СЛАВНЫЙ СЫН ТИХОГО ДОНА Литературно-музыкальный вечер, посвященный М.А. Шолохову
методическая разработка по литературе (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Демидкина Наталья Михайловна

Данная разработка представляет собой Литературно-музыкальныую композицию. К ней подобран материал. оформленный в презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sholohove.doc101.49 КБ
Office presentation icon sholohov.ppt2.07 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЛАВНЫЙ СЫН ТИХОГО ДОНА

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 110-ой годовщине со дня рождения

 М.А. Шолохова

Чтец читает стихотворение Г. Сухорученко:

Слайд 1

У нас на Дону, где под ветром пшеница Колышется морем, – гутарь не гутарь! –

А в хуторе каждом и в каждой станице

Живет свой Давыдов, живет свой Щукарь.

Глядишь, и Майданников тропкой росной

На зорьке рассветной к комбайну пройдет,

И ярый Нагульнов о жизни колхозной

В правленье беседу с народом ведет.

У нас на Дону… Здесь я рос и учился.

Бил ветер в лицо – непокорен и крут…

Но как я мозолями в детстве гордился,

Как будто медалью "За доблестный труд!"

Солому на стог я забрасывал рьяно.

Как солнца лучи, застилая мой взгляд,

Она осыпалась, искрилась, и пьяно

Поил меня хлебный ее аромат.

И мускулы рук каменели буграми, Вздувались на скулах моих желваки…

Как жадно хватал я сухими губами Холодные струи стозвонной реки!

Река моей юности… Берег полого

Сбегает к воде, а на нем – молочай…

Не я ли пришел из Гремячьего Лога?

Не тот ли мы трудный берем урожай?

Полит он и потом, и кровью казацкой, Упорство и мужество колос впитал.

Недаром горит над могилою братской Звезда хлебороба, что воином стал.

…У нас на Дону светят зори, алея

Над шапками кленов, над звонкой рекой,

Над полем безбрежным, что Шолохов сеял,

Что названо "Поднятой целиной".

Слайд 2

Ведущий: (на фоне мелодии протяжной казачьей песни)

Величавая, ласково-светлая, под белой кипенью облаков, бескрайняя степь…

Далеко лежит, повитая нежнейшей сиреневой дымкой текучая линия горизонта, и, на сколько хватает глаз, ровные чистые квадраты полей с молодой остролистой озимью.

Донская степь… Она осталась в своем первозданном виде лишь в балках, буераках, на каменистых буграх и увалах. Молчаливые свидетели веков – сторожевые и могильные курганы, едва приметные среди бескрайних полей. Если взойти на один из таких курганов, перед глазами далеко открывается неоглядная ширь Обдонья. Пойменные леса. Меловые, иссеченные промоинами бугры, с редкими деревцами диких яблонь и груш, кустами боярышника. Мертвые плешины песков. И могучий изгиб реки, синим лезвием рассекающей аквамариновую зелень поймы. Стрельчатый, невызревший ковыль и дивно пламенеющие дикие степные тюльпаны, лазоревые цветы…

Слайд 3, 4, 5

Шолоховская степь…

Степной казачий хутор Кружилин, что в пятнадцати километрах от станицы Вешенской, стал колыбелью будущего великого писателя России. Здесь 24 мая 195 года родился М.А. Шолохов.

Мать – Анастасия Даниловна – была украинкой, а отец – Александр Михайлович – русским. В их жизни было большое чувство, которое соединило судьбы сына купца и простой крестьянки.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом, и жаркое солнце палило его, и тихий Дон неизгладимо отражался в его сердце, и покосы в займище, и тяжелые степные работы накладывали на облик мальчика черту за чертой, лепили из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку.

Чтец 1:

До трех лет Мишу Шолохова нянчила няня Бирюлина Марфа Ефимовна. Была у нее белая корова, которую обучила она ходить в упряжке. На этой корове Марфа Ефимовна ездила в 30-е годы в Вешки и всегда к Михаилу Александровичу заходила: то груш, то яблок, бывало, повезет в подарок. "Ну, приехала на коне!" – шутил Михаил Александрович. А Марфа Ефимовна говорила: "Я ж тебя нянчила, моя хороша!" Он в ответ: "Большое спасибо! Я вон какой большой теперь вырос", – и обнимет старуху, поцелует.

