Урок внеклассного чтения по произведению В.Осеевой "Волшебное слово"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок учите детей на основе рассказа "Волшебное слово" быть вежливыми, добрыми по отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v._oseeva_volshebnoe_slovo.docx | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Осеева «Волшебное слово».
Тип урока: работа с художественным текстом.
Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.
Задачи: Обучающие: - показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни
каждого человека;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на
вопросы. Развивающие:- развивать интерес к чтению;
- формировать коммуникативные навыки. Воспитательные:- воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
- воспитание любви и уважения в семье.
Коррекционные:- коррекция памяти, внимания, мышления;
- коррекция недостатков в произношении сложных звуков.
Оборудование:
• рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»;
• портрет писателя;
• выставка книг В.Осеевой;
• иллюстрации к рассказу «Волшебное слово».
Межпредметные связи: -письмо и развитие речи;
- развитие речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности;
Девиз урока: (Записано на доске)
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
Приёмы:
• чтение с остановками;
• прогнозирование по названию;
• обращение к личному опыту обучающихся;
• использование вопросов.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой
Дети говорят с учителем хором. (на доске)
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам –
Улыбчивым лицам.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Что вы почувствовали?
- Какое у вас настроение?
2.Работа над дыханием:
а) звукоподражание: Шум леса – ш-ш-ш
Полёт пчелы -З-з-з
Полёт жука -Ж-ж-ж
Накачивание воздуха –Ф-ф-ф
Сдутие мяча –С-с-с
б) работа с полосками бумаги:
Дети ставят полоски на уровне губ, набирают больше воздуха и начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание.
3.Речевая разминка: (чтение чистоговорки) (на доске)
пож-паж-пыж-пуж пожалуйста
дебр-дибр-дюбр-добр будьте добры
пряс-прус-прос – прас простите
Учащиеся договаривают слова (к подчёркнутым слогам добавить части слов так, чтобы получились «добрые, вежливые слова»).
- Какие слова мы составили? (пожалуйста, будьте добры, простите.) – А как мы назовем одним словом все эти слова? (добрые, вежливые, волшебные слова)
4. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы поговорим о словах, которые помогают людям стать доброжелательными. А какие это слова вы мне скажите сами.
-Добрый день! – тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и красоты. (Добрый день)
2 ряд
За что мы говорим «Спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы-
Кому сказали?
Сколько раз? (Спасибо)
3 ряд
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно,
Не пойдёт в аптеку,
И здоровым будешь много лет. (Здравствуйте)
- С «вежливыми и волшебными словами» связана тема нашего сегодняшнего урока.
- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.. (на доске портрет В.Осеевой). Осеева Валентина Александровна. (на доске)
"Рассказы... написаны мной в разное время, один раньше, другой позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера"
Осеева В. А.
- Давайте вспомним какие рассказы В.Осеевой мы уже читали. (ответы детей: « Бабка»).
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой «Волшебное слово».
V. Игра «Добрый круг» (ангелочек)
Дети встают в круг, по часовой стрелке передают игрушку и говорят вежливые слова.
- Мы с вами продолжим говорить об уважении, вежливости во взаимоотношениях между людьми.
VI.Работа над трудными словами.
-Прежде чем познакомиться с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.
Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.
Читаем хором по слогам, затем по одному. ( на доске)
про – бор – мо-та-ла – пробормотала
противень – сняла с про-тив-ня
Пробормотала – сказать быстро и невнятно.
Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.
Чуть не поддал хорошенько– чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
VII. Первичное чтение рассказа учителем .
-Как вы думаете, о чём этот рассказ по заглавию? (ответы детей)
-Что означает слово волшебный?
-Какое слово автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить не простые человеческие отношения в семье.)
Чтение учителем первой части рассказа и работа над её содержанием
- Какое название вы дали бы части рассказа, прочитанной мною?
- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа?
- Как он разговаривал с окружающими? Подтвердите свой ответ словами из
текста.
В результате появляются слова: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул мальчик, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
- Нравится ли он вам?
- Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?
- О чём Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).
- Назовите, какое слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста).
- Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»? (Вежливое слово).
Учащиеся придумывают продолжение.
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим – на парту глядим.(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?(Вверх.)
Глазами повертим, поищем её.(По сторонам.)
И снова читаем. Немного ещё.
10. Чтение рассказа учащимися, сменяя друг друга.
Работа по содержанию второй части.
- Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика?
-Какое слово автор называет «волшебным» и почему? (Слово «пожалуйста» помогло наладить не простые человеческие отношения в семье.)
-Почему старичок решил помочь Павлику? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям и открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)
- Для чего нам нужны вежливые, волшебные слова? (Для хороших отношений между людьми).
- Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
- Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? (Ответы детей).
Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
-Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?
11. Итог урока
-Какие «волшебные слова» мы сегодня вспомнили?
-С какой целью надо употреблять «волшебные слова»?
-Как они действуют на людей?
12.Домашнее задание: прочитать рассказ из сборника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...
Урок внеклассного чтения по произведению А. Алексина "Сигнальщики и горнисты"
Урок внеклассного чтения в 7 классе...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова
Работа представляет собой материалы к урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...
Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)
Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...