Круглый стол для учащихся 10-х классов «Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»
классный час (10 класс) по теме

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия ко Дню матери. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc_3_doc.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

                               

           

Круглый стол для учащихся

 10-х классов

«Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»

МОУ  Дятьковская  средняя  общеобразовательная школа  №3

Зам. директора по воспитательной работы,

учитель музыки 1 категории

Филиппова Светлана Анатольевна

Т: Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»                                     (М. Горький)

Ц: Воспитание чувства уважения, и любви к матери.

Задачи:

  1. Воспитывать желание помочь мамам создать теплый нравственный климат между детьми и мамами.
  2. Воспитание уважения к материнскому труду.
  3. Способствовать формированию чувства долга перед матерью, осознанию того, что это счастье, когда мама рядом.
  4. Раскрытие творческого потенциала  учащихся.

                                              ХОД.

Учитель: Мама – это та единственная женщина, которой каждый из нас обязан своим рождением. Первое, что мы видим – это бездонные глаза матери, полные любви. Мама встречает нас в этом непростом мире и учит жить с ним в гармонии. Она – самое близкое, родное и значимое существо, которое поймёт и поддержит в трудную минуту, никогда не бросит тебя и не высмеет, а всегда укажет на твои ошибки, поможет разобраться в них и просто сделает жизнь вокруг тебя светлее и ярче.

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

День Матери

Ученик:.         День матери – великий праздник

Для всех времен, для всех веков,

Для каждого он очень важный –

И выразить не хватит слов.

День матери – День всех любимых.

День первозданной красоты.

Она во всем неповторима,

И ей обязан жизнью ты.

И опустись ты на колени,

И руки матери согрей.

Избавь ее от огорчений,

Она нам в жизни всех милей.

Ты говори почаще «мама» –

На сердце будет ей теплей.

И в этот день – прекрасный самый

Ее ты лаской обогрей.

Ученик: Празднование Дня матери имеет давнюю историю. По некоторым источникам традиция этого праздника берет начало еще в обрядах древнего Рима, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов. Также известно, что в Англии в XV веке отмечалось так называемое "Материнское воскресенье" - четвертое воскресенье Великого поста. Постепенно этот праздник приобрел другое значение - чествовать стали не матерей, а "Матерь Церковь", так что праздник стал отчасти церковным. 
         В начале XX века День матери стал полностью соответствовать своему названию. Традиция ежегодного и общенародного праздника матери зародилась в США. Его история такова: в 1908 году молодая американка Анна Джервис из Филадельфии выступила с инициативой чествования матерей в память о своей матери, которая преждевременно умерла. Анна писала письма в государственные учреждения, законодательные органы с предложением один день в году посвятить чествованию матерей. Ее старания увенчались успехом - в 1910 году штат Вирджиния первый признал День Матери как официальный праздник, а с 1914 года этот праздник стал национальным.  Вслед за США второе воскресенье мая объявили праздником 23 страны, а еще более 40 стран отмечают праздник в другие дни. 
 
Учитель:      В России отмечать День матери стали сравнительно недавно. Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа - скоро, что надо заживлять самую страшную рану - потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Алексахиной. В 1997 году Государственная Дума приняла Указ об учреждении Дня Матери, а 30 января 1998 года вышел указ президента РФ, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек. Так легко ли быть матерью? Какое ваше отношение к материнству?

Давайте вместе об этом и поговорим. Вами написаны сочинения-размышления.  Выскажите своё мнение.

Учащиеся читают сочинения.

  Учитель:      Конечно, мы скажем, нет. На вопрос, легко ли быть мамой?  Это самый тяжелый труд. Ведь мама отвечает не только за физическое состояние своего ребенка, но и за его душу.

                   ***

Ученик: Святое слово – материнство,

Святое дело – мамой быть

И своего родного сына,

Гордясь и радуясь, растить.

Ты стала мамой, впереди

Бессонных 18 лет.

Ты стала мамой, на пути

Сыночка – самый яркий свет.

Дорогу в жизнь ему дала,

Одна мечта осуществилась

Ты не останешься одна,

Как жизнь твоя бы не сложилась.

Ты вырастишь его, и он,

Не руша мост твоих надежд,

Мимо нуждающихся не пройдёт,

Не из числа он тех невежд.

Ты в сына верь! И в первый раз,

Когда он слово «мама» вслух произнесёт,

И в тот тяжёлый, трудный час,

Когда к тебе он не придёт.

Летят года… За круглым столом.

Собрались все и, гордостью дыша,

Ты смотришь на мужающего внука

И правнука – смешного малыша.

     (Зайцева Дарья 10 б класс стихотворение собственного сочинения)

Звучит песня «Мама», исполняет Шматкова Елена, ученица 10 а кл.

Показ презентаций с фото  мам учеников.

