Система заданий на уроках литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сапунова Елена Викторовна

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии критического мышления.

 «Фишбоун» -  метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zadaniy_na_urokah_literatury.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Система заданий на уроках литературы»

Выполнила:

учитель  русского языка и литературы

МБУ «Школа №45»

г. Тольятти

Сапунова Елена Викторовна

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии критического мышления.

 «Фишбоун» -  метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Актуальные и вечные проблемы  в повести В.Г. Распутина  «Прощание с Матерой»

Проблема

Цели урока:

- дать краткий обзор творчества В. Г. Распутина, обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;

- подвести учащихся к необходимости переосмысления лозунга “Человек – царь природы”, на основе анализа конфликта повести показать губительность для человеческой души бездумного обращения с природой;

- формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за ее судьбу.

Ход урока:

Слово учителя.

- 21 век – век инноваций, ежедневных новшеств, это касается и литературы – искусства, которое, пожалуй, быстрее остальных откликается на всё, что происходит в нашей жизни. При такой ситуации ещё большую ценность приобретают произведения, поднимающие нравственно-философские проблемы, в чьих словах слышится тревога за судьбу родины и нравственное здоровье нации. Одним из таких авторов является Валентин Григорьевич Распутин и его произведение «Прощание с Матёрой».

Сообщение темы и цели урока:

Затопить остров… Это по силам человеку? (Конечно, и тому масса примеров в истории: город Тольятти (Ставрополя на Волге) и др.)

- А всегда ли, имея возможность и силы, человек имеет право и достаточно разума?

- Литература – это отражение жизни общества и личности, реакция на события, происходящие с человеком. Второе предназначение литературы и писателя как её творца – предугадывать, предчувствовать ход развития цивилизации и предупреждать нас, бездумно летящих по жизни, о грозящих непоправимых бедах. Повесть “Прощание с Матёрой” В. Распутина тем и интересна, что автор подводит читателя к самому краешку бездны и показывает: смотри, человек, где ты оказываешься, если освобождаешься от неудобной и тяжкой ноши под названием душа. Это ведь она удерживает тебя на Земле. По эту сторону от пустоты. Думай, человек! Автор видит первопричины разлада человека с миром. Мы с вами просто обязаны знать эти причины, ведь за будущее всегда в ответе ныне живущие. Именно поэтому я предлагаю вам проанализировать конфликт повести, ощутить опасность и гибельность этого разлада для человечества.

Тема урока – «Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

Аналитическая беседа:

- Давайте начнём с названия повести. «Прощание с Матёрой»… Как вы думаете, от какого слова образовано слово МАТЁРА? (матерь, мать, мать-земля, родная земля, Родина).

- А что помогает нам понять, кто есть кто в этой истории? (Именно отношение к родной земле, к малой родине, корням: Дарья, Богодул, Петруха, Клавка, Воронцов… )

- А ведь взгляд персонажей на Матёру разный: для кого-то это Родина, а для кого-то – территория. Разница есть?

Критик Ю. Селезнёв сказал: "Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле... на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас придёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

- Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория? (А Павел?)

- Самый безнравственный поступок, показанный в произведении?

(Зачистка кладбища. Безнравственный поступок по приказу безнравственной власти. Конечно, мы понимаем, что в финале задумано огромное благо – электричество – для миллионов. Но разве это оправдывает глумление над десятками?)

- В чем смысл конфликта повести Распутина?

(Сюжетный конфликт повести — конфликт между властью и народом. Власти, исходя из «высших интересов» навязывают жителям Матеры свое решение: людей переселить, а Матеру уничтожить (она должна быть затоплена после завершения строительства плотины).

Другая сторона этого конфликта — нравственная. Вместе с Матерой должны быть уничтожены и дома, в которых жили многие поколения людей, и кладбище, где лежат предки нынешних жителей, а значит, будет уничтожена и сама память о них. Конфликт между неизбежным техническим прогрессом, с одной стороны, и традиционным укладом жизни людей, живущих в гармонии с природой, с другой, — еще один аспект повести «Прощание с Матерой». Под угрозой оказываются сами основы жизни.)

- Конфликт старого и нового относится к категории вечных. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает. Другой вопрос: каким образом и какой ценой? Отметая и разрушая старое, ценой нравственной деградации или взяв то лучшее, что есть в старом, преобразуя его? «Новое в повести поставило цель «пополам переломить» «старое», вековые устои жизни.

- А через какой персонаж автор открывает нам свой взгляд на ситуацию? Кто говорит его словами? (Дарья)

— Какова роль в развитии конфликта главной героини повести Дарьи?

(Главная героиня повести — старая Дарья Пинегина, патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и страдательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом «обжитого» мира

— Какие образы противопоставлены главной героине?

(Силы неравны. Дарье и немногим ее односельчанам противостоит и власть, и те, кто слепо выполняет ее распоряжения. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых уже выселены люди, уничтожить деревья, порушить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди — лишь бездумное орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов.)

— Как изображается власть в повести?

(Власть символизирует председатель поссовета Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель — промышленное развитие края, строительство электростанции — достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.)

— В чем драматизм конфликта?

(Драматизм конфликта в том, что Дарье, её любовному, бережному отношению к Матёре, противопоставлены и её собственные сын и внук — Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции. Обрываются связи даже между самыми родными людьми.)

