Урок внеклассного чтения «Зелёное ведёрко доброты» (по рассказу Марианны Гончаровой «Цвет мечты»). 6 класс.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Старцева Ксения Александровна

 

Урок внеклассного чтения, 6 класс

Тип урока –  комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)

Конспетк победил в номинация – «”Неизменившие друзья / В потёртом красном переплёте…” (М.Цветаева)»  на областном конкурсе конспектов уроков литературы и внеклассного чтения. (кафедра литературы и кафедра английской филологии и лингводидактики высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ имени М.В. Ломоносова  совместно с Министерством образования и науки Архангельской области, Архангельской областной детской библиотекой им. А.П. Гайдара)

https://narfu.ru/hssshic/novosti/all/290231/

http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/442/itogi-ob...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_zelyonoe_vedyorko_dobroty.docx61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Старцева Ксения Александровна

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» г.Северодвинска

Урок внеклассного чтения, 6 класс

Тип урока –  комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)

 Номинация – «Неизменившие друзья / В потёртом красном переплёте...» (М. Цветаева) — конспекты уроков по современной детской литературе (с 2000 года)

Урок внеклассного чтения «Зелёное ведёрко доброты» (по рассказу Марианны Гончаровой «Цвет мечты»). 6 класс.

Тип урок: комбинированный тип (урок закрепления знаний с элементами мастерской)

Цель урока: формирование когнитивной компетенции школьника в современной русской литературе.

Задачи урока:

Образовательные:

– формировать умения устанавливать метапредметные связи (литература, ономастика, антропонимика, цветоведение) в рамках анализа конкретного текста;

– активизировать лексику по содержанию литературного произведения (тема, тематика, «вечные темы», проблема, проблематика, идея, мотив, образ)

– совершенствовать умения и навыки анализа текста по строго  заданным критериям;

–  актуализация навыков работы с семантикой слова, как в контексте художественного произведения, так и за его пределами (в том числе с символами);

– способствовать пробуждению интереса к современной литературе и в целом литературе своей страны

Развивающие:
– развивать память, внимание, образное мышление, воображение, логическое мышление и языковое чутье при помощи приемов частичного филологического анализа реализованного в рамках мастерской;

– учить работать с текстом, словом, анализировать, устанавливать связи, делать выводы;

– формировать читательского опыта и расширение культурного поля учащихся.

Воспитательные:

- актуализация способности к эмпатии с целью формирования толерантного отношения человека к животному

–  формировать у детей умение слушать друг друга, уважать мнение других людей, в том числе одноклассников;

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/ закрепляют ученики в ходе урока:

Учащиеся:

– актуализируют лексику по темам содержание литературного произведения, анализ образов персонажей;

– смогут проанализировать рассказ Марианны Гончаровой «Цвет мечты»: определить тему, доказать актуальность «вечной темы» добра и зла в русской литературе, в том числе современной;

– продолжат совершенствовать установления интертекстуальных, метапредметных связей;

– услышат мнение друг друга относительно путей решения проблемы, которую ставит в своем рассказе «Цвет мечты» Марианна Гончарова
– продемонстрируют собственное творчество при составлении «постулатов доброты»;
– проявят инициативу и выступят перед публикой с результатами групповой работы;
– смогут использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни, акцентировать внимание других на проблеме бережного отношения к животным и в целом к тем, кто нуждается в помощи и поддержки человека.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Коммуникативные УУД: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативной задачи; устанавливать связи внутри схемы с уже обозначенными персонажами, формировать собственное мнение и позицию, реализующуюся как в собственном творчестве, в качестве реакции на предложенную ситуацию, так и в групповой работе; аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навыки активного слушания (при чтении «постулатов доброты» одноклассниками); участвовать в работе класса: взять на себя ведущую роль и предложить другим попробовать силы в собственном творчестве, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, мотивацию к изучению современной русской литературе, формировать положительное отношение к нетрадиционным интерпретациям «вечных тем» современными авторами ; развивать способность к самооценке, проявлять творчество, инициативу и самостоятельность.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез необходимой информации, уметь структурировать знания, контролировать и оценивать свои знания, развивать смысловое чтение и создание собственных продуктов исследовательской деятельности в группе.