  Учитель:      Русская женщина – это женщина-мать. Она сильная, волевая, добрая, нежная. В нашей стране из 76 млн женщин 50 млн являются матерями, из них свыше 1 млн 700 тыс воспитывают более двух детей. 34% воспитывают одного ребенка, 15 % - двух и только 3% - многодетные, т.е. имеют трех и более детей.  У нас в школ 25.

Я верю, что женщина

-Чудо земное

Какого на Млечном пути

Не сыскать,

И если женщина

-Слово святое,

То трижды священное -“Женщина-Мать”.

  Учитель:         В Советском Союзе с 1944 года многодетные матери награждались медалью "Материнская доблесть", орденом "Материнская слава" трех степеней, а также орденом "Мать-героиня" с присвоением одноименного звания. После распада СССР матерей награждали орденом Дружбы или медалью ордена "За заслуги перед Отечеством". В ряду первых документов, подписанных президентом РФ Дмитрием Медведевым, был указ "Об учреждении ордена "Родительская слава". Во многих российских регионах существует почетный знак "Материнская слава". Не исключение и наша область. 7 матерей награждены почётным званием Брянской области «Материнская Слава». Оно вручается мамам, достойно воспитавшим 5 и более детей.

Так что же это многодетная семья?  Легко ли стать многодетной мамой? Можно ли запланировать такую семью? А как же работа, карьера, самореализация?  И на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Мы возвращаемся к вашим сочинениям-размышлениям и сейчас мы хотели бы услышать другие мнения на поставленные вопросы.

Уч-ся читают сочинения.

  Учитель:      Многих сейчас пугает слово «Многодетность».  Кому-то кажется, что дети в такой семье – обделённые и несчастные, а у родителей количество проблем возрастает прямо пропорционально количеству детей. Немало мифов ходит вокруг многодетных. Этот миф хотелось бы развеять с помощью наших гостей. О своей жизни расскажет многодетная мама.

Слово предоставляется Сухаревой Светлане Васильевне.

Учитель:      У нас в гостях наш родитель, многодетный папа и я ему предоставляю слово.

 Слово предоставляется  Тюрину Владимиру Валентиновичу

Учитель: Самореализация…Творчество….Карьера….Эти слова звучат для современного человека актуально. Но что может сказать о себе многодетная мама? «Моё творчество – в детях», - звучит её неожиданный ответ.

Давайте послушаем рассказ Анны.

(просмотр видео)

Итак, если задуматься, может ли быть что-то выше этого? Ведь все результаты трудов человека, в конце концов, уйдут в небытиё. А вложенное любящими родителями в живую бессмертную душу ребёнка останется навсегда. Человек творит человека – звучит прекрасно и страшно одновременно. Прекрасно, потому что это призыв реализовать все высшее в человеке. А страшно - так как возлагает на нас ответственность.  Но прилагаемые усилия всегда ли приносят бесценные плоды?

Звучит песня «Мама знает» (в исполнении уч-ся  9 в кл Самсоновой Ксении.)

Учитель: Прозвучала песня, прокомментируйте эту песню, почему так порой случается в жизни, и я думаю в наше время не так уж редко.

                                      Комментарии учащихся.

  Учитель:       Чувствуется, что дочь внутренне отходит от матери. Как быть? Тёплые отношения, которые когда-то были между этими людьми, канули в лету. Дочь не бывает, откровенна с матерью, возвращается домой поздно вечером – наступает гробовое молчание, потому что говорить  не о чем. Всё оставлено в приятельской компании.

В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные.

Что делать? Где выход? Где ответ на вопрос: в чём причина конфликта между родителями и детьми?

             У нас в гостях Шеплякова Нататья Анатольевна, она является сотрудником отдела по делам с несовершеннолетними.  

Выступление Шепляковой Н.А.

Ученик: Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и огородившихся  от всех наушниками плееров? Что знаем мы о наших мамах – усталых, раздражённых, занятых работой, беготней по магазинам? Ведь и у них могут быть слабости.

Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может быть, нужно поговорить с Ней и о Ней? Пусть будет пусть от «ненавижу» к «люблю» лежит через понимание.

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь...

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

               И уходить за поворот

              Вы не спешите, не спешите,

               И ей, стоящей у ворот,

           Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной,

 Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

            Так будьте чуточку добрей,

             Опекой их не раздражайтесь,

            Не обижайте матерей,

             На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без Материнских добрых рук

-Как малышам без колыбельной.  .

Учитель: Следующую жизненную ситуацию мы увидим в сценке «Замечательная мама»

Сценка «ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ МАМА»
Мама сидит за ноутбуком рядом стоит ребёнок и рассказывает стихотворение, в тот момент, когда мама должна сказать свою коронную фразу по тексту стихотворения, он пихает её в плечо, мама отрывает глаза от компьютера и говорит: «Без проблем!» и вновь утыкается в ноутбук.

