Урок внеклассного чтения по рассказу З. Василенко "Суслик"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
урок разработан на основе технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
критическое мышление на уроках литературы | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Цель моего урока – формировать у учащихся умения осмысливать знания, обосновывать свои суждения.
Ведущая идея урока – конструирование собственного знания в собственной поисковой деятельности.
Перед собой я ставила задачи:
1.развивать монологическую речь учащихся, их творческие способности .
2. формировать умение самостоятельной работы с учебной литературой
3.воспитание чувства патриотизма, гражданственности и любви к малой родине, окружающей нас природе.
Данный урок способствовал активизации умственной деятельности учащихся, развитию памяти, концентрированности внимания, умению слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать собственную точку зрения.
Свой урок я строю на основе методики развития творческого и критического мышления. Мышление является причиной появления в нашем сознании вещей, которых мы не могли видеть и слышать. Этот тип мышления отличается от мечтаний, так как он требует определенных усилий и у него есть цель.
Мы пользуемся критическим мышлением , когда ищем ответа на вопрос, почему одним вещам можно доверять, а другим нет. Когда мы мыслим таким образом, мы ищем не просто основание доверять, но и подтверждение этим основаниям. Иногда этот тип мышления называют рефлексией.
Рефлексия - особый вид мышления.
Во-первых, он одновременно энергичен и контролируем. Рефлексивное мышление означает тщательное фокусирование нашего внимания, взвешивание, оценку и выбор.
Второе, чем отличается рефлексия, является ее длительность. Размышление требует длительных усилий.
Третье, преимущество рефлексии в ее тщательности и аккуратности. Она направлена на поиск смысла. Рефлексия - вид умственной деятельности, который задает вопросы. Сократ полагал, что с помощью этого вида мышления человеческая жизнь обретает форму. Он считал, что людям необходимо думать о том, что они делают и зачем они это делают, о том, во что они верят и почему они в это верят. Он говорил, что ни одного дня не должно пройти без этих вопросов, что жизнь без них не стоит того.
Используя методику критического мышления в школе, мы можем преодолеть стереотипное мышление, поверхностное суждение, добиться глубины проникновения в проблему, оставить в сознании ребенка след, научить его задумываться, анализировать не только учебный материал, но и собственно я.
Хорошим способом избавиться от привычки считать вещи как данное является постановка вопросов. Но чтобы эти вопросы возникли, необходимо разбудить любопытство. Мысли не приведут ребенка ни к чему, пока он действительно не захочет узнавать это. Любопытство подвигает нас задавать вопросы, и уму будет над чем поработать.
В ходе самостоятельной работы учащиеся прошли следующие этапы:
- Этап «Вызов». Это пробуждение, мотивация к дальнейшей работе с опорой на имеющиеся знания или ассоциации. На данном этапе я использовала методы мозговой атаки и ключевых терминов.
- Этап «Осмысление». Это непосредственный контакт с информацией, осмысленное чтение и слушание, систематизация, соотнесение старой и новой информации.
- Фаза «Рефлексия». Это размышление, анализ собственных мысли тельных операций, творческая переработка информации. На этом этапе уместно использовать методы «мысли вслух», «оставьте последнее слово за мной», эссе.
Критерии оценки работы на уроке учащихся следующие:
- Понимание главной мысли и ее развитие в творческой работе.
- Убедительная аргументация своего мнения.
- Логическая стройность и завершенность рассуждений.
- Языковые и стилистические достоинства речи.
Достоинствами проведенного урока можно считать устойчивую положительную мотивацию учащихся, высокий уровень их активности, интеллектуальной и творческой зрелости.
:
Конспект открытого урока.
Классификационные параметры технологии критического мышления
По уровню проведения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: социо- и психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: развивающее обучение.
По организационным формам: академическая, групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая.
По категории обучаемых: массовая.
Предмет: литература
Класс: 6
Учитель: Гроза И.А.
«Загляни в СВОЮ душу»
(анализ рассказа З. Василенко «Суслик»
Цель урока – формирование общеучебных умений при работе с информацией.
