Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Ильинская Лидия Ивановна

Данная рабочая  программа по литературе  для 5   класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

-      Пояснительную записку.

-      Тематический план.

-      Основное содержание всех тем.

-      Требования к уровню подготовки обучающихся.

-      Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

-      Учебно-методический комплект.

-      Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

-      Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).

-      Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных,  практических работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literatura_5_gimnaziya.docx46.28 КБ
Файл kalendarnoe_plan_5_klass_literatura.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая  программа по литературе  для 5   класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, федерального перечня учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.

№ 25 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.

Рабочая программа по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  • Пояснительную записку.
  • Тематический план.
  • Основное содержание всех тем.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
  • Учебно-методический комплект.
  • Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
  • Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
  • Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных,  практических работ.

Общая характеристика предмета.

      Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

      Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

      Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

     Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

       Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

       На основании фундаментального ядра содержания общего образования и тре6бований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственно стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и другие);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

      Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

  • личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь, точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.)

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета.

       Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственно восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

       Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственной научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающая активное сотворчество воспринимающего.

       Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.

       Приобщение к гуманистически ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

       Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

        Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Содержание учебного предмета.

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

       Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 5 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

       Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования, и допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения уроков развития речи – 12 ч.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

       Личностными результатами освоения программы по литературе  являются:

  1. совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  2. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)

       Метапредметные результаты освоения программы по литературе  проявляются в умениях:

  1. понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  2. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  3. работать с различными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

      Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литерное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  1. ценностно-ориентационной сфере:
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация ( в отдельных случаях) изученных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  1. коммуникативной сфере:
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат их текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологическое высказывания разного типа; вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  1. эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

       Формой контроля, предусмотренной курсом, является  письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Материально-техническая база.

       Тематическое планирование  по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

  1. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (базовый уровень)/под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010г.
  2. Коровина В.Я. Литература 5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 частях/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Коровина В.Я. Литература 5 класс: методические советы/В.Я.Коровина, И.С.Збарский. –М.: Просвещение, 2004г
  4. Литература 5 класс. Система уроков по учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. Авторы – составители И.В.Карасева, В.Н.Пташкина. – В.: Учитель, 2014г.
  5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: дидактические материалы по литератере. 5 класс/ В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлев. – М.: Просвещение, 2014г.
  6. Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс!» Электронный ресурс. – М.: Просвещение, 2011г.

     Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы.

Формы обучения:

Урок чтения и изучения произведения,  урок чтения и обсуждения произведений, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок – концерт, урок внеклассного чтения, урок – семинар, практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи, урок контроля, урок - зачет.

Методы, приёмы и виды деятельности учащихся на уроке:

1.МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)

2.АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод

3.СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

Задача учителя:

Метод проявляется через приемы:

Метод развивает:

Виды деятельности учащихся:

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения

1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров; 2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;

3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;

4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;

5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

6. Слово учителя или беседа после изучения произведения.

1. Наблюдательность;

2.Умение видеть и слышать явления жизни;

3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий;

1. Чтение произведений в доме и в классе;

2. Выразительное чтение;

3. Заучивание наизусть;

4. Слушание художественного чтения;

5. Составление плана;

6. Близкие к тексту и сжатые пересказы;

7. Художественное рассказывание;

8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;

9. Инсценировка;

10. Критические заметки;

11. Рассматривание иллюстраций и оценка их;

12. Сочинения разных жанров.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы, например: ДИСПУТ

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий терминов

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

 2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.

Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.

1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;

2. Пересказ как прием анализа;

3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;

4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;

5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;

7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;

8. Выступление на диспуте.

9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

(близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся)

Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы.

Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий)

1. Мышление учащихся;

2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;

2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений;

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения;

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией;

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).

Основное содержание курса

5 класс

Введение

      Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

       Фольклор – коллективное устное народное творчество.

        Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки – повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

    Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты – вот духовные данные Василисы Премудрой…»(М.Горький) Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и темный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

      «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защита родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора – народа. Особенности сюжета.

      «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

 Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления).  Сравнение.

Из древнерусской литературы

      Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

        «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы 18 века.

      Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы 19 века.

Русские басни

       Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П.Сумароков,  И.И.Дмитриев) (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).

      «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.  «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

      Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский – сказочник).

      «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литерной и фольклорной сказки.

      Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

Критерии оценки устного ответа по литературе

         Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.

Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения литературной нормы.

Оценка сочинений 

         При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений  в 8-м классе - 2,0-3,0 страницы.

        Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся,  их общего развития и почерка.

        Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

      Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.  


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или 1 грамматическая

 ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографическая

 и 3 пунктуационные

 ошибки;

 или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии

 орфографических

 ошибок;

 а также 2

грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается:  4 орфографические

и 4 пунктуационные ошибки;

 или 3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок;

 или 6 орфографических ошибок

 и 8 пунктуационных ошибок;

 или 5 орфографических ошибок

и 9 пунктуационных ошибок,

 или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок.

            Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Вид деятельности

Планируемый результат и уровень усвоения

Формы диагностики и контроля

Домашняя работа

1.

Введение. Роль книги в жизни человека

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Самостоятельное формулирование выводов, создание собственных художественных образов

Организация совместной учебной деятельности

Знать роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека; уметь владеть навыками литературного чтения, использовать приобретенные знания для создания творческих работ

Викторина. Уровень знаний по предмету, мини-размышления

Вопросы и задания стр.5-6

2.

Малые жанры фольклора

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора

Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых заданий

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; уметь воспринимать и анализировать поэтику детского фольклора

Ответы на вопросы

Сочинение, загадки, частушки

3.

Сказка как вид народной прозы

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказок. Постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка. Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Иллюстрации к сказкам

Беседа, выполнение поисковых заданий в группах

Знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать узловые сцены и эпизоды

Мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, ответы на вопросы

Вопросы и задания стр. 10-11, чтение сказки

4.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке. Истинная красота Василисы Премудрой. Вымысел и реальность в сказке. Противопоставление мечты и реальности, добра и зла

Организация совместной учебной деятельности, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации; воспроизведение и применение с учетом решаемых задач

Знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки; уметь строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок

Ответы на вопросы; пересказ; контрольные срезы

Вопросы и задания 1-4, выразительное чтение и пересказ эпизодов

5.

Художественный мир сказки

1

Художественные особенности сказки (постоянные эпитеты, преувеличения, сравнения, повторы) Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции сказки в актерском исполнении. Обсуждение

Беседа, выполнение поисковых и проблемных заданий в малых группах

Знать жанровые особенности сказки; уметь отличать виды сказок, характеризовать героев сказки; уметь пересказывать  сказку, выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительные средства и определять их роль

Уровень знаний по предмету, контрольные срезы, ответы учащихся, письменные задания

Вопросы и задания 5-7 стр. чтение статей учебника, чтение сказки

6.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

1

Патриотический характер сказки, система образов, любовь и уважение народа к защитникам Родины. Героические поступки Ивана –крестьянского сына, сила духа героя, которую дает ему сознание правого, справедливого дела, защиты родной земли

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации

Знать жанровые особенности сказки; уметь отличать виды сказок, выразительно читать и пересказывать сказку, находить в тексте признаки волшебной сказки

Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6

Стр. 37, ответы на вопросы

Вопросы и задания 7-8 стр. 37, задания рубрики «Обогащайте свою речь»

7.

Сказки о животных и бытовые сказки

1

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в них народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказки в актерском исполнении.

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, задание рубрики «Обогащайте свою речь»

Знать признаки сказок о животных и бытовых сказок; уметь выразительно читать и пересказывать сказку, вести беседу по прочитанному произведению

Чтение по ролям, вопросы 7-8 стр. 37

Чтение статьи о сказочниках стр. 42-43, вопросы и задания

8.

Наши любимые русские народные сказки

1

Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам, выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков

Пересказ, викторина

Понимать как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве; уметь пересказывать сказку, оценивать актерское исполнение, рисунки к сказкам

Викторина, пересказ

Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки

9.

Понятие о древнерусской литературе.  «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Возникновение древнерусской литературы.

Выразительное чтение, работа с учебником

Знать основные темы древнерусской литературы, сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина

Вопросы и задания, выразительное чтение

Выразительное чтение притчи

10.

Из зарубежной литературы. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед»

1

Слово о Стивенсоне. Легендарный сюжет баллады. Подвиг героя во имя сохранения традиции предков. Сложность и противоречивость жизни, проблема выбора. Сочетание трагического и оптимистического.

Личные наблюдения учащихся, выразительное чтение

Знать сведения о жизни и творчестве Стивенсона. Теоретико-литературное понятие баллада, жанровые признаки баллады, сюжет и содержание баллады; уметь выразительно читать и характеризовать поступки героев

Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3, 5-6 ч.2.стр 180-181.

Задание 4 стр.181 часть 2

11.