Непроблемный я ребёнок,
Говорю об этом всем.
Даже мама подтверждает…
- Правда, мама?
 (пихает маму)
- Без проблем!!!

Не хочу сейчас обедать!
Лучше я конфеты съем! 
Улыбаясь, мама скажет …
 (пихает маму, мама ноль реакции)
Мама скажет …
 (пихает маму)
- Без проблем!!!

Принесла четыре двойки,
А пятёрок нет совсем!
Мама не молчи, что скажешь? 
- Всё в порядке? 
(пихает маму)
- Без проблем!!!

В доме страшный беспорядок,
На полу размазан крем.
Не хочу я прибираться!
- Можно, мама?
 (пихает маму)
- Без проблем!

Знаю, что такую маму
Захотелось сразу всем!
Подключайтесь к интернету 
И всё будет … 
(пихает маму)
- Без проблем!!!

Учитель: Какие это проблемы возникнут мы догадываемся. К чему это может привести? Реплики с места, быстро по одному эпитету.  

Ответы учеников.

А теперь ваши размышления о матерях – одиночках

Учащиеся читают сочинения

Учитель: Ребёнок изначально заложен как личность. И как можно от этой личности отказаться?! Даже если большие опасения или сложные жизненные ситуации… Ведь ни один человек не может уверенно сказать, что именно этот ребёнок не будет в своей жизни счастлив! Напротив, очень счастлив!! Бесконечно счастлив!!

Показ презентации с картинами - «Мама с ребёнком».

Ученик:  Главная суть женщины, ее предначертание – стать матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага. Когда хотят придать слову ’’мать’’ оттенок торжественности говорят ’’матерь’’: например, ’’Матерь Божия’’. И мало кто знает, что при этом мы вовсе не ’’украшаем’’ первичное слово а наоборот, возвращаемся к древнейшей индоевропейской форме ’’матэр’’. В некоторых однокоренных словах эта форма прощупывается и поныне: ’’материя’’, ’’материк’’, ’’матерый’’ – т.е. сильный, зрелый, старый. По мнению исследователей, слово ’’матерый’’ образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности, особенно женщина - Мать.   Во-первых женщина рожает детей. Древние люди считали, что женщина рожает детей не потому, что у нее есть муж: это священный дух предка входит в ее тело, чтобы воплотиться. И как прекрасна легенда, согласно которой всякий раз, когда на Земле рождается человек, на небе вспыхивает волшебным светом новая звезда. Во-вторых именно женщина, о ’’легкомыслии’’ которой Люди так привычно порой рассуждают, оказывается Носительницей древней мудрости племен, их мифов и легенд. Одним словом, в глазах наших предков женщина, особенно женщина – мать, не только являлась ’’сосудом’’ злых сил, наоборот, она была существом куда более священным, чем мужчина. Современные биологи пишут, что именно женщина хранит ’’золотой фонд’’ генов своего племени, нации, расы; мужчина, как биологическое существо, гораздо более подвержен всяческим изменениям.

Учитель: И именно женщина – мать порой бывает, берёт на себя функции мужчины, т.е. добытчицы. Но, к сожалению, страдают от этого дети. Вот послушайте несколько историй.

Учитель: Иногда женщине в силу разных обстоятельств трудно стать матерью. Но когда желание сбывается через много лет, женщины убегают от детей, как правило, в работу. Первая история об Анжеле. Ей много лет хотелось выйти замуж. Она работает в банке на хорошей должности. Но в личной жизни не везло. И тут, когда ей исполнилось уже 37 лет, она встретилась с любовью своей юности. Они поженились. Родился малыш. Анжела решила не сидеть дома с ребенком. А кто будет деньги зарабатывать ему на игрушки? На еду? На одежду? Парень много болел. Плакал. Анжела боялась его. С ним от рождения сидят няня и ее мама.  Сейчас парень превратился в астматика. У него ужасный характер. Он очень капризный, скандальный. Анжела боится оставаться наедине со своим ребенком.

Вопрос.  Зачем она его родила? Для кого? Свою функцию она свела к зарабатыванию денег и походам по врачам.


Вторая история о женщине Вике, которая 20 лет лечилась от бесплодия. И вылечилась. Она лечилась упорно, не боялась боли, операций и потратила кучу денег. Родила сына и через месяц уже вышла работать. С ребенком сидит няня. Ее муж прекрасно зарабатывает. Но она все равно вышла работать. Кажется, она должна наслаждаться долгожданным материнством. Но вышло по-другому. В чем причина? От чего долгожданных детей воспитывают чужие люди? Неужели только из-за боязни матерей остаться без денег? Но ведь они не бедствуют в своих семьях, могли бы посидеть с детьми хотя бы до года. Мы понимаем, есть бабушки. Но мне кажется, что мать должна оставаться матерью. Бабушки могут помогать, но не нести материнскую функцию. А что думаете вы?

