Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данная рабочая программа включает в себя методическую разработку, предназначенную для школ с очно-заочной формой обучения.
- пояснительной записки с указаниями основных методических сносок, количеством часов, отведенных на очную и самостоятельную работу;
- календарно-тематического планирования с указанием изучаемого раздела, темы, количеством часов, домашним заданием и методическими рекомендациями;
- системы зачетов;
- системы оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9a_lit.docx | 52.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
центр образования № 1 Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании Методического Совета Протокол № ___от «___»_______201_г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ ЦО № 1 Санкт-Петербурга Квасникова В. А. /______________________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ ЦО № 1 г. Санкт-Петербурга Григорьева С. С. /___________________/ Приказ №____от «___»________201_г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филяновой Дарьи Константиновны
по литературе
для 9А класса
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.
г. Санкт-Петербург
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе в 9 классе
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 9 класса (В.Я. Коровина. Москва. «Просвещение», 2014 год)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программой предусмотрены уроки, содержащие НРК. При разработке программы учитывались возможности города ( наличие музеев, имеющих богатый материал по творчеству писателей, находившихся в годы ВОВ в Чистополе): включены уроки-экскурсии в музей Б.Пастернака, Музей при Доме учителя.
В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. ( использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования.
Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе.
№ | Тема | Основное содержание | Количество часов |
1. | Литература как искусство слова | Литература как искусство слова | 1 |
2. | Из древнерусской литературы | Слово как жанр древнерусской литературы. | 4 |
3. | Из литературы 18 века | Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине, Н.М.Карамзин. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве | 7 |
4. | Произведения русских писателей 19 века | Основные этапы жизненного пути А.С.Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Понятие о романтизме. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Комедия как жанр драматургии. | 38 |
5. | Произведения писателей 20 века | Основные этапы жизненного пути И.А.Бунина, М.А. Булгакова, А.А.Блока, С.А. Есенина, В.Маяковского, Н.А.Заболоцкого, А.А.Ахматовой, М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского.. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах | 14 (7) |
6. | Зарубежная литература | Знакомство с жизнью и творчеством Ж.-Б.Мольера. | 4 |
Программа предусматривает изучение регионального компонента (4 часа), встроенного в базовый курс, при изучении следующих тем:
- А.С.Пушкин. Жизнь и судьба.
- Слово о Маяковском.
- М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы.
- А.Т.Твардовский. Слово о поэте.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Методы обучения:
*ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ;
*ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ;
*ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ;
*ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
- Слово как жанр древнерусской литературы
- Ода как жанр лирической поэзии
- Жанр путешествия
- Начальные представления о сентиментализме
- Развивается представление о балладе
- Начальное представление о романе в стихах
- Развивается понятие реализм
- Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
- Начальное представление о психологизме художественной литературы
- Начальное представление о психологическом романе
- Понятие о герое и антигерое
- Понятие о литературном типе
- Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
- Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
- Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
- Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | ||||
Уроки/консультации | лабораторно-практические работы | контрольные работы | самостоятельные работы обучающихся | Часы самостоятельной работы обучающихся | ||||||
1 | Международное значение русской литературы | 1 | ||||||||
2 | «Слово о полку Игореве» | 1 | Прочитать текст | |||||||
3 | Художественные особенности «Слова о полку Игореве» | 1 | С. 18 | |||||||
4 | Русская литература XVIII века | 1 | ||||||||
5 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | С. 42-49 | |||||||
6 | М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве…» | 1 | Наизусть | |||||||
7 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». | 1 | Сравнить с «Памятником» Пушкина | |||||||
8 | Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". | 1 | Прочитать текст | |||||||
9 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Конспект «Сентиментализм как литературное направление» | |||||||
