За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Любовь в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: №7 «Творчество И.С.Тургенева»
Урок №46(5)
Дата проведения: 05.12.2008 г.
Тема урока: «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье»(Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока : сопоставить разные истории любви и сделать выводы о том , какова концепция любви в романе.
Задачи
Обучающие:
- Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках: знание текста повести, умение составлять характеристику персонажа, навык работы с текстом, выразительное чтение прозаического текста.
- Обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы урока: умение составлять характеристику героя, давать толкование мировоззренческих понятий.
- Сформировать устойчивую мотивацию к изучению классической литературы.
Развивающие:
- Развить умение выбирать главное в прочитанном тексте.
- Развить умение определять роль художественного средства для раскрытия характера героев.
- Развить умение обосновывать свою оценку героя и произведения.
Воспитательные:
- Воспитать умение любить , считаться с мнением близких.
- Учить работать в сотрудничестве.
- Воспитать самостоятельность, доброжелательность к мнению других.
Образовательные:
- Сформировать общеучебные умения и навыки, в том числе, использование учащимися различных технологий работы со справочными материалами, осуществлении самоконтроля и самокоррекции в процессе учебной деятельности.
- Отработать технологическую и коммуникативную компетентность во время самостоятельной работы.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН у учащихся.
Вид урока: практикум
Оборудование:
- Текст романа «Отцы и дети»
-Иллюстрации к роману «Отцы и дети»
-Альбом «И.С,Тургенев», 10 класс.
-Презентация Microsoft Power Point,проецируемая на интерактивной доске.
-Эпиграфы.
Любовь…сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
И.Тургенев
Чувство любви может быть истинно хорошо
только при внутренней гармонии любящих, и тогда
оно составляет начало и залог того общественного
благоденствия , которое обещается нам в будущем
развитии человечества водворением братства и лич-
ной равноправности между людьми.
Н.Добролюбов
Этапы урока:
- Организационный
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний
- Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
- Усвоение комплексного образца применения ЗУН.
- Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
- Контроль и самоконтроль ЗУН
- Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Ход урока.
1.Организационный момент (3 минуты)
Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
На предыдущем уроке класс был разделен на 4 группы по количеству влюбленных в романе пар и получил задание проанализировать, что для каждого из них любовь- мечта или реальность?
1 группа – Павел Петрович и княгиня Р.
2 группа – Николай Петрович и Фенечка
3 группа – Аркадий и Катя
4 группа – Базаров и Одинцова
2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме(8минут)
Цель: обеспечение мотивацией школьников на принятие целей урока, актуализация субъектного опыта учащихся.
1)Работа с эпиграфами.
Имена авторов пока не написаны. Здесь представлены две точки зрения на роль любви в жизни человека:
- любовь-стихия , которая сильнее смерти;
-любовь –предвестие счастливого будущего.
-Что такое любовь, по вашему мнению?
-Каково ее место в жизни человека?
- Как вы думаете , какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
2)Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания
Свобода
Богатство
Любимая работа
Слава
Любовь
Дети
Вера
Семья
Уважение людей
Власть
Здоровье
Каждый человек имеет свои жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь.Слова, использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему.Автор второго – Добролюбов.
- Как вы думаете, нашла ли отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека?
Мы ответим на этот вопрос в конце урока.
3. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (40минут)
Цель: выявить умение обобщать и систематизировать изученный материал в виде цитатных характеристик.
1 группа
- Работая над лексикой 7 главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
- Найдите ключевые слова , характеризующие княгиню Р.Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. Помогает понять образ Базарова?
- Используя текст 24 главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод:эта любовь-наваждение, которая сломала жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь ничего не принесла людям, кроме муки.
2 группа
- Расскажите историю Фенечки , выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?
- Сравните переживания Николая Петровича (конец 8 главы) с переживаниями Павла Петровича.
- Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?
Вывод: Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста . Если отношения Павла Петровича и енягини Р. Не могли воплотиться в брак , семью , они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки – это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит долго и спокойно.
3 группа
-Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой(гл.14). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
- Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется (становится истинным) под влиянием Кати (гл.25,26)
-Какова идейно-композиционная роль Кати?
Вывод: земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений , которая перейдет в брак. Напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.
4 группа
-Используя текст, 7, 14 и 17 гл., охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
-Наблюдая за лексикой 14,15,17 глав, проследите, как незаметно меняется Базаров , как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.
-Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.
-Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
-Сравните две сцены объяснения Базарова – поздним вечером и днем(17,18 гл.) Почему объяснение произошло «вливается в душу и заставляет ее трепетать»?
-Почему не могла состояться любовь героев?Докажите свое мнение , используя тест 16 и 18 глав.Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
-Охарактеризуйте Базарова, после объяснения . «Растоптала» ли любовь Базарова?
-Чем сходны и чем отличаются люблвные отношения Базарова и Павла Петровича?
-Какова идейно-композиционная роль Фенечки для понимания характера Базарова и Павла Петровича?
Вывод: любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывает, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась,но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу.Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить глубоко, страстно, по-настоящему.
_4. Усвоение комплексного образца применения ЗУН__
(9минут)
Цель: определение умения обобщать изученный материал,делать самостоятельные выводы.
Фронтальная беседа по вопросам:
-Как характеризует история любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?
-Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствуют ли это их реальной судьбе?
-Почему самый деятельный и уверенный в своем праве , самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный , неуверенный, «размазня» становится активным и полезным членом общества?
-В чем же счастье, по Тургеневу?
5.Применение обобщенных ЗУН в новых условиях(15 минут)
Составление таблицы (Приложение)
6.Подведение итогов урока.Информация о домашнем задании(3 минуты)
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Составить таблицу «Женщины,которых любят герои. История любви»
V. Рефлексия.(2 минуты)
Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О. Уайльд "Кентервильское привидение" Тест
Тест по сказке О. Уайльда "Кентервильское привидение"...
Сценарий классного спектакля по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"
Данный сценарий был написан для ребят моего класса. Они с воодушевлением работали над спектаклем, показали его ребятам из других классов. Особенно он понравился учащимся начальной школы...
Фильм "Кентервильское привидение" по Оскарду Уайльду.
Учитель: Абдулганиева Алина Рамильевна...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЛЬНЫХ ИГР «ЗАЙКА ИДЕТ В САД», «ЗАЙКА ИДЕТ В ОГОРОД». ИГРА С НИМИ».
Конспект занятия по развитию речи и аппликации....
Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»
На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....
Сценарий праздника "Весна идет, Навруз идет"
Сценарий развлечения в детском саду для детей страшего возраста...
Правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с людьми у которых имеются преступные намерения)
В статье предоставлены правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с людьми у которых имеются преступные намерения)...