Урок внеклассного чтения по произведению В.Осеевой "Волшебное слово"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок учите детей на основе рассказа "Волшебное слово"  быть вежливыми, добрыми по отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_v._oseeva_volshebnoe_slovo.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Осеева «Волшебное слово».

Тип урока: работа с художественным текстом.
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.
Задачи: Обучающие: - показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни
каждого человека;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на
вопросы. Развивающие:- развивать интерес к чтению;
- формировать коммуникативные навыки. Воспитательные:- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
- воспитание любви и уважения в семье.

Коррекционные:- коррекция памяти, внимания, мышления;
- коррекция недостатков в произношении сложных звуков.
Оборудование:
• рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»;
• портрет писателя;
• выставка книг В.Осеевой;
• иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».

Межпредметные связи: -письмо и развитие речи;
- развитие речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности;
Девиз урока:                                                                                                    
(Записано на доске)
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Приёмы:
• чтение с остановками;
• прогнозирование по названию;
• обращение к личному опыту обучающихся;
• использование вопросов.
Ход урока
1. Организационный момент. 
Психологический настрой

Дети говорят с учителем хором.                                                                             (на доске)

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам –

Улыбчивым лицам.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Что вы почувствовали?
- Какое у вас настроение?
2.Работа над дыханием: 
а) звукоподражание: Шум леса – ш-ш-ш
Полёт пчелы -З-з-з
Полёт жука -Ж-ж-ж
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф
Сдутие мяча –С-с-с
б) работа с полосками бумаги:

Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.

3.Речевая разминка: (чтение чистоговорки)                                                         (на доске)

пож-паж-пыж-пуж пожалуйста

дебр-дибр-дюбр-добр будьте добры

пряс-прус-прос – прас простите

Учащиеся договаривают слова (к подчёркнутым слогам добавить части слов так, чтобы получились «добрые, вежливые слова»).

- Какие слова мы составили? (пожалуйста, будьте добры, простите.) – А как мы назовем одним словом все эти слова? (добрые, вежливые, волшебные слова)

4. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые помогают людям стать доброжелательными. А какие это слова вы мне скажите сами.

-Добрый день! – тебе сказали,

-Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали-

Теплоты и красоты. (Добрый день)

2 ряд

За что мы говорим «Спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы-

Кому сказали?

Сколько раз? (Спасибо)

3 ряд

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.

И, наверно,

Не пойдёт в аптеку,

И здоровым будешь много лет. (Здравствуйте)

- С «вежливыми и волшебными словами» связана тема нашего сегодняшнего урока.

- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.. (на доске портрет В.Осеевой).        Осеева Валентина Александровна.                                                          
(на доске)

"Рассказы... написаны мной в разное время, один раньше, другой позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера"
Осеева В. А.

- Давайте вспомним какие рассказы В.Осеевой мы уже читали. (ответы детей: « Бабка»).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
V. Игра «Добрый круг» (ангелочек)
Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку  и говорят вежливые слова.

 - Мы с вами продолжим  говорить об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми.

VI.Работа над трудными словами.

-Прежде чем познакомиться с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.

Читаем хором по слогам, затем по одному.                                                                    ( на доске)

про – бор – мо-та-ла – пробормотала

противень – сняла с про-тив-ня

Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.

Чуть не поддал хорошенько– чуть не ударил.

Стряпает  – готовит пищу.

VII. Первичное чтение рассказа учителем .

-Как вы думаете, о чём этот рассказ по заглавию? (ответы детей)

-Что означает  слово волшебный?
-Какое  слово
автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить не простые человеческие отношения в семье.)

        Чтение учителем первой части рассказа и работа над её содержанием

                - Какое название вы дали бы части рассказа, прочитанной мною?

        - Каким мы видим Павлика в первой части рассказа?

- Как он разговаривал с окружающими?  Подтвердите свой ответ словами из

  текста.

          В результате появляются слова:  красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул мальчик,  сжал кулаки, засопел от обиды,  стукнул кулаком.

- Нравится ли он вам?

- Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?

        - О чём Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).
- Назовите, какое слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста).
- Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»? (Вежливое слово).

         Учащиеся придумывают продолжение.

 9. Гимнастика для глаз

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глазапосмотреть вверх.)

Головки опустим – на парту глядим.(Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит?(Вверх.)

Глазами повертим, поищем её.(По сторонам.)

И снова читаем. Немного ещё.

10. Чтение рассказа учащимися, сменяя друг друга.

   Работа по содержанию второй части.

- Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика?

-Какое  слово автор называет «волшебным» и почему? (Слово «пожалуйста» помогло наладить не простые человеческие отношения в семье.)

-Почему старичок решил помочь Павлику?  (Старичок был очень мудрым  человеком. Он знал тайну доброго отношения к  людям   и  открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)

-  Для чего нам нужны вежливые, волшебные слова? (Для хороших отношений между людьми).
- Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
- Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? (Ответы детей).

Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
-Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
11.  Итог урока

-Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?

-С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?

-Как они действуют на людей?

12.Домашнее задание: прочитать рассказ из сборника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)

Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)

Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...