Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_dlya_8_klassa.docx | 41.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной и учебного плана школы. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Программа изучения литературы в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов, из расчета 2часа в неделю.
Главная идея данной программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ овладение навыками развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика курса
В основу программы заложен системно- деятельностный подход. Основная задача обучения литературе в 8 классе – показать учащимся связь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
Основой изучения литературы остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем, 8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно- эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Произведения располагаются по хронологическому принципу - первый шаг к курсу на историко-литературной основе в старших классах.
В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы , художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству.
В 8 классе на уроках литературы на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы. В 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера.
Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы). Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, игровая, здоровьесбережения.
Формы организации образовательного процесса
При составлении данной рабочей программы предполагаются следующие типы и виды уроков:
- уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;
- уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей;
- уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;
- уроки внеклассного чтения.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках литературы в 6 классе предполагает следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- анализ и интерпретация произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Из них контрольные работы | Из них работа по развитию речи | Из них внеклассное чтение |
1. | Введение | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - |
4. | Из литературы XVIII века | 2 | - | - | - |
5. | Из литературы XIXвека | 34 | - | 5 | 4 |
6. | Из литературы XX века | 16 | 2 | 2 | |
7. | Зарубежная литература | 9 | - | - | 2 |
8. | Повторение | 3 | - | - | - |
9. | Итоговая аттестация | 1 | 1 | - | - |
Итого: | 70 (54 часа на изучение произведений) | 1 | 7 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество
Русские народные песни, их разновидности. Отражение в песнях народной жизни. Частушки. Особенности строения и поэтики частушек. Темы частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Древнерусская литература
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Житийный образ Александра Невского. Житие как жанр древнерусской литературы.
«Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение древнерусской литературы. Особенности бытовой сатирической повести.
Русская литература XVIII века
Русская литература XVIII века, общая характеристика.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Русская литература XIX века. Русская литература XIX века, общая характеристика.
И. А.Крылов и его басни. Историческая основа, мораль и идейно-художественные особенности басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».
К. Ф.Рылеев. Жанровое многообразие творчества поэта. Исторические события и содержание думы «Смерть Ермака».
А. С.Пушкин. Слово о поэте. Тема природы в лирике Пушкина: «Туча». Тема дружбы в лирике Пушкина: «19 октября». Любовная лирика Пушкина: «Я помню чудное мгновенье». История создания стихотворения, идейно-художественные особенности. Историческая тема в творчестве Пушкина. Отношение поэта к истории. Обращение Пушкина к теме Пугачевского восстания. «История Пугачевского бунта»: описание внешности и характера Пугачева, отношение автора к восстанию. Творческая история повести «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка личности героя. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Изображение народной войны и ее вождя. Образ маши Мироновой. Смысл названия повести. Идейно-художественное богатство повести. Замысел автора и его воплощение.
Урок внеклассного чтения: главные идеи и образы повести А. С.Пушкина «Пиковая дама».
М. Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Принцип историзма в произведениях Лермонтова. Поэма «Мцыри»: история создания, тема и идея, значение эпиграфа. Роль пейзажа в поэме. Основные черты характера главного героя. Смысл концовки поэмы. Понятие о романтизме. Особенности «Мцыри» как романтической поэмы. Оценка поэмы русской критикой.
Н. В.Гоголь – писатель-сатирик. Замысел, написание и постановка комедии «Ревизор». Нравственные и социальные пороки чиновников города N. Хлестаков и хлестаковщина как нравственное явление. Финал комедии. Смысл немой сцены. Значение эпиграфа к комедии.
Урок внеклассного чтения: петербургские повести Гоголя. Реальность и фантастика в повести «Шинель». Образ главного героя.
М. Е.Салтыков-Щедрин. Образ писателя. Отношение писателя к общественному устройству России. Содержание «Истории одного города» (обзор). Сказочные элементы и иносказательное изображение российских порядков. Средства создания комического.
Н. С.Лесков. Образ писателя и его отношение к истории России. Смысл эпиграфа и названия рассказа «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа.
Урок внеклассного чтения: взаимосвязь исторического времени и событий в рассказе Лескова «Тупейный художник».
Л. Н.Толстой – великий писатель и человек. Отношение писателя к истории. Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за все происходящее вокруг. Антитеза как способ построения произведения.
Поэзия родной природы: пейзажная лирика поэтов XIX века.
А. П.Чехов и его понимание истории. Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье. Причины поведения главных героев.
