Рабочая программа по литературе (10 класс) УМК В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе (10 класс) УМК В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_klass_2017-18_god_programma_korovinoy.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений министерства образования и науки РФ «Литература (базовый уровень). 10-11 классы» / под редакцией В.Я. Коровиной».-12-е изд., переработанное.-М.: «Просвещение», 2010. Данное планирование предусматривает работу по следующему учебнику: «Русская литература 19 века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией В.Я. Коровиной (М., «Просвещение», 2011).
Всего на изучение литературы в 10 классе отводится 102 часа (из расчета 3 часа в неделю, 34 учебных недели).
Планирование построено с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки систематизированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в предыдущем классе.
1.Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета-важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
2. Цели и задачи обучения
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представления)); жанры литературы (начальные представления), баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Обучающиеся должны уметь:
• выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
• сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
• сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
• переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
• видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
• определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
• сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
• сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
• использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
• писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
• отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
4. Формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые.
5. Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с учебником и т. д.);
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, плакаты, таблицы, презентации);
- практические (упражнения, творческие работы, практические работы);
- проблемные (исследования, проекты, ответы на проблемный вопрос).
Тематическое планирование
Урок | Тема урока | Кол-во часов | Примерные сроки реализации | Основные ЗУНы |
1. 2. | Введение-2 часа Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века. Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков | 1 1 | 1 неделя | Знать основные закономерности историко-литературного процесса 19 века, о роли литературы в духовной жизни русского общества. Уметь конспектировать лекции учителя. Уметь рассказывать о жизни и творчестве Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшков выразительно читать и комментировать их стихотворения. |
А.С. Пушкин | 8+ 2РР | |||
3. | А.С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного) «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю» | 1 | 1 неделя | Знать об основных этапах жизненного и творческого пути Пушкина, уметь составлять тезисы лекций, определять художественное пространство поэтического текста, делать фрагментарный анализ произведений. Совершенствовать навыки в использовании сведений по истории и теории литературы, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, тематика, проблематика произведений. Знать об использовании церковно- славянской, библейской лексики и 37 главы из «Книги пророка Иезекииля», передающих духовное родство двух священных текстов. «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю», «Вакхическая песня». Поэтический цикл стихотворений «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных» как отголосок духовного смятения в южный период и выхода из него во время михайловской ссылки. «Пророк», «Поэт», «Поэту», «Памятник»-совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения; «Вольность», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Деревня», «Анчар», «Из Пиндемонти»; Т. л.: романтизм, вольнолюбивая, философская лирика. |
4. | Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок | 1 | 2 неделя | |
5. | Тема призвания поэта в лирике А.С. Пушкина | 1 | 2 неделя | |
6. | Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта. | 1 | 2 неделя | |
7. | Философская лирика А.С. Пушкина | 1 | 3 неделя | Знать философскую лирику А.С. Пушкина а примере текстового изучения, восприятия, истолкования стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…»; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения; |
8. | «Петербургская повесть» А.С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме. | 1 | 3 неделя | Знать историю создания поэмы «Медный всадник», показать интерес Пушкина к историческому прошлому России, совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, совершенствовать исследовательские, аналитические навыки |
9. | Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Проблема государства и личности. | 1 | 3 неделя | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы; показать противостояние Медного всадника и Евгения; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтически текстом |
