Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал, способный вызвать самые светлые чувства в душе человека: смирение, сострадание, доброту, любовь, преданность и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 69.5 КБ |
analiz_proizvedeniya.ppt | 986.5 КБ |
v_chem_tayna_cheloveka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Учитель русского языка и литературы Шепель Оксана Васильевна
Цель урока:
-формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение;
-раскрыть богатый духовный мир Лукерьи из рассказа «Живые мощи»;
-обогатить духовный потенциал учащихся;
-развивать связную речь учащихся.
Эпиграф урока:
Край родной долготерпенья—
Край ты русского народа!
Ф.Тютчев
Словарная работа:
Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения—живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
Слайд №1 Портрет Тургенева
Учитель: мы давно знакомы со сборником рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника». Когда-то анализировали на уроках «Хорь и Калиныч», «Бирюк», читали «Бежин луг». А как вам понравился рассказ «Живые мощи»? Что вас в нем поразило? Объясните, почему?
Вывод темы урока
Учитель: -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о Лукерье-главной героине рассказа)
-Что именно нас может заинтересовать в главной героине? (её душа)
-Можно ли нашу героиню назвать праведницей? (да)
Запишем тему нашего урока:
Слайд №2 Тема урока «Русская крестьянка- праведница
(по рассказу И.С. Тургенева «Живые мощи»)
Выводим цели урока:
-Какую цель мы поставим перед собой? (раскрыть богатый внутренний мир героини)
(Цель фиксирую на доске)
Слайд№3 Край родной долготерпенья—
Край ты русского народа!
Ф.Тютчев
Учитель: -Прочтите высказывание Тютчева? Как вы его понимаете? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.
Ход урока:
I. Слово учителя.
Учитель: -Рассказ «Живые мощи» в «Записках охотника» Тургенева стоит особняком. Он покоряет чистотой и праведностью образа Лукерьи, высотой и силой её духа. Её жизнь- это трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила.
II. Работа со словарными словами.
Учитель: -Читая рассказ, возникли ли у вас трудности с пониманием некоторых устаревших слов?
Слайд №4 Словарная работа
Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;
Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;
Праведник – человек, который живет праведной жизнью;
Видение – призрак, привидение;
Душа – внутренний, психический мир человека;
Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.
Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.
Учитель: -Итак, убедившись в понимании прочитанного, мы попробуем все –таки раскрыть духовный мир главной героини.
III. Работа над рассказом «Живые мощи». Работа в группах
Задание 1 группе:
Группа №1. Проследите по тексту и выясните обстоятельства встречи Петра Петровича и Лукерьи? Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи?
(Расскажите коротко об обстоятельствах встречи автора и героини.
Каково было первое впечатление от увиденного у рассказчика?)
Спокойная ночь в Алексеевке | Ночь, проведенная в Алексеевке, в ветхом и чистом флигельке, ранее пробуждение на следующее утро ..Ничто не предвещало беды. Жизнь прекрасна. |
Описание утра, передайте настроение героя | «На следующий день… всею грудью. |
Необычная встреча Петра Петровича и Лукерьи | Загадочно лежащая фигура и голос (герой «остолбенел от удивления) Описание внешности героини |
Вывод: -Автор от безмятежной спокойной жизни охотника переходит к образу Лукерьи (Мумии, которую он увидел в сарайчике). Таким образов, контраст усиливает чувство сострадания к крестьянке.
Группа №2
Дайте сравнительную характеристику героине.
Какова была Лукерья до болезни и стала теперь?
Какова была Лукерья прежде | «Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!» |
Лукерья, которую встретил рассказчик |
Вывод:- До болезни и после неё Лукерья не перестает верить в Бога, она не ропщет на судьбу, а несет свой крест.
Группа №3
-Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему?
Расскажите историю болезни Лукерьи.
(…По просьбе охотника, Лукерья рассказывает о своей беде.)
