Урок по произведению М. Гаршина " Attalea princeps"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
урок проблемно - поисковый, воспитывающий чувства сострадания, наблюдательность, умение работать с тексто, вести диалог. Формы работы: коллективная, групповая, парная.используется технология развития критического мышления. Класс поделен на 4 группы: художники, консультанты, актеры, знатоки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizvedeniyu_garshina_attalea_princeps_v_5_klasse.rar | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское
МО Туапсинский район
Конспект урока литературы в 5а классе
Любовь к жизни. Проблема выбора
(По сказке Гаршина «Attаlea princeps»)
Учитель: Аведьян Эрика Альгирдовна
18.11.2016г
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать сказку Гаршина «Attelea princeps»; рассмотреть проблему выбора жизненного пути, формировать умение выделять главное, анализировать текст художественного произведения посредством постановки проблемы; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.
Приемы: диалог, выразительное чтение эпизодов, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, словарная работа, игровые приемы, кластер, синквейн.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Форма работы: коллективная, групповая, парная.
Используемые технологии: технология развития критического мышления.
Класс поделен на 4 группы по 6 человек: художники, консультанты, актеры, знатоки.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Стадия вызова.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Любовь к жизни. Проблема выбора»(По сказке Гаршина «Attelea princeps»). ( слайд № 1) Как вы ее понимаете? Как вам кажется, о чем мы будем сегодня говорить? Попытайтесь сформулировать цель нашего разговора, учитывая то, что вчера мы познакомились со сказкой Гаршина «Attelea princeps».
Учащиеся размышляют над тем, что такое любовь, жизнь, выбор , что значит любить жизнь.
Учитель : А вы любите жизнь? Почему? Ответы учащихся.
Учитель: Какие чувства возникли у вас после прочтения сказки? Какое настроение было у вас, когда вы читали сказку? Менялось ли оно у вас во время прочтения? (ответы детей…) Группа художников нарисовала рисунки дома к произведению, в том числе ассоциативные. Представьте , пожалуйста, свои рисунки.
Учитель : Кто, на ваш взгляд, является главным действующим героем сказки? Почему вы так решили? (Ответ - пальма).
Учитель: да, героиня сказки – гордая пальма с красивым именем Attаlea princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки: ( слайд № 2)
Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит,
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт
Группа научных консультантов расскажет нам о атталее-пальме. ) Научное сообщение о пальме. (Ученики в роли научного консультанта):
Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.
_ Консультанты дадут нам сейчас представление о жизни, творчестве писателя Гаршина. Они подготовили нам краткий рассказ.
3) Работа по содержанию произведения.
Учитель:
- Вспомним начало сказки
- Что такое оранжерея? Знатоки, поработайте со словарем, дайте ответ.
Какой оранжерея предстает перед нами в начале сказки? .Найдите и прочитайте описание оранжереи. (Выразительное чтение первого эпизода от слов « В одном большом городе...» - до слов «...там листья бледнели, съеживались и увядали».)
Учитель:
- Чувство восхищения, появившееся у нас при красочном описании оранжереи, вдруг меняется грустно-мрачным настроением с началом следующего абзаца.
- Почему интонация спокойная, повествовательная становится тревожной?
Двойственность оранжереи в том, что с одной стороны - это прекрасное строение, произведение искусства, а с другой - для растений это невыносимые условия жизни.
4) Моделирование прочитанного текста. (Работа в группах ).
Учитель:
- Представьте, что вы растения, ваши руки - корни, сцепите руки между собой и постарайтесь изобразить следующий эпизод: «Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу».
-. Поднимите ладони и надавите на ладони соседа. Ваши руки - ветви, ладони - листья. Попытайтесь показать следующий эпизод: «Ветви деревьев мешались с огромными листьями пальм, налегали на железные рамы...».
- Скажите, какие чувства и эмоции испытали растения во время борьбы за влагу и пищу?
Учитель читает фрагмент произведения от слов «Но стекла вставляли очень скоро» до слов «...а на другой день он уже ехал на пароходе домой».
- Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
Обобщение ответов учащихся:
Два человека - два характера, не похожие друг на друга. Человек науки, посвятивший свою жизнь растениям, гордился только внешними достоинствами подопечных, но был безразличен к их внутреннему миру. Путешественник - человек открытый, душевный, сострадающий, он почувствовал печаль пальмы-соотечественницы.