10 | Общая хар-ка русской лит-ры XIX века | 1 | ||||||||
11 | Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Подготовить анализ стихотворения В.А, Жуковского (стих-е на выбор) | |||||||
12 | Жуковский «Светлана» | 1 | Прочитать текст поэмы | |||||||
13 | А. С. Грибоедов: личность и судьба. | 1 | Конспект в тетради | |||||||
14 | Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии. | 1 | Отрывок наизусть | |||||||
15 | Сочинение по комедии «Горе от ума» | 1 | ||||||||
16 | А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | 1 | Сообщение о жизни и тв-ве Пушкина | |||||||
17 | Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина | 1 | ||||||||
18 | Любовная лирика Пушкина. | 1 | «На холмах Грузии лежит ночная мгла» наизусть | |||||||
19 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 1 | ||||||||
20 | Анализ стихотворения «Бесы» | 1 | Наизусть | |||||||
21 | Лирика начала XIX века и Пушкин | 1 | Общие черты (конспект) | |||||||
22 | Самостоятельная работа по лирике Пушкина | 1 | ||||||||
23 | А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | Хварактеристика женских и мужских образов (письменно) | |||||||
24 | «Евгений Онегин» История создания романа. | 1 | Чтение романа. Понятие об онегинской строфе | |||||||
25 | Онегин и Ленский | 1 | Письменно сопоставить героев | |||||||
26 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | 1 | Охарактеризовать образ героини (письм.) | |||||||
27 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | 1 | ||||||||
28 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. | 1 | Выписать определение «автор», «лирический герой», «идея», «композиция | |||||||
29 | «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» | 1 | Письменный ответ на вопрос | |||||||
30 | Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» | 1 | ||||||||
31 | Сочинение по роману «Евгений Онегин» | 1 | ||||||||
32 | Анализ сочинения | 1 | ||||||||
33 | М.Ю.Лермонтова. Анализ «Думы». | 1 | ||||||||
34 | Лермонтов «И скучно и грустно» | 1 | Наизусть | |||||||
35 | Лермонтов «Нищий» | 1 | Устный анализ произведения | |||||||
36 | Лермонтов «Герой нашего времени» | 1 | Прочитать текст произведения | |||||||
37 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обзор содержания. | 1 | Прочитать текст поэмы. Выписать характеристику образов помещиков | |||||||
38 | Подготовка к сочинению по «Мертвым душам» | 1 | ||||||||
39 | Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | ||||||||
40 | А.П.Чехов «Тоска». | 1 | Прочитать рассказ | |||||||
41 | И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». | 1 | Прочитать рассказ | |||||||
42 | Блок «Ветер принес издалека» | 1 | Анализ произведения | |||||||
43 | Блок «О, я хочу безумно жить…» | 1 | Наизусть | |||||||
44 | Есенин «Вот уж вечер. Роса…» | 1 | ||||||||
45 | Есенин «Разбуди меня завтра рано» | 1 | ||||||||
46 | Есенин «Не жалею, не зову, не плачу» | 1 | Наизусть | |||||||
47 | Маяковский «А вы могли бы?» | 1 | ||||||||
48 | Маяковский «Послушайте!» | 1 | ||||||||
49 | Маяковский «Люблю» | 1 | Наизусть | |||||||
50 | М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | Прочитать текст | |||||||
51 | Цветаева «Идешь, на меня похожий…» | 1 | ||||||||
52 | Цветаева «Мне нравится» | 1 | ||||||||
53 | Цветаева «Бабушке» | 1 | Наизусть | |||||||
54 | Цветаева «Стихи о Москве» | 1 | ||||||||
55 | Цветаева «Родина» | 1 | ||||||||
56 | Лирика Ахматовой | 1 | ||||||||
57 | Лирика Ахматовой | 1 | Наизусть любое стихотворение | |||||||
58 | Лирика Ахматовой | 1 | ||||||||
59 | Лирика Заболоцкого | 1 | ||||||||
60 | Лирика Заболоцкого | 1 | Любое стихотворение наизусть | |||||||
61 | М.А.Шолохов. «Судьба человека». | 1 | Прочитать текст | |||||||
62 | Лирика Б. Пастернака | 1 | «Зимняя ночь». Наизусть | |||||||
63 | Лирика Б. Пастернака | 1 | ||||||||
64 | А. Твардовский | 1 | ||||||||
65 | А. Солженицын. Обзор творчества | 1 | ||||||||
66 | Солженицын «Матренин двор» | 1 | Прочитать текст | |||||||
67 | Катулл, Гораций | 1 | Прочитать статью учебника | |||||||
68 | Данте Алигьери | 1 | Прочитать статью учебника |
Зачетные задания
- Развернутый письменный ответ на вопрос «Классицизм в русской литературе. Истоки и представители классицизма».
- Сочинение по творчеству А.С. Пушкина, анализ одного стихотворения на выбор.
- Выучить наизусть 3 стихотворения поэтов серебряного века.
- Подготовить сообщение об одном авторе эпохи античности с параллельным анализом его произведения.
Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 9 классе — 3—4 тетрадных страниц.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Информационно-методическое обеспечение
- Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014.
- Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение, 2014
- Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. Сост.: Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. ИРО РТ, Казань, 2012.
- Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 2012.
- Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...