Регулятивные УУД: самостоятельно определить цель учебной деятельности, планировать свои действия для реализации задач, принимать и сохранять учебную задачу; учащиеся сравнивают результаты своей работы с образцом и с результатами других учащихся, при саморефлексии получают удовлетворение от выполненной работы; рефлексия в данном случае способствует повышению самооценке учащихся, в том числе, к когнитивном плане.

Логические УУД: учащиеся анализируют информацию, синтезируют, создают свой продукт.

Необходимое оборудование и материалы:

Проектор, зелёное ведро, зелёная цветная бумага для оригами, заранее подготовленные и распечатанные на цветной зелёноё разных оттенков бумаге название урока, цель, имена персонажей, значения зелёного цвета (с магнитом на обратной стороне) и красные сердечки (с магнитами на обратной стороне) для установления связей на схеме, магнитная доска.

Межпредметные связи: литература, ономастика, антропонимика, цветоведение, экология, музыка.

План урока:

Этапы урока

Содержание урока, возможные методы и приемы выполнения

УУД, формирующиеся на данном этапе

Основные виды учебной деятельности

1.Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент.

2. Эмоциональная рефлексия.

Презентация, нацеленная на актуализацию необходимых чувств и эмоций, которые станут фоном для дальнейшей работы

3. Беседа по презентации.

Целполагание.

Формулирование учащимися цели урока, задач.

4.Анализ текста

Фронтальный опрос.

Стимулирование ассоциативного мышления.

Включение в систему знаний учащихся новых понятий, актуализация умений устанавливать метапредметные связи.

Анализ текста с целью найти ответ на конкретный вопрос

5. Анализ образов персонажей

Формирование умений и навыков работы с семантикой слова, в частности имени.

Совершенствование навыков установления интертекстуальных связей.

Анализ семантики имён персонажей

Открытие нового знания через пробное учебное действие (соотнесение семантики имени персонажа с характеристикой персонажа в контексте художественного произведения)

Рефлексия на этапе анализа образов персонажей

Первичный опыт установления связей в схеме с уже известными персонажами

6. Физкультминутка

7. Работа в парах.

Рефлексия, направленная на создание собственного текста по заданным критериям (вопросам)

Опыт создания полноценного собственного текста по заданной схеме с реализацией плана.

 

8. Работа в группах.

Апелляция к общечеловеческим ценностям: внимание и уважение к выступающему.

9. Рефлексия и саморефлексия посредством сигнальных карточек

Песня о доброте

Запуск лягушек в зелёное ведёрко доброты

Домашнее задание

Приветствие учителя:

– Здравствуйте! Рада вас видеть!

 – У нас сегодня урок необычный, урок внеклассного чтения по произведению современного автора Марианны Гончаровой «Цвет мечты».

(на магнитную доску на цветной зеленой бумаге прикрепляется тема урока: «Зелёное ведёрко ДОБРОТЫ»)

– Сейчас я прошу вас посмотреть презентацию, а может быть и послушать. Не нужно концентрироваться в своих мыслях на чем-то конкретном, но постарайтесь запомнить те мысли и образы, которые у вас возникали за это время.

–  Что чувствовали во время просмотра презентация? (Нежность, жалость, любовь)

– А чём сама презентация? О доброте

–  О доброте к кому? (к людям, к животным)

– Как проявляется доброта? (вербально, невербально: жесты, может быть  поступки)

–  О чем, как вы думаете, мы в связи с этим будем говорить сегодня? О доброте

–  Есть ли что-то, что доброте, добру противопоставлено? (добро-зло)

– К каким проблемам, вопросам относится это противоречие? (добра и зла, к вечным)

– Мы, действительно, сегодня будем с вами говорить о доброте, но не абстрактно, а в рамках рассказа М.Гончаровой «Цвет мечты».

