Рабочая программа по литературе 10 класс по программе Ю.В. Лебедева
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс базовый уровень по программе Ю.В.Лебедева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Согласовано _____________Л.А.Соснина Протокол методического совета № от «__»_августа 2017 | Утверждаю: Директор школы __________ А.Г.Балабина Приказ № от «__»_ августа 2017 |
Согласовано Зам.директора по УВР _____________ С.А.Пучкова от «__»_августа 2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Учитель первой квалификационной категории
Троцюк Ольга Леонидовна
10 класс (базовый уровень)
2017 год
РАЗДЕЛ 1
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», и на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни): Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2011.
Программа адресована 10 классу МБОУ Суховской СОШ.
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об
образовании»;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2017 – 2018 учебном году
-Устав МБОУ Суховской СОШ;
-Положение о Рабочей программе;
-Учебный план МБОУ Суховской СОШ на 2017-2018 учебный год.
Состав УМК для 10 класса:
Литература 10 класс Базовый и профильный уровни в двух частях, Ю.В.Лебедев, Москва «Просвещение», 2011
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения: приобщение учащихся к чтению русской и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия, воспитание на этой основе нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств, развитие эстетического вкуса, образного мышления, культуры речи и общения. Основой содержания литературного образования является чтение и изучение художественных текстов при сохранении литературоведческого, этико-философского, историко-культурного компонентов.
Задачи:
1. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
2. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
3. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
4. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
5. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
6. овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать еѐ, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
7. использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Изучение данного предмета предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет школьникам глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В процессе преподавания предмета «литература» используются элементы следующих педагогических технологий:
- традиционное обучение;
- развивающее обучение;
- личностно-ориентированное обучение;
- педагогика сотрудничества;
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
- комбинированный урок;
- урок-лекция;
- урок-демонстрация;
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок-игра;
- урок-консультация
Основная форма деятельности учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учёта и контроля знаний учащихся. По предмету « Литература» предусмотрены следующие формы контроля:
1.По месту контроля:
предварительный;
текущий;
итоговый.
2.По способу оценивания:
«рейтинговая» технология;
«качественная» технология.
3.По способу организации:
взаимный;
контроль учителя;
самоконтроль.
4.По ведущей функции:
диагностический;
стимулирующий
Программа 10 класса в инвариантном плане рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов в году), но в связи с тем, что некоторые учебные занятия выпадают на праздничные дни, то по моей рабочей программе в вариативном плане будет дано (по факту)- 102 часа, поэтому программный материал будет пройден за счёт уплотнения материала.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу: в авторскую программу изменения не внесены.
Срок реализации программы 1 год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела:
-пояснительная записка,
-планируемые предметные результаты освоения учебного предмета,
-содержание учебного предмета,
-календарно-тематическое планирование.
РАЗДЕЛ 2
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Предметные результаты:
— восприятие художественных произведений как части историко-литературного процесса в объеме программы;
— знание изученных текстов и общее представление о литературном процессе;
— овладение специальными приемами анализа содержания литературного произведения во всех аспектах (жанр, сюжет, композиция, герои и все особенности художественного мира, характеризующего произведение).
Метапредметные результаты:
— свободное владение приемами составления разных типов плана;
— умение использовать различные типы пересказов;
— активное использование справочных материалов, интернет-ресурсов и навыка работы с ними;
— умение делать доказательные выводы.
Личностные результаты:
— знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
— умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
— владение различными типами творческих работ;
— адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения.
РАЗДЕЛ 3
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Количество часов |
Литература первой половины XIX века | 8 | |
Литература второй половины XIX века. | 2 | |
И. А. Гончаров. «Обломов» | 10 | |
А. Н. Островский «Гроза» | 8 | |
И. С. Тургенев «Отцы и дети» | 10 | |
Н. Г. Чернышевский «Что делать?» | 7 | |
Н. А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» | 7 | |
Ф. И. Тютчев. Поэзия | 3 | |
А. А. Фет. Поэзия | 3 | |
А. К. Толстой. Поэзия | 2 | |
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» | 2 | |
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» | 9 | |
Л. Н. Толстой. «Война и мир» | 22 | |
Н. С. Лесков. «Очарованный странник» | 1 | |
А. П. Чехов. «Вишневый сад» | 7 | |
Зарубежная литература второй половины XX века | 1 | |
Итого | 102 |
Содержание обучения
Литература первой половины XIX века
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Жизнь и творчество А. С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божий, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...»
Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Повесть «Невский проспект». Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести "Невский проспект". Особенности поэтики Гоголя.
Литература второй половины XIX века.
Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности. Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
И. А. Гончаров. «Обломов»
Жизнь и творчество. Роман «Обломов» история создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
А. Н. Островский «Гроза»
Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. "Гроза" в русской критике: И. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве
(фрагменты); А. А. Григорьев «После "Грозы " Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
Жизнь и творчество. Духовные искания Чернышевского. Образ Чернышевского в литературе и искусстве. Эстетическая теория Чернышевского. Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» - утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки. «Тайный» сюжет романа «Что делать?» Система персонажей в романе «Что делать?»
Н. А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо»
Жизнь и творчество. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «ОМуза! я у двери гроба!..»
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы.
Ф. И. Тютчев. Поэзия
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема "невыразимого". Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет. Поэзия
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
А. К. Толстой. Поэзия
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
Жизнь и творчество. «История одного города» (обзорное изучение). Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие "Истории". Черты антиутопии в произведении. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Л. Н. Толстой. «Война и мир»
Жизнь и творчество. Тема войны в ранних произведениях писателя (обзор). Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. "Внутренний человек" и "внешний человек". Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романс. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Н. С. Лесков. «Очарованный странник»
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Образы основных героев.
А. П. Чехов. «Вишневый сад»
Жизнь и творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя -"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Зарубежная литература второй половины XX века
В. Гете. Трагедия «Фауст». Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста. Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». Литература на современном этапе.
РАЗДЕЛ 4
Календарно-тематическое планирование
Таблица календарно-тематического планирования по литературе на 10 класс
№ п/п | Сроки проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечание | |
Плановые | Скорректированные | ||||
I полугодие - 47 часов, 4 -соч, Четверть - 25 часов, 2 - соч. Литература первой половины XIX века (8 часов) | |||||
02.09 | Русская литература первой четверти XIX века | 1 | |||
06.09 | Обзор русской литературы первой половины XIX века. | 1 | |||
07.09 | Художественные открытия лирики А. С. Пушкина. | 1 | |||
09.09 | «Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». | 1 | |||
13.09 | Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова. | 1 | |||
14.09 | Внеклассное чтение. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | 1 | |||
16.09 | Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века. | 1 | |||
20.09 | Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | 1 | |||
Литература второй половины XIX века (2 часа) | |||||
21.09 | Обзор русской литературы второй половины XIX века | 1 | |||
23.09 | Русская критика и литературный процесс второй половины XIX века. | 1 | |||
И. А. Гончаров. «Обломов» (10 часов) | |||||
27.09 | Жизнь и деяния господина де Лень. | 1 | |||
28.09 | Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. | 1 | |||
30.09 | Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»). | 1 | |||
04.10 | Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»). | 1 | |||
05.10 | Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав II-ой части романа «Обломов»). | 1 | |||
07.10 | Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав II-ой части романа «Обломов»). | 1 | |||
11.10 | Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»). | 1 | |||
12.10 | Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»). | 1 | |||
14.10 | Роман «Обломов» в зеркале критики. | 1 | |||
18.10 | Сочинение по произведению И.А. Гончарова. | 1 | |||
А. Н. Островский «Гроза» (8 часов) | |||||
19.10 | А. Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни. | 1 | |||
21.10 | Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»). | 1 | |||
25.10 | Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»). | 1 | |||
26.10 | Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»). | 1 | |||
28.10 | «Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»). | 1 | |||
II Четверть -22 час, 2- соч | |||||
08.11 | «Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»). | 1 | |||
09.11 | «Гроза» в оценке русской критики. | 1 | |||
11.11 | Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница».Развитие речи. Сочинение по творчеству А. Н. Островского. | 1 | |||
И. С. Тургенев «Отцы и дети» (10 часов) | |||||
15.11 | «Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. | 1 | |||
16.11 | Внеклассное чтение. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». | 1 | |||
18.11 | Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым. | 1 | |||
22.11 | «Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа). | 1 | |||
23.11 | Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа). | 1 | |||
25.11 | Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа). | 1 | |||
29.11 | Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа). | 1 | |||
30.11 | Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа). | 1 | |||
02.12 | Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети» | 1 | |||
06.12 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Сочинение по произведениям И. С. Тургенева. | 1 | |||
Н. Г. Чернышевский «Что делать?» (7 часов) | |||||
07.12 | Духовные искания Чернышевского. | 1 | |||
09.12 | Образ Чернышевского в литературе и искусстве | 1 | |||