Чтец 2:

Марфа Ефимовна рассказывала, что один раз в Кружилине дело было. Миша ведро с водой разлил, сам взял тряпку и начал ею возить по полу, а собрать не получается, и он как заревет.

А однажды взял, да и потолок яйца куриные в ведре, вымазался весь и смеялся до слез.

Марфа Ефимовна вспомнила и посмеивалась: "Чё ж, дитё есть дитё!"

Слайд 6, 7

Ведущий:

Маленький Миша играл на пыльных заросших улицах с ровесниками-казачатами. Старожил хутора рассказывал, что мальчишки постарше с неохотой принимали маленького Мишу в свою компанию.

Чтец 1:

"Вот что, Мишка, – говорили они ему, – если хочешь играть с нами, принеси из отцовской лавки лампасеев (леденцы монпансье), а то мы прогоним тебя". "А они меня ругать будут", – чуть не плача отвечал Миша, имея в виду родителей. "Ну, тогда, как знаешь, выбирай что-либо одно".

Миша шел домой, потом выбегал со двора радостный, с оттопыренными кармашками штанишек. "Вот, принес вам конфет, берите!", – и мальчик вытаскивал из карманов леденцы. Кто-нибудь из ребят спрашивал: "Мишка, а как же ты ухитрился набрать конфет и никто тебя не увидел?" "Нет, – резко и с обидой в голосе говорил Миша, – конфеты я не воровал, а рассказал все маме, и она сама насыпала их мне в карманы".

Ведущий:

С 1911 года Миша Шолохов начал учиться: сначала у домашнего учителя, затем в Каргинском приходском училище. В 1914 году из-за болезни глаз отец отвез его в Москву, в глазную клинику. После излечения Миша учился в разных гимназиях в Москве, Богучарове, Вешенской.

Чтец 2:

Вспоминает Лётников Евгений Акимович, одноклассник Михаила Александровича по Вешенской гимназии: "Мы с Шолоховым учились в четвертом классе. Помню, как Мишу привели к нам. Вошел он, всех оглядел смело. "Вот, ребята, вам новый ученик, переведенный из богучаровской гимназии...", – представил его учитель".

Чтец 1:

Еще Евгений Акимович запомнил Мишу Шолохова по рисунку. А было так: учителем пения у нас был Ефим Иванович, дразнили его за глаза "Сапог". Он со своей скрипкой не расставался – в лес с ней ходил, по станице. Одевался Ефим Иванович плохо, был нетребовательным к своей внешности. Миша все это за ним подметил, взял и нарисовал в перемену на доске сапог, а к этому сапогу пририсовал скрипку. Вошел учитель – обомлел. Нас стали вызывать в учительскую. Но никто не выдавал Мишу. Тогда он сам встал и честно признался: "Я нарисовал…"

Ведущий:

Юношей он гулял с молодыми казаками и девчатами по широкой улице, и песня шла с ними, и девичий смех, говор, искрящееся молодое веселье.

Казаки – веселый, живой, добродушно-насмешливый народ. Как соберутся кучкой – так гогот, свист, хохот.

(Звучит ритмичная, веселая казачья песня)

Слайд 8, 9

Ведущий:

Полный гимназический курс завершить не удалось. Закончил только четыре класса. Помешала революция и гражданская война.

Молодой Шолохов принял революцию сердцем и боролся за нее на Дону.

Во время гражданской войны Шолохов был продработником. Когда схлынула гражданская война и было покончено с разорившими землю бандами, Шолохов начал в 1923 году писать. В этом же году он начал печататься в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку рассказов он выпустил в 1925 году.  

Слайд 10

Многие из вас уже читали или только готовятся войти в удивительный мир шолоховских произведений "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину", "Судьба человека", "Донские рассказы". Вы полюбите героев этих книг, а в писателе вы найдете друга на всю жизнь, мудрого наставника и советчика, человека огромной и чуткой души.

Давайте постараемся узнать как можно больше о нем самом как о художнике слова, как о человеке.