Русская литература XX века. Русская литература XX века, общая характеристика.
И. А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство Бунина в рассказе «Кавказ». Роль пейзажа. Главные проблемы рассказа.
Писатель А. И.Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Куст сирени». Представление о счастье и любви.
Урок внеклассного чтения: проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В. Г.Короленко «Парадокс».
Личность М. Горького. Рассказ «Челкаш». Противостояние героев.
А. Блок. Слово о поэте. Изображение страны и отражение ее истории в стихотворении «Россия». Д. С.Лихачев о Куликовской битве. Образ Родины в цикле Блока «На поле Куликовом». Образная система цикла.
С. Есенин. Слово о поэте. Оценка творчества Есенина М. Цветаевой и Б. Пастернаком. История создания поэмы «Пугачев». Образ предводителя народного восстания. Отношение автора к герою.
М. А.Осоргин и его рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. Традиции Н. В.Гоголя в прозе Осоргина.
И. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - сложный путь к мастерству. Автобиографические воспоминания писателя.
Изображение исторических событий авторами журнала «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник». Реальность ситуации и юмористические детали. М. Зощенко. Слово о писателе. Сатирический рассказ «История болезни». Абсурдность в рассказе и в жизни.
А. Твардовский. О поэте. История создания поэмы «Василий Теркин». Роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Композиция поэмы. Авторские отступления. Народный образ главного героя.
А. Платонов и его рассказ «Возвращение». Нравственные проблемы и гуманизм рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Роль поэзии на войне. История создания некоторых популярных военных песен.
Рассказы В. П.Астафьева. Слово о писателе, его отношение к истории. Тематический характер творчества Астафьева. Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Образы бабушки и учителя.
Русские поэты XX века о природе и о себе. Тематические и художественные особенности стихов.
Поэты Русского Зарубежья о Родине. Литература Русского Зарубежья и причины ее появления. Особенности творчества поэтов Русского Зарубежья.
Взаимосвязь литературы и истории (обобщение). Понятие историзма в широком и узком смысле. Романтический и реалистический историзм.
Зарубежная литература
У. Шекспир – великий английский драматург. Обзор содержания пьесы «Ромео и Джульетта».
Английский писатель-сатирик Дж. Свифт и его отношение к истории. Сатирическое изображение английской действительности в романе «Путешествия Гулливера».
В. Скотт и его исторический роман «Айвенго». Отношение писателя к истории. Сочетание исторической правды и фантазии в романе «Айвенго». Сопоставление романа «Айвенго» и повести А. С.Пушкина «Капитанская дочка».
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Вид, форма контроля | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
1 | Введение (1час) | Введение. Русская литература и история. Родной край как источник творчества, понятие о крае в литературном краеведении (лит.кр.) | Тезисный план, конспект лекции. | ||
2 | Устное народное творчество (2 часа) | Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Состояние литературного краеведения Тамбовского региона (лит.кр.) | Индивидуальное сообщение. Выразительное чтение песен. | ||
3 | Предания как жанр русской народной прозы. Особенности их содержания и художественной формы. Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. | Фронтальный. Ответы на проблемные вопросы. | |||
4 | Из древнерусской литературы (2 часа) | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Устное словесное рисование, краткий пересказ. | ||
5 | «Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | Выборочный пересказ, комментированное чтение. | |||
6 | Из литературы 18 века (3 часа) | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. | Выразительное чтение по ролям, анализ текста. | ||
7 | Проблема воспитания истинного гражданина. Становление и развитие литературы Тамбовского края как историко-культурный процесс (лит. кр.) | Анализ текста, чтение по ролям | |||
8 | Г.Р. Державин. Поэзия Тамбовского периода и её тематическое разнообразие. | ||||
9 | Из литературы 19 века (37 часов) | И.А. Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественный пороков. | Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям. | ||
10 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Индивидуальные сообщения по теме урока | |||
11 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с историей. | Сопоставительный анализ, выразительное чтение | |||
12 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Тамбовские корни рода Пушкиных. (лит. кр.) | Индивидуальный, выборочный пересказ статьи, ответы на вопросы. | |||
13 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Индивидуальный выборочный пересказ статьи, ответы на вопросы. | |||
14 | Гринёв. Формирование характера. | Индивидуальный. Устный рассказ, ответы на вопросы. | |||
15 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. | Индивидуальный, ответы на вопросы. | |||
16 | Падение Белогорской крепости. Изображение народной войны и её вождя. | Пересказ фрагментов. Фронтальный опрос. | |||
17 | Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений». | Пересказ фрагментов. Фронтальный опрос. | |||
18 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | Сообщения учащихся | |||
19 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Индивидуальные сообщения. | |||
20 | Рр Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка» | Составление плана, систематизация материала. | |||
21-22 | РР Сочинение по повести «Капитанская дочка» | Рецензирование. Написание сочинения. | |||
