Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал, способный вызвать самые светлые чувства в душе человека: смирение, сострадание, доброту, любовь, преданность и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69.5 КБ
Office presentation icon analiz_proizvedeniya.ppt986.5 КБ
Microsoft Office document icon v_chem_tayna_cheloveka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Учитель русского языка и литературы Шепель Оксана Васильевна

Цель урока:

-формировать у учащихся умение  анализировать  художественное произведение;

-раскрыть богатый духовный мир Лукерьи из рассказа «Живые мощи»;

-обогатить духовный потенциал учащихся;

-развивать связную речь учащихся.

Эпиграф урока:

                                                                                                             

                             Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев

Словарная работа:

Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;

Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;

Праведник – человек, который живет праведной жизнью;

Видение – призрак, привидение;

Душа – внутренний, психический мир человека;

Икона – у верующих: предмет поклонения—живописное изображение Бога, святого или святых.

Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.

Слайд №1 Портрет Тургенева

 Учитель: мы давно знакомы со сборником рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника». Когда-то анализировали на уроках «Хорь и Калиныч», «Бирюк», читали «Бежин луг». А как вам понравился рассказ «Живые мощи»? Что вас в нем поразило? Объясните, почему?

Вывод темы урока

Учитель: -Как вы думаете, о чем  мы сегодня будем говорить? (о Лукерье-главной героине рассказа)

-Что именно нас может заинтересовать в главной героине? (её душа)

-Можно ли нашу героиню назвать праведницей? (да)

Запишем тему нашего урока:

Слайд №2 Тема урока «Русская крестьянка- праведница

(по рассказу И.С. Тургенева «Живые мощи»)

Выводим цели урока:

-Какую цель мы поставим перед собой? (раскрыть богатый внутренний мир героини)

(Цель фиксирую на доске)

Слайд№3            Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев

Учитель: -Прочтите высказывание Тютчева? Как вы его понимаете? Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.

Ход урока:

I. Слово учителя.

Учитель: -Рассказ «Живые мощи» в «Записках охотника» Тургенева стоит особняком. Он покоряет чистотой и праведностью образа Лукерьи, высотой и силой её духа. Её жизнь- это трагедия, но из трагедии исходит свет и нравственная сила.

II. Работа со словарными словами.

Учитель: -Читая рассказ, возникли ли у вас  трудности с пониманием некоторых устаревших слов?

Слайд №4 Словарная работа

Мощи – высохшие останки людей, считающиеся церковью святыми;

Мумия – предохраненный бальзамированием от разложения высохший труп человека;

Праведник – человек, который живет праведной жизнью;

Видение – призрак, привидение;

Душа – внутренний, психический мир человека;

Икона – у верующих: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых.

Святой – у христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы.

    Учитель: -Итак, убедившись в понимании прочитанного, мы попробуем все –таки раскрыть духовный мир главной героини.    

     

III. Работа над рассказом «Живые мощи». Работа в группах

Задание 1 группе:

 Группа №1. Проследите по тексту и выясните обстоятельства встречи Петра Петровича и Лукерьи? Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи?

(Расскажите коротко об обстоятельствах встречи автора и героини.

Каково было первое впечатление от увиденного у рассказчика?)

Спокойная ночь в Алексеевке

Ночь, проведенная в Алексеевке, в ветхом и чистом флигельке, ранее пробуждение на следующее утро ..Ничто не предвещало беды. Жизнь прекрасна.

Описание утра, передайте настроение героя

«На следующий день… всею грудью.

Необычная встреча Петра Петровича и Лукерьи

Загадочно лежащая фигура и голос (герой «остолбенел от удивления)

Описание внешности героини

Вывод: -Автор от безмятежной спокойной жизни охотника  переходит к образу Лукерьи (Мумии, которую он увидел в сарайчике). Таким образов, контраст усиливает чувство сострадания к крестьянке.

 Группа №2

Дайте сравнительную характеристику героине.

 Какова была Лукерья до болезни и стала теперь?

Какова была Лукерья прежде

«Лукерья-первая красавица во всей нашей деревне, хохотунья, плясунья, певунья!

