Технологическая карта урока литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Урок открытия новых знаний по теме "Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФГОС ООО урок литературы в 5 классе: «Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога:  Мельникова Вера Владимировна

Предмет: литература

Класс:  5

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Краткое описание: Данный урок построен в рамках ФГОС ООО   и представлен в виде технологической карты

Тема урока: «Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе» (1 час)

Цели урока:

  • - познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Л.Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определить круг творческих интересов писателя;
  • формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать  навыки  работы с  иллюстрациями;
  • воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н. Андреева.                                                                                                                                                           Вид деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО):

Личностные: интерес к изучению языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.                                   Метапредметные:                                                                                                                                                                                                               Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Оборудование:

Презентация , ноутбук, экран, раздаточный материал: таблица, словарные слова, материал для кластера, портрет Л.Н. Андреева, выставка книг.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1.   Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку.

«Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места.

 

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Личностные:

-смыслообразование;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

.

2. Мотивация к учебной деятельности

Цель: определение содержательных рамок урока.

Портрет Л.Н. Андреева. По портрету писателя, что можете сказать о нем?

Отвечают на вопрос учителя.

( Вьющиеся волосы, прямой нос, чёрные глаза – черты благородного человека.  Недаром в Орловской классической гимназии называли его «Герцогом» . Интересный человек.

3. Постановка учебной цели

Цель: постановка целей учебной деятельности

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга,  будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

- Каковы  цели нашей учебной деятельности?

Необходима тема для общения.

Включаются в процесс организации  учебной деятельности

Определение темы урока

Определение целей урока

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Общеучебные:

- моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4 Планирование деятельности

Цель:  выбор способа учебной деятельности  и средств их реализации

Как мы будем достигать поставленных целей ?

(составление плана работы по достижению учебной  цели)

Консультирует и стимулирует учебные действия учащихся.

Составление плана работы по теме урока

Я хочу изучить

-  некоторые факты биографии Л.Н. Андреева, оказавшие влияние на его формирование;

- научиться выделять главное в изученном;

- развивать умения работать с иллюстрациями

Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия).

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Логические:

- анализ. сравнение, синтез.

5. Усвоение нового материала

Цель: развитие читательских умений

Игра «Стол находок»

Слово учителя о родителях Л.Н. Андреева ( об отце, матери, отношениях между ними,  любви матери к детям

«Баргамот и Гараська» рассказ, который принёс литературную славу писателю

- Л.Н. Андреев работает  судебным обозревателем в газете «Курьер». Первая книга – книга рассказов.

Талант был замечен многими писателями.

 Настоящая тоска, боль за человека прозвучали в его рассказах о детях.

( учитель обращает внимание на книжную выставку)

Учитель указывает на стол находок

(бинокль, бескозырка, тельняшка, краска, кисти).

Учитель предлагает  прочитать  статью К.И. Чуковского «Он любил огромное»

Внимательно слушают.

Индивидуальные задания

учащиеся рассказывают - о годах учёбы в гимназии;

- учёбы в Московском и Петербургском университетах;

- увлечениях.

Художественный пересказ  содержания

Внимательно слушают учителя.

Учащиеся рассматривают книжную выставку.

Учащиеся осматривают стол находок, но не могут сказать, как эти предметы связаны с Л.Н. Андреевым.

Слушают и запоминают.

Изучают содержимое стола находок.

Прочитав статью «Он любил огромное», рассказывают, какое отношение имеют предметы со стола находок к Л.Н. Андрееву.

 Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

Личностные:

- формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности;

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

6 Обобщение и систематизация знаний.

Цель: зафиксировать новые знания

Игра «Повторенье – мать ученья»

«Поиск» (ЭКК)

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу. Приложение1

Составление кластера

Небольшой портрет Л.  Андреева. Вокруг него прикрепляются слова – характеристики поэта , как лепестки ромашки.

Перспективное  поисково – исследовательское задание: посетить музей, изучить литературное наследие родного края.  

Учащиеся заполняют таблицу ( работа в командах)

Продолжается работа в командах  по составлению кластера.

Работа в командах. Поисково-исследовательская деятельность.

1команда

изучила литературное наследие села Альшеево,

2 команда

изучила литературное наследие девятиселья

Каждая команда заполняет таблицу и зачитывает свои  варианты ответов

Составляют кластер

Добрый

Трудолюбивый

Умный

Целеустремленный

Интересный

благородный

Результаты поисково-исследовательской деятельности команд.

1команда

Г. Серебрякова

Н.Т. Зимин

В.А. Ашкеров

В. Чебоксаров

М.Г. Ложников

2 команда

Н.М. Дворов

В. Ухли

В.Урдаш и.т.д.

Выступление учащихся о Н. Т. Зимине и В. А. Ашкерове.

 Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

 Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7. Этап размышления

Цель: тренировать способность логического мышления

Учитель предлагает творческое задание.

Дача -  с произношением этого слова какие ассоциации появляются у вас?

Как  вы думаете, о чем  пойдет речь в рассказе «Петька на даче»?

Работа в командах.

Работа в командах.

Каждая команда высказывает свои предположения

( свежий воздух, простор, свобода, занятие любимым делом)

Каждая команда высказывает свои предположения

(Дача – красивый дом, свежий воздух, лес, речка,  цветы, занятие на участке. )

 Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

8.Этап рефлексии

Цель: зафиксировать новое содержание.

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно – оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

- Интересным человеком оказался    Л. Андреев?

- На какой факт его биографии вы обратили внимание?

- А что бы вы хотели ещё узнать о нём?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Лесенка. У лестницы 3 ступеньки. Учащиеся размещают смайлики:

верхняя ступенька- всё понял, запомнил, могу рассказать другим;

средняя ступенька- есть небольшие затруднения, нужна подсказка;

нижняя ступенька- не понял, не запомнил, н могу рассказать другим.

Каким баллом можете оценить свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

Прочитать рассказ «Петька на даче», составить цитатный план.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке, в каждой команде один ученик даёт отзыв оценке одного члена команды.

Осуществляют рефлексорно – оценочные действия.

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

 Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Приложение:

Словарные слова брамсель, мель, верста, баркас, гарпун, китобой

Таблица:

Краткие сведения о Л.Н. Андрееве

Биография Л.Н. Андреева

Мои замечания об услышанном

Л.Н. Андреев родился 9 (21 августа)

1871 г. в Орле

Николай Иванович Андреев

Анастасия Николаевна, урожденная

 Пацковская, - мать писателя

Учёба в Орловской классической

Гимназии (1882-1891)

Московский и Петербургский

 университеты

(1891-1897)

Начало творческого пути

Увлечения Л. Андреева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...