— В чем видит Дарья причины происходящего?

(Причины происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключаются в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась «нечистая сила». Люди, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов — «совесть иметь и от совести не терпеть»)

— Насколько верным будет утверждение, что Дарья Пинегина олицетворяет нравственный идеал человека?

(Дарья — воплощение совести, народной нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор, «поколь могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки... изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни»).

- Часто бывает так, что людям удобно не замечать не только собственных недостатков, но и чужих достоинств. Насколько ценна она для людей?

(К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село» (вспомним героиню Солженицына из рассказа «Матренин двор».)

— Какое значение для раскрытия образа Дарьи имеет ее общение с природой?

(В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм, осознание неразрывной, органичной связи человека и природы.)

- А теперь давайте обратимся к сцене прощания с Домом, последний день. Смотрим фрагмент фильма «Прощание» и думаем, в чём смысл странного священнодейства, совершаемого Дарьей?

(просмотр видеофрагмента фильма «Прощание» . Режиссёры – Лариса Шепитько и Элем Климов. 1981г. «Мосфильм»)

Не понять чужому, зачем это Дарья перед “уничтожением” белит свою избу. Не понятно чужому, но отчётливо понимаемо Дарьей. В каждом предмете мира Матёры есть душа, каждая вещь имеет срок службы, имеет своё место. “Прибирает” Дарья свой Дом в последний путь, прощаясь с ним. По закону совести нельзя иначе, а совестливая Дарья иначе и не может. Дарья белит свой Дом не зря, не брошен он, не оставлен он на произвол судьбы Хозяйкой, а потому и ход жизни ещё не нарушен. Дарья не смирилась, но она успокоилась, поняв, что сделала всё так, как нужно.

Дом - основа жизни, залог укоренённости человека, его памяти о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придет». Дарья выступает хранительницей Дома, хранительницей жизни. Она готовит дом к сожжению так же, как готовят умершего к погребению.

— Итак, частный конфликт — уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского — противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни, но вернувшиеся на сенокос люди снова ощущают себя дома, в «тутошней жизни». Кажется, случится чудо, и сама жизнь победит, всё потечёт по-прежнему. Какие образы, сцены дают нам надежду?

(Листвень, выстоявший в схватке с человеком; сцена сенокоса, где всё возвращается на свои места и Матёра вновь с людьми, слышен смех; туман в самом конце повествования)

- Но власти непреклонны: Матёра должна быть затоплена!

— Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную в «Прощании с Матерой»?

Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. И хотя силы власти и людей, населяющих Матёру, неравны, нравственная победа остается именно за народом.

Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), сочувствие и автора, и читателей на стороне людей ответственных, несущих добро, хранящих память и поддерживающих огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

После выхода повести «Прощание с Матерой» критик 0. Салынский писал: «Трудно понять Распутина, когда он отнюдь не великую широту взглядов своих героев тоже возводит в достоинство. Ведь им трудно увидеть человека в человеке, живущем даже не за тридевять земель, а всего лишь на другом берегу Ангары... А Дарья, хотя у нее есть и дети, и внуки, думает только об умерших и считает с неожиданным для герое. Распутина эгоизмом, что на ней жизнь обрывается... Те, кто принимает переезд на новое место, изображаются как люди по своей натуре пустые, безнравственные... истины, которые открылись Дарье перед «концом света», достаточно тривиальны и являются не народной мудростью, а ее имитацией».

Итак, давайте ещё раз чётко озвучим, какие проблемы обозначил автор повести.

- духовно-нравственные (совесть, память, вера);

- проблемы поколений;

проблемы сохранения традиций,

- проблемы отношения народа и власти;

- экологические (чем отзовётся НТП в будущем).

Проблема ЭКОЛОГИИ ДУШИ.

Какие из этих проблем на сегодняшний день не являются актуальными?

(связь с темой урока)

Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее.

Домашнее задание:

Сочинение-размышление на тему «Как должен вести себя человек там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах

Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...

Система стихосложения на уроках литературы.

В своей работе хочу рассказать, как помочь ребятам и всем  ,кто увлекается поэзией,овладеть стиховедческой грамотностью. Многие ребята сегодня пытаются писать о своих чувствахстихами , но часто и...

"Компетентностно - ориентированные задания на уроках литературы как средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся"

Данное пособие предназначено для учителей литературы. Это подборка разных заданий по идеям коллег, добработаная и готовая к использованию на уроках литературы в 9 классе по учебникам Г.И. Беленького....

Аналитическая беседа по групповым заданиям на уроках литературы

В презентации представлена технология аналитической беседы по групповым заданиям на уроках литературы...

Эвристические задания на уроках литературы и русского языка

Притча  «Откуда берутся болота»Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:- Люди! Очистите меня поскорее!Но люди только отмахнулись:- Ничего, нам и пруда хватит!Увидел пруд...

Разработка системы заданий на уроках русского языка по теме "Фразеологизмы"

Материал разработан с учетом изучения тем и разделов с 5 по 9 класс, в которых можно использовать задания по теме "Фразеологизмы" . Материал можно разделить на 5 групп:1. Задания, направленн...

Система заданий к урокам дистанционного формата по учебному предмету «История России» 7 класс.

Система заданий к урокам дистанционного формата по учебному предмету «История России» 7 класс была разработана с целью организации самостоятельной работы обучающихся по заявленным темам....