М.В.Ломоносов. стихотворение «Случились два Астронома в пиру»

1

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор в произведении

Выразительное чтение, работа с учебником, вопросы и задания

Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Содержание стихотворения; уметь давать развернутые ответы на вопросы по произведению; понимать юмористический характер стихотворения.

Выразительное чтение, доклады о Ломоносове, работа с учебником

Выразительно прочитать, статья «роды и жанры литературы»

12.

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. «Басня «Волк на псарне»

1

Историк басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в начале 19 века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен

Выразительное чтение; вопросы и задания, выразительное чтение

Знать роды и жанры литературы, истоки возникновения жанра басен. Сведения о жизни и творчестве Крылова, теоретико-литературные понятия: басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение; уметь выразительно читать басни наизусть; уметь выразительно читать басни наизусть

Выразительное чтение, инсценированное чтение, чтение по ролям, работа с учебником, работа с иллюстрациями

Выразительное чтение любой басни, 1 басню наизусть

13.

Басни «Ворона и Лисица; «Свинья под дубом»

1

Афористичность басен; осмеяние в баснях пороков, невежества, неблагодарности, глупости, хитрости. Прослушивание басни в актерском исполнении.

Словарная работа, выразительное и инсценированное чтение, диагностика знаний

Знать содержание басен; уметь выразительно читать басни, давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям

Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценированное чтение, словарная работа, чтение наизусть

Выразительное чтение, наизусть, выполнение иллюстраций к басням. Задание 3 стр. 65066

14.

Мир басен Крылова

1

Урок внеклассного чтения. Инсценирование басен И.А.Крылова. описание рисунков к басням. Актерское звучание басен.

Выразительное чтение, диагностика знаний.

Знать афоризмы из текста басен Крылова; уметь выразительно читать наизусть и инсценировать басни, оценивать чтение одноклассников

Проверочный тест, выразительное чтение, тест (статГрад)

Сочинение басни или задание 3 стр.65, фонохрестоматия

15.

В.А.Жуковский. . сказка «Спящая царевна»

1

Понятие о литературной сказке. Жуковский – сказочник, чтение сказки «Спящая царевна»

Работа с учебником; тестовые проверки

Знать сведения о жизни и творчестве Жуковского, сюжет и содержание сказки; уметь пересказывать сказку

Вопросы и задания, характеристика героев, вопросы и задания

Прочитать выразительно, задание 6 стр.80

16.

Понятие о жанре баллады. В.А.Жуковский «Кубок»

1

Баллада как жанр литературы, творческая история баллады «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. словарная работа, составление плана

Организация совместной деятельности; работа с учебником

Знать творческую историю, сюжет и содержание баллады, признаки жанра баллады; понимать лексику баллады; уметь выразительно читать и пересказывать балладу, находить в тексте признаки жанра баллады, характеризовать героев и их поступки

Характеристика героев, вопросы 1-3,7 стр.87, составление плана

Вопросы и задания 4-6 стр. 87. Выполнение иллюстраций к произведению Жуковского

17.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Детские годы А.С.Пушкина. Влияние народного творчества на будущее поэта. Прослушивание пролога в актерском исполнении. Элементы лингвистического анализа текста. словесное рисование

Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации;

Знать сведения о семье и детстве А.С.Пушкина, теоретико-литературные понятия поэма. Пролог, сравнение, эпитет, метафора; понимать нравственную проблематику литературных произведений;

Уметь находить в поэтических текстах выразительные средства и определять их роль

Вопросы 1-2 (90), 1-2(91). 1-2(92); описание иллюстрации к прологу; выразительное чтение

Задание 2 стр.89, задание 3 стр. 92, чтение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

18-19.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2

Истоки сказки, развитие понятия о литературной сказке. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.

Беседа, выполнение поисковых заданий; словарная работа, чтение учебника

Знать сюжет и содержание сказки; понимать проявление в сказке представлений народа, отношение автора к героям; уметь выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки

Вопросы 1-12 стр. 109-110, характеристика героев

Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» стр.110-111, выразительное чтение сказки

20.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Центральные образы сказки, сходство и различие литературной и народной сказок.

1

Знакомство с центральными образами сказки; кротость и терпение, благородство, верность и искренность царевны; сопоставление сюжетов литературных и фольклорных произведений. Анализ поэтического творчества поэта.

Беседа, выполнение поисковых заданий, работа с учебником, понимание полученной информации

Знать содержание сказки; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать проблематику, идею, давать характеристику герою

Ответы на вопросы, контрольные срезы, мини-размышления

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия», сочинение по сказке А.С.Пушкина(домашнее)

21.