– Сможете ли определить  цель урока? Что мы должны для себя узнать или какие наши знания подтвердить? (Определить, понять, что такое доброта)

(на магнитную доску – «Что такое доброта?»)

– Через что реализуется цель? (через задачи)

Проговорим их:

– Определить проблематику рассказа;

– Найти актуальное для данного текста понятие «доброты»;  

– Выяснить, что является мерилом (- что такое мерило? (устаревшее слово – мера, критерий, стандарт) доброты (это то, чем доброты можно измерить);

–  Выявить постулаты доброты (или создать их).

– Ребята, ответьте вот на такой странный, с точки зрения логики и грамматики вопрос: а какого цвета этот рассказ? (зеленого)

– Почему? (потому что всё самое важное в рассказе зелёного цвета)

– Верно. Но мы помним, что всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как знак или символ.

– Рассказ зеленый. А цвет мечты какой? (тоже зелёный)

–  Что символизирует зелёный?

– Назовите предметы зеленого цвета? (трава, деревья, лягушки и т.д.)

– Что их объединяет? (это живое и любимое)

– Что как вам кажется, может означать зеленый цвет? (цвет жизни)

– Есть такая наука цветоведение (на магнитную доску на цветной бумаге) - это комплексная наука о цвете, включающая совокупность данных физики, психологии и других наук, изучающих природный феномен цвета.

– Согласно данной науке, символика (- что такое символика помним?) зелёного цвета определяется его связью с растительностью.

– Как думаете, в связи с этим символом чего в первую очередь является зелёный? (символ жизни, роста, гармонии и здоровья)

– Хорошо, итак, зеленый – это цвет ЖИЗНИ (- на магнитную доску)

– А на светофоре, как считаете, что означает зелёный цвет? (знак свободного проезда и, шире, свободы действий).

–  Да. Таким образом, еще одно значение зеленого – СВОБОДА (- на магнтную доску)

– Известно, что на море – зелёный флаг – это сигнал кораблекрушения. Что он символизирует? (это надежда на спасение) 

На магинтную доску НАДЕЖДА

– При разговоре о зеленом нельзя не сказать о Святом Патрике, день которого, кстати, в этом году отмечается 17 марта! Послезавтра! СвятойПатрик – небесный покровитель Ирландии. В этот день принято носить зелёную одежду, а в Чикаго даже реку красят в зелёный цвет.

Официальным символом праздника является трилистник.

Трилистник – это всегда символ надежды. На счастье, на то, что желание сбудется.

– А в рассказе Марианны Гончаровой любимым цветом кого является зеленый? (любимый цвет Бога)

–  Почему? Найдите в тексте, как автор это объясняет? (бог создал всё самое любимое человеком, потому что сам человека любит!), т.о. зелёный цвет это ещё и ЛЮБОВЬ (на магнитную доску)

– Теперь давайте определим, кто в рассказе «Цвет мечты» в первую очередь является носителем этого зеленого цвета? (Лягушки)

– Как их зовут? Текст! (Глаша и Экселенц)

– Кроме лягушек у нас мальчик Даня. Это ведь его воспитанницы? (да)  И именно он рассказывает матери и не только о лягушках.

– Итак, у нас есть Даня, есть лягушки ( на магнитную доску Даню и лягушек)

– А кому в рассказе противопоставлен Даня? (остальным людям)

Остальные люди – на магнитную доску

– Внимание на доску: на данный момент у нас с вами получилась вот такая схема (без Бога пока!), состоящая пока только из персонажей  рассказа.

             (БОГ)

             Даня

Глаша               Экселенц                                                  

      Остальные люди

– И пока мы не знаем, в каких отношениях состоят эти персонажи.

Наша задача будет с помощью стрелочек показать каким образом все персонажи связаны друг с другом.

– Для того чтобы  нам эти связи установить, надо проанализировать образы персонажей.

