Отношение человека и братьев его меньших глазами поэтов 20 века
проект по литературе (8 класс) на тему

Назарова Елена Сергеевна

Исследовательская работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Отношение человека и  «братьев его меньших» глазами поэтов 20 века

(И. Северянин, А Яшин, Э. Асадов)

Россия, ХМАО-Югра, г. Сургут

Автор работы:

Афян Карина

МБОУ лицей №3

8 класс

Научный руководитель:

Назарова Е.С.

учитель русского языка и литературы,

МБОУ лицей №3

Сургут, 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр. 2-3

Основная часть

  1. Отношения между человеком и животными сегодня………….стр. 3-5
  2. Взгляд поэтов 20 века (А Яшина,  И. Северянина, Э. Асадова) на отношение человека и  «братьев его меньших»………………….стр.5-8  

Заключение ………………………………………………………………..стр.8-9

Список литературы…………………………………………………………стр.10

Приложение…………………………………………………………......стр. 11-13


Отношение человека и  «братьев его меньших» глазами поэтов 20 века

(И. Северянин, А Яшин, Э. Асадов)

Руководитель: Теребенина Ирина Николаевна

Мы в ответе за тех, кого приручили

Антуан де Сент-Экзюпери

Введение

        Отношение человека к животным – проблема,  актуальная во все времена. Животные давно стал близкими друзьями человека: они живут в домах, радуя глаз, являются поводырями и даже обеспечивают охрану не только людей, но и государственных границ. Но, к сожалению, в наше время люди стали забывать об этом, все чаще воспринимая  животных как игрушки.

       Одним из показателей цивилизованности любого общества всегда считалось внимание к вопросам борьбы за гуманное отношение к животным.

        Человек рождается и сразу окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, лай собак, мяуканье котенка. Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Тема отношения человека и животных не раз поднималась в произведениях художественной литературы.

Цель:  Исследовать особенности изображения отношения человека и животных в художественном тексте.

 Задачи:

  1. Выявить, какие отношения складываются между человеком и домашними животными сегодня.
  2. Проанализировать стихи поэтов 20 века, которые затрагивают тему жестокого отношения к животным
  3. Определить взгляд поэтов (Э. Асадова, И. Северянина, А Яшина) на отношение человека и  «братьев его меньших»

Методы исследования:  наблюдение,  опрос,  анализ стихотворений.

Объект исследования – стихи поэтов 20 века (Э. Асадова, И. Северянина, А Яшина) о животных.

Предмет исследования – особенности изображения отношение человека и  «братьев его меньших» в художественном тексте.

  1. Отношения между человеком и животными сегодня

          Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества и развивалось по-разному в разные эпохи в разных странах, но в целом зависело от цивилизованности общества. 

      В Японии отношение к домашним животным очень своеобразное. Они есть в основном только у богатых, потому что обслуживание обходится довольно дорого. В Израиле практически нет уличных собак, а вот кошки - помоечные как крысы и с таким же поведением. К собакам здесь и относятся совершенно по-иному, чем к кошкам. Очень многие израильтяне берут собачек из приюта, больных и совершенно беспородных. Вообще, они практически не задумываются о породистости и о документах.

В Австралии собак и кошек много. Редкость, если в доме не живёт домашний питомец. Все чипованные или татуированные на случай, если потеряются. Бездомная собака или кошка - явление, не существующее в принципе.

       На сегодняшний день законодательства многих стран предусматривают уголовную ответственность за жестокое отношение к животным. В мире существует много организаций по защите прав животных, крупнейшими из которых являются:

  1. Всемирное общество защиты прав животных
  2. Общество предотвращения жестокости по отношению к бездомным животным

            Гуманное отношение к животным также должно обязательно воспитываться на уровне государства, а это статья 245 «Жестокое обращение с животными»  

       Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный практически. А, например, в домах престарелых, где есть домашние животные и растения, медицинские расходы сокращаются на 60%. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с участием животных. Самые распространенные животные, которые помогают больным людям – это собаки, кошки, лошади и дельфины.

  Благодаря участию братьев наших меньших у людей физически или умственно неполноценных есть шанс полного восстановления или, по крайней мере, смягчения степени инвалидности. Кроме того, животные помогают людям, которые имеют проблемы проживания в обществе. Так что если у вас нет домашних животных, купите хотя бы рыбку.

  Что дают животные человеку?

  • Они приносят радость и счастье в повседневной жизни.
  • Они дают человеку работу, требуя заботы и ухода.
  • Они позволяют думать о ком-то другом, кроме вас самих, своих проблемах и болезнях.
  • Они стимулируют движение и активность.
  • Они предоставляют источник тепла и любви.
  • Они дают возможность обрести новых друзей.
  • Они помогают мягко пройти через одиночество, болезни и депрессии.
  • Они уменьшают уровень стресса.

         Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с раннего детского возраста.

                В ходе нашего исследования мы провели опрос «Наши домашние питомцы». Цель опроса – узнать, есть ли среди школьников ребята, которые содержат в своих городских квартирах домашних питомцев. Так как только, общаясь с животными,  можно говорить о гуманном к ним отношении.

Из 75-ти опрошенных учащихся 6-х классов (12-13 лет) домашние животные имеются в 62-х семьях (в 5-ти семьях содержатся по два-три домашних питомца)

Кошка – 21

Аквариумные рыбки – 17

Собака – 14

Морская свинка (или хомячок) – 9

Попугай – 7

Черепаха - 2

       Итак, мы выяснили, что в большинстве семей есть домашние питомцы, а это значит, что мы можем говорить о воспитании гуманного отношения человека к животным уже с детства.

        Одним из действенных методов воспитания гуманного отношения к животным является чтение художественной литературы о животных.

1.2. Взгляд поэтов 20 века (А. Яшина,  И. Северянина, Э. Асадова) на отношение человека и  «братьев его меньших»

       В художественной литературе многие писатели поднимали проблему отношения человека и животных. Достаточно назвать А. Куприна, А. Чехова, Г. Троепольского и других. Очень ярко и злободневно отразили эту тему и поэты.

            О доброте и помощи к окружающим нас пернатым  говорит поэт Александр Яшин  в  стихотворении «Покормите птиц!» (см. приложение). Для человека зимой спасение в теплом доме. Но беззащитным птицам тяжело переносить холод и голод! Поэта волнует равнодушие людей к бедным птахам! Ведь человек может им помочь!  Это сделать просто:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

       В стихотворении А.Яшина "Орел" (см. приложение) идет речь о мужественной и гордой птице, удивительно красивой - орле. Почти в упор в него стреляют, но нет и тени страха в его поведении! Он даже не подает вида, что получил смертельную пулю! Находит в себе силы и мужество, чтобы гордо улететь прочь и умереть не на глазах убийцы, не дать ему возможность позлорадствовать над его смертью. Гордость и мужество птицы вызывают искреннее восхищение!

        Для поэта очень важно, чтобы люди с детства могли понимать, что такое гордость и что значит быть гордым! Такие стихи помогут легче определить человеку свое будущее. Да и в зрелом возрасте помогут пробудить в нем совесть, проявить стойкость, мужество в трудную минуту жизни.

          Игорь Северянин (см. приложение) тему взаимоотношений человека и природы раскрывает через, казалось бы, обыденную ситуацию. В стихотворении "В парке плакала девочка..." отец увидел свою маленькую дочку рыдающей. Он вначале воспринимает ее плач, как очередной каприз. Потом понимает истинную, глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией с бедной ласточкой. Многие проходили мимо и не обращали внимания на беду несчастной птички. Отец потрясен! Он увидел, какое доброе сердечко у его дочери. Она нежна и добра. Она называет птичку "хорошенькой ласточкой", у которой переломлена лапочка". В ее словах и горе, и боль! Она сочувствует ей, принимает ее боль, как свою. Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше, возможно, видел ее шаловливой, капризной, а сейчас заметил в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о дочери. Он потрясен этим открытием! Призадумавшись, простил ей мимолетные шалости. Называет ее "милой", рад, что разглядел в ней большое сердце!  Своим стихотворением поэт утверждает, что самое важное качество в человеке - милосердие, то есть умение сопереживать, сочувствовать, воспринимать чужую беду и боль, как свою.

          Поэт Эдуард Асадов  (см. приложение) любит не только людей и родную землю, но и все живое на ней. Не так много поэтов, у которых было бы столько образных, ярких стихов о природе. Есть в его творчестве уникальный, взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях.   Достаточно вспомнить такие стихи, как “Дикие гуси”, “Стихи о рыжей дворняге”, “Пеликан”, “Медвежонок”, “Бенгальский тигр” и другие. Стихи эти в большинстве своем драматичны, остросюжетны и несут в себе большой эмоциональный разряд. Их герои выписаны красочно, выпукло, зримо, согреты большим душевным теплом и вызывают у нас чувство горячей симпатии.

