технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А.Крылов "Волк и Ягнёнок"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шрубченко Елена Ивановна

Материал предназначен для учителей, преподающих литературу в 5 классе по программе Г.И.Беленького. На уроке учащиеся знакомятся с краткой биографией И.А.Крылова, осуществляют чтение и идейно-художественный анализ басни "Волк и Ягнёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературы в 5 классе31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Шрубченко Елены Ивановны,

учителя МБОУ «Шидловская ООШ Волоконовского района Белгородской области»

Предмет: литература

Класс: 5

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в   2    ч. Ч.1/ [Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац] под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2012 – 263 с.: ил.

 Тема урока: И. А. Крылов   Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях

Цель урока:  знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией; чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «антитеза», «аллегория», «мораль».

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Психологически  настраивает детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивают готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Личностные: самоопределение;

регулятивные: волевая  саморегуляция;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 2.Проверка домашнего задания

Организует проверку дифференцированного домашнего задания

Дифференцированное домашнее задание.

1.Рассказ о жизни Данилы-мастера

2. Путь писателя П.П.Бажова к сказу

3.Рисунок каменного цветка и устное описание

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные: самоопределение

3.Выявление темы урока. Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации

-Где бы мы могли увидеть работы Данилы-мастера в наши дни?  (в музее)

- Какие произведения можно ещё увидеть в музее? (картины)

-Посмотрите на «выставку» картин на слайде.

Демонстрирует слайд с репродукциями иллюстраций  Е.М.Рачева и А.М.Лаптева к басням И.А.Крылова

- Подумайте,  как эта «выставка» картин будет связана с нашим занятием и какая будут тема  нашего урока.

Строят  развернутый  ответ на поставленный вопрос.

Анализируют изображения, выявляют общие признаки всех иллюстраций  

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание

4. Работа со статьёй учебника «Звери мои за меня говорят» об И.А.Крылове

Организует   работу в группах со статьёй.

Класс делится на 3 группы.

Задания группам

1 группа готовит ответы на вопросы:

-Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем?

-Какие события предшествовали этому?

- Как он получил образование?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?

-Что такое басня?

2 группа составляет план статьи.

3 группа заполняет таблицу

«Знаю, узнаю, хочу узнать»

Проверяет работу в группах

Работают в группах

Отвечают на вопросы

Составляют план статьи

Заполняют таблицу

Отчитываются о работе в группах;

Выполняют самооценку и взаимооценку работы

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

5. Работа с литературоведческими понятиями

«Карта жанра»

– Восстановите схему жанра «басня», выбрав нужные элементы.

-Вспомните и дайте определение басни.

  Работают  в парах

Каждая пара детей должна выбрать верные элементы жанра басни (предложены на карточках)

 Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.

Предполагаемый ответ:

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл.

6.Мини-исследование в группе

Предлагает проблемную ситуацию

-То есть в басне имеется  аллегорический смысл.

 - А что такое аллегория?

Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек

-А какие известные  басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон?

На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения в группе представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ:

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Отвечают на вопрос учителя.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

7.Физминутка  

Физминутка «Друзья»

Организует  разминку

Активно выполняют физические  упражнения

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

8.Работа с текстом басни.

Организует беседу:

- Сегодня мы познакомимся с басней  Крылова «Волк и ягненок».

-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку?

-Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость

Читает басню

-Понравилось ли вам чтение учителем  басни Крылова?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?

— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
   — В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Отвечают на вопросы учителя.

Дают развёрнутые ответы.

Слушают басню

Отвечают на вопросы учителя

Дают развёрнутые ответы

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, действие нравственно-эстетического оценивания;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: инициативное  сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: прогнозирование, волевая саморегуляция

9.Словарная работа

   Выполняет роль консультанта

  Работают в группах

  Выписывают    непонятные слова.

Группы обмениваются листочками и обсуждают значение данных слов. По необходимости пользуются словарями

Коллективная проверка.

Личностные: действие смыслообразования;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно, способность к волевому усилию;

познавательные:

10. Словесное рисование.

Ставит учебную задачу

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали

-сравните свою устную картину с иллюстрациями Е.М.Рачева и А.М.Лаптева. Насколько совпали ваши представления с работами художников?

Выполняют творческое задание

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

11. Просмотр фрагмента рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

Организует беседу

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

-Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

12.Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

Раздаёт карточки

Предъявляет  критерии оценки работы в группе

Работают в группах

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

1 группа.

1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

3 группа.

1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

13.Обобщение

Выполняет роль консультанта.

 Корректирует полученные ответы

Самостоятельно  пишут сиквейн  на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование результатов.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

14.Домашнее задание

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

16.Рефлексия

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

личностные: смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»

В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...