Конспект урока" Героико-романтическая народная драма "Как француз Москву брал"".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный урок составлен , проведён в средней школе станции Курдюм. Урок соответствует требованиям школьной программы. Представляет интерес для педагогов , работающих по учебникам под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
8 КЛАСС
**Уроки для общеобразовательных учебных заведений
/*Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал»
Предварительная подготовка к уроку
К открытому уроку учащимся дается задание самостоятельно прочитать драму. Между несколькими учениками заранее распределяются роли, чтобы на занятии разыграть драму. Также ученикам дается задание повторить определение народной драмы, ее значение и особенности, выявить взаимосвязь древних ритуальных обрядов и пьесы.
Цели:
1) ознакомить учащихся с одним из образцов устного народного творчества;
2) воспитывать интерес к фольклору, родной речи и литературе;
3) развивать способности быстро отвечать на вопросы, анализировать текст, обосновывать свое мнение. !!! Меняем местами 2 и 3 цели
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации и выставка наиболее известных произведений, посвященных войне 1812 года, портреты исторических личностей, принимавших участие в войне 1812 года; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знааний
Вид урока: урок-игра.
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: Сегодня мы познакомимся с народной драмой «Как француз Москву брал». Давайте вспомним, что такое народная драма?
Ученик: Народная драма – это одна из разновидностей устного народного творчества. Народное творчество охватывает очень широкий круг явлений – это не только литература, но и музыка, народный театр, прикладное искусство. Важными признаками народного творчества является то, что оно отражается воззрения, надежды, стремления народа; произведения народного творчества нельзя четко связывать с каким-либо конкретным автором, так как они являются плодом коллективной деятельности, иногда на протяжении длительного периода времени.
Учитель: Из-за особенностей своего создания произведения народного творчества сильно отличаются от авторских произведений. Назовите особенности народной поэзии. (Ответить может один ученик либо несколько учеников по очереди раскрывают по одной-двум особенностям).
Ученик 1: В первую очередь это устность. Произведения народного творчества долгое время передавались напрямую от рассказчика к слушателю, а не от писателя к читателю посредством письменного источника. Форма этой передачи могла быть разной в зависимости от жанра исполняемого произведения: это мог быть рассказ, песня, сопровождаемая музыкальным аккомпанементом, либо представление в народном театре.
Ученик 2: Еще одна особенность, которая характеризует народную поэзию – это анонимность. Мы не можем назвать автора того или иного произведения, так как каждый рассказчик в зависимости от своего вкуса, настроения, аудитории и других факторов добавлял в произведение то, что ему казалось необходимым. Отсюда вытекает еще одна особенность народной поэзии – вариативность, то есть некоторая расплывчатость, изменчивость произведения. Если произведение конкретного автора следует читать так, как оно зафиксировано письменно, то произведение устного народного творчества может существовать в нескольких вариантах, и количество этих вариантов может постоянно увеличиваться.
Ученик 3: Следует отметить, что для произведений устного народного творчества большое значение, даже большее, чем смысл, имело звучание, его ритмичность, мелодичность и эмоциональная окрашенность.
Ученик 4: Может показаться, что жанры народного творчества предоставляют исполнителю абсолютную свободу изложения сюжета. Однако на самом деле все они подчиняются исторически сложившимся канонам, следовательно, их особенностью является традиционность.
Учитель: А теперь давайте вспомним, чем характеризуется обрядовая и необрядовая народная поэзия. Попробуйте проследить взаимосвязь обряда и народного театра. (Ответ можно разбить на несколько частей аналогичным предыдущему вопросу образом).
Ученик 1: Обряд, скорее всего, можно назвать прародителем других жанров народной поэзии. Обряд – это своего рода соглашение, которое человек заключает с силами природы, чтобы склонить их на свою сторону и получить от них просимое (дождь, урожай и т. п.). По своей структуре обряд очень близок к театральному представлению, которое и возникло на его основе.
Ученик 2: Необрядовая поэзия, возникшая на основе обряда, включает в себя множество жанров – это былина, пословица, песня, поговорка, потешка и др.
Учитель: Действительно, не только в русской традиции, но и у многих других народов театральное действо сформировалось на основе священных обрядов. Вспомним Древнюю Грецию, где прообразом театра были мистерии в честь Диониса, бога виноделия.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Мы повторили основные понятия, которые пригодятся при работе над сегодняшней темой. Но прежде чем мы приступим к обсуждению, давайте разыграем драму «Как француз Москву брал». (Подготовленные ученики разыгрывают).
Учитель: А теперь давайте вспомним, что нам известно о войне 1812 года Насколько верно отражены реальные исторические события в драме «Как француз Москву брал»?
Ученик: В драме упоминается Потемкин. Очевидно, что в войне 1812 года не мог принимать участие реальный исторический персонаж, Григорий Александрович Потемкин, фаворит Екатерины II.
Учитель: В драме есть и еще одна нестыковка – русский император назван Александром Николаевичем, тогда как Александр I был сыном императора Павла. Допущенная неточность как раз иллюстрирует особенность фольклора – рассказчик, со слов которого была записана драма, перепутал Александра I с Александром II, в армии которого служил солдатом.
Давайте подробнее остановимся на сюжете.
- Как вы думаете, какое значение имеет упоминание о том, что дочь Орлова-Чесменского пожертвовала свои драгоценности на нужды армии?
- А упоминание о русском, отрезавшем себе руку, чтобы не сражаться на стороне французов (такой факт действительно отмечен историками)?
- Каково значение образа Потемкина, сцен его бесед с Наполеоном и казни?
- Как вы думаете, зачем в драму введен образ жены Потемкина?
- Как отразились в образе этой женщины отголоски древнейших русских обрядов?
В драме имеются и другие несоответствия с историческими фактами, кроме уже упомянутых. Попробуйте их найти и проанализировать, почему произошло такое искажение. (Отравление раненых Наполеоном).
- Какое значение, как выдумаете, имеют в пьесе образы старика-гробокопателя, его жены и лекаря?
- Проанализируйте финал драмы. В чем его смысл?
- Как вы думаете, почему драма, несмотря на искажение истории, бережно сохранялась в народе?
III. Подведение итогов
На уроке мы вспомнили особенности народной поэзии, на практике узнали, что такое народный театр, вспомнили о событиях войны 1812 года и провели сравнительный анализ исторических фактов и событий, описанных в народной драме «Как француз Москву брал». Определили, что главным в драме является ее эмоциональное и патриотическое звучание, а не точность изложения исторических фактов.
IV. Анализ и оценка итогов работы
V. Домашнее задание
Вспомните, в произведениях каких русских писателей и поэтов упоминается о войне 1812 года. Прочитайте одно из этих произведений и проведите небольшое исследование, в ходе которого определите, насколько верно отражены в произведении исторические факты и какими средствами автор воздействует на эмоции читателей. Результаты исследования запишите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Русский народный танец.
КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...
конспект открытого урока "Я Шаганов по Москве"
Интегрированный урок литература и музыка для 7-9 классов с использованием компьютерной презентации....
Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекцио...
Народная драма "Как француз Москву брал"
Презентация-сопровождение к уроку литературы по теме "Народная драма"....
Конспект занятия по живописи «Мой город - Москва. Город будущего», 2018 г.
Занятие в студии "Ботега", педагог Рассолова Е.А....
Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школ школы. К конспекту прила...
Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)
Конспект урока истории по теме «Возвышение Москвы» (6 класс)...