– Мы с вами уже не разговорили о значении имен. Имя дается неслучайно и часто оказывает большое влияние на судьбу человека. И, анализируя образ персонажа, мы всегда начинаем с имени.

И в данном рассказе обращают на себя внимание имена, согласитесь? Очень необычные имена для лягушек. Да и не только для них.

– Ребята,  имя  издревле  считалось очень значимо для человека. Оно несет в себе большую смысловую нагрузку, даже оказывает влияние на судьбу.

Наука, которая изучает все имена собственные – ОНОМАСТИКА (на магнитную  доску), а раздел этой науки изучающий непосредственно имена людей – АНТРОПОНИМИКА (на магнитную доску)

– Знаете ли вы, что означают ваши имена? Иван? Екатерина? Дмитирй? Матвей?

– Даня, ты, наверное, знаешь, что означает твоё имя? Имя Данил (Даня)? («Бог есть судья», «Бог мой судья», « Мой судья Бог»).

– Таким образом,  основное значение данного имени отсылает нас к Богу, который для человека судья и у которого любимый цвет зеленый.

– Давайте внесем Бога в нашу схемку. БОГ на магнитную доску в схемку

           

             БОГ

             Даня

Глаша               Экселенц                                                  

      Остальные люди

– Мы с вами можем сделать вывод, что мужчина Даня – своего рода проводник между Богом, лягушками и людьми. Посредник. Над ним только Бог – его судья.

«Бог мне судья» - его не интересует оценка людей, его судья – Бог.

– В чём особенность характера Дани? Какое особое свойство у него есть? (работа с текстом, «Даня вообще гармонию природы кожей ощущает»)

–  Обратимся к столь необычным именам лягушек:

–  Что обозначает имя Глафира? В справочном материале у Вас эта информация есть. (Имя Глафира происходит от греческого слова глафира (стройная, изящная) и означает: гладкая, лощеная, красивая, изящная, стройная, утонченная)

– Проследим по тексту, соответствует это значение имени тому образу лягушки, который создает автор? (у Глаши было трогательное приветливое девичье личико)

– Экселенц – имя, которого нет в энциклопедии имен, в сборниках имен. Но имя есть, потому что Даня так НАЗВАЛ лягушку. Проследим его этимологию (произошло оно от английского excellence и переводится оно как «преимущество», «превосходство»).

–  Как думаете, на что намекает нам Даня, а вместе с ним и автор, давая такое имя лягушке? Над кем превосходство? (над людьми?)

–  Найдите в тексте описание Эксленца? (личико, а у Экселенца – надменное верблюжье)

–  Подытожим, у нас есть Бог, который является судьей по отношению к человеку  и у которого любимый цвет зеленый, есть конкретный человек Даня, являющийся посредником, между богом и лягушками, одна из которых изящная и утонченная, а вторая надменная ( как люди, правда?).

И есть остальные люди

–  Чему мог бы научить этих остальных людей Даня? (текст!)

–  Как предлагает он поступить с мухой? («увидит, кто на муху охотится, и просит: не убивай ее, а если тебе невмоготу, обидь ее словом. И выпусти в окно»)

–  Делит ли Даня животных на какие-то группы? (не делит)

–  Почему нет? Что объединяет и пушистых и  холодных, скользких? (они все живые, у всех есть сердце и это сердце бьётся)

– Обратимся к схеме: что реализует Даня по отношению к лягушкам? Что испытывает Бог по отношению ко всем живым существам на земле и зелёным особенно? (любовь)

(на магнитную доску на схему сердечки из красной цветной бумаги между персонажами)

Делаем зелёных лягушек (оригами). Один человек у доски показывает как, остальные берут заранее приготовленные листочки и, повторяя, создают каждый свою лягушку.

Готовую лягушку кладут на край стола.

–  Людей от животных, по мнению, ученых, отличает способность к эмпатии – сопереживанию, умению становится на место другого. Сегодня мы становимся на место лягушки. Той самой, что сидит у дороги…

 (музыка Шопена на фон) 

–  Итак, вы – лягушонок, тот самый с холодной, пупырчатой кожицей, сердечко бьется быстро-быстро, и только вы знаете насколько оно горячее.