Технология критического мышления
Вступительное слово
Я предлагаю вам разобраться в собственном «Я». Не часто вы размышляете о том, что есть добро, зло, справедливость, не часто прислушиваетесь к биению своего сердца - суета мешает. Сегодня мы прочитаем небольшой рассказ С. Василенко «Суслик». Его можно назвать исповедью, криком человеческой совести, проснувшейся внезапно и не оставляющей в покое ни на минуту. Но назван он весьма прозаически «Суслик». Как вы думаете, что будет предметом его изображения?
Варианты ответов детей:
- Борьба суслика за выживание в мире жестоко природы.
- Наблюдение автора за поведением зверька.
- Взаимоотношение человека и природы
- Случаи из жизни маленького суслик
Читаем начало рассказа:
Весной мы, дети военного города Яргород, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой. Крутые бока ее были мокры, как бока зверя.
Учитель: Вы прочитали всего три предложения. Давайте сделаем прогноз, какие события будут в центре повествования, о чем этот рассказ?
Ответы учеников:
Ученики. Здесь будет рассказываться о том, как дети помогали взрослым
бороться с rpызунами.
Учитель. Дети помогали, значит, они совершали добрые, хорошие поступки?
Ученик. Конечно, хорошие.
Учитель. А вас ничто не настораживает. Не чувствуете ли вы какого-нибудь несоответствия?
Ученик. Меня настораживает то, что тон повествования трагический.
Ученик. В этом отрывке люди, управляющие машиной, сравниваются со
зверем.
Ученик. Зверь - это дикое, хищное животное. В нем нет ничего человеческого, а значит доброты.
Ученик. Я думаю, что здесь будет рассказываться о жестокости людей по отношено к природе, к тому же суслику.
Учитель. Давайте прочитаем вторую часть рассказа и опровергнем или докажем эту мысль.
в нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она, будто по срочному важному делу, быстро и независимо. И снова черный зиял отверстый, по-детски круглый рот земли. И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит из норы (а если и выскочит, то в Америке, испуганно озираясь среди небоскребов, - так насквозь уходила нора), мы лил воду просто так, потом весело - бесшабашно, потешаясь над собой и этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаянием к этой дырой, уходящей в никуда. Потом со злостью и отчаянием к этой глумящейся над нами тайне: заливали ей глотку, не давая продыху, -лили и лили, забыв, за чем льем.
- Ученик. Теперь я уверен, что мой товарищ прав. Речь идет в первую очередь не о суслике, а о жестокости детей
- Ученик. Мир добра в этом рассказе - это мир природы.
Учитель: Как он изображется?
Ученик: У земли «по-детски открытый рот». Значит она беззащитна, как ребенок, безrpешна и чиста.
Учитель: А как изображается мир людей? Какие изобразительные средства при этом используются?
Ученик Тема зверей, зверств связана с людьми, детьми, которые пришли помогать взрослым. Они действуют «бесшабашно», «со злостью», бездумно
Учитель. Как вы считаете, чем закончится рассказ? Каковы ваши прогнозы?
Ученик. Человек, конечно, победит, он сильнее.
- Ученик. Суслик, я думаю, погибнет. Детям не жалко его, они веселятся, но в радости в тоне повествования не чувствуется. Автор осуждает жестокость.
Ученик. Нет, он осуждает себя за жестокость, потому что он - часть этого мира небоскребов, машин, участник охоты на чужую жизнь.
Учитель. Давайте перечитаем отрывок и поработаем с ним. На полях сделайте заметки. Какие вопросы по содержанию или изображению автором героев у вас возникли? Сформулируйте эти вопросы.
Ученик. Почему ничего не говориться о суслике, рассказ почитан наполовину, но мы его, затравленного людьми, не видим?
Ученик. Почему автор не показывает нам лица детей, а изображает, как одноликую массу?
Учитель. Можем быть, мы найдем ответы на эти вопросы, читая рассказ дальше!
