Разработка урока по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_dlya_6_klassa.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр образования с.Мейныпильгыно»
Конспект открытого урока по литературе для обучающихся
6 класса
2017-2018 уч.г.
Тема: «А.С. Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства. Историческая основа повести. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Характер помещиков»
Педагогические цели: способствовать формированию представления об А.С. Пушкине как мастере художественного слова, реалистично рисующем картины русской жизни поместного дворянства.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- познавательная сфера: понимать ключевые проблемы произведения, связь литературного произведения с эпохой его написания;
- выявить нём непреходящие нравственные ценности. Анализировать литературные произведения (определить жанр, формировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев)
- определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка. Владеть терминологией (роман, композиция, сюжет)
- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведением и литературным героям, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Коммуникативная: умение создавать собственный текст на основе прочитанного
Эстетическая: роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературного произведения.
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
- познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы, обобщать, делать вывод, находить информацию;
- регулятивные: понимать учебные цели, задачи, оценивать свои достижения;
- коммуникативные: вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Методы и формы: фронтальная (беседа, работа со словарем, индивидуальная, выразительное чтение, групповая, пересказ, озаглавливание.)
Оборудование: портрет А.С. Пушкина. Эпиграф к уроку «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский). Выставка книг о Пушкине.
Ход урока.
- Постановка целей и задач урока.
– Пушкин – прозаик – романист
– Композиция произведения
– Портретные зарисовки
–Подтекст
– Картины пейзажа
- Изучение нового материала
– Запись в тетради темы
– Эпиграф. Объясните смысл его.
– Сообщение ученика из I группы «историки». «История создания романа «Дубровский». Дополняет учитель.
– Работа с учебником (стр. 59-63)
- Актуализация опорных знаний.
– Что вы запомнили из статьи о романе «Дубровский»?
Беседа:
– Какая история легла в основу сюжета романа?
Сообщение ученика-историка II группы:
- Екатеринская эпоха. 1762 г. (Екатерина II свергла с трона своего мужа Петра III и стала управлять Россией.)
- Позиция Троекурова – служить Екатерине II.
- Позиция А.Дубровского – остался верен императору Петру III.
- Работа со словарем. Записать в тетрадь и дать определение терминов: роман, композиция, сюжет.
- Слово учителя. Картины русского барства.
- В основе романа лежит реальный жизненный факт. Актерское чтение I главы романа.
- Истоки дружбы и вражды Троекурова и Дубровского. Подтвердите мысли цитатами.
- Чтение по ролям диалога Троекурова с Шабашкиным. 1 гл.
- Пересказать сцену решения суда.
Беседа.
- Как реагировали на решение суда кистенёвские крестьяне?
- В чем конфликт их диалога с властями? На чьей стороне автор и почему?
- Оцените поведение В.Дубровского.
- Выступление группы «Ученики-помощники». Находят слова, указывающие на тяжелое положение Владимира, его внутреннее состояние.
- Смерть, нищета, печальный дом, страшные мысли, неприятные воспоминания о будущем.
- Какое их смысловое значение?
- Портрет матери, чтение её писем к отцу. На какой антитезе построен эпизод?
- Практическая работа. Сделать рисунки. «Пожар в Кистенёвке»
- Работа в группах. Изображение русского барства.
1 группа «Троекуров и его усадьба»
2 группа «Дубровский и его усадьба»
3 группа «Верейский и его усадьба»
Практическая работа.
Составить план сравнительной характеристики героев: А.Дубровского и К.Троекурова.
Характеры помещиков.
Взаимоотношения с крестьянами | Троекуров | Дубровский | Князь Верейский | |
Троекуров | Дубровский | |||
Строг, своенравен Жестокий со своими домашними Крестьяне гордились богатством и славою своего господина Гордый | По человечески добр Крестьяне преданы своему барину, хотя живут бедно | Старинный русский барин «Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях» Пылкого нрава, ограниченного ума. Властолюбив. | Отставной поруч.гвардии Нетерпеливый и решительный Бедный и независимый «Был горячий охотник» Смелый, упрямый, прямолинейный, справедливый. Имел чувство собственного достоинства | Богатое поместье. Имел 3000 душ родового имения. Около 50 лет. Наружность его была приятна. Старый волокита. Любезен, лицемерен, рассеян. Жизнью крестьян не интересовался. |
- Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Жизнь 2-х помещиков показана в противопоставлении (автор использовал приём антитезы)
– Кирилла Петрович – представитель «дикого барства», а образ Андрея Гавриловича привлекает своей независимостью и верой в справедливость. Причину размежевания дворянства и ссоры двух помещиков Пушкин видит в исторических обстоятельствах и нравах героев.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кому из героев вы симпатизируете и почему?
Д/З 3-7 гл. Дать письменный ответ на вопрос: «В чем сходство и различие характеров Троекурова и А.Дубровского?»
Урок подготовил:
учитель русского языка и
литературы Гусева А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...