Разработка урока по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Разработка урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka-_issledovaniya_po_literature.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока - исследования «Бабушкин пряник – светлая радость детства!» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» 6 класс (2015-2016 уч.г.)
Цели урока:
1. Дидактические:
- знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
- анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
2.Развивающие:
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
- расширять и обогащать словарный запас школьников
- совершенствовать навыки работы с текстом
3.Воспитательные:
- воспитывать внимательного читателя
- воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях
4.Коммуникативные:
- совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.
Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг.
Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа, словесное рисование.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературы проведу у вас я. Зовут меня Анна Владимировна. Я надеюсь на наше тесное сотрудничество на уроке.
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. Рассказ актуален и сегодня, так как автор показывает разные типы детских характеров, в разных ситуациях и естественно поведение ребят вам понятно и знакомо, потому что вы находитесь в том возрасте, которое описано в произведении «Конь с розовой гривой».
Наша цель урока: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.
2. Создание проблемной ситуации
Будьте внимательны! Сегодня мы рассматриваем ту ситуацию, которая, к сожалению, повторяется и в наше время и нам нужно вынести урок для себя из прочитанного произведения.
- Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).
- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Каждый школьник за свою небольшую жизнь хоть раз кого-то обманул, и поэтому каждому знакомы муки совести, стыда. Поделившись своей историей обмана, вспомнив подобные ситуации в своей жизни, они невольно поставят себя на место главного героя, Вити, а значит, он станет им чуточку ближе, понятнее.)
- Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания.
- Почему Екатерина Петровна дает внуку прозвище «генерал»? Это в прямом или в переносном значении? ( Катерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Бубушка называе его «иронически» генерал.) Но какой поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался.
-Какие муки совести испытывает герой? (Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние.)
- Почему все-таки бабушка покупает внуку обещанный пряник конем?
-Чем является поступок бабушки? Наказание или поощрение. Докажите свое точку зрения.
( Да, действительно, бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании необходимости прощать.)
-Почему необходимо каждому человеку научиться прощать, как это сделала бабушка?
(Умение прощать является главной чертой высоконравственного человека и тем рычагом, который воздействует на обманщика больше всякого наказания)
- Итак, мы подошли с вами к теме нашего урока через решение проблемной ситуации.
«Бабушкин пряник – светлая радость детства» по рассказу В.П.Астафтева «Конь с розовой гривой». Открыли тетради и записали тему нашего урока. Пока вы записываете тему урока, подумайте, какие слова являются ключевыми? (Пряник = радость)
- Какое время описывает В.П.Астафьев в рассказе? Почему оно было столь сложным? (послевоенное, пряник –это самая большая радость
Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени!)
- Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.
(Выразительное чтение отрывка «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива.)
Стр.64.
3. Задание исследовательского характера.
- Какими словами, выражениями автор создает ощущение счастья, радости? (для проверки в презентацию внести выражения)
(Ребята находят в тексте и зачитывают и выписывают в тетрадь (пометить страницы самой и поставить в известность детей, выпишем в тетрадь и их проверим) авторские определения: «конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…)
СТР.64
- А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?
Ассоциации записываются в тетрадях (это поможет ребятам в выполнении домашнего задания) и на доске.
Ребята, у вас у каждого на краю парты лежит распечатка – алгоритма. Ваша задача в каждую пустую графу вписать составляющие радости, и их проверим (человека 2-3)
АЛГОРИТМ №1
4 Актуализация личностно-диалогических связей с героем.
- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю? Внешнее описание мальчика и внутреннее содержание (СДЕЛАТЬ ЗАГОТОВКУ с заголовком качества характера.
АЛГОРИТМ №2
ОБРАТИМСЯ К ТЕКСТУ. НАЙДИТЕ ОПИСАНИЕ ГЕРОЯ (Устное словесное рисование) (Учащиеся отмечают душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о «коренных песнях» каждой семьи на селе.)
Указываем только положительные качества.
Вывод: Итак, ребята, мы выделили две важные категории – радость, положительные качества характера героя. Давайте еще раз обратимся к теме нашего урока «Бабушкин пряник – светлая радость детства». Какие составляющие радости мы свами выяснили? (Ответ учащихся по алгоритму с их ответами) Почему мы можем их назвать светлыми? (Они приносят удовольствие, эти радости бескорыстные, бесхитростные, идут от души).
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Мы подошли к важным нравственным понятиям, которые мы должны понять и усвоить.
АЛГОРИТМ №3.
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение (должно быть на слайде и их высветить)
Рабочие материалы (пометить ответы на страницах)
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою землянику.
2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.
3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.
4-я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...”
5-я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотрели.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотрели.
Будем дружно мы вставать,
Чтоб ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать.
5. Задания исследовательского характера.
- Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует? Найдите подтверждение в тексте. (Витя боится ее, но любит, в последствии даже благодарен: «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня», «а бабушка только кричит да нет-нет и поддаст – у нее не задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)
- Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно? (Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так делать и слушаться тебя буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит становление личности главного героя, воспитание характера.)
- О чем бы вы спросили Витю?
(Метод автобиографического опросника позволяет школьникам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)
- Какие черты характера героя есть у вас?
- Можно ли у Вити чему-либо научиться?
-Какую роль в рассказе играет пейзаж и как он помогает понять душевное состояние героя?
- Давайте обратимся к пейзажной зарисовке рассказа. Может она дополнит наши представления об авторе? ВЕЗДЕ УКАЗАТЬ СТРАНИЦЫ (читаем отрывок со слов: «День был ясный, летний. (…)кружевце истоньшалось и рвалось»)
- Какая картина нарисована автором? (Ясный, летний день на берегу Енисея.) Что- то предвещало беду? (НЕТ)
Найдите описание пейзажа, которая показывает тяжелое состояние ребенка. (Зачитывают)
-Важны ли описание пейзажа для понимания душевного состояния героя? Почему. (Описание является героя, радостный день – хорошее состояние и наоборот)
Ребята делают Вывод: при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной.
Проза В.П. Астафьева - это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.
8. Творческая работа с элементом исследования.
- Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке.
АЛГОРИТМ №4
- А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)
- Случайна ли форма пряника – «конем»? (Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)
9. Рефлексия урока.
АЛГОРИТМ №5
РЕФЛЕКСИЯ
ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ | ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО |
ЧТО НЕ УСТРОИЛО | ПОЖЕЛАНИЯ УЧИТЕЛЮ |
Я ОЦЕНИВАЮ СВОЮ РАБОТУ НА « « оценка | Я ОЦЕНИВАЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ НА « « оценка |
10.Заключительное слово учителя. Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ НАБРАННЫХ ЖЕТОНОВ
11. Домашнее задание
Небольшая письменная работа по темам:
- Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»
- Радости детства
- Составить план рассказа о Вите.
Я очень благодарна всем вам ребята за активную работу, за хорошую подготовку и знание текса, что сделало наш с вами урок интересным. Всем
творческих успехов в этом году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...