10. | Социально-философские проблемы поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» | 1 | 4 неделя | Знать социально-философские проблемы поэмы А.С. Пушкина, совершенствовать навыки аналитической работы с поэтически текстом |
11 РР | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 4 неделя | Уметь работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план) выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей художественного произведения |
12 РР | Чтение наизусть лирических произведений А.С. Пушкина | 1 | 4 неделя | Уметь выразительно читать наизусть |
М.Ю. Лермонтов | 6+2 РР+2Вн.чт. | |||
13. | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, основные мотивы лирики (с обобщением ранее изученного). Раннее творчество («Нет, я не Байрон…», «Желание», «Я жить хочу, хочу печали…») | 1 | 5 неделя | Понять богатство и глубину его поэтического мастерства. Знать о своеобразии и колорите эпохи и ее влиянии на человеческие судьбы. Знать об открытии Лермонтовым смысла земной жизни, заключенного в самоусовершенствовании человека, в пробуждении духовной первоосновы. Знать о дерзком соединении в пределах одного лирического стихотворения жанровых традиций обличительной сатиры и элегии («Как часто пестрою толпою окружен»). Углубить знания учащихся о романтизме как литературном направлении; раскрыть общность настроений лирических героев в поэзии Дж. Байрона и М. Ю. Лермонтова. Знать своеобразие молитвенного жанра в лирике Лермонтова. Знать особенности жанрового и композиционного мышления поэта на примере стихотворений Лермонтова «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».Уметь работать с материалами учебника. Знать литературоведческую терминологию. Уметь строить продуктивное высказывание, интеллектуально-образно и эмоционально воспринимать лирическое произведение. Уметь работать с поэтическим текстом по предложенной схеме анализа Уметь работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план) выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей художественного произведения. Уметь работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план) выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей художественного произведения Т.л.: аллегория, ассоциация, художественный параллелизм, символ, лирический герой, конфликт |
14. | Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Байрона и М. Лермонтова | 1 | 5 неделя | |
15. | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова («Ангел», «Молитва») | 1 | 5 неделя | |
16. | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова («Валерик», «Сон») | 1 | 6 неделя | |
17. | Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений(«Парус», «Выхожу один я на дорогу») «Как часто пестрою толпою окружен…» | 1 | 6 неделя | |
18. | Философские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…»как выражение мироощущения поэта | 1 | 6 неделя | |
19. Вн.чт. | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | 7 неделя | |
20. Вн.чт. | «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом | 1 | 7 неделя | |
21. РР | Чтение наизусть | 1 | 7 неделя | |
22 РР | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 8 неделя | |
Н.В. Гоголь | 6 +1 РР | |||
23. | Н.В. Гоголь: жизнь, творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки…» | 1 | 8 неделя | Знать биографию и особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры, стилистические особенности сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки...» |
24. | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | 1 | 8 неделя | Знать сатирическое и эпикодраматическое начала в творчестве Н.В. Гоголя на примере сборника «Миргород» |
25. | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя (обзор). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | 1 | 9 неделя | Знать обзорную характеристику «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя, нравственную проблематику сборника |
26. | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». Образ Петербурга | 1 | 9 неделя | Уметь анализировать прозаическое произведение, создавать устные сообщения, используя различные источники информации. Знать литературоведческую терминологию: повесть, тема, идея, проблематика. Уметь работать с эпизодом художественного произведения. |
27. | Правда и ложь, фантастика и реальность в повести «Невский проспект». | 1 | 9 неделя | Уметь анализировать прозаическое произведение, создавать устные сообщения, используя различные источники информации. Знать литературоведческую терминологию: повесть, тема, идея, проблематика. Уметь работать с эпизодом художественного произведения. |
28. Вн.чт. | Н.В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести» | 1 | 10 неделя | Знать о проблематике, поэтике, месте повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести»; уметь давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке. Т.л.: художественный метод, романтизм, реализм. |
29. РР | Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | 10 неделя | Уметь работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план) выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей художественного произведения |
