Урок внеклассного чтения."Никого в жизни нет, и не будет родней". 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Тема:"Никого в жизни нет, и не будет родней..." . 8 класс. К.Г. Паустовкий "Телеграмма "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_sovr._urok_vn.cht_.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак.
Конкурс методических разработок
«Современный урок русского языка»
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Никого в жизни нет, и не будет родней…»
( по рассказу К. Г Паустовского «Телеграмма»)
- КЛАСС
Учитель русского языка и литературы:
Ооржак Шончалай Семеновна.
МОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак.
Цели:
- Образовательные: выявить способы авторской характеристики;
помочь почувствовать авторскую идею.
- Развивающие : развивать навыки выразительного чтения,
анализа текста.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Методические приёмы: выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.
Тип урока - комбинированный
Эпиграф: « За добро плати добром, не будь пустельгой»
К. Паустовский.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты- внук,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов.
Ход урока:
I Проверка дом-го задания:
1 . Определить, как построен рассказ, выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
Заглавия к частям рассказа:
1 часть---Мать. «Эх, горе её горькое, страданье не писанное.
2 часть---Дочь. « Эх ты, сорока!»
3 часть--- Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой»
Последняя (4-ая часть) в композиционном плане играет роль эпилога. Основное уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами: но автор не оставляет надежды на то, что холод души её растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже « Зарубка на сердце».
- Ответить на вопрос: Почему рассказ Паустовского называется
« Телеграмма»?
II Словарная работа
Пустельга- 1) Хищная птица из семейства соколиных;
2) легкомысленный пустой человек (разг. Неодобр.)
Сольвейг -в переводе означает « Солнечный путь».
III. Слово учителя:
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести? Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.
IV . Работа с пейзажными фрагментами.
-Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определённый под, подготавливает, к восприятию произведения, создаёт тональность повествования).
-Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвении природы :октябрь- на «редкость холодный» ветлы- «облетевшие», трава полегла. Само время, кажется, замедлило своё течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо , и кажется , вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц).
Делаем первый вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.
V. Судьбы Катерины и Насти.
_Как представлена в рассказе история старой женщины? (только прошлое –настоящего нет: клён и сад- это только память).
-За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? (керосиновый ночник- единственноё живое существо»,он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини).
-Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддается пересказу? ( Письмо Насте).
(Чтение письма учителей).
-Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз поддерживается одиночество , только в нём её жизнь, только здесь она видит себя- и это никому не понятно).
-Зачем Катерина Петровна написала письмо?
( Писатель приглашает нас читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна, как весть о скорой смерти?).
-Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо?
( Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу). Может, верна оценка Тихона? Что значит «пустельга?» Согласны с его словами?
-Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор («Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг –в переводе означает «Солнечный путь»- это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт», воплощение верности и любви . Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени . Солнце не может быть холодным. Глаза- зеркало души человека. Что- то подобное мы и ожидали).
Проанализируем эпизоды, связанные с Настей.
А) Настя в мастерской Тимофеева.
- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел остроносый сутулый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. –Эх, ты сорока!»
В душе героини происходит внезапный перелом. Отступило суетное, сиюминутное- осталось главное: мать и ее одиночество).
- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? (и молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой- человеческое равнодушие и непонимание).
Б) Выставка Тимофеева.
- Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников. Бездушна ли по-вашему Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)
-Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия. («Долго говорила, горячилась, доказывала», хлопотала, «ссорилась и мирилась» с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние. Неужели это та самая Настя, которая могла за 3 года не писать матери ни одного письма?).
-Вспоминала ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь избегая всяких оценок.(Настя постоянно отодвигает мысли о матери на второй план, находит себе оправдания:»Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!» «Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней- и положила письмо в ящик письменного стола».
Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминания о материнских слезах- «неизбежных»- выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас, забывающих о суете повседневности о главном.
- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой кате речь, не поняла, что речь идет об умирающей матери).
-Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в то время, как она наслаждается похвалой, у нее умирает мать)
-Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? (неприятное известие нарушило ее планы).
В) Эпизод «Настя под «хмурым» небом.
Этот внутренний монолог героини- кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы- это слезы очищения. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последние годы. И мы уже готовы простить все Насте за ее раскаяние.
-Изменился ли пейзаж к финалу рассказа?
-Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоронил Катерину Ивановну? (Односельчане проводили Катерину Ивановну в последний путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры». Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи).
Анализ эпиграфа к уроку.
В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей (это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, и всем людям).
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? («…не будь пустельгой»- значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям)
-Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов: (прочитать: «Любили…) вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
- Какие факты свидетельствую о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
Оценка финала и выводы по уроку
-Зачем нужна новая героиня в конце? Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остаётся? (Для неё всё вокруг — родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме.) С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины — её одинокая история ещё впереди.) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя?
Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах. Так к кому обращена телеграмма? О чём она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)
Домашнее задание:
Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие.
Использованная литература:
- Мария Сидорова. "Изучение рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма" в 8-м классе" (N33/2002) , © "Первое сентября", 2002
- Евгения Мингелене. "Анализ рассказа К.Г. Паустовского <Телеграмма>" (N5/2004), © "Первое сентября", 2004
- Беленький Г.И. « Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений». М.: Мнемозина, 2007.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Тыва
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак.
Конкурс методических разработок
«Современный урок русского языка»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Изложение с творческим заданием
Текст «Колокол» (китайская сказка)
8 класс
Учитель русского языка и литературы:
Ооржак Шончалай Семеновна.
МОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак.
Урок развития речи по русскому языку (7 класс) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
(2 часа)
Образовательная цель: | Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка. | ||
Развивающие цели: | Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, Развитие устной и письменной речи. | ||
Воспитательные цели: | Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности. Развитие творческих способностей. | ||
Этапы урока | Цель этапа | Методы и приемы | Цели методов и приемов |
Вызов | Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического мышления. | Синквейн Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ- предположение по ключевым словам текста. | Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи. |
Осмысление | Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации. | Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. .Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование. | Активизация чтения. Развитие умений выделять главное систематизировать., Формировать умения составления связанного текста. |
Рефлексия | Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлении. | Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна Написание изложения с творческим заданием. | Развитие памяти. Формирование нравственных понятий Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом. |
Ход урока
1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать изложение, близкое к тексту, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения.
отлитый, медный,
звучит, созывает, наполняет.
Он гремит из синевы неоспоримо.
Святыня.
Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.
Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко): ГОРОД - ПЕПЕЛ - КОЛОКОЛ - ТРЕЩИНА - ДОЧЬ - КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ - СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС - ЧУЖЕЗЕМЦЫ
Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.
2 стадия – Осмысление.
Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.
Много веков назад китайский император приказал построить новый город
- Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.
Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?
План |
| |
1. Новый город -Пекин | Император «П, - а, - п» | |
2. Колокол-спасение | Возводил - отстраивал Возвещал - призывал -Искусный мастер Рабство. | - построил - основал предупреждал |
Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при прямой речи? (Используя сложноподчиненное предложение). Объясните значение слова «возводил» и «возвещал», подобрав синонимы. Что общего в словах возвещал, возводил? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией)
Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.
Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:
- Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!
Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.
3. Глубокая трещина | Разгневанный, неудача. |
Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.
Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:
- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.
Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «отшельник», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «готового отдать жизнь за свою землю»?
4. Совет мудреца | Отшельник - старец - мудрец. Пожертвовать собой, принести в жертву. Сяо Лиин. (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом) |
Спрогнозируйте дальнейшие события. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.
Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.
Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было ни Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.
5. Самопожертвование |
|
6. Сладкозвучный голос | Проникновенный звук, ни единой трещины, отдавшая. |
Почему кровь Сяо Лин названа святой? Какова эмоциональное настроение части, которую вы озаглавили «Самопожертвование»? Почему девушка решила пожертвовать собой? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.
7.Сила колокола | Набат, в сердцах, людская память. |
3 стадия — Рефлексия
Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок).
Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа и, на их взгляд, главным является Сяо Лин.
А.Безант сказал: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к Сяо Лин? А взять в качестве эпиграфа? \
Напишите синквейн по данному тексту.
Сяо Лин
Отважная, героическая
Жертвует, спасает, вдохновляет.
Жизнь отдает ради земли родной.
Героиня.
Колокол
Могучий, звонкий,
ударяет, зовет, воодушевляет.
Наполняет сердца радостью и покоем.
Сердце.
Сяо Лин
Мужественная, сильная
Умерла, спасла, воссияла.
Голос ее звучит в сердцах людей.
Память.
Обсуждение синквейнов.
Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей, которые погибли ради своей земли.
Домашнее задание: Напишите подробное изложение, продолжив его рассказом о людях, пожертвовавших собой ради отечества
Использованная литература:
- Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
- Газета «Первое сентября»
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
- Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Много веков назад китайский император приказал построить новый город
- Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол.
Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный император сказал:
- Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой!
Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости.
Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал:
- Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.
Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом.
Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было ни Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести И.С. Шмелева "Богомолье" в 10 классе
Произведения И.С. Шмелева в школьной программе представлены очень скудно,хотя они выполняют большую эстетическую и воспитательную функцию, дают возможность приобщиться к художественному тексту как к п...
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Открытый урок. "...Никого в жизни нет и не будет родней"
Урок по рассказу Паустовского К.Г. "Телеграмма"....
Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.
Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....