23 | «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. | Выразительное чтение. Монологическое высказывание. Ответы на вопросы. | |||
24 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Судьба поэта. М.Ю. Лермонтов и Тамбовский край. Поэма «Тамбовская казначейша» (лит.кр.) | Монологическое высказывание. | |||
25 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». История создания, тема, идея, композиция. | Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. | |||
26 | Образ Мцыри в поэме. | Составление характеристики Мцыри | |||
27 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | Письменная работа. Сочинение. | |||
28 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | Комментированное чтение | |||
29 | Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии и её первой постановки. | Выразительное чтение по ролям. | |||
30 | «Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | Ответы на проблемные вопросы. | |||
31 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Индивидуальные сообщения. Фронтальный опрос. | |||
32 | Триумф Хлестакова. Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 3-го действия. | Выразительное чтение в лицах». Ответы на проблемные вопросы. | |||
33 | Лестница славы и позор городничего. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Индивидуальный и фронтальный опрос. Тестирование. | |||
34 | Рр Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | Составление плана, систематизация материала. Рецензирование. Написание сочинения. | |||
35 | Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного) | Выборочное чтение | |||
36 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести. | Подробный пересказ отрывка. | |||
37 | М. Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «Истории одного города» (отрывок).Художественно – политическая сатира на общественные порядки. | Выразительное чтение. Выборочное чтение отрывков. Ответы на проблемные вопросы. | |||
38 | Обучение анализу эпизода из романа «Истории одного города». | Индивидуальный. Анализ эпизода. | |||
39 | Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | Работа с текстом. | |||
40 | Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. С.Н. Терпигорев «Новый барин» (лит.кр.) | Индивидуальное сообщение. Устный рассказ. | |||
41 | Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа | Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. | |||
42 | Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого | Выборочное чтение. Ответы на проблемные вопросы. Аналитическая беседа. | |||
43 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество». | Выразительное чтение отрывков. Ответы на проблемные вопросы. | |||
44 | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. А.М. Жемчужников. Стихи из сборника «Песни старости» (лит.кр.) | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
45 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Индивидуальное сообщение. Пересказ рассказа. | |||
46 | Из русской литературы 20 века (17 часов) | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина-прозаика. | Фронтальный опрос. Составление плана по рассказу. | ||
47 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Комментированное чтение. Ответы на проблемные вопросы. Составление характеристики. | |||
48 | Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Ответы на проблемные вопросы. | |||
49 | А.А. Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве поэта. «Россия». Образ России и её история. | Выразительное чтение цикла | |||
50 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. | Выразительное чтение фрагментов поэмы. Анализ лирического произведения. | |||
51 | И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | |||
52 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки) | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
53 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Аналитическое чтение рассказа. Ответы на вопросы. | |||
54 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | Комментированное чтение. Индивидуальные сообщения. Ответы на вопросы. | |||
55 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | Выразительное выборочное чтение. | |||
56 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | Аналитическая беседа, комментированное чтение | |||
57 | А.А. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | Комментированное чтение. Ответы на вопросы. | |||
58 | Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Выразительное чтение и анализ стихотворений | |||
59 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. | |||
60 | Рр Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» | Составление плана, систематизация материала. Рецензирование. Написание сочинения. | |||
61 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
62 | С.А.Серафимович. «Тамбовский мужичок в Москве» | Выразительное чтение. Ответы на вопросы. | |||
63 | Зарубежная литература (5 часов) | У. Шекспир Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».Поединок семейной вражды и любви. | Конспект лекции. Выразительное чтение по ролям. | ||
64 | Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | Выразительное чтение сонет, их анализ. | |||
65 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Краткий пересказ текста. Комментированное чтение. | |||
66 | Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство. | Краткий пересказ текста. Комментированное чтение. | |||
67 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Краткий пересказ текста. Комментированное чтение отрывков. | |||
68 | Итоговая контрольная работа | Тестирование. | |||
69-70 | Резервные уроки | Индивидуальные сообщения. Ответы на проблемные вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...