Вам нужно на ту сторону дороги, обязательно нужно. Потому что там дом, там мама, там что-то важное для вас, родное и любимое. А мимо проносятся машины, огромные, гремящие, выпскающие клубы грозного дыма. Ну и что, что вы сидите у пешеходного перехода и одной лапкой уже ступили на него – машины несутся дальше. Вас не видно!

  1. Опишите, что вы чувствуете
  2. Что нужно сделать вам – лягушке – чтобы вам помогли? Что сказать? Как сказать? Попробуйте быть убедительными.

Проговорите  это друг другу!

– А теперь делимся опытом с классом! (я лягушонок, мне страшно, машины такие большие, чувствую бессилие, люди не слышат меня, я прыгаю высоко-высоко, расторпыриваю лапки и машу ими: «Люди! Мне нужна ваша помощь!»)

Делимся на группы по 4 человека. У каждой группы на 4-х один лист, называется он «Постулаты доброты»

Что такое постулат?

Кто забыл – смотрим в листочек со справочным материалом (пос-ту-ла́т.- . утверждение, принимаемое без доказательств, и служащее основой для построения какой-либо научной теории)

Ваша задача выбрать из текста рассказа «Цвет мечты» Марианны Гончаровой два утверждения о добрых поступках и дополнить тремя своими утверждениями. Старайтесь быть конкретными.

Например, Добрый поступок всегда бескорыстный: я покупаю корм бездомному котенку и не  жду благодарности.

ПОСТУЛАТЫ ДОБРОТЫ:

1.

2.

3…

Делимся результатами групповой работы! Каждая группа озвучивает свои постулаты.

(все постулаты сворачиваются трубочкой, перевязываются ленточкой и опускаются в зелёное ведёрко, наполняя его добротой)

Мы наполняем зелёное ведёрко добротой!

Давайте вернемся к цели урока (на доске она есть) – что такое доброта, в том числе в рамках текстового пространства рассказа Марианны Гончаровой «Цвет мечты»? Доброта к животному, к тому кто слабее, кто нуждается в помощи.

Но перед этим ответьте на вопрос: какого цвета доброта в рассказа? (зелёная)

 А зеленый это цвет? (на доске есть) ЖИЗНИ, СВОБОДЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ, любимый цвет Бога.

Так что же такое доброта в рассказе? Какая она? (зелёная доброта – это помощь тем кто слабее, кто нуждается, это НАДЕЖДА, которую мы даем помогая, это ЖИЗНЬ и СВОБОДА, которую мы даем. И любовь!)

А как мы определяем, что перед нами действительно проявление доброты? По каким критерием? (это любовь к зеленому, к жизни, и ко всему живому на земле)

А мерилом  доброты является?( – зеленое ведро, в котором переносят через дорогу лягушек)

–  У вас на столах сигнальные карточки. Возьмите их в руки. Зелёную карточку поднимают те, кому такое определение Доброты сформулированное в контексте анализа рассказа М.Гончаровой «Цвет мечты» понятно и близко, карточку зеленого цвета пусть поднимут ребята, которым урок показался сложным и понятно было не всё.

Помощь животным дело общее, мы должны быть дружны и едины в этом. Давно известно, что отлично объединяет людей совместное пение. Давайте споём ту песню о доброте, которую мы с вами знаем.

(Т. Мухаметшина – «Песня о доброте»)

–  И пусть это был урок литературы,  ничто не мешает одновременно быть ему и уроком доброты. Берите своих лягушек и уходя из класса на перемену – посадите каждый свою лягушку в зелёное ведёрко. В зелёное ведёрко доброты.

–  Разработать мини-проект помощи какому-то (одному) конкретному животному.

Личностные: 
– положительная  мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: 
– самооценка готовности к уроку.