        После Сергея Есенина ни один поэт в нашей литературе, на наш взгляд, не смог отразить душу каждой лошади, пеликана, медвежонка или собаки. Автор не только любит их, но и проникает в душу каждого животного-друга. Самое знаменитое произведение этого цикла - «Стихи о рыжей дворняге.  Хозяин покинул собаку, возможно, потому что это была беспородная дворняга.  Но она "почти с человечьей тоскою" смотрела ему вслед... А потом бросилась изо всех сил за поездом по шпалам, задыхаясь, спотыкаясь, в кровь разбивая лапы о камни, а потом "под мост полетела", погибла... И поэт, обращаясь к нам, пишет пронзительные строки: «Ведь может быть тело дворняги, А сердце - чистейшей породы»

 В стихотворении «Медвежонок" поэт обращает наше внимание уже на отношение человека к миру дикой природы. Безжалостное браконьерство! Ищущие наживы или развлечений люди убивают диких животных! Поэт не произносит громких обвинений варварам.  Он стремится пробудить совесть, сочувствие к беззащитным животным.  Убита мать медвежонка. Малыш в клетке. Автор с горечью восклицает:

Если в клетку из тайги попасть,

Как тесна и ненавистна клетка!

Как человек, страдает медвежонок:

Боль, обида-все смешалось в сердце:

Он, рыча, карябал доски пола,

Бил с размаху в стены, в дверцу.

Но горя его не ощущают люди в толпе, говоря:

Невелик еще, а сколько злобы!

Ишь, какая лютая зверюга!

Попадись-ка в лапы - разорвет!

     И только самое жестокое сердце не дрогнет от последней фразы стихотворения:  

А "зверюге" надо было только

С плачем ткнуться матери в живот.

       Многие из стихов о животных – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле.

Заключение

       Животные нужны нам, они наполняют дом необыкновенной атмосферой, помогают воспитывать доброту, заботу у детей. Любой владелец скажет, что они все понимают, у каждого свой характер, привычки. В отличие от людей, они никогда не предают своих хозяев, сколько известно случаев собачьей верности, когда собаки умирают после смерти своих хозяев, не в силах пережить горе и тоску.

            Мы в ответе за тех, кого приручили - эти слова сегодня на слуху у многих людей, но не все их понимают и не все следуют заветам Антуана де Сент-Экзюпери.

           Проведенный в ходе  исследования анализ стихотворений показал, что прививать гуманное отношение к  «братьям нашим меньшим» очень правильно будет, читая стихи о животных. Выразительное чтение проанализированных стихов     А. Яшина,  И. Северянина, Э. Асадова   на уроках литературы или на занятиях курса «Успешное чтения»  поможет  формированию нравственных качеств личности, окажет помощь в воспитании любви ко всему, живущему на земле.  

Список литературы

  1. Абрамов Ф., Александр Яшин, поэт и прозаик "Новый мир"1973, № 4
  2. Здорик Е. Я буду видеть сердцем// Литература в школе. - 2003 - №3. - С.46
  3. Игорь Северянин. Стихотворения.: Таллин: Ээсти раамат,1987
  4. И.Северянин. Тост безответный. М.: Изд. "Республика", 1999 
  5. Ресурсы Интернет
  6. Эдуард Асадов. Избранное. В двух томах. — Художественная литература, 1981.

Приложение 1

 Александр Яковлевич Яшин (настоящая фамилия — Попов) (1913—1968) — русский советский прозаик и поэт. Родился в деревне Блудново Вологодской области в крестьянской семье. Много лет позже он напишет: «Я родился и вырос в северных лесах, среди охотников и звероловов. Бездорожный край наш труден для жизни, но полон поэтического своеобразия и дремучей старины с её былинами, сказками и бывальщинками…»

В сосновом бору, 
В березовой роще,

Где так многогранно 
желанье жить, 
Мне, сильному, только добрей и проще, 
И человечней хочется быть. 

А. Яшин 

Александр  Яшин

ОРЕЛ

Из-за утеса,

Как из-за угла,

Почти в упор ударили в орла.

А он спокойно свой покинул камень,

Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда, широкими кругами,

Не торопясь, ушел за облака.

Быть может, дробь совсем мелка была

Для перепелок, а не для орла?

Иль задрожала у стрелка рука

И покачнулся ствол дробовика?

Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,

А сердце и орлиное ранимо...

Орел упал,

Но средь далеких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

Александр  Яшин

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Приложение 2

       

 Игорь Северянин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал  написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв)  (1887 – 1941) — русский поэт «Серебряного века».  Родился в  Петербурге  в семье военного инженера.

      "Моя безбожная Россия, священная моя страна" – так писал Северянин о Родине. 
Одним из интереснейших писателей, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность", является Игорь Северянин. Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей.

Родиться Русским слишком мало, 
Им надо быть, Им надо стать!

