Урок-разрабртка по теме: " Константин Симонов - на пути к известности"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Солодовникова Олеся Викторовна

Урок разработан учителем русского языка и литературы Солодовниковой О. В. Целью данного урока было познакомить учащихся с биографией поэта, а также вызвать интерес к его творчеству. Развивать творческие способности каждого ученика. Воспитывать чувства долга у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simonov.docx794.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок№

Тема.  Константин Симонов –  на пути к известности

Цель: Образовательная цель: познакомить учащихся с биографией поэта-фронтовика, историей создания стихотворения "Жди меня, и я вернусь…" « Родина» (1941г); учить рассуждать о великом,  объяснить, почему поэт выбрал форму стихотворения как обращение, письма.

Развивающая цель: прослушивание и рецензирование актерского чтения стихотворения;  развивать навык поисковой работы развитие речи учащихся: умение сопоставлять и анализировать учебный материал, совершенствование навыков выразительного чтения.

Воспитательная цель: воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к истории своего народа.

Методы: эвристический (слово учителя, свободная беседа), метод творческого чтения (пересказ, выразительное чтение), метод словесного рисования, использование аудио-вербальной технологии, групповой и индивидуальный методы.

Оборудование: учебник, ПК, портрет К. М. Симонова, плакаты о Великой Отечественной войне, выставка литературы, презентации по теме, рисунок «Дерево познаний», «Интерактивные ладошки».

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Ожидаемые результаты:

 1) Рассуждает о художественном произведении с позиции его идеи, и теоретической  основы

2) Развивает  навыки поиска, анализа, обобщения и систематизации знаний в работе над литературным произведением, составляет презентации

3) Выразительно читает произведения и приводит примеры из текста

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.

Настрой на позитивные мысли: "Давайте говорить друг другу комплименты".

http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7b0/IPA0NU8YyDk.jpg        http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7a6/sCwjr1Qm078.jpg

Приветствие учителя,  дежурный объявил, что  на уроке присутствуют все ученики. Сообщает о готовности класса к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний
  1. поэтические нотки (подготовленные  заранее стихотворение « Родина»,

« Жди  меня»).

Преодоление языкового барьера: составление мозаики из слов, прочитать ключевое слово урока.

 Составили и прочитали ключевое слово урока

( по первым буквам слов расшифровать « фамилию-загадку» )

офицер

Отвага

интерес

воля

Стойкость

1        3        5        7

        2        4        6

  1. Мотивация учебной деятельности
  1. Слово учителя.

Ребята, ранее на уроках  литературы мы познакомились с понятием поэзия о Великой Отечественной войне. Характерной особенностью является то, что те поэты, с творчеством которых мы уже познакомились, как и герой нашего урока – Константин Михайлович Симонов, поэты-фронтовики.

(Материал для учителя)

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках. В 1946-1950 - редактор журнала "Новый Мир". В 1952 был написан первый роман ("Товарищи по оружию"). C 1940 по 1961 было написано десять пьес. Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

  1. Упражнение «На заметку деткам»

( интересный факт из жизни Константина Симонова)

 Константин  Симонов при рождении получил имя Кирилл. Стать Константином ему пришлось после несчастного случая. Еще мальчиком, балуясь с бритвой, он порезал себе язык, от этого не мог чисто выговаривать буквы Р и Л. А позже выбрал псевдоним, который ему легко было произносить.

  1. Этап овладения новыми знаниями
  1. Беседа-игра « А знаете ли вы?»

  1. Выразительное чтение, обсуждение  стихотворения  Константина Симонова « Родина»  (тема, идея)
  2. Тезирование текста

 (То есть,  ребята определяют основную мысль, которую нужно  в тексте обосновать  и доказать)

  1. Исследовательская работа

1.        Слово учителя.

Я знаю, ребята, что вы с нетерпением ждете одного момента урока. Конечно же, это защита презентаций, посвященных Константину Симонову.

  2. Защита презентаций, подготовленных к уроку ( одна из презентаций прилагается)

- « Константин Симонов – герой и писатель» ( Хейлик В.)

-  « Русский характер человека военных лет»  ( Кириченко Н.)

- «  Военное  творчество  писателя» ( Буценко В.)

http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7ce/23lIiOmUkzA.jpg     http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7d8/HyNI7Nh4gCM.jpg

  1. Минутка релаксации

( гимнастика для глаз)

«Послушные глазки».

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

  1. Закрепление материала
  1. Слово учителя.

( Работа со статьей « Война – разрушительница судеб»)

http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7f4/YQooamxIQhQ.jpg

                                                Чтение статьи учителем

Так, ребята, несомненная заслуга Константина Симонова в том, что в своих произведениях военных лет он отразил не только судьбы людей военного времени, но и впервые затронул ряд острых вопросов: почему начало войны было таким провальным? кто такой Сталин? Как его культ преломлялся в судьбах людей. Это все  позволяет нам узнать еще одну точку зрения на события военного времени, оказавшего огромное влияние на судьбы людей.

