Технологическая карта урока литературы в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок открытия новых знаний по теме "Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с ФГОС ООО урок литературы в 5 классе: «Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога: Мельникова Вера Владимировна
Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Краткое описание: Данный урок построен в рамках ФГОС ООО и представлен в виде технологической карты
Тема урока: «Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе» (1 час)
Цели урока:
- - познакомить ребят с некоторыми фактами биографии Л.Н. Андреева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя; определить круг творческих интересов писателя;
- формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;
- воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н. Андреева. Вид деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО):
Личностные: интерес к изучению языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученной темой, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Познавательные: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Оборудование:
Презентация , ноутбук, экран, раздаточный материал: таблица, словарные слова, материал для кластера, портрет Л.Н. Андреева, выставка книг.
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу». | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на работу, проверяет их готовность к уроку. «Верь в себя, в свои силы, в возможность бесконечного творчества, и тогда всё получится» Аристотель | Приветствие. Эмоциональный настрой на урок. Организация рабочего места.
| Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: -смыслообразование; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. . | |
2. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока. | Портрет Л.Н. Андреева. По портрету писателя, что можете сказать о нем? | Отвечают на вопрос учителя. ( Вьющиеся волосы, прямой нос, чёрные глаза – черты благородного человека. Недаром в Орловской классической гимназии называли его «Герцогом» . Интересный человек. | ||
3. Постановка учебной цели Цель: постановка целей учебной деятельности | Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо? - Каковы цели нашей учебной деятельности? | Необходима тема для общения. Включаются в процесс организации учебной деятельности | Определение темы урока Определение целей урока | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: - моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
4 Планирование деятельности Цель: выбор способа учебной деятельности и средств их реализации | Как мы будем достигать поставленных целей ? (составление плана работы по достижению учебной цели) Консультирует и стимулирует учебные действия учащихся. | Составление плана работы по теме урока | Я хочу изучить - некоторые факты биографии Л.Н. Андреева, оказавшие влияние на его формирование; - научиться выделять главное в изученном; - развивать умения работать с иллюстрациями | Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования ( при анализе учебного действия). Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ. сравнение, синтез. |
5. Усвоение нового материала Цель: развитие читательских умений Игра «Стол находок» | Слово учителя о родителях Л.Н. Андреева ( об отце, матери, отношениях между ними, любви матери к детям «Баргамот и Гараська» рассказ, который принёс литературную славу писателю - Л.Н. Андреев работает судебным обозревателем в газете «Курьер». Первая книга – книга рассказов. Талант был замечен многими писателями. Настоящая тоска, боль за человека прозвучали в его рассказах о детях. ( учитель обращает внимание на книжную выставку) Учитель указывает на стол находок (бинокль, бескозырка, тельняшка, краска, кисти). Учитель предлагает прочитать статью К.И. Чуковского «Он любил огромное» | Внимательно слушают. Индивидуальные задания учащиеся рассказывают - о годах учёбы в гимназии; - учёбы в Московском и Петербургском университетах; - увлечениях. Художественный пересказ содержания Внимательно слушают учителя. Учащиеся рассматривают книжную выставку. Учащиеся осматривают стол находок, но не могут сказать, как эти предметы связаны с Л.Н. Андреевым. | Слушают и запоминают. Изучают содержимое стола находок. Прочитав статью «Он любил огромное», рассказывают, какое отношение имеют предметы со стола находок к Л.Н. Андрееву. | Познавательные: - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; Личностные: - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно – исследовательской деятельности; Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
6 Обобщение и систематизация знаний. Цель: зафиксировать новые знания Игра «Повторенье – мать ученья» «Поиск» (ЭКК) | Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу. Приложение1 Составление кластера Небольшой портрет Л. Андреева. Вокруг него прикрепляются слова – характеристики поэта , как лепестки ромашки. Перспективное поисково – исследовательское задание: посетить музей, изучить литературное наследие родного края. | Учащиеся заполняют таблицу ( работа в командах) Продолжается работа в командах по составлению кластера. Работа в командах. Поисково-исследовательская деятельность. 1команда изучила литературное наследие села Альшеево, 2 команда изучила литературное наследие девятиселья | Каждая команда заполняет таблицу и зачитывает свои варианты ответов Составляют кластер Добрый Трудолюбивый Умный Целеустремленный Интересный благородный Результаты поисково-исследовательской деятельности команд. 1команда Г. Серебрякова Н.Т. Зимин В.А. Ашкеров В. Чебоксаров М.Г. Ложников 2 команда Н.М. Дворов В. Ухли В.Урдаш и.т.д. Выступление учащихся о Н. Т. Зимине и В. А. Ашкерове. | Познавательные: - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; Коммуникативные: -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли; Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
7. Этап размышления Цель: тренировать способность логического мышления | Учитель предлагает творческое задание. Дача - с произношением этого слова какие ассоциации появляются у вас? Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе «Петька на даче»? | Работа в командах. Работа в командах. | Каждая команда высказывает свои предположения ( свежий воздух, простор, свобода, занятие любимым делом) Каждая команда высказывает свои предположения (Дача – красивый дом, свежий воздух, лес, речка, цветы, занятие на участке. ) | Познавательные: - умение структурировать знания и строить речевые высказывания ; Коммуникативные: -слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли; |
8.Этап рефлексии Цель: зафиксировать новое содержание. | Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно – оценочных умений по изучаемой теме. Вопросы: - Интересным человеком оказался Л. Андреев? - На какой факт его биографии вы обратили внимание? - А что бы вы хотели ещё узнать о нём? Как оцениваете свою деятельность на уроке? Лесенка. У лестницы 3 ступеньки. Учащиеся размещают смайлики: верхняя ступенька- всё понял, запомнил, могу рассказать другим; средняя ступенька- есть небольшие затруднения, нужна подсказка; нижняя ступенька- не понял, не запомнил, н могу рассказать другим. Каким баллом можете оценить свою деятельность на уроке. Домашнее задание: Прочитать рассказ «Петька на даче», составить цитатный план. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке, в каждой команде один ученик даёт отзыв оценке одного члена команды. | Осуществляют рефлексорно – оценочные действия. | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Приложение:
Словарные слова брамсель, мель, верста, баркас, гарпун, китобой
Таблица:
Краткие сведения о Л.Н. Андрееве
Биография Л.Н. Андреева | Мои замечания об услышанном |
Л.Н. Андреев родился 9 (21 августа) 1871 г. в Орле | |
Николай Иванович Андреев | |
Анастасия Николаевна, урожденная Пацковская, - мать писателя | |
Учёба в Орловской классической Гимназии (1882-1891) | |
Московский и Петербургский университеты (1891-1897) | |
Начало творческого пути | |
Увлечения Л. Андреева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...