Урок по литературе для 7 класса «Боль за все живое» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок изучения, первичного закрепления знаний. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, вводно - мотивационный этап, первичная проверка знаний (произведение было прочитано дома), первичное закрепление, домашнее задание, подведение итогов, рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etap_uroka.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество | Мамонова Евгения Анатольевна |
Район | Городецкий |
Место работы | ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Общая информация | |
Тема занятия | «Боль за все живое» (по рассказу Л.Андреева «Кусака») |
Тип занятия | изучения, первичного закрепления знаний |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: добиться осознания детьми необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости, показать значимость поставленных автором проблем. Задачи: Образовательные: создать условия для формирования навыков и умений литературного анализа. Развивающие: формировать умение работать в группе, работать с текстом учебника, высказывать свою точку зрения, развивать эмоциональную сферу. Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, милосердия, доброго отношения ко всему живому. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель. |
Дидактическое обеспечение |
|
Планируемые результаты урока | |
|
|
|
|
|
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль. |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная |
|
Дополнительная |
|
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1.Организационный | 2 мин. | Приветствие педагога. Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих | Дети приветствуют учителя. |
2. Вводно-мотивационный | 3 мин. | Проблемная ситуация -Для того чтобы начать работу над темой урока, предлагаю вам прослушать песню и подумать, какая проблема объединяет эти произведения и актуальна ли она сейчас? - Верно. Проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства. Раз проблема существует, мы должны её решать, что-то делать.
- Итак, тема нашего урока «Боль за все живое». | -И то, и другое о жестоком и равнодушном отношении к животным и об ответственном отношении к ним. Проблема актуальна. |
3. Первичная проверка знаний | 20 мин. | -Все вы дома внимательно прочитали рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» и составили цитатный план к произведению. Примерный цитатный план: 1. «Она никому не принадлежала». 2. «У неё отняли ее непримиримую злобу». 3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака» 4. «Как же нам быть с Кусакой?» 5. «Собака выла…». Беседа. -Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа? ( Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые? ) - Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? – С каких пор собака перестала «доверять людям»? -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? - Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? - Как изменилась собака с приездом дачников? (Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?) -Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? – Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь? -Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой?
– Почему дачники не взяли с собой в город собаку? – Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом? - Каких же человеческих качеств нет у «добрых» дачников? -Верно. Давайте разберемся, что означают эти слова. Словарная работа. (слайд ) Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Гуманность- человеколюбие и отзывчивость. Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках. | Фронтальная работа Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы. Зачитывают из текста -Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность. -Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». -Злоба. -На дачу, где жила Кусака, приехали дачники. -Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». У нее появилось имя, она обрела смысл жизни. Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки». -Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья. -Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. -Они тоже счастливы, Кусака доставляла им радость, веселье. Зачитывают диалог из рассказа. -Она воспринимала собаку как развлечение. -Сострадания, сочувствия, милосердия, ответственности…. Запись в тетради. |
4. Первичное закрепление | 15 мин. | Устное словесное рисование -Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к рассказу, то что бы вы изобразили? -Как менялась внешность Кусаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей? - Найдите в тексте фрагмент соответствующий тому, что вы видите на экране. (Демонстрируется картина осени) -Какой троп и с какой целью использовал автор? -Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки? Творческая работа в группах - Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом. Первая группа: представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Вторая группа: представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Третья группа: представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? | Ответы детей. 4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». -Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора ,даже будто сама природа грустит вместе с собакой. -Пейзаж красивый, но настроение тревожное, мы предчувствуем беду. Выступление творческих групп учащихся со своими придуманными новыми финалами рассказа. |
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин. | Проблемная ситуация: -Можно ли считать себя порядочным человеком, если ты равнодушен к судьбе того, кто слабее тебя, к братьям нашим меньшим? -Оформите ответ в виде мини-сочинения. | Списывают со слайда домашнее задание. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 мин. | -Так что же будет менять мир в лучшую сторону? - Но этого достаточно? Ведь это было и у дачников? -А что нужно еще? -Что же мы должны делать, чтобы проблема, о которой мы сегодня говорили исчезла? -Верно. Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость. (Учитель рисует стрелочки с названием этих качеств на доске, а в серединке пока пусто) . - А как называется качество, которое все это включает в себя? - У нас получилось солнышко и слова теплые . Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния. Мы должны не просто говорить о доброте, а действовать. Милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь. Будьте добрыми и человечными! | -Любовь, доброта. -Нет! -Нужны конкретные действия. Ответы детей. - Милосердие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
Формирование в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....
урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс
Методическая разработка метапредметного урока по литературе....
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")
Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"
В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....
Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок на тему "Добро и зло в рассказе Л.Андреева "Кусака"...