Конспект урока истории в 8 классе "Москва - столица Российского государства"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Предлагаю вам конспект урока истории России для 8 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Москва - столица Российского государства». Данный материал будет полезен учителям истории коррекционных школ VIII вида. Это конспект обучающего занятия, направлен на то, чтобы формировать знания о Москве, как центре русского ремесла, торговли, культуры. Задачи: Закрепление знаний об особенностях жизни простых и знатных людей; дать учащимся представление о строительстве Московского кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения – крепости, замечательным произведением зодчества. Коррекция и развитие умения работать с иллюстрациями; развитие умения анализировать и обобщать исторический материал. Воспитание у учащихся глубокого уважения к русскому народу – творцу материальных и духовных ценностей; воспитание бережного отношения к историческому достоянию; пробуждение у учащихся понимания красоты русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_-_stolitsa_rossiyskogo_gosudarstva.docx | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории в 8 классе
«Москва – столица Российского государства».
Цель: Формирование знаний о Москве, как центре ремесла, торговли, культуры.
Задачи: 1.Образовательные: Закрепить знания об особенностях жизни простых и знатных людей; дать учащимся представление о строительстве Московского кремля, явившегося образцом оборонительного сооружения – крепости, замечательным произведением зодчества.
2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с иллюстрациями; развивать умение анализировать и обобщать исторический материал.
3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся глубокое уважение к русскому народу – творцу материальных и духовных ценностей; воспитывать бережное отношение к историческому достоянию; пробудить у учащихся понимание красоты русской культуры.
Основные знания: Москва – столица Российского государства, Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.
Основные термины и понятия: Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.
Оборудование:
- Учебник «История России для 8 класса» Б. П. Пузанова, О.И. Бородиной;
- Схема Московского кремля;
- Иллюстрации, предметные картинки;
- Карточки с заданиями.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-путешествие.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку.
Психологический настрой на урок.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятным стало
Мы потрудимся немало.
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отравимся в виртуальное путешествие в XVI век в столицу Российского государства – Москву. Познакомимся с замечательной архитектурой Московского кремля.
Начинаем наше путешествие.
2. Повторение пройденного материала:
Фронтальный и индивидуальный опрос по вопросам:
- Давайте сначала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке?
- Опишите крестьянское жилище.
Работа на карточках с заданиями:
Задание 1: Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени: кровать, люстра, чугунок, лавки, чайник, шифоньер, шкаф для посуды, бадья, стулья, лопати, лучина, подсвечник, кастрюля, полки, самовар, сундук.
Задание 2: Выберите из перечисленных предметов те, которые существовали в домах крестьян того времени:
Кровать Люстра Чугунок Лавки Чайник Шифоньер Шкаф для посуды Бадья | Стулья Полати Лучина Подсвечник Кастрюля Полки Самовар Сундук |
Задание 3: Составьте с помощью опорных предложений рассказ о быте боярина.
- Жили в хоромах с несколькими светлицами.
- Одежда из заморского сукна.
- Ели из золотой и серебряной посуды: чарки, ковш, блюдца.
Задание 4: Продолжите предложение: Дом, хозяйственные постройки, богатая одежда, вся утварь сделана руками…
- Вспомните, какие ремесленные профессии существовали в Российском государстве?
Задание 5: Что такое «Домострой»?
Советы по строительству дома.
Полезные правила и советы, по которым следует жить.
Сборник песен, пословиц.
Молодцы, все хорошо справились с заданием. Пришло время начать наше путешествие. Все готовы? Тогда, поехали!
3. Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя:
Трудом ремесленников было создано много сооружений (храмов), которые сейчас являются памятниками архитектуры. Самым красивым городом с многочисленными памятниками архитектуры являлась Москва – столица России.
Сообщение темы урока: «Москва – столица Российского государства».
4. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с опорой на карту:
- Много городов было построено в России в годы правления Ивана Грозного. (Показ на карте территории Российского государства).
- Самым красивым городом была столица России – Москва. Вспомните, когда была основана Москва? (1147 г.) (Показ на карте г. Москвы). Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
Работа с иллюстрациями:
Демонстрация иллюстраций «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите».
- В чем вы видите различия на этих иллюстрациях?
- Как выглядел Кремль в XII веке?
Задание на доске: Подумайте, при каком князе и какие были построены стены Кремля.
Деревянные Иван Калита
Белокаменные Дмитрий Донской
Кирпичные Иван III
Рассказ учителя о Московском Кремле с использованием Схемы Московского Кремля. Запись на доске: Троицкая башня, Спасская башня, Тайницкая башня, Водовзводная башня – объяснение их предназначения.
Демонстрация иллюстраций: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Чудов и Вознесенский монастыри, Грановитая Палата. (Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь)
Физкультминутка: Гимнастика для глаз.
Сидя за партой.
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо - вверх.
- глаза влево - вверх.
- глаза вправо - вниз, -глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 сек.
Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 сек. Ладони на стол.
Открыть глаза.
Работа с учебником: (открываем учебник на стр. 52-53, читаем)
- Какой храм стал усыпальницей русских царей?
- Какой храм стал домашней церковью русских царей?
Словарная работа: Усыпальница – место захоронения русских царей.
Надгробие – каменная плита над могилой умершего.
Сквернословить – ругаться, говорить бранные, плохие слова.
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Убранство царского дворца».
- Что находилось внутри царского дворца?
- Что вешали на стены?
Словарная работа: Изразцы – глиняные плитки, расписанные рисунками.
Задание: Составьте вопросы к 3 и 4 абзацам.
Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока:
- Москва – столица Российского государства. Московский Кремль был не только центром столицы, но и сердцем России.
- Основные храмы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, Грановитая Палата.
5. Закрепление изученного материала:
Вот и закончилось наше путешествие в Москву. Что же вы запомнили?
Учащиеся отвечают на вопросы по изученной теме:
- Как выглядела Красная площадь в конце XV и XVI вв.?
- Назовите древние сооружения Московского Кремля и Красной площади, сохранившиеся до наших дней.
Работа с карточками-заданиями:
Задание 1. Расположите изображения в хронологической последовательности: «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III», «Московский Кремль при Иване Калите». Объясните правильность своих действий.
Задание 2. Игра «Третий лишний»:
Успенский собор Архангельский собор Благовещенский собор.
Реки: Москва Неглинная Волга.
6. Подведение итогов:
Ученица читает стихотворение:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что осталось непонятным?
7. Домашнее задание:
Читать стр. 50-56, ответить на вопросы стр.
Индивидуальное задание: прочитать рассказ «Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти», подготовить сообщение.
8. Организация завершения урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Конспект урока истории "Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в."
Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна....
Конспект и презентация урока истории в 8 классе по теме "Москва - столица Российского государства" для учащихся с нарушением интеллекта
Цель: формирование представления о Московском Кремле и о Москве периода средневековья, как о столице Российского государства.ЗадачиОбразовательные:· закрепить...
Москва - столица Российского государства.
Москва - столица Российского государства....
Конспект урока истории в 6 классе "Литовское государство"
Познакомить учащихся с причинами образования Литовского государства и его политическим устройством....
Конспект урока по теме "Реформы управления Российским государством при Петре I". История России. 8 класс.
Учебный предмет: ИсторияУчитель: Диваева Елизавета АндреевнаКласс: 8 классАвтор и название УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. Под редакцией академика РАН А.В. Торкуно...