8. Рефлексия

1) игра "Снежный ком"

отыскать в стихотворении « Родина» средства художественной выразительности по цепочке. (записи в тетрадях).

2)Интерактивная игра « Сигнал ладошками»

( по типу упражнения «Ассоциативный  куст»)

Ребята вырезают шаблон ладошки и за одну минуту описывают свои впечатления, что запомнилось на уроке, пытаются подвести итоги

http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7fe/rrhbRuDD0AI.jpg                      http://cs622130.vk.me/v622130812/4e812/XPxiWFGNFJw.jpg

 http://cs622130.vk.me/v622130812/4e81c/nWDTv972V2I.jpg                    http://cs622130.vk.me/v622130812/4e83a/IQIiiQz1aIg.jpg

Все ладошки поместились, а наши ассоциации подтвердились!

                                   http://cs622130.vk.me/v622130812/4e8b7/PUMrvP8Y-Zg.jpg

3) Упражнение « Дерево познаний»  ( каждому по яблочку)

( Дети выходят к доске и прикрепляют  на «Дерево познаний»  яблочки с  выводами.

Яблочки, изготовленные из цветного картона, были разложены каждому учащемуся.)

http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7ba/WpQbdXde3rg.jpg    http://cs622130.vk.me/v622130812/4e826/PLeTsQEmSj0.jpg   http://cs622130.vk.me/v622130812/4e7c4/ng90ps1W6dY.jpg        

  1. Итог урока
  1. Заключительное слово учителя

Всю жизнь свою писал он о войне. Человек, видевший мало мирного и спокойного. Писал… И как писал! Он один из тех, кто в трудные годы Великой Отечественной войны проникал в души народа, даровал веру в лучшее будущее, становился в это мятежное время искрой надежды, несущей человечность… Имя его - Константин Михайлович Симонов. В 2015 году этому человеку, писателю, поэту, киносценаристу и общественному деятелю исполняется 100 лет.

  1. Учителем фиксируется достижение целей урока, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, озвучивается оценка их работы и определяются перспективы на следующий урок по данной теме из раздела "Из поэзии о Великой Отечественной войне"

  1. Инструктаж домашнего задания.

диф. 1) выразительное чтение стихотворений;

2)определить стихотворный размер и способ рифмы одного из стихотворений Константина Симонова.  ( Для работы взять 2 четверостишия)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ             ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА № 15 ИМ. ГЕРОЯ      СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е. М. РУДНЕВОЙ»

Учебное заведение и класс

Тематические уроки, посвященные 100-летию со дня рождения К.М. Симонова

 Ответственные за проведение тематических уроков

(Ф.И.О. педагогов)

МБОУ « Школа №15» (5 класс)

«Константин Симонов - офицер и поэт, совершивший подвиг в военные годы 40-ых»

 Солодовникова

Олеся

Викторовна

МБОУ « Школа №15» (6 класс)

«Константин Симонов –  на пути к известности»

Солодовникова

Олеся

Викторовна

МБОУ « Школа №15» (7 класс)

«Константин Михайлович Симонов – русский советский писатель»

Осетрова

Диана

Витальевна

МБОУ « Школа №15» (8 класс)

« 100-летию со дня рождения Константина Симонова посвящается»

Солодовникова

Олеся

Викторовна

МБОУ « Школа №15» (9 класс)

« Военная лирика Константина Симонова»

Солодовникова

Олеся

Викторовна

МБОУ « Школа №15» (10 класс)

« Единый смысл произведений Константина Симонова»

Осетрова

Диана

Витальевна

МБОУ « Школа №15» (11 класс)

«Цена победы над фашизмом в произведениях Константина Михайловича Симонова»

Осетрова

Диана

Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся  выразительно читать его произведения, работать с текстом....

План урока по английскому языку к юбилею Дня Победы: Константин Симонов "Жди мня"

Этот урок разработан к юбилею Дня Победы для проведения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы. Урок построен на основе стихотворения Константина Симонова "Жди меня". В разработке использ...

Презентация на тему: "Путь к известности"

Великие физики разных эпох. Их совет для достижения цели. Краткое описание их достижений....

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ.

Внеклассное мероприятие по литературе. ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. КОНСТАНТИН СИМОНОВ. ЖИЗНЬ И  ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ....

Урок внеклассного чтения. «Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать…». Константин Симонов «Сын артиллериста»

Познакомить  учащихся с содержанием поэмы К.Симонова;расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;обобщить и систематизировать характеристики главных героев поэмы;раскрыть нравс...

Константин Симонов

Урок внеклассного чтения  с презентацией, посвящённый  жизни и творчеству поэта – патриота  Константина Симонова  для учащихся 7  класса.  Этот урок носит воспитате...

Константин Симонов "Золотые страницы русской литературы!

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Правда, их становится все меньше. Но наше знание о тех трагических и великих днях все ...