Лукерья, за которой я сам втайне вздыхал, я, -шестнадцатилетний мальчик!»

Лукерья, которую встретил рассказчик

Вывод:- До болезни и после неё Лукерья не перестает верить в Бога, она не ропщет на судьбу, а несет свой крест.

Группа №3

-Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему?

Расскажите историю болезни Лукерьи.

(…По просьбе охотника, Лукерья рассказывает о своей беде.)

Ответьте на вопросы:

(Подтверждайте цитатами из текста ответы)

В чем проявлялась жизнь души Лукерьи?

в слиянии с природой, в пении, в общении с Богом через молитвы

В чем состоят ее «маленькие» радости.

В созерцании природы, в общении с ней

«Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш… на что приятнее!»;

 «А я, слава Богу,  вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется – я и то слышу. Я и запах всякий чувствовать могу, самый что ни на есть слабый!»;  

«Заяц забежал, право! Собаки, что ли, за ним гнались, только он прямо в дверь как прикатит!.. Сел близехонько и долго таки сидел, все носом водил и усами дергал – настоящий офицер!»

 А как же она относится к людям?

Лукерья, хотя и неподвижна, и «мумия», но – живой человек, наделенный такими душевными качествами, как мудрость, сострадание, забота о ближнем. «Нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие», она рассказывает о том, как заболела, о судьбе Василия Полякова. Она радуется  за любимого человека.

Она просит не для себя лично, заботится о крестьянах: «Ничего мне не нужно; всем довольна, слава Богу, -- с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. – Дай Бог всем здоровья! А вот вам, барин, матушку вашу уговорить – крестьяне здешние бедные – хоть бы малость с них оброку сбавила!» Земли у них недостаточно, угодий нет… Они бы за вас Богу помолились… А мне ничего не нужно – всем довольна».

Лукерья даже в таком положении способна  посочувствовать судьбе горше своей. Это одна из добродетелей человека: велик тот, кто может отдать последнее. Больная Лукерья отдает последнее – душевное сострадание—тем, кому «хуже бывает».

Вывод: - Что  же мы узнаем из  так называемой исповеди о Лукерье? О её внутреннем мире? (Она не просто смиренная, верующая в Бога крестьянка, а ещё и заступница за других. Сиротку учит пению, просит за крестьян в деревне (сбавить налоги), вся жизнь её – это безропотное несение креста, который дал ей Господь. Круг её общения- живая природа, да паломники заезжие.

Группа №4 Сны Лукерьи

-Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны?

-Важны ли сны Лукерьи ? О чем они говорят?

Первый сон. Его значение

1-ый сон был  расшифрован самой Лукерьей- образ маленькой, но злой собачки (это её болезнь).Поле, по которому ходит героиня, это ее жизнь и вообще жизнь. Венок Лукерья плетет для своего земного жениха.

Иисус- ее небесный жених («Видно он меня любит»)

Второй сон .Его значение

2-ой сон- Искупление грехов людских невинных и смиренной душой.

(Родители ее снились, благодарили за искупление)

  Третий сон. Его значение

Смерть приходит за Лукерьей.

Смысл в том, что после смерти жизнь не только не заканчивается, а наоборот, начинается самый счастливый её период.

Вывод: Таким образом, сны дают нам ответ и на вопрос, почему Лукерья не боится смерти, а радуется встречи с ней.

Беседа с классом. (если остается время)

  1. Как Лукерья относится к молитве, к Богу, к греху?

«А то я молитвы читаю, — продолжала, отдохнув немного, Лукерья. — Только немного я знаю их, этих самых молитв. Да и на что я стану Господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно. Послал он мне крест — значит, меня он любит. Так нам велено это понимать. Прочту «Отче наш», «Богородицу»,  акафист «Всем скорбящим» — да и опят полеживаю себе без всякой думочки. И ничего!»

