Круглый стол "Моя "золотая полка" для учащихся 10 классов
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Данный урок подходит для проведения внеклассного мероприятия во време Недели русского языка и литературы. Занятие носит воспитателльный характер, цель которого приобщить учащихся к книге, чтению. Учащиеся самостоятельно готовят соообщение-рекламу на самостоятельно прочитанное произведение и оформляют обложку. Их ответ должен содержать в себе интригу, недосказанность, чтобы у остальных учащихся появилось желание прочитать произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_polka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»
Краснодарского края
Круглый стол
"Моя «золотая полка"
(для учащихся 10 классов)
подготовлен и проведен
учителем русского языка
Баженовой Н. В.
Курганинск,
2017
Цели: проанализировать читательский выбор учащихся
Задачи:
проверка умений учащихся составлять отзыв на самостоятельно выбранное произведение;
создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;
развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;
формирование умения творческого применения знаний;
расширение кругозор учащихся;
воспитание любви, гордости, интереса к родной литературе.
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, слова эпиграфа.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».
Цицерон
Ребята, я рада вас приветствовать на занятии, которое мы проведем в формате круглого стола, и называется оно «Моя «золотая полка». В каждом доме, я уверенна, можно встретить томик Пушкина и Лермонтова, сборник сказок, возможно, детективы или зарубежных авторов. Не это важно, главное, что книги есть в каждом доме. Именно поэтому в качестве эпиграфа я и взяла слова Цицерона. Как вы их понимаете? (обсуждение, подведение итога).
3) Первым заданием сегодня будет вопрос: «Что дороже: книга или жизнь?» Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.
« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.
- Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.
… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.
В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.
Вопросы на закрепление:
- Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?
Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?
4 ) Выступления учащихся с информацией-рекламой по самостоятельно прочитанной книге не по школьной программе( сообщение учащихся должно содержать недосказанность, интригу, тем самым заинтересовать остальных учащихся так, чтобы у них появилось желание перечитать представленное произведение). Комментарии и обсуждение по ходу.
5) Работа по презентации.
Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
М. Горький
Книги- -корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.
У. Теккерей
Литература – учебник жизни.
М. Горький
Литература…не признает смерти.
М. Салтыков-Щедрин
ФАКТЫ !!!
Согласно опросу ВЦИОМ 35% россиян не читают вообще. Поэтому в России с целью поддержки чтения еще 2007 год был объявлен Годом чтения, 2015 год - Годом литературы.
О роли чтения говорят не только в России, но и в разных странах. Так, в Великобрита-нии сформулировали на-циональную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популяр-ного сериала. В Японии еще с 1958 года действует закон о поощрении детского чтения.
СОВЕТ МУДРЫХ.
Еще в 2005 году известный ученый С. Капица говорил, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга. Читайте!!!
Я убежден. Что русская литература поддержала нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству…
В. Непомнящий
Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, Одним словом, делает нас мудрыми.
Д. Лихачев
(Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы - воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)
4) В течение всего времени мы изучали произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)
Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.
5) Практикум. По предложенным отрывкам вспомнить автора, название, героя произведения.
6) Подведение итогов, комментарий отметок.
7) Рефлексия.
Домашняя работа: написать сочинение с учетом критериев К1-К3 по отрывку из статьи Д. Лихачева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для учащихся 10-х классов «Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»
Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия ко Дню матери....
Презентация. Круглый стол в 5 классе на тему "Урок качества".
Презентация. Круглый стол в 5 классе на тему "Урок качества"....
Урок - "круглый стол" в 11 классе "Пестициды: за и против"
Нетрадиционная форма урока активизирует познавательный интерес учащихся. Такой урок - это результат совместной деятельности учителя и учащих...
Методическая разработка круглого стола для учащихся 11 класса «Понятие о металлургии. Чёрная металлургия»
Форма проведения данного урока: «круглый стол» с элементами ролевой игры в виде тематического учебного семинара. Проведению мероприятия предшествует большая работа участников «круглого стола». П...
Классный час в форме круглого стола с учащимися 8 класса. « ПАВ и последствия их употребления»
Открытое занятие - круглый стол с учащимися 8 класса.ТЕМА: ПАВ и последствия их употребления.Цели:-выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. -познакомить с понятием ПАВ и и...
Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида с использованием ИКТ....
круглый стол для учащихся "Конфликт и пути его решения"
Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же ве...