Стихи и проза. Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь

1

Рифма, способы рифмовки. Ритм, стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина

Беседа, выразительное чтение, выполнение проблемных заданий

Знать теоретико-литературные понятия: рифма(перекрестная, парная, опоясывающая) ритм, стопа;

Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью; уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Ответы на вопросы 1-2 стр. 113-114, контрольные срезы, выразительное чтение

Задание 3 стр.114, составление стихотворения

22.

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

1

Биографические сведения о А.Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения

Организация совместной учебной деятельности, выразительное чтение

Знать сведения о жизни и творчестве А.Погорельского, сюжет и содержание сказки; уметь строить развернутое высказывание на основе прочитанного, прослеживать изменения в характере героя, выяснять значения незнакомых слов

Ответы на вопросы учителя, словарная работа, вопросы 1-7 стр.151-152, выборочный пересказ

Прочитать сказку, задание 3 стр.152. рубрика «Обогащайте свою речь»

23.

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.

1

Слово о В.М.Гаршине. Героическое и обыденное в сказке, трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

Выразительное чтение, беседа, вопросы к прочитанному

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, отличительные черты литературной сказки, сюжет и содержание сказки; уметь выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки

Вопросы стр. 162, выборочный пересказ, характеристика героя

Вопросы стр. 162, чтение сказки «О чем говорят цветы», вопросы часть 2 стр. 240.

24.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

1

Рассказ о поэте, сообщение о селе Тарханы. Средства выразительности лирики поэта, историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности стихотворения. Патриотический пафос стихотворения. Образ рядового участника сражения

Организация совместной деятельности, создание текстов определенного жанра, выразительное чтение

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, содержание стихотворения «Бородино»; уметь выразительно читать стихотворение, характеризовать героев и их поступки, составлять план, словарная работа; понимать патриотический пафос стихотворения, отношение автора к событиям и героям

Уровень знаний по теме, мини-размышления, ответы на вопросы, пересказ, выразительное чтение стихотворения

Составление плана, вопросы 8-9 стр. 170

25.

Художественные особенности стихотворения «Бородино»

1

Особенности жанра (баллада), теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика. Изобразительные средства: сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись, их роль в стихотворении

Тренинг, практикум, организация совместной учебной деятельности

Знать стихотворение наизусть; уметь выразительно пересказывать и читать наизусть, сопоставлять произведения литературы и живописи, находить в тексте выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, чтение наизусть, описание репродукций, вопросы стр. 170-171

Нарисовать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста, наизусть стихотворение

26.

Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1

Рассказ о жизни и творчестве писателя. Чтение вступительной статьи о писателе. История создания «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести. Национальный колорит

Беседа, проблемные вопросы, чтение учебных текстов, понимание полученной информации

Знать сведения о детских и юношеских годах писателя, его увлечении. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; уметь выразительно читать фрагменты, давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному

Выборочное выразительное чтение, вопросы стр. 184

Прочитать повесть, вопросы 1-2 стр. 174, 3-4 стр. 184

27.

Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место»

1

Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое.

Беседа, выполнение поисковых и проблемных задач по группам, чтение, работа с заданиями учебника

Знать сюжет и содержание повести; уметь пересказывать повесть, выразительно читать текст по ролям, характеризовать героев и их поступки

Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы и задания

Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

28.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге»

1

Слово о Н.А.Некрасове, история создания стихотворения. Картины природы и жизнь народа. Подневольный труд, социальная несправедливость. Картина И.Репина «Бурлаки на Волге»

Беседа, выполнение проблемных задач, работа с учебником

Знать сведения о детских и юношеских годах Н.А.Некрасова, историю создания стихотворения; уметь выразительно читать, прослеживать изменения настроения, сопоставлять произведения литературы и живописи

Выразительное чтение, мини-размышления по прочитанному, ответы на вопросы стр. 191-192

Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения, чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос»

29.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Традиции народной поэзии в поэме. Поэтический образ русской женщины, прослушивание отрывка в актерском исполнении. Иллюстрации Пластова к поэме

Беседа, практикум, создание текстов определенного жанра, работа с учебником

Знать содержание отрывка; уметь выразительно читать, сопоставлять произведения литературы и живописи; понимать отношение автора к героине, как создается образ русской женщины

Проверка уровня знаний, контрольный срез, выразительное чтение, чтение наизусть

Чтение отрывка из поэмы «Крестьянские дети»; вопросы стр.205-206

30.

