Урок развития речи «Любовь матери» в 6 классе
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Урок развития речи  "Любовь матери" содержит интересный материал, напправленный на духовно-нравственное воспитание учащихся. Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_materi.docx65.23 КБ
Файл lyubov_materi.pptx997.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи «Любовь матери» в 6 классе

(по притче Омара Хайяма «О материнском сердце»)

Автор: Зинатуллина С.Р., учитель русского языка и литературы МАОУ «Токаевская СОШ»

Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир;

Задачи:

Воспитательная: воспитывать чуткое внимательное отношение к матери, заботу и любовь; формировать высокие духовные качества; учить работать сообща.

Развивающая: развивать мышление, память, внимание; обогащать чувственный опыт; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Образовательная: формировать нормы правильной литературной речи, обогащать словарный запас, общую осведомленность.

Оборудование:

  1. Тексты на столах. Притча Омара Хайяма.
  2. Эпиграф (на доске).
  3. Фишбоун (пишется на доске).
  4. Презентация «Наши мамы» (Фотографии со стихами мам учащихся).

Структура урока.

Организационный момент.

1 этап  – вызов интереса

2 этап – осмысление

3 этап – рефлексия

- Составление солнечного кластера.

- Размышления над текстом (групповая работа  по микротемам, применение метода «фишбоун»,  метод «двойного дневника»).

- Составление синквейнов. Выводы по прочитанному.

- Расшифровка тайны названия текста.

Ход урока

1 этап – «Вызов»

Продолжите пословицы

При солнышке тепло…

Матери все дети равны …

Родных много…

Мать кормит детей…

Без отца – полсироты…

Живы родители почитай…

Какова матка…

Куда матушка…

Для матери ребёнок…

Для справок: при матери добро,  таковы и детки,  туда и дитятко, а без матери и вся сирота, одинаково сердцу больны,  а мать роднее всего, до ста лет детёнок, померли – поминай, а земля людей.

- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой, милой, заботливой, любящей?

- Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Мама… самый близкий, самый родной человек, который с вами всю вашу. Как мы назовем тему урока?

Тема нашего урока - «Любовь матери». Запишите число и тему урока. Эпиграфом к уроку возьмем слова М.Горького: 

«Восславим женщину – Мать,

чья любовь не знает преград,

чьей грудью вскормлен весь Мир!

Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца

и от ласки матери».

- Каково же значение слова «мама»?

Солнечный кластер «Мама» (Приложение 1).

Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете. Но бывают случаи, когда мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и истоках. О такой истории и повествует притча «О материнском сердце» замечательного философа Омара Хайяма. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.

2 этап - Осмысление (чтение притчи)

Однажды юноша влюбился в девушку неземной красоты. Но у красавицы этой было черствое сердце. Ослепила любовь юношу и пришел он просить ее руки. И сказала она:

– Для того чтобы получить меня, ты должен выполнить 3 условия. Первое условие: у тебя должен быть лучший конь в селении.

Опечалился юноша и пришел к своей матери. Поведал ей о любви и странных требованиях красавицы. Пожалела мать сына и помогла ему раздобыть отличного скакуна. И юноша прискакал к красавице. 

– Хорошо, – сказала красавица, – теперь второе условие: у тебя должен быть самый высокий дом в селении.

Вновь озадачился юноша и вновь пришел он к матери ... Так тяжело было матери смотреть на сына, что отдала она ему все свои накопления. И построил сын самый высокий дом в деревне. Пришел к красавице он снова.

– Ну что же ... Теперь мне нужно последнее доказательство твоей любви – принеси мне сердце своей матери. И я буду твоей.

Совершенно потерялся парень и побрел домой. Рассказал он матери об этом условии красавицы. Все поняла тогда мать. И отдала своё сердце сыну. И побежал юноша со всех ног к красавице. Да так спешил, что споткнулся, упал и выронил материнское сердце. И разбилось оно на тысячу кусочков. И каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..»

Вопросы:

  1. Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу?
  2. Почему мама отдала сыну сердце?
  3. В чем заключается цель жизни любой матери?
  4. На сколько частей можно разделить легенду?

Определение   микротем

  1. Любовь юноши к девушке.
  2. Первое условие (лучший конь в селении).
  3. Второе условие (самый высокий дом в селении).
  4. Третье условие (сердце матери).
  5. Убийство матери.
  6. Воскрешение матери.
  7. Безграничная материнская любовь.

Составление фишбоуна (пишется на доске). (Приложение 2)

           

            Физкультминутка

            « Трубач»  – кисти рук сжаты в кулак, глубокий вдох, продолжительный выдох с громким произношением звука пф-ф-ф. (4-5 раз).

