Литературно-музыкальная композиция,посвященная 110 - годовщине со дня рождения М.А.Шолохова
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Сценарий литературной гостиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_vecher.docx | 38.75 КБ |
презентация | 1.9 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предложенная форма организации образовательного процесса не является обязательной, она представляет собой определённую направляющую в деятельности преподавателя литературы общеобразовательного учреждения: школы, гимназии, лицея; может сопровождаться компьютерной презентацией, музыкальными и поэтическими произведениями по усмотрению учителя и учеников. Свобода и творчество по-прежнему остаются главными составляющими создания современного урока гуманитарного цикла.
Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающегося писателя-земляка: М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.
Задачи. В процессе подготовки и реализации замысла литературной гостиной учащиеся должны научиться:
- самостоятельно изучать литературные произведения;
- понимать замысел автора;
- сопоставлять произведения, написанные в разное время;
- различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому;
- понимать особую роль художественных произведений в формировании русской национальной культуры.
В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:
- чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;
- развивать память, логическое мышление, внимание, способствовать формированию умения грамотно составлять устное высказывание.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран для проектора, акустические системы, видео- и аудиопроцессоры.
Декорации: плетень, на котором висят крынки, подсолнухи, казачий курень.
Вступительное слово
24 мая 2015 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила
Александровича Шолохова – великого русского писателя, классика нашего времени, подлинного летописца целой эпохи.
Имя великого земляка, выдающегося писателя, автора всемирно
известных произведений, страстного публициста, человека большой души и беспокойного сердца М.А.Шолохова стало национальной гордостью.
Многими высокими наградами и званиями удостоили писателя родная
страна и многие другие страны мира: дважды Герой Социалистического
труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, Нобелевской
премии. Долгое время он был действительным членом Академии Наук СССР, почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского
университетов, почетным доктором права Сент–Эндрюсского университета.
В апреле 1984 года принято постановление
об увековечении памяти М.А.Шолохова. В Шолоховском районе нашей области создан Государственный музей-заповедник писателя.
Литературно-музыкальная гостиная.
Звучит- « Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»
( Казачий гимн)
1 Ведущий:
Откуда Дон берет начало…
Где скрыта вечная струя,
Что вниз, по руслу величаво
Уходит в дальние края!
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет:
Из-под травы земли московской
С Ивана-озера течет.
Чтец:
Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!
Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковальный простор с затвердевшим следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие забытую казачью славу…
Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью полита степь!
2 Ведущий:
Горжусь, что родом из Донского края,
Где Шолохов родился и творил.
Сейчас я это четко понимаю,
Как Землю наших предков он любил.
(На фоне песни из кинофильма «Тихий Дон» - «Ой, ты, наш батюшка,
Тихий Дон»)
Чтец:
Среди шести материков,
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.
ГОЛОС ( за кулисами) портрет Шолохова на экране:
«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель. И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края... Святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».
1-й ведущий. На пологом песчаном левобережье, над Доном лежит
станица Вешенская. Площадь, улицы, набережная покрыты асфальтом,
бетоном и камнем. В скверах и парках могучие разрослись тополя, клены,
вязы, березы, кустарники акации и бирючины. Нынешнее поколение
вешенцев только понаслышке знает о тех песках, которые когда – то
угрожали засыпать станицу. Здесь в Донском краю, в самой глубине его,
родился и вырос Михаил Александрович Шолохов. Эта земля, скупая и
неласковая с виду, открыла мальчику многие свои тайны.
Он дышал горячим степным воздухом, видел грозы и ливни, слушал
рассказы стариков о турецких походах, ходил на хуторские свадьбы, где пели старинные обрядовые песни.
Он с детства постигал смысл и поэзию крестьянского труда на землю,
которая вскормила и вспоила его, дала великую силу и потом питала могучий талант жизнетворными соками.
Отец М.А.Шолохова - разночинец, выходец из Рязанской губернии. С
молодых лет работал по найму, арендовал землю. Мать была дочерью крепостного крестьянина, неграмотная женщина,
наделенная драгоценным даром творчества. В семье Шолоховых не жалели средств для того, чтобы сын получил хорошее образование, но гражданская война не дала ему закончить гимназию.