Н.А.Некрасов. отрывок из поэмы «Крестьянские дети»

1

Образы крестьянских детей и средства из создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов, своеобразие языка поэмы.

Беседа, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями

Знать содержание отрывка из поэмы; уметь выразительно читать отрывок, сопоставлять произведения литературы и живописи, находить в тексте выразительные средства

Выразительное чтение понравившегося отрывка, вопросы стр. 205-206

Прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму»

31.

И.С.Тургенев. рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Знакомство с героями

1

Слово о писателе. Заочная экскурсия  в Спасское-Лутовиново. История создания рассказа, быт, обычаи и нравы дореформенной России. Богатырский облик главного героя

Беседа, выразительное чтение, подготовка сообщений

Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С.Тургенева, история создания, сюжет и содержание рассказа; уметь выступать с сообщениями на литературную. Тему; понимать характер отношений между людьми в крепостной России, способы создания образа героя

Мини-размышления, выразительное чтение, ответы на вопросы, задание 7

Перечитать фрагменты из рассказа по заданиям стр. 241. Вопросы стр. 241; стр. 242-243

32.

Герасим и его окружение

1

Отношения Герасима и Татьяны, Герасим и дворня, Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима.

Беседа по прочитанному тексту, выразительное чтение

Знать сюжет и содержание рассказа; понимать отношение  автора к героям; уметь пересказывать эпизод рассказа, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте выразительные  средства

Словарная работа, выразительное чтение, сравнительная характеристика героев,

Составление  плана фрагмента «История Муму», вопросы стр. 241-242, характеристика героев

33.

Герасим и Муму

1

Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму, счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни. Осуждение крепостничества в рассказе

Чтение текста из учебника, понимание и интегрирование информации, беседа, словарная работа

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного, прослеживать изменения в характере героя, выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы стр. 242

Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка, вопросы после текста.

34.

Смысл финала рассказа «Муму»

1

Чтение и обсуждение статьи «Загадки фигуры немого Герасима». Символическое значение образа Герасима. Природа в рассказе. Выразительные средства создания образа

Беседа, работа с учебником, решение поисковых заданий

Знать теоретико-литературные понятия: сравнение, гипербола, сюжет и содержание рассказа; уметь прослеживать изменения в характере героя, при обсуждении прочитанного произведения аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения

Выборочный пересказ, выразительное чтение, вопросы стр. 241-242, 243

Подготовка к сочинению по рассказу «Муму», вопросы после текста

35.

Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

1

Обсуждение тем сочинения. Составление планов, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое

Составление плана сочинения, написание на черновике

Знать сюжет и содержание рассказа, теоретико-литературные понятия6 интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой4 уметь составлять план сочинения, подбирать материалы (герои, события, эпизоды)

сочинение

Написать сочинение по выбранной теме

36.

«Чудные картины» А. А.Фета

1

Слово о А.А.Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов природы в стихотворениях. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании природы

Работа с учебником, выразительное чтение стихотворений

Знать сведения о жизни и творчестве поэта, содержание стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, находить выразительные средства и определять их роль

 Наизусть одно стихотворение, проверка выразительности чтения

Наизусть, вопросы стр. 245-246, прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

37.

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

1

Слово о Л.Н.Толстом. Роль Ясной поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия. Историческая основа и сюжет рассказа. Определение автором жанра – быль. Простота и ясность языка писателя.

Работа с учебником, разные виды чтения

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, историю создания, сюжет и содержание рассказа; уметь пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки; понимать отношение автора к героям и их поступкам

Сообщение о жизни писателя, индивидуальные задания

Поросы 1-2, 4-6, дочитать рассказ.

38.

Жилин и Костылин

1

Сравнительная характеристика. Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами, отношение рассказчика к героям

Выборочный аналитический пересказ, чтение по ролям эпизодов

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь давать сравнительную характеристику, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения

Выборочный пересказ, вопросы 7-8, 4-6

Перечитать 1, 2 главы, описать иллюстрации к рассказу

39.

Гуманистический характер рассказа

1

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность национальной вражды. Описание иллюстраций, из сравнительная характеристика.

Работа по учебнику, подбор материала по вопросам учителя, выразительное чтение

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь делать аналитический пересказ, сопоставлять произведения литературы и живописи, составлять план и подбирать материал по теме

Описание иллюстраций, составление плана сочинения, подбор материала к сочинению

Сочинение

40.