Личностные: 
– формирование мотивации к изучению современной русской литературы, формирование положительного отношения к уроку внеклассного чтения, готовность к нетрадиционной форме урока и нетрадиционной подаче материала, соответственно.

Коммуникативные:

- актуализация умений и навыков полных грамотных ответов на вопросы, верное употребление в речи литературных терминов

Регулятивные:
– определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
– планировать свои действия для реализации задач;
– принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной речи в рамках учебной ситуации; грамотно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.

Познавательные:
–  активировать образное мышление, воображение, анализировать ситуацию;

Познавательные:

– Умение включать новые знания в ту когнитивную систему, которая есть;

Логические:

– умение устанавливать метапредметные связи; анализировать новую информацию, выделяя главное.

Личностные:

–  формирование интереса к слову, его семантике, к слову-символу

Коммуникативные:

– совершенствование навыков активного слушания.

Познавательные:

– осуществлять анализ и синтез необходимой информации (работа с текстом)

Познавательные:

- структурируют свои знания (посредством схемы);

Коммуникативные:

– на основе анализа текст художественного произведения, формируют собственное мнение и позицию.

Личностные:

– проявляют инициативу, самостоятельность.

Познавательные:

– на основе анализа образца, синтеза полученных новых знаний с предшествующим когнитивным опытом, устанавливают интертекстуальные и метапредметные связи

Регулятивные:

- планировать свои действия для реализации задач; составление схемы отражающей систему образов персонажей

 Познавательные:

–  формируют новые знания о смежных с литературой науках

Регулятивные:

– совершенствуют умения и навыки анализа слова (имени) с учётом новых знаний

Коммуникативные:

– формируют собственное речевое высказывание основанное на личном опыте о значении своего имени;

отрабатывают умения и навыки публичного выступления, в форме монологического  высказывания; актуализируют навыки активного слушания.

Регулятивные:

– синтезируют знания  посредством схемы (система образов персонажей)

Логические:

–  соотносят новые знания с уже имеющимися в рамках анализа слова (имени) и текста; устанавливают контекстуальные связи.

Познавательные:

– совершенствует навыки лингвистического анализа текста.

Регулятивные: формулируют выводы по отдельному этапу анализа текста.

Регулятивные:

Сверяют собственную интерпретацию образа персонажа и с авторской.

Личностные:

Формируется положительное отношение к персонажу и в целом к проблеме поднимаемой автором в рассказе.

 

Коммуникативные:

–  выстраивают ответ ориентируясь на полученный на данном этапе урока результат

Регулятивные: по образцу изготавливают из бумаги лягушек

Личностные:

–  посредством рефлексии и эмпатии формируется положительное отношение проблеме защиты животных

Коммуникативные:

–  учатся выстраивать монологическое  речевое высказывание по заданному началу в рамках предложенной коммуникативной ситуации

Познавательные:

– совершенствуются навыки взаимоконтроля и оценки результат творческого труда друг друга

Коммуникативные:

– формируют навыки активного слушания друг друга, умения публично выступать с речью на аудиторию.

Логические:

– умения и навыки анализировать информацию, расставлять приоритеты, соотносить с поставленной задачей в рамках учебной ситуации. Создают свой продукт на основе анализа посредством синтеза.

Регулятивные:

сравнивают результаты своей работы с образцом и с результатами других учащихся

Личностные:

развивать способность к самооценке, проявлять творчество, инициативу и самостоятельность

Регулятивные:

–  сверяют результат работы с целью учебной деятельности; получают удовлетворение от выполненной работы, повышают самооценку.

Личностные:

–  формируется положительное отношение к нетрадиционным формам урока, творчеству.

Познавательные:

–  контролируют и оценивают свои знания, результат своего творчества.

Коммуникативные:

– выстраивают ответ с учетом полученного результата

Личностные: формирование аксиологических основ и ценностей, в частности, о доброте.

Регулятивные:

Учатся устанавливать метапредметные связи

Личностные:

формировать положительное отношение к нетрадиционным интерпретациям «вечных тем» современными авторами; формировать понятие об актуальности «вечных тем»; представления о толерантности, бережном отношении в аспекте взаимоотношений человек-природа.

