технологическая карта урока литературы в 5 классе "И.А.Крылов "Волк и Ягнёнок"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Материал предназначен для учителей, преподающих литературу в 5 классе по программе Г.И.Беленького. На уроке учащиеся знакомятся с краткой биографией И.А.Крылова, осуществляют чтение и идейно-художественный анализ басни "Волк и Ягнёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 5 классе | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Шрубченко Елены Ивановны,
учителя МБОУ «Шидловская ООШ Волоконовского района Белгородской области»
Предмет: литература
Класс: 5
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац] под ред. Г.И.Беленького – М.: Мнемозина, 2012 – 263 с.: ил.
Тема урока: И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях
Цель урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией; чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные: отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «антитеза», «аллегория», «мораль».
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Психологически настраивает детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. | Оценивают готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность | Личностные: самоопределение; регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; |
2.Проверка домашнего задания | Организует проверку дифференцированного домашнего задания | Дифференцированное домашнее задание. 1.Рассказ о жизни Данилы-мастера 2. Путь писателя П.П.Бажова к сказу 3.Рисунок каменного цветка и устное описание | Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные: самоопределение |
3.Выявление темы урока. Постановка учебной задачи. | Создание проблемной ситуации -Где бы мы могли увидеть работы Данилы-мастера в наши дни? (в музее) - Какие произведения можно ещё увидеть в музее? (картины) -Посмотрите на «выставку» картин на слайде. Демонстрирует слайд с репродукциями иллюстраций Е.М.Рачева и А.М.Лаптева к басням И.А.Крылова - Подумайте, как эта «выставка» картин будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока. | Строят развернутый ответ на поставленный вопрос. Анализируют изображения, выявляют общие признаки всех иллюстраций Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные УУД: целеполагание |
4. Работа со статьёй учебника «Звери мои за меня говорят» об И.А.Крылове | Организует работу в группах со статьёй. Класс делится на 3 группы. Задания группам 1 группа готовит ответы на вопросы: -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? 2 группа составляет план статьи. 3 группа заполняет таблицу «Знаю, узнаю, хочу узнать» Проверяет работу в группах | Работают в группах Отвечают на вопросы Составляют план статьи Заполняют таблицу Отчитываются о работе в группах; Выполняют самооценку и взаимооценку работы | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. |
5. Работа с литературоведческими понятиями | «Карта жанра» – Восстановите схему жанра «басня», выбрав нужные элементы. -Вспомните и дайте определение басни. | Работают в парах Каждая пара детей должна выбрать верные элементы жанра басни (предложены на карточках) Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. | |
6.Мини-исследование в группе | Предлагает проблемную ситуацию -То есть в басне имеется аллегорический смысл. - А что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения в группе представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. |
7.Физминутка | Физминутка «Друзья» Организует разминку | Активно выполняют физические упражнения | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие |
8.Работа с текстом басни. | Организует беседу: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку? -Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость Читает басню -Понравилось ли вам чтение учителем басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни? — Какое явление жизни аллегорически описывает басня? | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. Слушают басню Отвечают на вопросы учителя Дают развёрнутые ответы | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, действие нравственно-эстетического оценивания; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. регулятивные: прогнозирование, волевая саморегуляция |
9.Словарная работа | Выполняет роль консультанта | Работают в группах Выписывают непонятные слова. Группы обмениваются листочками и обсуждают значение данных слов. По необходимости пользуются словарями Коллективная проверка. | Личностные: действие смыслообразования; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно, способность к волевому усилию; познавательные: |
10. Словесное рисование. | Ставит учебную задачу -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали -сравните свою устную картину с иллюстрациями Е.М.Рачева и А.М.Лаптева. Насколько совпали ваши представления с работами художников? | Выполняют творческое задание | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
11. Просмотр фрагмента рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров). | Организует беседу -Изменилось ли ваше восприятие басни? -Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. | |
12.Групповая работа. Самостоятельный анализ басни. | Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе. Раздаёт карточки Предъявляет критерии оценки работы в группе | Работают в группах Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали? 2.-Над какими пороками человека смеется автор 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли 2 группа. 1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка? 2.-Какие глаголы характеризуют главных героев? 3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? 2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? 3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила). Афиширование. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивныеУУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач |
13.Обобщение | Выполняет роль консультанта. Корректирует полученные ответы | Самостоятельно пишут сиквейн на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов. | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
14.Домашнее задание | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). | Записывают задания в дневники. | |
16.Рефлексия | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации личностные: смыслообразование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок»
В сценарии урока использованы приёмы технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...