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия»

1

Слово о А.П.Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе. Сообщение о Таганроге. Юмористический и сатирический талант писателя. Прослушивание рассказа в исполнении актера. Осмеян6ие глупости и невежества. Речь персонажей как средство их характеристики

Работа с текстом рассказа, чтение статьи в учебнике, вопросы из рубрики «Будьте внимательны к слову»

Знать сведения о А.П.Чехове, историю создания рассказа, сюжет и содержание; уметь выразительно читать и пересказывать рассказ, характеризовать героев и их поступки

Контрольные вопросы (тест), выразительное чтение

Вопросы и задания, чтение рассказов А.П.Чехова

41.

Рассказы Антоши Чехонте

1

Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор». Средства юмористической и сатирической характеристики героев. Представление рисунков к рассказам

Работа по учебнику, выразительное чтение, чтение по ролям

Знать сюжеты и содержание рассказов, теоретико-литературные понятия: юмор, сатира; уметь выразительно читать и инсценировать рассказы, характеризовать героев и их поступки

Пересказ, чтение по ролям, характеристика героев, иллюстрации

Сочинение-миниатюра «О чем заставляют задуматься рассказы А.П.Чехова?»

42-43

Русские поэты 19 века о родине, родной природе, о себе

2

Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэтах, богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы

Выразительное чтение, работа с учебником

Знать содержание стихотворений поэтов 19 века; уметь выразительно читать, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Чтение наизусть, вопросы и задания

Наизусть стихотворение. Чтение статьи «Духовное родство со своей землей». Сочинение –рассуждение по заданию статьи

44.

И.А.Бунин. Рассказ «Косцы»

1

Слово о Бунине. Человек и природа в рассказе, особенности лиризма. Прослушивание рассказа в актерском исполнении

Работа с учебником, организация совместной деятельности, понимание информации, представленной в таблице

Знать сведения о детстве И.А.Бунина, сюжет и содержание рассказа ; уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать выразительность чтения

Проверка уровня знаний по предмету, ответы на вопросы

Прочитать рассказ, вопросы и задания после рассказа.

45.

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец

1

Уникальность личности Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе. Жанр повести. Комментированное чтение. Обучение аналитическому пересказу.

Организация совместной деятельности, беседа, выполнение поисковых заданий, пересказ

Знать сведения о жизни и творчестве В.Г Короленко, сюжет и содержание повести; уметь ориентироваться в тексте, выяснять значение незнакомых слов, анализировать текст; понимать позицию автора и его отношение к героям

Выразительное чтение, пересказ, составление плана повести, ответы на вопросы

Прочитать повесть, вопросы и задания

46.

Жизнь среди серых камней

1

Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. Дурное общество и дурные дела. Дети подземелья и причины их сближения с Васей. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог)

Понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, использование справочников для получения информации, чтение фрагментов

Знать жанровые признаки повести, сюжет и содержание, способы создания образов; уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать фрагменты повести, аргументированно доказывать свою точку зрения; понимать роль автора-рассказчика

Пересказ, выборочное чтение, комментированное чтение, вопросы и задания

Вопросы и задания 11-12

47.

Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко

1

Обсуждение тем сочинения. Составление плана, подбор материалов, Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

Знать этапы и приемы работы над сочинением; уметь составлять план и подбирать материал по темам сочинения; понимать позицию автора, его сочувственное отношение к героям, гуманистическую направленность произведения, оптимистический характер концовки

Составление плана сочинения, подбор материала

Сочинение

48.

С.А.Есенин. Стихотворения

1

Слово о С.А.Есенине. Сообщение о жизни и творчестве (Константиново). Прослушивание стихотворений поэта в актерском исполнении. Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины. Своеобразие языка есенинской лирики

Беседа. Выразительное чтение, вопросы и задания

Знать сведения о детстве и юности поэта; уметь выразительно читать стихотворения, использовать теоретико-литературные понятия в речи

По желанию наизусть, выразительное чтение

Выразительное чтение, вопросы и задания в учебнике, читать сказ Бажова «Медной горы Хозяйка»

49.

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»

1

Слово о П.П.Бажове. Знакомство с особым миром героев Бажова. Реальность и фантастика, честность и трудолюбие, добросовестность и талант главного героя, его стремление к мастерству

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий; работа с учебн6иком

Знать сведения и жизни и творчестве П.П.Бажова. Сюжет и содержание сказа; уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать эпизоды сказа, характеризовать героев и их поступки, соотносить реальное и фантастическое

Выразительное чтение сказа, вопросы и задания, комментированное чтение

Прочитать сказ, вопросы и задания , работа с иллюстрациями

50.

