«Благослови детей и сусликов» (по произведению Светланы Василенко «Суслик»).
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Тема: Нравственные и экологические проблемы в современной отечественной литературе
Тип урока: беседа
Технология: развитие критического мышления через чтение текста с остановками
Время проведения: 40 минут
Цели урока:
Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством современного автора С.Василенко, имеющим нравственно-воспитательную и экологическую направленность;
Развивающая: Формирование критического мышления через чтение, осмысление и анализ рассказа «Суслик»; формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между блоками полученной информации; формирование умения прогнозировать содержание и проблематику текста;
Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.
Технологический прием: синквейн, «тонкие» и «толстые» вопросы.
Средства наглядности: Портрет С.Василенко, запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», слайды, стикеры двух цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока по литературе в 11 классе учителя Козачёк У.В. по теме: «Благослови детей и сусликов»
(по произведению Светланы Василенко «Суслик»).
Тема: Нравственные и экологические проблемы в современной отечественной литературе
Тип урока: беседа
Технология: развитие критического мышления через чтение текста с остановками
Время проведения: 40 минут
Цели урока:
Образовательная: Знакомство учащихся с творчеством современного автора С.Василенко, имеющим нравственно-воспитательную и экологическую направленность;
Развивающая: Формирование критического мышления через чтение, осмысление и анализ рассказа «Суслик»; формирование умения устанавливать причинно-следственную связь между блоками полученной информации; формирование умения прогнозировать содержание и проблематику текста;
Воспитательные: Воспитание толерантности, ответственности за свои поступки; формирование экологического сознания.
Технологический прием: синквейн, «тонкие» и «толстые» вопросы.
Средства наглядности: Портрет С.Василенко, запись музыкального произведения Э.Грига «Утро», слайды, стикеры двух цветов.
План урока
Этапы урока:
- Приветствие. Организационный момент- 1 минута;
- СТАДИЯ ВЫЗОВА- 6 минут;
- СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ- 25 минут:
- Чтение рассказа с остановками- 15 минут
- Прогноз содержания и проблематики текста- 10 минут;
- РЕФЛЕКСИЯ- 8 минут:
- Музыкальная минута для эмоционального осмысления финала рассказа-2 минуты
- Итог урока. Составление синквейна- 5 минут;
- Задание на дом-1 минута
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие.
- ВЫЗОВ
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением новейшей литературы. Как вы понимаете этот термин? Какие имена современных писателей вам знакомы? (Т.Толстая В. Пелевин, Л. Улицкая, Б.Акунин и др.)
Давайте сравним два высказывания о новейшей литературе известных писателей, наших современников:
«Всякому наблюдателю понятно, что современная словесность на русском языке никогда еще не переживала такого подъема, никогда еще не была столь разнообразна и свободна… Впору раструбить всему миру о неожиданном Ренессансе». (А.Агеев)
«Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости… Зло самовыразилось, и русскую литературу больше никогда нельзя будет назвать учебником жизни». (В.Ерофеев)
- Чье мнение вам ближе? С кем согласитесь?
Давайте проголосуем. Возьмите стикеры и прикрепите их к тому высказыванию, с которым вы согласны.
➢ Каких стикеров оказалось больше? Большинство из вас считает, что русскую литературу больше никогда нельзя будет назвать учебником жизни. Так ли это? К этому вопросу мы еще вернемся в конце нашего урока.
Слово учителя. Знакомство с биографией писательницы.
Василенко Светлана Владимировна родилась 24 января 1956 года на Волге, в Астраханской области, в городке Капустин Яр. Городок был маленький, но военный. В те времена это означало: закрытая для всех, кроме жителей, территория, въезд строго по пропускам, повышенная секретность. Здесь испытывали грозные ракеты, отсюда улетали первые советские спутники. «Мы очень гордились, что живем в таком секретном важном городе, гордились, что в случае ядерной войны будем первыми жертвами: на нас нацелены все ракеты мира»,- пишет о своем школьном детстве С.В.Василенко. Такое необычное для детского сознания ощущение «героя» и «жертвы» в одном лице Светлана Василенко не забудет.