Просмотр и прослушивание презентации.

Ответы на вопросы по презентации.

Актуализируют чувства и эмоции связанные с добротой, восприятием доброты.

Актуализируют свои знания по теории литературы

Формулируют цель урока, задачи урока в соответствии с актуализированными знаниями.

Отвечают на вопросы;

Называют свои ассоциации на заданную учебную ситуацию;

Отвечают на вопросы, проговаривают свои ассоциации

Отвечают на вопросы в ходе беседы;

Знакомятся с новыми понятиями, актуализируют уже имеющиеся в этой сфере знания

Подбирают ассоциации к предлагаемым учителю словам, выбирают нужное значение из имеющихся в читательском опыте

- работают с текстом: ищут цитаты соответствующие заданному вопросу или отвечают, опираясь на прочитанный текст.

Составляют схему, отражающую систему образов персонажей

Анализируют семантику имени, устанавливают интертекстуальные связи.

Анализируют текст.

- включают в уже имеющуюся систему знаний новые понятия

- соотносят новые знания с личным опытом и делают вывод о значении своего имени

- анализируют систему образов персонажей в новом аспекте, с т.зр. ономастики

Совместно с учителем составляют схему, отражающую особенности системы образов персонажей в рассказе «Цвет мечты»

Работа с текстом - анализ образов персонажей

Анализ семантики имени персонажей.

Актуализируют знания английского языка и лингвистического анализа текста

Работа с текстом с целью найти соответствие/ несоответствие семантики имени и характеристики образа персонажа в рассказе

Делают выводы по данному этапу уроку – анализ семантики имени персонажа.

Соотносят новые знания с уже имеющимся читательским опытом и характеристикой персонажа в текстею.

Анализ текста

Работа со схемой, ориентированная на установление связей между персонажами в системе образов персонажейю

Делают лягушек (оригами)

Создают свой текст, реализующийся в устной форме монологического высказывания.

В рамках заданной коммуникативной ситуации актуализируют необходимые знания, чувства и эмоции.

Работают в парах

Проговаривают свой вариант решения проблемной ситуации на аудиторию.

Работа в группах.

Анализ текста в соответствии с поставленным к нему вопросом.

Создают, опираясь на собственный опыт и на опыт персонажей рассказа «Цвет мечты» свои постулаты доброты.

Делятся результатом исследования и творчеством,

Возвращаясь к цели урока проверяют реализовалась ли она.

Отвечают на вопрос в ходе беседы о теме, целях, задачах урока.

Оценивают свою работу на уроке, свое эмоциональное состояние

Хором поют песню Т. Мухаметшиной  «Песня о доброте»

Берут своих лягушек, сделанных на физкультминутке и отпускают в ведро, демонстрируя солидарность с автором рассказа «Цвет мечты»

Список литературы:

  1. Гончарова М. Цвет мечты http://www.maroosya.com/index.php?option=com_content&view=article&id=26:cvet-mechty&catid=10:tales&Itemid=14
  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с
  3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 1935-1940.
  4. Успенская Е.В. Энциклопедия имен. Имя на счастье для вашего малыша. Тайное значение, история, небесные покровители. – М.: «Вектор», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок внеклассного чтения."Никого в жизни нет, и не будет родней". 8 класс

Тема:"Никого в жизни нет, и не будет родней..." . 8 класс. К.Г. Паустовкий "Телеграмма "...

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...

Открытый урок внеклассного чтения «Война и дети» по рассказу А.П. Платонова «Маленький солдат»

Технологическая карта урока + презентация урока  внеклассного чтения «Война и дети»  по рассказу А.П. Платонова         «Маленький солдат»...

Урок внеклассного чтения "Человек и природа в рассказе Я.М. Пинясова «Березкина песня»"

Данный урок разработан для проведения урока внеклассного чтения в 5 классе с учетом регионального компонента....

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...