятельности. Тест.

                                                          СЛАЙДЫ  №  7-19

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».

- Вспомним наш проблемный вопрос: 

- Что же изображает поэт в стихотворении? 

- Картину природы, пейзаж, а через него  чувства любви к своей малой Родине.

Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики. Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии Ю. Шесталова, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии. В стихотворении «В морозной свежести Земля…» Юван Шесталов показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

2). Самооценка работы на уроке. 

- Какое впечатление у вас осталось от нашего урока?

- Вы добились той цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Были ли минуты радости, удовлетворения?

- Что вызвало затруднение? Анализ работы учащихся.

3). Выставление оценок.

                                                                                                                          Приложение 1

                                               План работы в группе:

1. Выразительно прочитать стихотворение.

2. Проанализировать стихотворение по плану:

1) охарактеризовать пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

     2) определить средства художественной выразительности, их роль в стихотворении:

        1 группа

       метафоры

          2 группа

         эпитеты

            3 группа

         олицетворения

3) определить размер, которым написано стихотворение;

4) определить вид рифмовки в стихотворении;

5) определить настроение, передаваемое в стихотворении.

3. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

4. Какие впечатления оставило?

                                                                                                                          Приложение 2

        Примерный ответ:

        1 группа

       метафоры

          2 группа

         эпитеты

            3 группа

         олицетворения

Шубы в бисере

Сверкают золотом

Костром мелькнёт

В морозной свежести

В пушистом инее

Пушистый снег

Морозный день

Зима спешит

По грудь проходит лось

Снег и день зовут

 

                                                            Сочинение

Стихотворение «В морозной свежести Земля…» написано Ю. Шесталовым в 1960 году.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Поэт описывает природу, зимнюю тайгу. Лирический герой находится в гармонии с природой: «Зовут меня, мансийца, в лес». С помощью эпитетов автор передаёт читателю все прелести природы и её красоту: «в пушистом инее», «в морозной свежести», «пушистый снег», «морозный день». Также можно увидеть такой вид звукописи, как аллитерация: «под стук копыт, под стук саней».

Стихотворение написано ямбом, рифмовка перекрёстная. Лирический герой находится в восторге от зимней природы, его переполняют чувства, он влюблён в неё: «люблю тебя, моя Земля».

С помощью метафоры писатель хочет показать нам всё богатство Севера: «леса сверкают золотом», он гордится и хвастается «своей Землёй».

Стихотворение наделено яркими красками: «костром», «золотом», которые вызывают только положительные эмоции.             (Таня Б.)

                                                     Сочинение

В стихотворении «В морозной свежести Земля…» Юван Шесталов отправляет нас в мир природы и красоты мансийских лесов. Мы отчётливо наблюдаем пейзажную зарисовку с помощью обилия зрительных образов: «проходит лось», «мелькнёт лиса», «по следу твоему, олень…»  Также автор использует и звуковые образы: «стук копыт», «скрип саней», аллитерация звуков [д], [т], [с], [к], ], [р] позволяет сделать образы контрастнее.

Художественную выразительность придают различные средства языка – метафоры: «сверкают золотом», «костром мелькнёт»; эпитеты: «пушистый иней», «пушистый снег»; олицетворения: «снег зовёт», «зима спешит», «сердце спешит».

Стихотворение написано ямбом, рифма перекрёстная, композиция последовательная, состоит из четырёх строф. Особую трепетность звучанию придаёт анафора, повторение строк «зима спешит под стук копыт, под скрип саней». Лирический герой будто хочет рассказать о природе и сам бесконечно радуется этому.      (Алёна И.) 

Критерии оценок за урок

 «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с жизнью; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему: "Узоры на морозном окне"

Конспект урока по предмету композиция  для подготовительной группы ДХШ,....

Методическая разработка урока по теме "Рифма и ритм стихотворения"

Методическая разработка урока по теме: «Рифма и ритм стихотворения». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Методическая разработка урока литературы в 9 классе. Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Дурак"

В данной  методической  разработке  содержится  методика  проведения  урока  литературы, на котором  обучающиеся  учатся  анализировать стихотворение ...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....