30. | Русская литература второй половины 19 века (обзор) | 1 | 10 неделя | Знать основные тенденции развития русской литературы, живописи, театрального искусства второй половины 19 века |
И.А. Гончаров | 5+1РР | |||
31. | Основные этапы жизни и творчества писателя. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-«Обломов»-«Обрыв» | 1 | 11 неделя | Знать основные вехи жизни и творчества писателя, особенности его творческой манеры, место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-«Обломов»-«Обрыв»; главную тему и идейную направленность романа «Обломов», его композицию, жанровую принадлежность, оценку критиков Добролюбова и Дружинина. Уметь пересказывать тезисы и учебный материал уроков, вести аналитическую беседу, развивать навыки работы с критической литературой. Осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой. Знать о роли второстепенных персонажей. Определять психологические и социальные корни «обломовщины». Уметь вести дискуссию, аргументировано отвечать на вопросы, выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы. Уметь проводить коллективную творческую работу. Т.л.: роман, сюжет, композиция, контраст,литературная критика. |
32. | В гостях у Обломова (главы 1-8, 10). Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей (Обломов и Илья Муромец, Обломов и Иванушка - дурачок) | 1 | 11 неделя | |
33. | «Благословенный уголок земли» (гл. 9). «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера | 1 | 11 неделя | |
34. | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни | 1 | 12 неделя | |
35. | Любовная тема в романе: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына | 1 | 12 неделя | |
36. РР | Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?» | 1 | 12 неделя | |
А.Н. Островский | 6+1 РР | |||
37. | А.Н. Островский - создатель русского национального театра. Художественный мир Островского - драматурга. | 1 | 13 неделя | Знать о роли Островского в развитии русской драматургии и театра, уметь оформлять записи в тетради по ходу лекции учителя, составлять хронологическую таблицу. Знать творческую историю драмы, тематику, конфликт, идею пьесы, ее композицию и жанр, литературоведческую терминологию, содержание пьесы и уметь оформлять тезисы лекции. Уметь по репликам определять социальную принадлежность героя и особенности его духовного развития, иметь навыки выразительного чтения монологов и диалогов, соблюдая нормы литературного произношения. Уметь анализировать произведение, подбирать цитаты для характеристики персонажей. Знать оценку критиков образа Катерины, владеть навыками конспектирования. |
38. | Творческая история драмы «Гроза», смысл названия, своеобразие конфликта Город Калинов и его обитатели. Анализ экспозиции и образной системы | 1 | 13 неделя | |
39. | Система образов, приемы раскрытия характеров героев драмы А.Н. Островского «Гроза» | 1 | 13 неделя | |
40. | Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «темного царства» | 1 | 14 неделя | |
41. | Катерина и Кабаниха – два полюса нравственного противостояния. Нравственная проблематика пьесы | 1 | 14 неделя | |
42. | Споры литературных критиков вокруг драмы А.Н. Островского «Гроза» | 1 | 14 неделя | Знать средства создания художественного образа в драматическом произведении, основные проблемы пьесы. Т.л.: драма, трагедия, комедия; конфликт, система образов; речевая характеристика. Уметь работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план) выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей художественного произведения |
43 РР | Сочинение-рассуждение на тему «Катерина – «луч света» или «зачумленная личность»?» | 1 | 15 неделя | |
И.С. Тургенев | 7+1РР | |||
44. | И.С. Тургенев: жизнь и творчество. Сборник рассказов «Записки охотника» и его место в русской литературе | 1 | 15 неделя | Знать основные факты жизни и творчества писателя, этапы его творческой эволюции, особенности переходной эпохи и идейные споры о романе. Уметь видеть авторскую позицию. Анализировать высказывание героя. Понимать термин «внутренний конфликт». Знать об идейно- художественном своеобразии романа. Уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному. Отрабатывать навык монологической речи на литературные темы, используя сведения и знания по теории и истории литературы. Уметь рассказывать, как в любовных коллизиях раскрываются характеры героев и авторская философия любви, раскрывать сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; знать авторскую позицию по отношению к главному герою. Т.л.: тематика, проблематика, идейное содержание, психологизм. Антонович, Писарев, Страхов о характере и судьбе главного героя романа. Уметь создавать монологическое высказывание на литературную тему, используя сведения и знания по теории и истории литературы. |
45. | Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Эпоха. Смысл названия. | 1 | 15 неделя | |
46. | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | 16 неделя | |
47. | Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция | 1 | 16 неделя | |
48. | Любовь и счастье в романе | 1 | 16 неделя | |