Работа в подгруппах.

Учащиеся выписывают их текста ключевые слова, предложения, характеризующие сердце матери, сына, девушки и толкуют их в режиме «Двойного дневника» (Приложение 3).

Обобщения и выводы после рассуждения над текстом.

Учитель:

- Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-за опоздания раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее. Мать - это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.

Рефлексия

Составление синквейна (Приложение 4)

Ученик читает стихотворение Виктора Гина «Не обижайте матерей»

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

- Почему не нужно обижаться на матерей?

- Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда!

Расшифровка тайны названия

Вернемся к нашей притче. Только мать способна простить тебе всё на свете. И здесь мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее материнской, нет тревоги тревожнее материнской. 

Чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви своим мамам!

Ребят, радовать свою маму вы можете ежедневно, своим послушным поведением, хорошими отметками, помощью в уборке дома, без причинными объятиям.

Домашнее задание  написать сочинение «Самый близкий человек».

 

Спасибо за урок!

Приложение 1

Солнечный кластер «Мама»


Приложение 2

Фишбоун (Притча о материнском сердце)

Приложение 3

Метод «двойного дневника»

Сердце матери

Пожалела, помогла, отдала все, поняла, отдала, сердце разбилось, каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..»

Сердце сына

Опечалился, озадачился, потерялся, побежал, спешил, споткнулся, упал и выронил

Сердце девушки

Черствое, черное, недоброе, околдовала требования девушки

Приложение 4

Синквейн «Мама»

Мама
Красивая, ласковая.
Любит, целует, обнимает.
Мама самое дорогое что у нас есть
Любимая!

Мама
добрая, милая.
Любит, заботится, воспитывает.
Самый драгоценный человек
Родитель!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословицы о матери При солнышке тепло… Матери все дети равны … Родных много… Мать кормит детей… Без отца – полсироты… Живы родители почитай… Какова матка… Куда матушка… Для матери ребёнок… Для справок: при матери добро, таковы и детки, туда и дитятко, а без матери и вся сирота, одинаково сердцу больны, а мать роднее всего, до ста лет детёнок, померли – поминай, а земля людей.

Слайд 2

Тема урока: "Любовь матери"

Слайд 3

«Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки матери». М.Горький

Слайд 4

Солнечный кластер «Мама» МАМА РОДИНА ЛАСКА ЗАБОТА ЗЕМЛЯ ЛЮБОВЬ СИЛА ОПОРА

Слайд 5

Мама… самый близкий, самый родной человек, который с вами всю вашу жизнь. Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете.

Слайд 6

Притча Омара Хайяма «О материнском сердце» Вопросы: 1. Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу? 2. Почему мама отдала сыну сердце? 3. В чем заключается цель жизни любой матери? 4. На сколько частей можно разделить легенду?

Слайд 7

Любовь юноши к девушке. Первое условие (лучший конь в селении). Второе условие (самый высокий дом в селении). Третье условие (сердце матери). Убийство матери. Воскрешение матери. Безграничная материнская любовь. Определение микротем

Слайд 8

Фишбоун (Притча о материнском сердце) Мать всегда поможет в трудную минуту, утешит своё дитя, простит. Поэтому сильнее материнской любви нет ничего Лучший конь в селении Самый высокий дом в селении Сердце матери Мать пожалела и помогла Было тяжело матери, отдала все накопления Мать все поняла, отдала сердце Проблема материнской любви

Слайд 9

Метод «двойного дневника» Сердце матери Пожалела, помогла, отдала все, поняла, отдала, сердце разбилось, каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..» Сердце сына Опечалился, озадачился, потерялся, побежал, спешил, споткнулся, упал и выронил Сердце девушки Черствое, черное, недоброе, околдовала требования девушки

Слайд 10

Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-за опоздания раскаяния.

Слайд 11

Синквэйн 1 – основное слово (существительное) 2 – два определения к нему 3 – три глагола 4 – фраза из четырех слов, выражающих отношение к нему 5 – метафора (обычно одно слово)

Слайд 12

Синквейн «Мама» Мама Красивая, ласковая. Любит, целует, обнимает. Мама самое дорогое что у нас есть Любимая! Мама добрая, милая. Любит, заботится, воспитывает. Самый драгоценный человек Родитель!

Слайд 13

Виктор Гин «Не обижайте матерей» Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.

Слайд 14

Расшифровка тайны названия Только мать способна простить тебе всё на свете. И здесь мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе.

Слайд 15

Чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви своим мамам!

Слайд 16

Домашнее задание Написать сочинение «Самый близкий человек».

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"

В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....

презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"

презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...

Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"

Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...

КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...