Ответьте на вопросы:
(Подтверждайте цитатами из текста ответы)
В чем проявлялась жизнь души Лукерьи? | в слиянии с природой, в пении, в общении с Богом через молитвы |
В чем состоят ее «маленькие» радости. | В созерцании природы, в общении с ней «Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш… на что приятнее!»; «А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. Я и запах всякий чувствовать могу, самый что ни на есть слабый!»; «Заяц забежал, право! Собаки, что ли, за ним гнались, только он прямо в дверь как прикатит!.. Сел близехонько и долго таки сидел, все носом водил и усами дергал – настоящий офицер!» |
А как же она относится к людям? | Лукерья, хотя и неподвижна, и «мумия», но – живой человек, наделенный такими душевными качествами, как мудрость, сострадание, забота о ближнем. «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она рассказывает о том, как заболела, о судьбе Василия Полякова. Она радуется за любимого человека. Она просит не для себя лично, заботится о крестьянах: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, -- с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна». Лукерья даже в таком положении способна посочувствовать судьбе горше своей. Это одна из добродетелей человека: велик тот, кто может отдать последнее. Больная Лукерья отдает последнее – душевное сострадание—тем, кому «хуже бывает». |
Вывод: - Что же мы узнаем из так называемой исповеди о Лукерье? О её внутреннем мире? (Она не просто смиренная, верующая в Бога крестьянка, а ещё и заступница за других. Сиротку учит пению, просит за крестьян в деревне (сбавить налоги), вся жизнь её – это безропотное несение креста, который дал ей Господь. Круг её общения- живая природа, да паломники заезжие.
Группа №4 Сны Лукерьи
-Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны?
-Важны ли сны Лукерьи ? О чем они говорят?
Первый сон. Его значение | 1-ый сон был расшифрован самой Лукерьей- образ маленькой, но злой собачки (это её болезнь).Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь. Венок Лукерья плетет для своего земного жениха. Иисус- ее небесный жених («Видно он меня любит») |
Второй сон .Его значение | 2-ой сон- Искупление грехов людских невинных и смиренной душой. (Родители ее снились, благодарили за искупление) |
Третий сон. Его значение | Смерть приходит за Лукерьей. Смысл в том, что после смерти жизнь не только не заканчивается, а наоборот, начинается самый счастливый её период. |
Вывод: Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встречи с ней.
Беседа с классом. (если остается время)
- Как Лукерья относится к молитве, к Богу, к греху?
«А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу», акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»
- С какими словами она обращается к Богу, давайте послушаем одну из молитв. (Чтение учеником молитвы «Отче наш»)
– Молитва – не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему.
- А как вы понимаете выражение «послал он мне крест»? ( Она имеет в виду свою судьбу, с которой смирилась. Болезнь посылается на благо человека: Бог болезнью предупреждает возможный больший грех.)
- Как она относится к греху?
«Иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем положении согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?»
— Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, — продолжала Лукерья, — потому я так себя приучила: не думать, а пуще того — не вспоминать. Время скорей проходит».
Подведем итог:
-О чем мы говорили на уроке? Какую цель поставили перед собой?
(Раскрыть внутренний мир героини)
-Можно ли Лукерью назвать праведницей? Почему?
- Известны ли вам святые угодницы, подвиг которых схож с образом жизни Лукерьи?
- Обратимся к эпиграфу нашего урока, о чем он говорит?
Край родной долготерпенья—
Край ты русского народа!
Ф.Тютчев.
-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)
Домашнее задание: Написать развернутый ответ на вопрос «В чем тайна души человека?»
Урок литературы в 8 классе
«Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Учитель: Шепель Оксана Васильевна
г.Мегион
2011г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С. Тургенева «Живые мощи»)»
Эпиграф Край родной долготерпенья - Край ты русского народа! Ф.Тютчев
Словарная работа Мощи- Мумия- Праведник- Святой-
Работа с текстом в группах 1группа «Проследите по тексту и выясните обстоятельства встречи Петра Петровича и Лукерьи? Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи? 2 группа «Дайте сравнительную характеристику героине. Какова была Лукерья до болезни и стала теперь? 3 группа «Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему? 4 группа «Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны?»
Вывод: Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.
Эпиграф Край родной долготерпенья - Край ты русского народа! Ф.Тютчев
Домашнее задание: Напишите развернутый ответ на вопрос:«В чем тайна души человека?»
Предварительный просмотр:
В чем тайна души человека?
(по произведению И.С. Тургенева «Живые мощи»)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон" Лебединая песня"
Применение технологии РКМЧП . Тема урока "И от белых стай мир светлее стал..."...
Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери " Улыбка" ( по УМК " Вокруг тебя-мир...)
Урок по рассказу Р.Брэдбери знакомит Учеников с нормами международного гуманитарного права, учит гуманизму и состраданию. Вместе с учителем ученики размышляют л роли искусства в жизни человека и...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь"
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь". А.Костюнин - современный писатель, творчество которого пронизано любовью к человеку. В основе рассказов положены размышлен...
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.
Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...
"Как стать счастливым, несмотря на трудные обстоятельства ?" (по рассказу И.С. Тургенева "Живые мощи")
урок литературы в 8 классе...
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.
Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...