И когда наша злоба и ненависть, нависнув над норой, стала огромной, молчаливой и плотной, как льющаяся тяжелой, плотной струей вода, когда воздух сгустился от этой общей злобы и стал отчетливо пахнуть хлоркой и потом - тогда из соседней норки выполз суслик.
Он выполз на божий свет мокрый, дрожащий, маленький, будто только родился У нас на глазах из чрева земли, - и застыл, очарованный.
Божий мир был цел и глядел на него.
Что ему там причудилось, в его извилистой земляной тьме, по которой воя от ужаса, металась его детская душа и ее со всех сторон настигала наша человеческая хлорированная злоба, наша ледяная ненависть, просачиваясь во все закоулки и убежища: всемирный потоп? Конец света?
Но мир был цел. Мир был целехонек. Он был даже лучше того прежнего. Не уничтоженное солнце светило ярче, чем то, привычное.
Не уничтоженное небо было голубее, и чище, серебряней звенела в спасенном мире полынь.
Подняв свою душу на задние лапы, он молитвенно сложил свои ручки на груди и, закинув голову, блаженно, подслеповато щурясь, поглядел на солнце.
Мир был цел.
Он тихо совершил свой намаз.
И только тогда поглядел он на нас, сгрудившихся над ним людей. Он и на нас посмотрел сначала влюблено, радуясь за нас, что мы живы, что мы вышли сухими из воды, целы и невредимы после такого потопа.
И еще раз посмотрел. Но уже не так: деловито огляделся и понял - не вырваться. И обреченно залег: берите. Главное, что мир цел. И закрыл глаза.
Учитель: нашли ли вы ответы на свои вопросы?
Ученик Первая часть рассказа посвящена детям, вторая- их жертве. Эти части противопоставлены друг дpyry, как добро противопоставляется злу, сотворение- разрушенио.
Ученик. Суслик- часть божественного мира. У него есть душа, он смотрит на мир и на своих мучителей влюблено.
Учитель. Что вы чувствуете, рассказ дочитан почти до конца. Суслик обречен, он не уцелел в схватке?
- Ученик. Мне беспредельно жалко это крохотное животное. Мне грустно, кажется, что в мире нет добра.
Ученик. Я восхищаюсь жертвенностью маленького существа. Он приносит свою жизнь людям, как плату за то, что мир цел.
Ученик. Я презираю бездушных людей, они разрушают мир природы не задумываясь
- Учитель. Повествование закончено. Но мы не прочитали последнее предложение. Допишите его за автора.
Дети пишут предложения, в которых выражается сострадание по отношению к суслику. Все предложения содержат нравственную оценку содеянного.
Учитель. Теперь время посмотреть, как же заканчивает свое повествование С. Василенко.
В тот день мы, ученики шестого класса «Б», вылили двадцать дав суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок.
Дети поражены, что такое сухое по стилю предложение вызвало такое потрясение.
Учитель. Подумайте над прочитанным, сформулируйте вопросы, которые мучают вас.
Варианты вопросов:
- Почему мир так жесток?
- Почему мы не задумываемся над своими поступками?
- Почему дети так бездушны?
- Откуда берется зло?
- Почему жестокость торжествует?
• Почему сильный всегда жесток?
В конце урока с целью осознать пережитое чувство сострадание предлагается дописать ассоциативный ряд к слову жестокость.
Жестокость - беспощадность, зло, греховность, ущербность, уродливость, дикость, зверство, первобытность, гнилость, ...
Заключительное слово.
Сегодня мы вместе переживали за судьбу беззащитного животного. Значит чувство сострадания вам знакомо, значит сердце ваше не холодное, значит душа ваша не ущербная, не уродливая.
Не волнуйтесь, если вы некрасивы лицом, бойтесь, если вы уродливы душой.
Такая душа способна поryбить мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Урок чтения по рассказу А. Дорохова "Тёплый снег"
Урок направлен на развитие планирующей функции мыслительной деятельности и воспитание эмоциональных чувств от встречи с окружающей нас природой....