В 1920 году с оружием в руках юный Шолохов ушел на фронт,
пятнадцатилетним участвовал в боях с бандами Махно, Фомина, Мелехова, Кондратьева, Маслакова. Много раз жизнь юноши была на волоске от смерти. В эти грозные годы, когда в донской степи лилась кровь, из-под пера
М.А.Шолохова вышли книги «Лазоревая степь», «Донские рассказы».
И не только заревом вешних тюльпанов пахнуло с их страниц.
(Звучит казачья песня) « Не для меня»
( отрывок из рассказа «Продкомиссар»)
Сценка:
«С красными, сынок? С ними, батя…»
Председатель трибунала, бывший бондарь, с приземистой сцены народного дома бросил, будто новый звонкий обруч на кадушку набил:
— Расстрелять!..
Двух повели к выходу… В последнем Бодягин отца спознал. Рыжая борода только по краям заковылилась сединой. Взглядом проводил морщинистую, загорелую шею, вышел следом.
У крыльца начальнику караула сказал:
— Позови ко мне вот того, старика.
Шагал старый, понуро сутулился, угадал сына, и горячее блеснуло в глазах, потом потухло. Под взъерошенное жито бровей спрятал глаза:
— С красными, сынок?
— С ними, батя.
— Тэ-э-эк… — в сторону отвел взгляд.
Помолчали.
— Шесть лет не видались ,батя, и говорить нечего?
Старик зло и упрямо наморщил переносицу:
— Почти не к чему… Стежки нам выпали разные. Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, што в свой амбар не пущаю, — я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, энтот при законе? Грабьте, ваша сила.
У продкомиссара Бодягина кожа на острых изломах скул посерела.
— Бедняков мы не грабим, а у тех, кто чужим потом наживался, метем под гребло. Ты первый батраков всю жизнь сосал!
— Я сам работал день и ночь. По белу свету не шатался, как ты!
— Кто работал — сочувствует власти рабочих и крестьян, а ты с дрекольем встретил… К плетню не пустил… За это и на распыл пойдешь!..
У старика наружу рвалось хриплое дыхание. Сказал голосом осипшим, словно оборвал тонкую нить, до этого вязавшую их обоих:
— Ты мне не сын, я тебе не отец. За такие слова на отца будь трижды проклят, анафема…
Сплюнул и молча зашагал. Круто повернулся, крикнул с задором нескрытым:
— Нн-о, Игнашка!.. Нешто не доведется свидеться, так твою мать! Идут с Хопра казаки вашенскую власть резать: не умру, сохранит матерь божия, своими руками из тебя душу выну…
1-й ведущий.
Как степной цветок, живым пятном встают рассказы
М.Шолохова… Образный язык, тот цветной язык, которым говорит
казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды.
За ними, за первыми двумя книгами Шолохов с зоркостью степного
орла увидел неоглядное эпическое поле «Тихого Дона».
Шолохов будто самой природой был рожден, чтобы на века
запечатлеть трудный героический путь нашего народа на крутых поворотах истории.
2-й ведущий.
Три могучих этапа, три рубежа – революцию, построение социализма,
Великую Отечественную войну прошла наша Родина. И один из лучших ее сыновей, великий писатель русской земли М.Шолохов, сложил о Родине три вдохновенные песни – «Тихий Дон», «Поднятую целину» и «Судьбу
человека».
Чтец.
Донские сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной.
Паром пересекает Дон. Здесь Вешки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленоватых елей торжество…
Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,
И я во власти волшебства его.
1-й ведущий.
Широко и зримо развернул перед нами художник
картину жизни казачества Дона, охватив период в 10 лет с 1912 по 1922 год.
Главным местом действия является казачья станица. В центре романа -
представитель двух противоположных борющихся классовых лагерей –
середняк Григорий Мелехов. Книга создавалась в годы, когда гражданская
война отошла в прошлое. На Дону, как и во всей стране, осуществлялась
сплошная коллективизация, рушился многовековой уклад мелких
раздробленных крестьянских хозяйств, менялась судьба каждой деревенской семьи.