Разумеется, всякое бывало: и горячился он, и заблуждался, и ошибался. Но только теперь помнится иное.

Чтец 2: Когда М.А. Шолохова наградили за роман "Поднятая целина" премией (Ленинской премией), он направил в станицу Каргинскую Вешенского района телеграмму: "… рад сообщить дорогим станичникам, что полученная мною Ленинская премия целиком передана на строительство новой школы, взамен той, в которой когда-то давно я учился грамоте. Крепко обнимаю всех каргинцев. Ваш Шолохов".

Слайд 11, 12

Ведущий: Известно, что М.А. Шолохов с детских лет полюбил народную песню. Соседи и родители замечали удивительную способность мальчика запоминать и передавать дословно старинные казачьи песни. Ему было всего лет 5-6.

Интерес к песне Михаил Александрович и его жена Мария Петровна сохранили на всю жизнь. Часто гости Шолоховых были заворожены    исполнением    народных    песен   Шолоховыми.    Михаил Александрович,   ласково   обращаясь   к   Марии   Петровне,   говорил: "Заводи…" И они вдвоем "играли" старинные песни. Звучит старинная казачья песня.

Чтец 1: Выделяться он не любил, к людям относился с уважением. Однажды до полночи пришлось ему быть перевозчиком. В первые годы после войны праздновали День Победы на Титовом лугу, за Хопром. В гульбе, в разговорах, в слезах, да в песнях не заметили, как стемнело и все лодочники поуплывали домой. И тут оставшиеся спохватились, что перебраться на свой берег не на чем. Стали шуметь, звать. Тут скрип уключин и силуэт посудины. Подошла лодка. Уселись в нее человек шесть, командуют: "Греби!" Ну, лодочник гребет. Его такое дело. Одну партию, вторую, третью перевез, и вдруг кто-то увидел лицо лодочника… "Михаил Александрович, да что же это вы? Мы бы сами!.. Нам лишь бы лодку…" А он: "Ничего, ничего… Я привычный к веслам…" Люди толкутся на берегу, неловко как-то вышло. Бабы спрашивают: "Чем же платить-то вам, Михаил Александрович?" А он так серьезно: "Дорогой платой, милые казачки. Будете мне за мой труд играть наши песни!" Расселись теперь уже на своем берегу в кружок и начали… Пели, плакали, опять пели. А он все сидел, слушал, курил, да вздыхал. Только вздохи пытался кашлем скрыть, вроде бы в горле от табачного дыма першило… (Звучит грустная казачья песня).

Слайд 13

Ведущий: Михаил Александрович очень любил русскую поэзию, знал наизусть сотни стихов самых разных поэтов. Он никогда не демонстрировал свою уникальную память, но в беседах, в задушевных разговорах вдруг вспоминал то или иное стихотворение. Порой он сожалел, что ему, прозаику, не дано так лаконично, как поэту рассказать о своих думах, изобразить пейзаж.

Особенно он любил стихи А.С. Пушкина, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева "В деревне".

Слайд 14, 15

Чтец читает стихотворение:

В деревне

Что за отчаянные крики,
И гам, и трепетанье крыл?
Кто этот гвалт безумно дикий
Так неуместно возбудил?
Ручных гусей и уток стая
Вдруг одичала и летит.
Летит - куда, сама не зная,
И как шальная голосит.

Какой внезапною тревогой
Звучат все эти голоса!
Не пес, а бес четвероногий,
Бес, обернувшийся во пса,
В порыве буйства, для забавы,
Самоуверенный нахал,
Смутил покой их величавый
И их размыкал, разогнал!

И словно сам он, вслед за ними,
Для довершения обид,
С своими нервами стальными,
На воздух взвившись, полетит!
Какой же смысл в движенье этом?
Зачем вся эта трата сил?
Зачем испуг таким полетом
Гусей и уток окрылил?

Да, тут есть цель! В ленивом стаде
Замечен страшный был застой,
И нужен стал, прогресса ради,
Внезапный натиск роковой.
И вот благое провиденье
С цепи спустило сорванца,
Чтоб крыл своих предназначенье
Не позабыть им до конца.