Мир сказок Бажова. Урок внеклассного чтения

1

Викторина по сказам Бажова. Своеобразие языка сказов. Особенности жанра. Сказ и сказка – общее и различия. Представление рисунков

Викторина, описание рисунков учащихся

Знать сюжеты и содержание сказов; понимать роль автора-рассказчика, его отношение к героям; уметь выразительно пересказывать сказы, видеть связь произведений П.П.Бажова с фольклором

Выразительное чтение, художественный пересказ, оценивание учащихся

Задания, чтение сказки Паустовского «Теплый хлеб»

51

К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»

1

Слово о Паустовском. Беседа по произведениям, прочитанным ранее. Реальное и фантастическое, роль сил природы. Предостережение против «охлаждения сердца», доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы

Выразительное чтение, работа с учебником, анализ сказки

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание сказки; уметь выразительно пересказывать фрагменты, соотносить реальное и фантастическое; понимать нравственную проблематику произведения

Пересказ, вопросы и задания, оценивание учащихся, словесное рисование

Вопросы и задания, чтение рассказа «Заячьи лапы»

52.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Природа и человек в рассказе, бережное отношение ко всему живому, средства создания образов, речевая характеристика персонажей

Выборочный пересказ, выразительное чтение фрагментов рассказа

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь выразительно пересказывать фрагменты, выяснять значение незнакомых слов, находить в тексте выразительные средства языка

Выборочный пересказ, оценивание учащихся, комментированное чтение

Вопросы и задания, чтение сказки «Двенадцать месяцев»

53

С.Я.Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

1

Слово о С.Я.Маршаке. Беседа по произведениям писателя. Драма как род литературы, особенности жанра. Связь пьесы – сказки с фольклором

Работа с учебником, анализ произведения, выразительное чтение по ролям

Знать сведения о жизни и творчестве Маршака, сюжет и содержание сказки, признаки драмы как рода литературы; уметь объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, видеть связь пьесы- сказки с фольклором; понимать позицию автора и его отношение к героям

Вопросы и задания, оценивание ученика, чтение по ролям, словесное рисование

Вопросы и задания, чтение по ролям

54.

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе – сказке «Двенадцать месяцев»

1

Характеры главных героев, главная мысль произведения, своеобразие пьесы – сказки, традиции народных сказок; выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Беседа, выполнение поисковых заданий, выразительное чтение

Знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям

Мини-размышления, уровень знаний по предмету, личные наблюдения учителя, оценивание учащихся

Сочинение-размышление

55.

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

1

Слово о А.П.Платонове, комментированное чтение рассказа. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представление о фантастике. Единство главного героя и природы. Особый мир платоновских героев

Беседа, выполнение проблемных заданий, выразительное чтение

Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности Платонова. Сюжет и содержание рассказа; уметь соотносить реальное и фантастическое, выделять эпизоды и составлять план рассказа; понимать как преображается реальный мир в сознании ребенка

Выразительное чтение, составление плана, вопросы и задания, оценивание учащихся

Прочитать рассказ «Никита», вопросы и задания

56.

Душевный мир главного героя рассказа «Никита»

1

«Доброе сердце Никиты», оптимистическое восприятие окружающего мира героем, жизнь как борьба добра и зла, мирный труд – условие счастья. Речевая характеристика героев

Выразительное чтение, беседа, решение проблемных заданий, понимание и интегрирование полученной информации

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь выразительно читать фрагменты, характеризовать героев и их поступки; понимать нравственную проблематику произведения. Отношение автора к герою

Мини-размышления, выразительное чтение, пересказ фрагментов рассказа

Прочитать рассказ «Васюткино озеро»

57.

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

1

Слово об Астафьеве, знакомство с личностью писателя и своеобразием его творчества, значение картин природы в рассказе. Основные черты характера: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах

Работа с учебными текстами, выразительное чтение, подготовка сообщений о писателе

Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности писателя, автобиографическое произведение; уметь пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героя и его поступки, выяснять значение незнакомых слов, создавать устные картины;

Понимать, как формировался характер героя

Задание в группах, выразительное чтение, оценивание учащихся, мини-размышления

Дочитать рассказ, вопросы и задания

58.

Человек и природа в рассказе Астафьева «Васюткино озеро»

1

Понимание героем природы, его любовь к ней, следование таежным законам. Становление характера юного героя через испытания, преодоление тяжелых жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя

Выразительное чтение, беседа, решение заданий, пересказ, анализ рассказа

Знать сюжет и содержание рассказа; уметь прослеживать изменения в поведении и характере героя, определять роль природы в произведении, способы ее изображения, описывать иллюстрации

Проблемные задания, оценивание учащихся, понимание информации, представленной в виде схем и таблиц

Задание 8 (письменно)

59.