Михаил Александрович Шолохов был в самой гуще этих событий,
зорко всматривался в то, что происходило вокруг: ездил по станицам и
хуторам, до рассвета беседовал с людьми, выступал на собраниях. Горячим сердцем, острым взглядом художника он чувствовал, видел то, чем жила тогда деревня - светлую веру в завтрашний день, мучительные события и колебания, злобу обреченных людей. Дыхание этих дней Шолохов
талантливо воплотил в романе «Тихий Дон».
2-й ведущий
Писать роман было трудно. А слава приносила не только радость
успеха, но и горечь многих испытаний.
Сколько довелось вынести ему! И вражескую клевету, обвинения в
«защите кулаков» и злобное недоброжелательство завистников. Но сама
жизнь доказала силу и правду, заключенную в этом гениальном
произведении.
1-й ведущий.
Франция: «Тихий Дон» это книга о нашей
современности, но в ней слышатся глухие раскаты приближающейся бури.
2-й ведущий.
Венгрия: «Тихий Дон» настолько богат и неисчерпаем по содержанию, что
превосходит крупнейшие романы мировой литературы.
1-й ведущий.
США: «Тихий Дон» Шолохова приобрел у нас особую актуальность.
Воздадим же должное исключительному мастерству Шолохова.
1-й ведущий.
Швеция: Выдающийся роман о казаках – символ жизни вечно человечной и вечно бесчеловечной.
2-й ведущий.
Чехословакия: Это великая эпопея. Это бесспорно, одна из самых
выдающихся книг.
Чтец:
И, кажется, ехать недолго:
Поднялся и сел в самолет…
А вспыхнет излучина Дона,
И тихое сердце замрет,
У плесов гремучих и синих
Мы в вечном и добром долгу,
Не тут ли Григорий с Аксиньей
Стоял на крутом берегу…
Не верите – вешенцев спросим,-
Ничто не пропало зазря,
Ни песнь казаков на покосе,
Ни мудрый прищур Щукаря…
К великому Тихому Дону,
К степям, где белы ковыли,
Приходят с глубоким поклоном
Писатели всей земли…
(Демонстрируется отрывок из к/ф «Тихий Дон»)
1-й ведущий.
В 1940 году «Тихий Дон» был завершен. Полный
творческих сил писатель продолжает работать над замыслом «Поднятой
целины».
(На фоне музыки военных лет).
Но война ворвалась в жизнь нашей страны черным смерчем. Тысячи
добровольцев шли в военкоматы.
2-й ведущий.
22 июня 1941 года, на второй день войны, выступая
на митинге в станице Вешенской, М.А.Шолохов сказал: «Фашистским
правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ громил немецкие полчища…
Но на этот раз мы их побьем так, как их еще никогда не бивали, и на
штыках победоносной Красной Армии принесем свободу порабощенной
Европе.»
1-й ведущий.
Писатель выполнил свое слово. Надолго распростился он с любимой станицей, с родной семьей, с домом. Так же как
тысячи других, Шолохов стал солдатом. Каждое слово Шолохова, каждое его выступление в газетах встречалось на переднем крае как выражение
солдатских помыслов и уверенности в победе. С упоением читались первые главы из нового романа «Они сражались за Родину» - о горестном пути разгромленного противником полка.
(Зачитывается отрывок из книги «Они сражались за Родину»)
Чтец: ( в военной форме со знаменем)
«…Ветер тихо шевелил потускневшую золотую
бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над древком тяжелыми,
литыми складками. Полковник тихо подошел к знамени преклонил колено.
На секунду он нагнулся и тяжело оперся пальцами правой руки о влажный песок, но, мгновенно, преодолев слабость, выпрямился, благоговейно склонил забинтованную голову, прижимаясь трепещущими губами к краю
бархатного полотнища, пропахшего пороховой гарью, пылью дальних дорог и неистребимым запахом степной полыни…
Сжав челюсти, Лопахин стоял, не шевелясь и лишь тогда, когда
услышал справа от себя глухой, задавленный всхлип, слегка повернул
голову: у старшины, у боевого служаки Поприщенко вздрагивали плечи и
тряслись вытянутые по швам руки, а из-под опущенных век торопливо
бежали по старчески дряблым щекам мелкие, светлые слезы. Но, покорный воле устава, он не поднимал руки, чтобы вытереть слезы, и только все ниже и ниже клонил свою седую голову…»
1-й ведущий.