      Идеальный человек Северянина – непосредственный, свободный, простой, живущий в согласии с природой. В северянинских стихотворениях, связанных с темой природы, привлекает еще и такая мысль: природа изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей.

Игорь Северянин 

В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"...
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Приложение 3

  Эдуард Асадов  (1923 – 2004) - русский  советский поэтпрозаик. Родился в городе Мерв Туркестанской АССР в армянской семье учителей.   Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращается к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Будучи незрячим, Асадов видел жизнь глубже, проницательнее, живее, чем многие другие. Стихи Асадова сердечные, доходчивые и проникновенные, они пережили своего автора и остаются актуальными в любое время. При жизни Асадов был скромным человеком, однако его имя и творчество было всегда известно и популярно среди молодёжи, которой поэт адресовал свои произведения.

          Поэт любит не только людей и родную землю, но и все живое на ней. Не так много поэтов, у которых было бы столько образных, ярких стихов о природе. Есть в его творчестве уникальный, взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях.

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак!

Э. Асадов  

Медвежонок

Беспощадный выстрел был и меткий.

 Мать осела, зарычав негромко,

 Боль, верёвки, скрип телеги, клетка…

 Всё как страшный сон для медвежонка.

 Город суетливый, непонятный,

 Зоопарк – зелёная тюрьма,

 Публика снуёт туда – обратно,

 За оградой высятся дома…

 Солнца блеск, смеющиеся губы,

 Возгласы, катанье на лошадке,

 Сбросить бы свою медвежью шубу

 И бежать в тайгу во все лопатки!

 Вспомнил мать и сладкий мёд пчелы,

 И заныло сердце медвежонка,

 Носом, словно мокрая клеёнка,

 Он, сопя, обнюхивал углы.

 Если в клетку из тайги попасть,

 Как тесна и как противна клетка!

 Медвежонок грыз стальную сетку

 И до крови расцарапал пасть.

 Боль, обида – всё смешалось в сердце.

 Он, рыча, корябал доски пола.

 Бил с размаху лапой в стены, дверцу

 Под нестройный гул толпы весёлой.

 Кто-то произнёс: - Глядите в оба!

 Надо стать подальше, полукругом.

 Невелик ещё, а сколько злобы!

 Ишь, какая лютая зверюга!

 Силищи да ярости в нём сколько,

 Попадись-ка в лапы – разорвёт!

 А “зверюге” надо было только

 С плачем ткнуться матери в живот.

Эдуард Асадов

Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

 Лохматую рыжую спину:

 - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою.

 Но всё же тебя я покину. –

 Швырнул под скамейку ошейник

 И скрылся под гулким навесом,

 Где пёстрый людской муравейник

 Вливался в вагоны экспресса.

 Собака не взвыла ни разу,

 И лишь за знакомой спиною

 Следили два карие глаза

 С почти человечьей тоскою.

 Старик у вокзального входа

 Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

 Эх, будь ты хорошей породы…

 А то ведь простая дворняга!

 Огонь над трубой заметался,

 Взревел паровоз что есть мочи.

 На месте, как бык потоптался

 И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

 Курили, смеялись, дремали…

 Тут, видно, о рыжей дворняге

 Не думали, не вспоминали.

 Не ведал хозяин, что где-то

 По шпалам, из сил выбиваясь,

 За красным мелькающим светом

 Собака бежит, задыхаясь!

 Споткнувшись, кидается снова,

 В кровь лапы о камни разбиты,

 Что выпрыгнуть сердце готово

 Наружу из пасти раскрытой!

 Не ведал хозяин, что силы

 Вдруг разом оставили тело

 И, стукнувшись лбом о перила,

 Собака под мост полетела…

 Труп волны снесли под коряги…

 Старик! Ты не знаешь природы:

 Ведь может быть тело дворняги,

 А сердце – чистейшей породы!

        

Эдуард Асадов

Покинутая собака
Глаза покинутой собаки
Мне снятся ночью... как тут быть?
Ее обидеть может всякий
И даже попросту убить.
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав
Ее обидела природа
Достоинств этих ей не дав
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.

Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночество огромность
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....

Родная природа глазами поэтов 20 века

Этот урок-беседа знакомит (обзорно) учащихся с жизнью и творчеством А.Блока и С. Есенина и продолжает обучение анализу лирических произведений....

презентация "Скрытый смысл войны" Первая мировая глазами поэтов Серебряного века

Н.Гумилев, А.Блок, В.Брюсов, М.Волошин - их стихи, воспоминания, дневники раскрывают истинный смысл войны...

"Сталин глазами поэтов Серебряного века"

Урок с применением ИКТ,  личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой  учащиеся должны найти ответ н...

Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы

Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов  на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...