49. | Урок – размышление: нигилизм Базарова и его последствия. Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | 17 неделя | |
50. | Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике | 1 | 17 неделя | |
51. РР | Зачетная работа за 1 полугодие (по изученным произведениям) | 1 | 17 неделя | Демонстрировать навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения |
Н.А. Некрасов | 8+1 РР | ||||
52. | Жизнь, творчество, судьба Некрасова. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта («Влас», «В дороге», «Школьник», «Еду ли ночью по улице темной…) | 1 | 18 неделя | Знать основные факты жизни и творчества поэта как представителя гражданской лирики, уметь связывать стихи со временем написания, с современностью и с традицией. Определять жанрово - родовую специфику произведения. Уметь выявлять авторскую позицию, выразительно читать и анализировать поэтические тексты с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Знать творческую историю поэмы; рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования; основные образы поэмы – эпопеи и ее содержательный смысл. Уметь, обращаясь к тексту, выявлять лучшие черты русского национального характера, характеризовать и сравнивать образы; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Т. л.: творческая история, лирический герой, жанры лирики (элегия, песня, послание); поэма - эпопея, композиция, народность. | |
53. | Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа («Рыцарь на час», «Блажен незлобивый поэт…», «Умру я скоро…») | 1 | 18 неделя | ||
54. | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу («Вчерашний день, часу в шестом…», «Элегия», «Поэт и Гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…») | 1 | 18 неделя | ||
55. | Тема любви в лирике Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация («Мы с тобой бестолковые люди», «Ты еще на жизнь имеешь право…», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка») | 1 | 19 неделя | ||
56. | Творческая история поэмы - эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Смысл заглавия. Композиция. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | 19 неделя | ||
57. | Образы крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | 19 неделя | ||
58. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы | 1 | 20 неделя | ||
59. | Особенности языка, фольклорное начало в поэме Н.А. Некрасова | 1 | 20 неделя | ||
60. РР | Сочинение «Бунтари и философы – яркие народные типы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | 20 неделя | Знать материал пройденной темы, уметь осмысливать вопрос, определять его границы, создавать правильный и грамотный письменный ответ на заданную тему | |
Ф.И. Тютчев | 3 часа | ||||
61. | Личность, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта («Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…»,«Silentium», «Еще земли печален вид…») | 1 | 21 неделя | Уметь анализировать основные факты биографии Тютчева и выделять ключевые особенности в виде тезисов, выразительно читать наизусть стихи и анализировать одно из стихотворений «денисьевского цикла» по предложенному плану. Знать об особенностях философской лирики поэта и освоить навыки анализа этой лирики. Знать о возрождении пушкинской гармонии в стихах поэта. Уметь рассказывать о политических и историко-философских взглядах Ф.И. Тютчева. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, умение выразительно читать наизусть лирический текст. Т.л.: философская лирика, мотив, эпитет, сравнение, метафора, метонимия. | |
62. | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева («Цицерон». «Умом Россию не понять…», «Над этой темною толпой…», «Нам не дано предугадать») | 1 | 21 неделя | ||
63. | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» («Я встретил Вас…», «О, как убийственно мы любим», «Весь день она лежала в забытьи») | 1 | 21 неделя | ||
А.А. Фет | 3 + 1 вн.чт. | ||||
64. | Драматизм личной судьбы А.А. Фета. Социально – философские и эстетические взгляды поэта | 1 | 22 неделя | Знать об основных этапах жизни и творчества поэта, об основных темах и мотивах его лирики, знать наизусть одно из стихотворений, уметь готовить сообщение с опорой на учебник. Знать о месте Фета в русской поэзии второй половины 19 века, о «пушкинском начале» в его поэтическом мироощущении, достигаемом в условиях дисгармонической действительности путем ухода от общественных бурь и волнений века. Знать понятие импрессионизма как художественного направления, уметь выявлять импрессионистские приемы, связанные с созданием поэтических образов А.А. Фета. Т.л.: интимная лирика, пейзажная лирика, звукопись, изобразительно- выразительные средства в лирике, импрессионизм. | |
65. | Своеобразие любовной лирики, импрессионизм лирики Фета. (« На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…») | 1 | 22 неделя | ||
66. | Природа и человек в поэзии Фета. («Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» ) | 1 | 22 неделя | ||
67. Вн.чт | А.К. Толстой: жизнь, творчество, основные темы, мотивы и образы поэзии | 1 | 23 неделя | Знать об основных этапах жизни и творчества поэта, об основных темах и мотивах его лирики, уметь готовить сообщение с опорой на учебник и представлять электронную презентацию. Понимать глубокий психологизм любовной лирики поэта, знать об отражении исторических взглядов Толстого в его балладах и былинах, об участии в поэтическом триумвирате «Козьма Прутков». | |