Литературные критики, анализируя прозу писателя, сделают вывод, что «благодаря воспоминаниям о таком необычном «полувоенном» детстве, она видит и пишет жизнь сквозь призму близкого конца света. Отсюда её сострадательная приязнь ко всему живому. Отсюда же её стилевые надрывы, жесткие сюжеты. Проза Василенко держится на грани – еще чуть-чуть, и погаснет солнце». (А.Немзер)
С.Василенко – прозаик. Окончила Литературный институт им. А.М.Горького (1983г.), Высшие сценарные и режиссерские курсы при Госкино (1989г). литературная слава пришла к С.Василенко довольно рано. Её рассказ «За сайгаками» напечатали, когда она была студенткой. Критики назвали этот рассказ лучшим произведением года в прозе. Сегодня книги, романы, рассказы С.В.Василенко переведены на 12 языков. Она лауреат премии «Лучшая европейская книга года» в Праге («Звонкое имя» 1991), премии журнала «Новый мир» (1998), премии им. Набокова ( роман «Дурочка» 1999). Получила Высший приз им. Сергея Эйзенштейна в Германии за лучший литературный сценарий («Дурочка»). По её сценариям поставлены фильмы и телесериалы «Шамара», «Некрасивая», «Короли российского сыска» и др.
III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Чтение с остановками.
Светлана Василенко. Суслик.
А) Весной мы, пионеры военного городка Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.
В нору, чёрно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду. И та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черно зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы, - мы лили воду просто так, потом весело-бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаяньем к этой глумящейся над нами, пионерами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, - лили и лили. Забыв, зачем льем.
И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом, - тогда вдруг из соседней норки выполз суслик…
«Толстые» и «тонкие» вопросы
- Какой глагол автор выбирает для характеристики движения машины в самом начале рассказа? Почему использовано именно это слово? (Ползет)
- Найдите в первом абзаце рассказа слова, имеющие отношение к теме «вода». С каким зверем ассоциируется машина на основе такого ее описания? (Хищник, притаился, выслеживает жертву)
- Какое чувство испытывают школьники, когда они начинают «выливать» сусликов?(Веселье, бесшабашность, игра)
- Чье поведение вначале напоминают действия школьников?
- Проследите, как изменяется поведение детей в процессе того, как они льют воду? Какие слова находит автор для передачи внутреннего состояния детей? (Злость, отчаяние. Дети превращаются в зверят)
- Автор называет норку суслика сначала «по-детски открытым ртом земли», а потом просторечным словом «глотка». Зачем нужен такой контраст?
- Как С.Василенко развивает тему воды, характеризуя действия и чувства пионеров?
Б) Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился у нас на глазах из чрева земли, - и застыл очарованный.
Божий мир был цел и глядел на него.
Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой, воя от ужаса, металась его детская душа, и ее со всех сторон настигала наша человеческая, хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? конец света?
Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того, прежнего. Неуничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное. Неуничтоженное небо было голубее и чище.
Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на мир.
Мир был цел. Он тихо свершил свой намаз.
И только тогда поглядел на нас, сгрудившихся над ним людей.
Он и на нас посмотрел сначала влюбленно, радуясь за нас, что мы живы, что вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.
И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир – цел. И закрыл глаза…
«Толстые» и «тонкие» вопросы
- Как описан появившийся из норы суслик? С кем ассоциируется этот «мокрый, дрожащий, маленький» зверек?(ребенок)
- Какие еще слова характеризуют суслика как человека? Какой смысл, по вашему мнению, имеет в рассказе одушевление зверька?(очарованный, детская душа, поднял свою душу на лапки, молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато поглядел на ми, влюблено.. )
- Кому в рассказе противопоставлен суслик? (пионеры)
- Какие идиомы использует писательница, развивая тему воды? Какой библейский мотив появляется в связи с этим? Зачем? В чем символический смысл темы воды в рассказе?(Всемирный потоп, наказание за грехи)
- Как описан окружающий мир? Почему?
В) В тот день мы, учащиеся шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
- Прочитайте последнее предложение рассказа, которое по стилю напоминает сухой отчет. Почему метафорический рассказ о гибели суслика автор заканчивает строгим языком документа?
- Согласны ли вы с мнением литературного критика Н.Шипилова:
« Рассказ «Суслик» можно назвать коротким, но нельзя назвать маленьким». Аргументируйте свой ответ. ( за малой формой скрывается глубокое содержание
- Скажите, ребята, ваше мнение о современной отечественной литературе поменялось или нет? Есть такие, кто хотел бы поменять стикер? Почему?
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
- Составление синквейна.
Суслик
Дрожащий, маленький
Вылез, посмотрел, обрадовался
И понял – не вырваться: берите
Шкурка
(Лапаева Н. 11А)
Суслик
Очарованный, детская душа,
Застыл, сощурился, глядел влюбленно
Вылили двадцать два суслика
Смерть
(Скобелева О. 11Б)
- Домашнее задание. Написать сочинение – эссе по данному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Урок внеклассного чтения по рассказу З. Василенко "Суслик"
урок разработан на основе технологии критического мышления...

"Загляни в СВОЮ душу". Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу С. Висленко "Суслик"
Только через умение быть неравнодушным, принятие ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, гуманность, доверие) можно стать человеком, достойным уважения...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...