 

  1. С какими словами она обращается к Богу, давайте послушаем одну из молитв. (Чтение учеником молитвы «Отче наш»)

– Молитва – не только обращение к Богу. Она учит нас очень важным вещам: скромности, умению прощать, быть добрым и стремиться только к хорошему.

  1. А как вы понимаете выражение «послал он мне крест»? ( Она имеет в виду свою судьбу, с которой смирилась. Болезнь посылается на благо человека: Бог болезнью предупреждает возможный больший грех.)

  1. Как она относится к греху?

«Иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: «Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем положении согрешить можешь?» Но я ему ответила: «А мысленный грех, батюшка?»

— Да я, должно быть, и этим самым, мысленным грехом не больно грешна, — продолжала Лукерья, — потому я так себя приучила: не думать, а пуще того — не вспоминать. Время скорей проходит».

Подведем итог:

-О чем мы говорили на уроке? Какую цель поставили перед собой?

(Раскрыть внутренний мир героини)

-Можно ли Лукерью назвать праведницей? Почему?

- Известны ли вам святые угодницы, подвиг которых схож с образом жизни Лукерьи?

             - Обратимся к эпиграфу нашего урока, о чем он говорит?

                             Край родной долготерпенья—

                             Край ты русского народа!

                                                                   Ф.Тютчев.

                           

                                                                 

                                                                                                       

-Так в чем же сила духа Лукерьи? (В вере)

Домашнее задание: Написать развернутый ответ на вопрос «В чем тайна души человека?»

Урок литературы в 8 классе

 «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

 

Учитель: Шепель Оксана Васильевна

г.Мегион

   

2011г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С. Тургенев

Слайд 2

Тема урока: «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С. Тургенева «Живые мощи»)»

Слайд 3

Эпиграф Край родной долготерпенья - Край ты русского народа! Ф.Тютчев

Слайд 4

Словарная работа Мощи- Мумия- Праведник- Святой-

Слайд 5

Работа с текстом в группах 1группа «Проследите по тексту и выясните обстоятельства встречи Петра Петровича и Лукерьи? Как эти обстоятельства могут повлиять на понимание читателем сцены встречи? 2 группа «Дайте сравнительную характеристику героине. Какова была Лукерья до болезни и стала теперь? 3 группа «Можно ли рассказ Лукерьи назвать исповедью? Почему? 4 группа «Какое значение имеют сны Лукерьи? Зачем автор вводит в рассказ сны?»

Слайд 6

Вывод: Земная судьба Лукерьи, земной путь ее души – это путь страданий, а значит путь очищения, подготовка души к пути и жизни небесной. Так гласит христианская вера. Чем больше страданий здесь – тем больше готова душа к жизни там, в Небесном Царстве.

Слайд 7

Эпиграф Край родной долготерпенья - Край ты русского народа! Ф.Тютчев

Слайд 9

Домашнее задание: Напишите развернутый ответ на вопрос:«В чем тайна души человека?»



Предварительный просмотр:

В чем тайна  души человека?

(по произведению И.С. Тургенева «Живые мощи»)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон" Лебединая песня"

Применение технологии РКМЧП . Тема урока "И от белых стай мир светлее стал..."...

Урок внеклассного чтения «Русская крестьянка-праведница (по рассказу И.С.Тургенева «Живые мощи»)»

Урок внеклассного чтения для обучающихся 7, 8 классов изучается в рамках программы по литературе в общеобразовательной школе. Урок направлен на духовно-нравственное воспитание детей; содержит материал...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Р.Брэдбери " Улыбка" ( по УМК " Вокруг тебя-мир...)

Урок по рассказу Р.Брэдбери знакомит Учеников с нормами  международного гуманитарного права, учит гуманизму и состраданию. Вместе с учителем ученики размышляют л роли искусства в жизни человека и...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь"

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь". А.Костюнин -  современный писатель, творчество которого пронизано любовью к человеку. В основе рассказов положены размышлен...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи, А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.

Урок внеклассного чтения по юмористическим и сатирическим рассказам М. Зощенко, Н. Тэффи,  А. Аверченко). Особенности моноспектакля. Требования выразительного чтения.Цель: приобщение ученико...