Развитие речи. Сочинение «Мои сверстники в русской литературе 19-20 веков (на примере любимых литературных героев)

1

Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков; свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики

Знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

сочинение

Прочитать стихотворения о природе поэтов 20 века

60.

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе (Бунин, Есенин, Блок и др)

1

Ознакомление с творчеством поэтов 20 века; совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать лирическое произведения

Выразительное чтение, чтение наизусть

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении)

Выразительное и чтение наизусть, оценивание учащихся, контрольный срез

Выучить наизусть

61.

Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению

1

Совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать лирическое произведение

Создание текстов определенного жанра и проблематики, практикум

Знать, уметь, владеть навыками анализа поэтического произведения: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства выразительности, понимать их роль в стихотворении

Систематизация ЗУН, мини-размышления

Прочитать произведения о ВОв

62.

Поэты о великой Отечественной войне. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

1

Изображение героического прошлого России в творчестве Симонова; совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать лирическое произведение

Беседа, работа с учебником, выразительное чтение

Знать, уметь, владеть навыками анализа поэтического произведения: уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства выразительности; понимать нравственную проблематику стихотворения

Выразительное чтение стихотворения

Научиться выразительно читать, вопросы и задания

63.

А.Т.Твардовский. Рассказ о поэте. Стихотворение «Рассказ танкиста»

1

Изображение героического прошлого России в творчестве Твардовского; совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать лирическое произведение

Беседа, подбор нужной информации, выразительное чтение

Знать, уметь, владеть навыками анализа поэтического произведения: уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства выразительности; понимать нравственную проблематику стихотворения

Выразительное чтение, вопросы и задания, проблемные вопросы

Выразительное чтение. Вопросы и задания в учебнике

64.

Писатели улыбаются. Саша Черный «кавказский пленник». «Игорь- Робинзон», Ю.Ким «Рыба-кит»

1

Слово о С.Черном и Ю.Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы, значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе, способы создания юмористического в рассказах

Выразительное чтение, получение и интегрирование информации

Знать сведения о жизни и творчестве Черного и Кима, содержание рассказов; уметь сопоставлять литературные произведения, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, работа с учебником, вопросы и задания, пересказ

Сочинение-миниатюра «Мои любимые игры в детстве»

65.

Зарубежная литература. Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

1

Слово о Д.Дефо. Особенности повествования в романе, характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Выразительное чтение, инсценировка эпизодов, характеристика героев

Знать сведения о жизни и творчестве Д.Дефо, сюжет и содержание романа; уметь выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, сопоставлять литературные произведения; понимать нравственную проблематику романа, отношение автора к героям. Роль природы в произведении

Оценивание учащихся, работа с учебником, пересказ, выразительное чтение  фрагментов, вопросы и задания

Прочитать роман «Робинзон Крузо»

66.

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Слово о Марке Твене, чтение вступительной статьи о писателе. Беседа о книгах Твена. Внутренний мир героев, Том и Бекки, их дружба. Изобретательность в играх

Выразительное чтение, выборочный пересказ

Знать сведения о жизни писателя, сюжет и содержание романа; уметь выразительно читать и пересказывать текст, инсценировать эпизоды романа, характеризовать героев и их поступки; понимать позицию автора и его отношение к героям. Юмористический пафос произведения

Оценивание учащихся, выразительное чтение, анализ романа, контрольный срезы

Дочитать роман, отзыв на одно произведение Марка Твена

67.

Джек Лондон.  «Сказание о Кише»

1

Слово о Дж. Лондоне, чтение вступительной стать о писателе. Тема взросления подростка, уважение взрослых, характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

Выразительное чтение, получение и интегрирование информации

Знать сведения о жизни и творчестве писателя, сюжет и содержание рассказа; понимать позицию автора и его отношение к герою; уметь выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, составлять цитатный план, сопоставлять героев литературных произведений

Вопросы и задания, выразительное чтение, характеристика героев, сообщение, составление цитатного плана

Прочитать рассказ, вопросы и задания

68.

Итоговый урок

1

Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, выставка рисунков

Вопросы и задания, викторина

Знать содержание прочитанных произведений; уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды, анализировать поэтические и прозаические тексты, характеризовать героев и их поступки, строить развернутые высказыванпя на основе прочитанного, аргументировать свою позицию

Итоговый срез знаний

Список литературы для чтения на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....