урок-КВН по литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Марина Васильевна Волнухина

Конспект урока-КВН "Устное народное творчество" 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 5

Урок-КВН по литературе

«Устное народное творчество»

5 класс

ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие фольклора, уметь различать жанры фольклора
  2. Развивать творческие способности учащихся
  3. Расширять читательский кругозор учащихся, прививать интерес к чтению

Предварительная подготовка : Разделить класс на команды, придумать название командам, выбрать капитана, разделиться на группы ( Группа художников рисует иллюстрации к сказкам, группа актеров инсценирует отрывок сказки, группа следопытов подбирают загадки на тему «Предметы народного быта»)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент, сообщение целей урока

Ребята! Сегодня мы проводим необычный урок, а урок-КВН. Надеюсь, что команды готовы показать свои знания и умения, проявить фантазию и сообразительность, не случайно же КВН – это клуб веселых и находчивых. Тема же нашего КВН – устное народное творчество

2.Представление команд

3.Конкурс «Размышлялка»

Командам дается задание ответить на вопросы: «Какие произведения относятся к устному народному творчеству? Почему это творчество называют народным и почему – устным?» ( оценивается логичность и полнота ответа )

4.Конкурс «Знатоки»

Мы с вами выяснили, что у произведений фольклора нет автора. Поэтому сказки, как вид фольклора, делятся на народные и литературные. Назовите авторов известных вам сказок

«Снежная королева» ( Андерсен), «Сказка о рыбаке и рыбке» ( Пушкин), «Конек-горбунок»(Ершов), «Старик Хоттабыч»(Лагин), «Золушка»(Перро),»Серебряное копытце» (Бажов), «Двенадцать месяцев» (Маршак) (оценивается по правилу поднятой руки)

5.Конкурс «Что за прелесть эти сказки»

Самым распространенным и любимым жанром фольклора являются сказки. Какое число в сказках считается волшебным? (3) Докажите примерами. (дети приводят примеры) Сейчас командам тоже необходимо пройти «сказочное» испытание, которое состоит из трех попыток.

Первая попытка: Подобрать постоянные эпитеты к словам ( лес, небо, горы, солнце, девушки, молодцы, сабли, кони, луга, цветок, сон)

Вторая попытка: Объяснить значение слова «железный» в отрывке: «Иван-царевич долго шел: три пары железных сапог износил, три железных посоха источил, три железных хлеба изгрыз»

Третья попытка: Попробуйте победить Серого волка, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, как их смогли победить герои сказок

( по итогам трех попыток подводятся итоги конкурса)

6. Инсценирование сказок ( домашнее задание)

7.Конкурс загадок ( домашнее задание)

Одним из необычных жанров фольклора являются загадки. «Хитра загадушка, не каждому по зубам» Следопыты каждой команды сейчас озадачат команды соперников. Соперники должны не только отгадать предмет, но и рассказать, какую роль он выполнял или выполняет в быту.

8. Конкурс «Пословицы»

Пословица-меткое изречение, в котором заключен поучительный смысл. Пословицы помогают нашей речи быть выразительной, точной, эмоциональной. Посмотрим, знаете ли вы пословицы. Закончите пословицы

Всякому мила…; кто Родиной торгует, того…; не спросясь броду,…; не хвались отъездом, а…;Болячка мала, да…;кабы знал, где упал, там…; слово не воробей…;не плюй в колодей, пригодится…; терпенье и труд…;

9.Конкурс капитанов

Капитаны должны на ходу придумать небылицу, начав ее словами «А вот я вчера…»

10. Итоги урока-КВН. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием....

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...