Развёрнутый ответ по литературе в формате ЕГЭ, вопрос № 1.7Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?
презентация к уроку по литературе (9, 11 класс) по теме

Абраменко Людмила Анатольевна

Образец развёрнутого ответа на проблемный вопрос в формате ЕГЭ. Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

С.5. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?

                                                Я слушаю рокоты сечи

                                                И трубные крики татар,

                                                Я вижу над Русью далече

                                                Широкий и тихий пожар.

                                                                А. Блок.

                                        Я - не первый воин, не последний,

                                                Долго будет родина больна.

А. Блок.

«Слово о полку Игореве»  -гениальное произведение древней русской литера туры. Рукописный список  «Слова…» был найден в конце 18-го века А.И. Мусиным-Пушкиным, первое издание произведения было осуществлено в 1800-м году. «Слово…» посвящено неудачному походу князя Игоря на половцев в 1185-м году, это непосредственный отклик на события Игорева похода.  

Автор «Слова…» неизвестен. Предполагают, что  он принадлежал к боярской верхушке, был воином, причём воином высшего разряда, возможно, приближённым князя Игоря, человеком широко образованным, знающим княжескую генеалогию, и, несомненно, настоящим патриотом, ибо его произведение полно самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине.

 Главная идея «Слова…»  - призыв русских князей к единению накануне монголо-татарского нашествия.  В «Слове…» мы постоянно слышим взволнованный голос Автора, который  обращается к читателям, называя их «братья», и не просто повествует о событиях Игорева похода, но даёт им  оценку . Он обращается и к событиям современности, и делам седой старины, ищет там поучительные примеры, отыскивает аналогии.  Его речь  - то гневная, то печальная и скорбная, то радостная и полная веры в её будущее. Рефреном звучит полное чувства риторическое обращение: «О, Русская земля! Ты уже за холмом!» В этом восклицании и тревога, и боль, и любовь к родине.  Автор как бы следует мысленно за полком Игоря и мысленно его оплакивает , прерывая своё повествование лирическими отступлениями.  Автору горько, оттого что последствия поражения для Русской земли так тяжелы: «О, стонать Русской земле!...»

. В  отступлениях    наиболее сильно звучит основная идея – осуждение княжеских усобиц., размышления о горестях Русской земли., подвергающейся половецким набегам. Эта идея звучит в «Золотом слове» Святослава, наполненном гражданской скорбью по поводу отсутствия единства между князьями.  В Святославе автор отражает не черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого правителя Русской земли. Мы слышим страстный призыв автора , обращённый к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича!» Автор обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины: к Всеволоду Большое Гнездо, Ярославу и другим. Нельзя не видеть, какую глубокую симпатию питает Автор ко всем потомкам Олега Святославича.

Тема Русской земли – центральная в «Слове…» Автор рисует обширные пространства Руси., ощущая родину как единое огромное целое. Русь -  это Киев,  Чернигов, Новгород-Северский, Владимир, Суздаль,  Великий Новгород, Рязань и другие города  и земли Древней Руси.

Авторская позиция чувствуется и в том, как он описывает мужественных  князей – Игоря и Всеволода , доблестных воинов. Князя Игоря отличают необычайное мужество и храбрость. Он не показан в битве на Каяле, но Автор говорит о его отваге, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода. Доблестным воином является и буй-тур Всеволод, поведение которого в бою Автор изображает в гиперболических тонах, и воины, русичи.  Их «храбрые сердца» из крепкого булата скованы».

Автор прославляет князей с помощью образов-символов «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «чёрным вороном» - символами врагов.

В произведении создан обаятельный образ русской женщины – Ярославны, верной подруги своего мужа . Образ Ярославны - тоже выражение авторской позиции: в плаче Ярославны – горе всех жён, оплакивающих мужей, горе Русской земли.  Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками., к Днепру, к солнцу. Природа в «Слове…» выступает как самостоятельный герой. Автор изображает её, сочувствующей русским.: солнце предупреждает об опасности, травы никнут от горя. Олицетворяя природу, автор «Слова…»  добивается яркого и поэтического выражения своей мысли:  и природа на стороне русичей, она помогает им.

Авторское отношение  к героям «Слова…» мы видим и в финале произведения: он славит участников похода и дружину. Эпилог праздничен и торжествен.

Авторское отношение к событиям – уже в самом жанре: слово – это жанр  торжественного  красноречия, для которого характерны обращения к слушателям, ораторские восклицания. Значительное место в нём занимают славы и плачи, прямо выражающие авторскую позицию. «Слово…», связанное с устной народной поэзией,  очень лирично: Автор непосредственно передаёт свои чувства и настроения.

Таким образом, Автор , страстный патриот и гражданин, видящий Русскую землю могучим феодальным государством , осуждает эгоистическую политику князей и  выступает выразителем общенародных интересов. В этом плане он  отличается от Бояна , великого поэта прошлого, примеру которого следовать не хочет.

Интерес к шедевру древнерусской литературы не угасает. К служению интересам Русской земли, а не корыстным, личным   призывает Автор. Да и сама идея единства Русской земли, поставленная Автором в центр произведения, приобретает сегодня  новое актуальное звучание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Ответы к эвристическим вопросам по "Слову о полку Игореве"

Представлен вариант заданий по "Слову" с примерными ответами....

Авторская разработка урока по литературе в 9 классе на тему: "Поэзия героизма и пламенного патриотизма" по произведению "Слово о полку Игореве" и эпосу "Джангар"

«Слово о полку Игореве»  и эпос «Джангар» как  высокопатриотичные и высокохудожественные произведения (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)....

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова

Конспект урока Литература  Древней  Руси.      «Слово  о  полку  Игореве»  -  величайший  памятникдревнерусской  литер...

Вопросы формата ЕГЭ (задание 17) по произведению "Слово о полку Игореве"

В приведенном ниже документе представлены те вопросы формата ЕГЭ (задание 17) по произведению "Слово о полку Игореве", которые чаще всего встречались на экзамене в период с 2015 по 2021 гг....