М.Е. Салтыков - Щедрин | 2 + 1 вн.чт. | ||||
68. | Жизнь и творчество великого сатирика. Проблематика и поэтика сказок | 1 | 23 неделя | Знать биографию писателя по материалам урока и страницам учебника, об исторических и биографических обстоятельствах, сформировавших сатирический дар. Научиться читать произведения Щедрина как одного из русских классиков, понять своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее вполне удобною». Понимать своеобразие и смысл его сатиры, которая была направлена «против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее вполне удобною». Т.л.: сатира, сарказм, гротеск, иносказание, аллегория, пародия. | |
69. | Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр, композиция романа. | 1 | 23 неделя | ||
70. Вн.чт. | Глупов с его обывателями и градоначальниками как город- гротеск – собирательный сатирический образ России | 1 | 24 неделя | ||
Ф.М. Достоевский | 7часов | ||||
71. | Биография и литературная деятельность. Идейные и эстетические взгляды | 1 | 24 неделя | Знать о писателе – представителе и последователе «натуральной школы», создателе полифонического идеологического романа. Уметь анализировать фрагменты текста и видеть его целостную идейную концепцию. Отрабатывать навыки самостоятельного выявления мировоззренческих особенностей писателя, уметь сопоставлять роман с другими произведениями, критическими научными интерпретациями. Отрабатывать навык анализа эпизодов, уметь объяснять связь эпизода с проблемой романа. Уметь представлять презентацию и защищать мини-проект; находить способы выражения авторской точки зрения на проблему. Знать значение творчества Ф.М. Достоевского в контексте мировой литературы Т.л.: роман, проблематика, идея, психологизм, система образов, стадии развития действия, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, полифонизм. | |
72. | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | 24 неделя | |||
73. | История создания романа «Преступление и наказание», жанр, особенности композиции | 1 | 25 неделя | ||
74. | Мир «униженных и оскорбленных» в романе | 1 | 25 неделя | ||
75. | Социальные и философские истоки бунта Раскольникова | 1 | 25 неделя | ||
76. | «Двойники» Раскольникова – Лужин и Свидригайлов, их роль в романе | 1 | 26 неделя | ||
77. | Символическое значение образа Сонечки Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского | 1 | 26 неделя | ||
Л.Н. Толстой | 12+1 РР | ||||
78. | Личность писателя, основные этапы его творческого пути, духовные искания | 1 | 26 неделя | Знать творческую биографию писателя, особенности жанровой принадлежности романа - эпопеи. Уметь сопоставлять с историей и временем написания, прослеживать движение крупной всеохватывающей мысли писателя- гиганта. Знать особенности его стиля и концепцию мира. Совершенствовать навыки анализа и интерпретации текста. Уметь определять нравственный пафос всего произведения, раскрывать общечеловеческое и конкретно - историческое его содержание. Аргументировано формулировать свое отношение к идеологии, героям, авторской позиции в романе. Знать о «диалектике души» в понимании Толстого, о роли портретных деталей и внутренних монологов. Знать о мировом значении творчества великого писателя. Уметь делать мультимедийную презентацию «Любимые герои Толстого»; находить и анализировать художественные приемы и внесюжетные элементы в литературном произведении, определять их значение в общем контексте произведения. Уметь писать сочинение на литературную тему, осмыслить, определить ее границы, полно раскрыть, обнаружить правильность речевого оформления и степень усвоения материала; овладеть навыками создания собственного текста и его редактирования. Т.л.: эволюция творчества, стиль писателя, роман-эпопея, замысел, авторская позиция, деталь, психологизм, система образов, тематика, проблематика. | |
79. | Место «Севастопольских рассказов» на пути к «Войне и миру» | 11 | 27 неделя | ||
80. | Авторский замысел и история создания романа - эпопеи «Война и мир». Жанровое и композиционное своеобразие книги | 1 | 27 неделя | ||
81. | Духовные искания Андрея Болконского | 1 | 27 неделя | ||
82. | Духовные искания Пьера Безухова | 1 | 28 неделя | ||
83. | Женские образы в романе | 1 | 28 неделя | ||
84. | «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Курагиных и Бергов | 1 | 28 неделя | ||
85. | «Мысль народная» в романе. Народ и личность – одна из главных проблем в романе-эпопее | 1 | 29 неделя | ||
86. | «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева | 1 | 29 неделя | ||
87. | Картины войны 1812 года, смысл противостояния Кутузова и Наполеона | 1 | 29 неделя | ||
88. | Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы. товарищества | 1 | 30 неделя | ||
89. | Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого. | 1 | 30 неделя | ||
90 РР | Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | 1 | 30 неделя | ||
Н.С. Лесков | 3 + 1вн.чт. | ||||