Судьбы людские! Счастливые и несчастные, простые
и сложные, как сама жизнь. Сколько их, этих судеб прошло перед глазами
художника. И разве не оттуда, из самых глубин народного горя, появился
потрясающий, полный скорби, сострадания и веры в силу и нежность
людской души рассказ «Судьба человека».
(Демонстрируется отрывок из к/ф «Судьба человека»)
2-й ведущий.
Выстоял, все вынес русский солдат Соколов.
Казалось бы должна была зачерстветь и ожесточиться измученная его душа, но когда, после войны встретил он на дороге мальчишку – сироту – все
одолела воля к жизни, и отогрелось его сердце. И когда рассказчик
молчаливым взглядом провожает уходящих по дороге Андрея Соколова и его маленького приемыша Ванюшку, мы с тяжелой грустью смотрим им вслед. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжимает сердце… Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву.
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату…»)
1-й ведущий.
И вот запахано еще одно великое, необъятное поле.
После многих лет борьбы, после потрясшей мир военной катастрофы
проведена последняя борозда, поставлена последняя точка в романе
«Поднятая целина».
Снова и снова перечитываем мы эту книгу и снова переживаем то, что
было пережито ее героями, - от бередящего душу весеннего запаха садов до того грустного вечера ранней осени, когда поседевший Разметнов, одиноко стоя на кладбище, провожает взглядом алое полымя последней грозы.
2-й ведущий
Проходят перед нашим взором полные радости труда и страданий
бессмертные образы солдат – Семена Давыдова, Макара Нагульного, Андрея Разметнова; вновь смеемся мы, слыша незлобное ворчание и лукавые
россказни старого хуторского балагура деда Щукаря, и замирает наш смех, и сжимается сердце, и еще больше дивимся мы светлой силе борцов, за
которыми пошел и которых вдруг потерял дед Щукарь. Страницу за страницей перелистываем мы «Поднятую целину», и овевает нас ветер грозной и прекрасной эпохи. Живые люди, наши современники проходят перед нами во всей их неповторимой яркости.
(Демонстрируется отрывок из фильма «Поднятая целина»).
На сцену выходят все участники гостиной.
1-й ведущий
Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт
общечеловеческой ценности. И потому в канун юбилея М.А.Шолохова
думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май
незабываемого 1905 года.
2-й ведущий
Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк.
Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет
написано в России и во всем мире…
Чтецы
Отлетят в небытие желтыми осенними листьями донские ранние
рассказы. Ничего удивительного не будет в том, если горькой степной
полынью зарастет читательская тропа к «Поднятой целине» и другим
произведениям: в природе такое случается нередко.
Но «Тихий Дон»! Вот то божественное творение Михаила Шлохова,
над которым не властно время!
Пройдут годы, проплывут столетия, будут уходить и приходить целые
поколения и народы… Но короткое слово «Шолохов», высеченное на
гранитной глыбе, что лежит на могиле писателя в станице Вешенской, будет
вечно будоражить умы, согревать сердца и очищать души людей.
1-й ведущий.
И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не
спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин…
Все:
Шолохов всегда будет Шолоховым.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1920 год.
« Продкомиссар »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"
Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный учителями литературы...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 68 годовщине Великой Победы: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания вели...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 210-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция о жизни о творчестве Ф.И.Тютчева...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».
Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 80-летию со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого
Цель: 1) создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника;2) воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, ч...
«С чего начинается Родина» (литературно-музыкальная композиция, посвященная 76- годовщине Победы)
Литературно-музыкальная композиция "С чего начинается Родина" хорошо впишется в контекст проведения мероприятий, приуроченных празднованию Дня Победы, как в качестве общешкольног...