             

Рассуждения учащихся с применением сочинений – размышлений на тему «Ваше отношение к бизнесмаме»

Учитель: У нас в школе много мам занимающихся частным предпринимательство, т.е. мамы бизнесмены.

Давайте послушаем их мнения по этому вопросу.

Выступление родителей

Учитель: 1: Мы гордимся нашими мамами, радуемся их профессиональным достижениям. Но гораздо больше – тому, что они вкусно готовят, создают уют в доме, согревают всех своими заботами и любовь. Ведь самое главное в жизни каждого человека – это его семья, которая дает ему опору на всю жизнь, а главная в семье, конечно, мама.

Я хочу прочитать вам   рассказ Н. Вересаева о двух художниках.

Он как никак подходит к сегодняшнему часу общения.  

Учитель: . Два художника принимали участие в городском конкурсе на портрет самой красивой женщины на земле. Времени на поиски было много, поэтому один собрался в дальнюю дорогу, взял кисти, краски и стал ходить по городам и селам, надеясь увидеть именно ту, что сияла в его воображении. Конечно, понятие живописца о красоте настолько сложно и уникально, что простому человеку это сразу не уразуметь. Удивлялись люди – сколько красоток вокруг, а он все ищет и ищет что-то особенное. Износил обувь, мерз под дождем и снегом, мучился от летнего зноя, потерял надежду встретить ту единственную, что достойна его кисти. И вдруг нашел! В женщине действительно было какое-то неземное очарование, которое он с успехом перенес на полотно. А другой художник никуда не ходил. Он просто искал минуты, когда его любимая жена освободится от домашних хлопот, покормит и уложит детей, сажал ее перед собой и рисовал. Он даже и в мыслях не держал, что какая-то женщина может быть красивее его супруги. Когда открылась выставка и первый художник представил портрет красавицы, весь народ ахнул. В ней было что-то от сияния солнца, луны, звезд. А потом люди вздохнули и отвернулись, уж очень она напоминала о том, какие они сами обычные и неинтересные, как постарели их жены.
Открыли портрет второго – народ возмутился. Ну подумали зрители, не нашел ничего другого, как запечатлеть давно знакомую всем свою жену. Ее каждый день видели стирающей пеленки, успокаивающей плачущих детей, она не снимала халат и почти не ходила в гости. А потом возмущение людей стало стихать. В лице жены художника не было очарования блистательной дамы, но в ней была нежность и верность матери и супруги. И тогда даже старики приосанились – они вспомнили, как красивы были их жены в молодости, да и сейчас их очарование не погасло, а только увеличилось в кругу детей.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой художник победил? Почему? 

Ответы учеников:

Учитель: Вы нарисовали символы материнства, это не живописные полотна, но эти символы сделаны от души, давайте их прокомментируем.

     

                    Комментарии к символам материнства

Учитель: Закрой глаза, прислушайся, ты услышишь мамин голос. Он живет всегда в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь с другими голосами. Став взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, руки. Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. И все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы. Не верьте маме, что ей не нужна ваша помощь. По мере сил облегчайте ей жизнь. Она будет счастлива.

И в завершение нашего часа общения, посвященного дню Матери, для всех мам,  а так же присутствующих мам как подарок звучит песня.

Звучит песня «Мамины руки», исполняет учитель.

Учитель: Пусть этот новый праздник «День матери» станет для всех нас дорогим и желанным. А дарить подарки, улыбки и радость своим мамам можно и нужно ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самой лучшей маме в самый лучший день

внеклассное мероприятие по теме "Семьянин"...

урок 5 класс " Весна - самое прекрасное время года!"

авторский план-конспект урока немецкого языка в 5 классе...

"Круглый стол" для родителей первоклассников классов охраны зрения

Ознакомление родителей с особенностями работы с детьми в классах охраны зрения, графиком работы специалистов....

Методическая разработка круглого стола для учащихся 11 класса «Понятие о металлургии. Чёрная металлургия»

Форма  проведения данного урока: «круглый стол» с элементами ролевой игры в виде тематического учебного семинара. Проведению мероприятия предшествует большая работа участников «круглого стола». П...

Классный час в форме круглого стола с учащимися 8 класса. « ПАВ и последствия их употребления»

Открытое занятие - круглый стол с учащимися 8 класса.ТЕМА: ПАВ и последствия их употребления.Цели:-выработать у подростков негативное отношение к употреблению ПАВ. -познакомить с понятием ПАВ и и...

Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;

Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...

Круглый стол на тему: "Мама - это солнце в нашей жизни".

23 ноября 2016 года Социально-психолого-валеологическая служба   совместно с Центром народной педагогики провели круглый стол для матерей....