13.12 | Эстетическая теория Чернышевского. | 1 | |||
14.12 | Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» | 1 | |||
16.12 | «Тайный» сюжет романа | 1 | |||
20.12 | Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя | 1 | |||
21.12 | Система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя | 1 | |||
Н. А. Некрасов. Поэзия. «Кому на Руси жить хорошо» (7 часов) | |||||
23.12 | Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова. | 1 | |||
27.12 | «Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова. | 1 | |||
II полугодие- 55 часов, 4- соч. III Четверть -31 час, 2 -соч. | |||||
11.01 | Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» | 1 | |||
13.01 | Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» | 1 | |||
17.01 | Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | |||
18.01 | Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | |||
20.01 | «Путь славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир – на весь мир»). Развитие речи. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова. | 1 | |||
Ф. И. Тютчев. Поэзия (3 часа) | |||||
24.01 | Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева. | 1 | |||
25.01 | Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева. | 1 | |||
27.01 | «Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева. | 1 | |||
А. А. Фет. Поэзия (3 часа) | |||||
31.01 | Поэзия и судьба А. А. Фета. | 1 | |||
01.02 | Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета. | 1 | |||
03.02 | Развитие речи. Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. | 1 | |||
А. К. Толстой. Поэзия (2 часа) | |||||
07.02 | Художественный мир А. К. Толстого. | 1 | |||
08.02 | Внеклассное чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого). | 1 | |||
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (2 часа) | |||||
10.02 | Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | |||
14.02 | Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | |||
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» (9 часов) | |||||
15.02 | Художественный мир Ф. М. Достоевского. | 1 | |||
17.02 | В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). | 1 | |||
21.02 | «Униженные и оскорбленные» в романе «Преступление и наказание». Анализ второй части романа. | 1 | |||
22.02 | Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. | 1 | |||
24.02 | «Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». | 1 | |||
28.02 | «Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. | 1 | |||
01.03 | Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. | 1 | |||
03.03 | Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | |||
07.03 | Сочинение по произведению Ф. М. Достоевского. | 1 | |||
Л. Н. Толстой. «Война и мир» (22 часа) | |||||
10.03 | Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. По страницам великой жизни. | 1 | |||
14.03 | История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия. | 1 | |||
15.03 | «Вечер в салоне А.П. Шерер».( Анализ сцен из 1 тома, 1 части). | 1 | |||
17.03 | Семья Ростовых. Именины. | 1 | |||
21.03 | Лысые Горы (в имении Болконских).Сходство и различие Ростовых и Болконских. | 1 | |||
22.03 | Изображение войны 1805-1807 гг.(Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. | 1 | |||
24.03 | Путь исканий главных героев романа. Пьер Безухов. | 1 | |||
IV Четверть - 24 часа, 2 - соч. | |||||
04.04 | Путь исканий главных героев романа. Андрей Болконский. | 1 | |||
05.04 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 | |||
07.04 | Первый бал Наташи Ростовой. | 1 | |||
11.04 | Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. | 1 | |||
12.04 | Бородинское сражение. (Обзор содержания III тома романа «Война и мир»). | 1 | |||
14.04 | Кутузов и Наполеон в романе. | 1 | |||
18.04 | Партизанская война (Платон Каратаев и Тихон Щербатый). Бегство французов из России. | 1 | |||
19.04 | «Мысль народная» в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого. | 1 | |||
21.04 | Эпилог романа. | 1 | |||
25.04 | Образ Наташи Ростовой. | 1 | |||
26.04 | Нравственные искания главных героев романа - Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | |||
28.04 | Семья в романе Л.Н. Толстого. | 1 | |||
02.05 | По страницам творчества Л.Н. Толстого | 1 | |||
03.05 | Подготовка к сочинению по роману «Война и мир». | 1 | |||
05.05 | Сочинение по роману «Война и мир». | 1 | |||
Н. С. Лесков. «Очарованный странник» (1 час) | |||||
10.05 | Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». | 1 | |||
А. П. Чехов. «Вишневый сад» (7 часов) | |||||
12.05 | Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество. | 1 | |||
16.05 | Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста». | 1 | |||
17.05 | Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». | 1 | |||
19.05 | А. П. Чехов – драматург. Бывшие хозяева вишнёвого сада. | 1 | |||
23.05 | Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»? | 1 | |||
24.05 | «Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов. | 1 | |||
26.05 | Сочинение по произведению А.П. Чехова. | 1 | |||
Зарубежная литература второй половины XX века (1 час) | |||||
30.05 | Зарубежная литература. И. В. Гете. Трагедия «Фауст». Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста. Оноре де Бальзак. Повесть «Гобсек». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького 3 ступень
Рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Беленького рассчитана на 210 часов (базовый уровеь). Включены уроки по изучению национальной литературы...

рабочая учебная программа по литературе по типовой программе Меркина 2 ступень
Рабочая учебная программа по литературе по программе Меркина составлена по стандартам 2004г. Реализован региональный компонент....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
рабочая программа по литературе (ФГОС) по программе Г.С. Меркина для 5-9 классов
Данная рабочая программа будет полезной для учителей русского языка и литературы, работающих в 5-9 классах по программе Г.С. Меркина (ФГОС)....

рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...