91. | Творческий путь писателя. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина | 1 | 31 неделя | Знать биографию писателя по материалам урока и страницам учебника, содержание повести «Очарованный странник». Уметь раскрывать смысл названия рассказа, особенности изображения русского национального характера, знать о способах и основных приемах создания образа героя праведника. Уметь раскрывать содержание понятий: «праведник», «подвижнический подвиг». Осмыслить лесковскую концепцию праведничества. Знать о былинных ассоциациях Флягина с Ильей Муромцем, Святогором и Василием Буслаевым. | |
92. | Художественное воплощение типа героя - праведника. Общенациональный смысл его характера | 1 | 31 неделя | ||
93. | Нравственный смысл рассказа «Тупейный художник» | 1 | 31 неделя | ||
А.П. Чехов | 6 часов | ||||
94. | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Трагикомедия «футлярной жизни» в «маленькой трилогии» («Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви») | 1 | 32 неделя | Знать об основных событиях жизни Чехова и особенностях его реализма; о переосмысление традиционных тем и проблем; о своеобразии чеховского юмора в сравнении с юмором Гоголя; о тяготении Чехова к символическим образам, позволяющим сквозь бытовые явления жизни улавливать коренные проблемы общественного бытия. Знать об особенностях новой драмы Чехова: организация художественного единства на основе «подтекста», художественная полифония, музыкальное звучание речи персонажей, смена пафоса действия пафосом раздумья. Понимать жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад», основанное на тонком чеховском соотношении драматического с комическим, на двойственном освещении всех действующих лиц. Т.л.: юмор, ирония, сатира, фабула; драма, комедия, конфликт, подтекст. символ, лиризм, система образов. | |
95. | Проблематика и поэтика ранних рассказов 1890-х гг («Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка») | 1 | 32 неделя | ||
96. | Процесс омертвления человеческой души: от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч» | 1 | 32 неделя | ||
97. | Особенности драматургии А.П. Чехова | 1 | 33 неделя | ||
98. | «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. | 1 | 33 неделя | ||
99. | Место вишневого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия | 1 | 33 неделя | ||
100. РР | Зачетная работа по изученным во 2 полугодии произведениям | 1 | 34 неделя | Выявить уровень литературного развития учащихся, проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи учащихся | |
101. | Нравственные уроки русской литературы 19 века | 1 | 34 неделя | ||
102. Вн.чт | Ги де Мопассан – мастер новеллы. Г. Ибсен. «Кукольный дом» как образец интеллектуальной социально-психологической пьесы-дискуссии | 1 | 34 неделя | Знать о жизни и творчестве Ги де Мопассана, о тематических группах его новелл |
Требования к знаниям и умениям обучающихся 10 класса
В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни.
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
- осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Используемые ресурсы
Литература для учителя:
- Учебник «Русская литература 19 века» в 2-х частях под ред. Г.Н. Ионина. М., «Мнемозина», 2009.
- Методические рекомендации к учебнику «Русская литература 19 века» под ред. Г.Н. Ионина. М., «Мнемозина», 2010.
- И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе 19 веках М., «Вако», 2009.
- И.Д. Бережная «Литература. Текущий контроль знаний. Тесты. Зачеты. Задания». Волгоград, 2009.
- В. Лютов «Русские писатели в жизни». М., «Просвещение», 2007..
- Т.М. Балыхина «Сочинение о стихотворении». М., «Дрофа», 2007.
- Н.Э. Беленькая, Е.А. Ланцева «Обучающие тесты по литературе». М., «Дрофа», 2010.
- «Литература в школе». Учебно-методический журнал учителя литературы.
- Учебно-методическая газета «Литература» (приложение к «Первому сентября»).
- Интернет-ресурсы
Литература для учащихся:
- Учебник «Русская литература 19 века» в 2-х частях под ред. Г.Н. Ионина. М., «Мнемозина», 2010.
- Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев «Словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 2010.
- Литература. Энциклопедия. М., «Дрофа», 2009.
- Большой справочник. Литература. М., «Дрофа» ,2009.
- Интернет-ресурсы
Технические ресурсы:
1. АРМ учителя, интерактивная доска.
2. ЭОР: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/,
3.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
4. Проектная деятельность в школе http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
Данная рабочая программа рассчитана на двухчасовое изучение литературы в 8 классе...
Рабочая программа по литературе (6 класс УМК В.Я.Коровиной)
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 9 класс, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе 9 класс, УМК В.Я.Коровиной
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по литературе. 5-11 классы, авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина/ Сб. общеобразовательных ...
Рабочая программа по литературе 11 класс,по В.Я. Коровиной
В программе имеется пояснительная записка,тематическое планирование,список учебно-методической литературы....