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков,-
Но тот же современный гений
Всегда их выяснить готов.
Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг -
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Слайд 16

Ведущий: Михаил Александрович был редкостным метким стрелком, и охота была его страстным увлечением. Другая страсть – рыбалка. Сколько радости доставляли ему поездки на приток Дона – Хопёр, сваренная тут же уха, ночевки у костра на берегу. Любого гостя, приехавшего откуда бы то ни было, из какой угодно страны, Шолохов, радушный хозяин, угощал красотою своих любимых рек, вольным воздухом, вкуснейшей, прославленной донской ухой.

Михаил Александрович был человеком, умеющим всем своим существом радоваться жизни, и этой атмосферой радости он умел окружить все вокруг.

Слайд 17, 18, 19

Наша страна удостоила его самых высоких званий и премий. Наивысшими знаками признания было отмечено его творчество и за рубежом. Михаил Александрович – лауреат Нобелевской премии. Все его заслуги и перечислить трудно. Подробный разговор обо всем этом для вас впереди. Как и знакомство с его бессмертными книгами. Пока вы всего-навсего как бы вдохнули глоток донского воздуха, которым этот замечательный человек дышал полной грудью.

(Звучит современная донская песня о родине Шолохова "Вербы").

Библиография:

  1. Лукин Ю. Ваш будущий друг // Пионер. – 1985. – № 5. – С. 41-42.
  2. Шолохов М.М. Разговор с отцом… // Дон. – 1991. – № 5. – С. 155-162.
  3. Мария Петровна Шолохова вспоминает… // Дон. – 1990. – № 2. – С. 157-158.
  4. Воронов В. Гений России. – Ростов-на-Дону: Изд-во АО "Цветная печать", 1995.
  5. Закруткин В.А. Цвет лазоревый. – М.: Советская Россия, 1975.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Александрович Шолохов 1905 - 1984

Слайд 3

Михаил Александрович Шолохов 1905-1984 академик АН СССР (1939) дважды Герой Социалистического Труда (1967,1980) член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961) лауреат Нобелевской премии (1965) лауреат Государственной премии лауреат Ленинской премии

Слайд 4

Мемориальный дом в хуторе Кружилинском, где Михаил Шолохов родился и жил с родителями с 1905 по 1910 год. Дом построен на рубеже 19-20 веков. В состав усадьбы входят жилой дом, флигель-баня, сарай, торговая лавка . Хутор Кружилинский

Слайд 5

Фото из семейного альбома Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище

Слайд 6

Интерьер комнат в мемориальном доме-музее на хуторе Кружилинском

Слайд 8

Домик, в котором жила семья Шолоховых в 20-е годы Станица Каргинская

Слайд 9

Рабочий стол писателя, за которым писались «Донские рассказы». Керосиновая лампа, пожелтевшие от времени листы бумаги, деревянное перо с железным наконечником …

Слайд 11

Дом в станице Вёшенской, в котором Шолохов жил с 1926 по 1936г.

Слайд 12

Михаил Александрович и Мария Петровна Шолоховы

Слайд 13

М.А. Шолохов и вешенские казаки

Слайд 14

Дон у станицы Вёшенской: 1 картина И.И.Машкова, 2 фото. 3 И.И.Машков «Уличка в Михайловской станице»

Слайд 15

Дом Шолохова в станице Вёшенской, 1956г.

Слайд 16

М.Шолохов с женой Марией Петровной и детьми Светланой, Александром, Михаилом и Марией. Вёшенская,1940г. М.Шолохов с дочерью Светланой. Москва.1949г .

Слайд 18

Михаил Александрович Шолохов ушел из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вешенской – на крутом берегу своего тихого Дона .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.А.Шолохова "Льется песня над Доном..."

Предлагаемый сценарий может быть использован как в учебной работе при изучении творчества М.А.Шолохова, так и во внеурочной работе....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Литературно-музыкальная композиция-спектакль, посвященная 70-летию Великой Победы русского народа над фашистской Германией

Меропиятие проходит в форме вечера памяти. Включает инсценированные стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.Цель мероприятия: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну; вспом...

Уроки по "Тихому Дону " М.Шолохова

Система уроков по роману М.Шолохова...