Литературный час по творчеству В.Бианки "Таинственный мир природы"
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс) на тему
Мероприятие разработано и проведено совместно с сельской библиотекой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tainstvennyy_lesnoy_mir.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Отрадновский социально-культурный центр»
Ниноровская сельская библиотека
МОУ Ниноровская основная общеобразовательная школа
«Таинственный лесной мир»
Литературный час, посвященный творчеству Виталия Бианки.
Целевая аудитория: младший и средний школьный возраст
Авторы: Кантуева С.Н.,
библиотекарь Ниноровской сельской библиотеки
Чистозвонова Л.А.
Учитель русскогоязыка и литературы
МОУ Ниноровской оош
г. Углич, 2017 год
Цель: |
|
Задачи: |
|
Оформление: |
|
Предварительная работа: Дети должны прочитать рассказы В.Бианки: «Лесная газета», «Чей нос лучше», «Лесные домишки». «Хвосты», «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Красная горка», «Кто чем поет», «Чьи это ноги», «Лупленый бочок», «Мышонок Пик», «Люля», «Голубой зверек», «Плавунчик», «Рыбий дом»
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Ведущий 2:
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Ведущий 1: Наш литературный час мы посвящаем жизни и творчеству писателя – натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира.
«Переводчики с бессловесного» - так он называл себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек буквально влюблённый в природу, как никто другой знающий её, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Но давайте обо всём по порядку.
Ведущий 2: Родился Виталий Валентинович в Петербурге, в семье известного ученого – орнитолога. И именно от отца он унаследовал талант исследователя, интерес ко всему, что «дышит, цветет и растет». Отец писателя работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, и Виталий был частым посетителем его залов. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего света. «…Всюду звери, звери, звери. Люди ходят между ними, таращат на них глаза. А звери не пугаются, не бегут, не шевелятся. Но я уже не вижу людей, вижу одних только зверей», - вспоминал В.Бианки. А ему так хотелось найти волшебное слово, чтобы оживить музейных зверей. «Скажешь – и вдруг задвигаются звери, полетят птицы, киты поплывут – писк, рев, шум поднимется».
Летом семья Бианки уезжала в деревню. Здесь маленький Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все свои наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал. Особенно запомнились ему походы по Алтаю. А свою работу в детской литературе он начал в начале 20-х годов. Тогда в журнале «Воробей» был опубликован его первый рассказ «Путешествие красноголового воробья». А чуть позже вышла и первая книжка. Называлась она «Чей нос лучше».
Ведущий 1: Ребята, а сейчас я предлагаю вам принять участие в небольшой викторине, чтобы вместе вспомнить об этом произведении.
1. | Почему Мухолов-тонконос жаловался на свой нос? |
2. | Как устроены носы у дубоноса и клеста? |
3. | Почему гордились своими носами кулики? |
4. | У какой птицы нос служит и глоткой и сеткой? |
5. | Чей нос служит кладовой? |
6. | Так чей же нос лучше? |
Ведущий 2: Самой знаменитой книгой В.Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявления скворцов: «Ищем квартиры», или сообщения о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Книга выросла из небольшого журнального раздела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года «Лесная газета» не раз переиздавалась, становилась толще, ее переиздавали на разные языки мира. ( Показать, по возможности, различные издания «Лесной газеты»)
Ведущий 1: Сейчас опять небольшая викторина.
1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)
2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося.)
3. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)
4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
5. Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)
6. Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)
7. Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)
8. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)
Ведущий 2: Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Бианки был автором более трехсот произведений. Среди них смешные сказки и полные драматизма повести, рассказы о животных с искусно построенным сюжетом. Свои сказки он даже называл по-особенному – сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог скороходов, но чудес в них не меньше, чем в волшебных сказках. О самом неказистом воробье Бианки мог рассказать так, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые расколдовали таинственный лесной мир.
Ведущий 1: Ребята, я хочу вам предложить по описанию угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить как называется рассказ или сказка.
1. «Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат». (Паук-сенокосец, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде как посуху. Оттолкнется ножками и катит- скользит по воде, как по льду». (Клоп-водомерка, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху - дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! И ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица, «Первая охота».)
5. «Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир, «Первая охота».)
6. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки, «Кто чем поет?».)
7. «Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, что это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». (Летучая мышь, «Чьи это ноги?».)
Ведущий 2: В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Ведущий 1: Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.
Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как «Первая охота»(1923), «Кто чем поет» (1923), «Как Муравьишка домой спешил» (1935), «Сказки зверолова» (1937) и др. По мотивам произведений В. Бианки сняты мультфильмы:
1. Высокая горка
2. Муравьишка-хвастунишка
3. Синичкин календарь
4. Как дед великое равновесие нарушил
5. Первая охота.
6. Сова
7. Путешествие муравья
8.Оранжевое горлышко
9. Мышонок Пик
Ведущий 2: Ребята, давайте с вами посмотрим один из самых старых мультфильмов, снятых по произведениям Виталия Валентиновича, «Оранжевое горлышко», 1954 года выпуска.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. Все чаще мы слышим о загрязнении и вырубке леса. Неужели ничего уже нельзя изменить. Конечно, это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Мы надеемся, что и вы внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она - наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Использованная литература:
- Сборник сценариев: «Природа и мы. Из опыта работ библиотек УМР»;
- Бианки Виталий Валентинович // Писатели нашего детства. 100 имен. – Ч. 1. – М.: Либерея, 1998. – С. 64-67
- 2. Бианки Е.В. Он писал про лес // Бианки В.В. Отчего я пишу про лес…- Л.: Дет. лит., 1984, - С. 3-68
- http://multbaby.ru/multfilmyi-detyam-po-motivam-rasskazov-vitaliya-bianki/
- http://www.openclass.ru/
- http://shkola-1.ucoz.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя
Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...
Литературная композиция по творчеству А.П. Чехова
Цели: расширить представление учеников 8-11 класса о личности писателя; формировать интерес к произведениям А.П. Чехова; развивать творческие способности учащихся. ...
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина
Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...
Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Земли «Охранять природу – значит охранять Родину» из цикла «Я - гражданин России».
Одним из самых важных направлений в науке об обществе является экологическое воспитание. Необходимо подробнее познакомить подрастающее поколение с тем, какую роль играет человек в природе. Оно ведь не...
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции "Экология души и экология природы",посвященная 140-летию М.М.Пришвина и охране окружающей среды.
Литературно-музыкальная композиция посвящена 140-летию М.М. Пришвина и охране окружающей среды. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произве...
Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)
Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...