Знатоки- группа- вы должны были повторить сегодня литературные приемы. Как называется такое противопоставление в литературе, что это за прием? ( антитеза. Знатоки рассказывают о приеме.)
5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).
Учитель: Но пальма растет не одна в оранжерее. Вспомним второстепенных героев, назовите их.
Каковы же обитатели прекрасной оранжереи? Давайте послушаем беседу героев сказки. Один умный человек сказал: «Заговори, чтоб я понял, каков ты...» А поможет нам группа актеров.
1 ученик- пальма:
- Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.
2 учени - :Пузатый кактус:
- Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.
Саговая пальма:
- Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.
3 ученик - Корица:
- Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.
4 ученик - папоротник:
- Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.
5 - Автор:
- Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.
6 ученик - Attalea princeps:
- Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.
Все растения:
- Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!
Учитель: В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? Группа знатоков, к вам обращаемся. (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?
6) Работа по группам.
Задание: охарактеризуйте следующих героев. Для этого группы изготовят кластеры. Каждой группе дается лист формата А5. В центре наклеена иллюстрация героя и его имя. Задача группы –охарактеризовать героя. Выберите сами способ работы в группе – каждый подберет по слову и запишет его, или один запишет, другие предложат, таким образом поучаствуют в обсуждении. Но в итоге все слова должны быть одобрены всей группой.
( Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)
Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)
Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)
Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)
Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)
Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)
Учитель все рисунки- кластеры вывешивает на доску.
Учитель: А как вы думаете, мы можем расположить наши кластеры как-то на доске, учитывая взаимоотношения героев? Учащиеся разделяют героев, получаются 2 группы. В одну входят пальма и травка, а во вторую - все остальные герои. обращает внимание, что герои противостоят друг другу. Какой прием использован ? ( снова - антитеза)
( да – пальму и травку расположить рядом, потому что пальму поддерживала травка, Ее отличают от других душевность, готовность прийти на помощь, бесстрашие настоящего друга, самоотверженность и любовь.).
Учитель: Ребята, вы охарактеризовали мир растений довольно точно. Подумайте, почему стремление пальмы выйти на свободу обитатели оранжереи назвали «вздором», «глупостью»? ( ответы).
- О чем же мечтала мятежная пальма? ( о свободе…)
Учитель: Произнесите слово «princeps». С каким словом оно созвучно?
Это слово несет определенную смысловую нагрузку. Пальма гордая, стойкая, целеустремленная, с высокими жизненными принципами, об этом свидетельствует вся ее жизнь в оранжерее. Сказка заканчивается печально. (Выразительное чтение последнего эпизода от слов «Только-то?-думала она до конца.)
Учитель: Как вы понимаете слова «она помнила свое родное небо»? Разве небо может быть чужим или родным?
(Ответы - размышления, учащиеся вспоминают свою малую родину и убеждаются, что так - « она помнила свое родное небо» - можно сказать.)
Учитель – Так о каких же жизненных позициях говорит автор в сказке? Ответы учащихся( тепло и покой - свобода, родина).
Учитель – Можем ли мы назвать пальму борцом? Почему? С кем и чем она борется? За что?
Учитель – Оцените финал сказки. (Пальма умирает, а остальные растения остаются жить)Может быть, не стоило пальме бороться, стремиться к свободе? Какой выбор она делает?
Ответы учащихся, учитель записывает ключевые слова на доске: свобода, небо, мечта.
Учитель - Только ли о растениях хотел рассказать нам писатель? Есть ли среди нас люди, похожие на героев сказки? Чей жизненный путь вам ближе?( нет, он использует иносказание, подразумевая людей…)
Учитель – Подводя итог нашему разговору, попробуем сформулировать цель написания произведения автором.? Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки преподает нам автор своим произведением? ( ответы: умей слушать и понимать других, будь внимательным к другому, каждый имеет право на ошибку, цени то, что имеешь, сострадай, помогай другому , принимай другого человека таким, каков он есть…)
Учитель - Полезен ли был сегодняшний урок для вас? Чем? Что узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)
Домашнее задание :
1. Придумать другой финал сказке.
Учитель - Завершить урок я хотела бы синквейном, который мы посвятим пальме Attelea princeps (составляем вместе)
Пальма
Свободолюбивая, гордая
Борется, растет, вырывается
Хочет увидеть небо.
Свобода.
Завершается урок выставлением и комментированием оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....