Урок развития речи «Любовь матери» в 6 классе
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему
Урок развития речи "Любовь матери" содержит интересный материал, напправленный на духовно-нравственное воспитание учащихся. Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_materi.docx | 65.23 КБ |
lyubov_materi.pptx | 997.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи «Любовь матери» в 6 классе
(по притче Омара Хайяма «О материнском сердце»)
Автор: Зинатуллина С.Р., учитель русского языка и литературы МАОУ «Токаевская СОШ»
Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная материнская любовь, в чем состоит ее сила, что несет она в мир;
Задачи:
Воспитательная: воспитывать чуткое внимательное отношение к матери, заботу и любовь; формировать высокие духовные качества; учить работать сообща.
Развивающая: развивать мышление, память, внимание; обогащать чувственный опыт; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Образовательная: формировать нормы правильной литературной речи, обогащать словарный запас, общую осведомленность.
Оборудование:
- Тексты на столах. Притча Омара Хайяма.
- Эпиграф (на доске).
- Фишбоун (пишется на доске).
- Презентация «Наши мамы» (Фотографии со стихами мам учащихся).
Структура урока.
Организационный момент.
1 этап – вызов интереса
2 этап – осмысление
3 этап – рефлексия
- Составление солнечного кластера.
- Размышления над текстом (групповая работа по микротемам, применение метода «фишбоун», метод «двойного дневника»).
- Составление синквейнов. Выводы по прочитанному.
- Расшифровка тайны названия текста.
Ход урока
1 этап – «Вызов»
Продолжите пословицы
При солнышке тепло…
Матери все дети равны …
Родных много…
Мать кормит детей…
Без отца – полсироты…
Живы родители почитай…
Какова матка…
Куда матушка…
Для матери ребёнок…
Для справок: при матери добро, таковы и детки, туда и дитятко, а без матери и вся сирота, одинаково сердцу больны, а мать роднее всего, до ста лет детёнок, померли – поминай, а земля людей.
- Ребята, как вы думаете, о ком идет речь? Кто может быть такой ласковой, милой, заботливой, любящей?
- Конечно, это МАМА. Женщина – мать… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты, скульпторы. Мама… самый близкий, самый родной человек, который с вами всю вашу. Как мы назовем тему урока?
Тема нашего урока - «Любовь матери». Запишите число и тему урока. Эпиграфом к уроку возьмем слова М.Горького:
«Восславим женщину – Мать,
чья любовь не знает преград,
чьей грудью вскормлен весь Мир!
Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца
и от ласки матери».
- Каково же значение слова «мама»?
Солнечный кластер «Мама» (Приложение 1).
Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете. Но бывают случаи, когда мать предают, забывая о своем рождении, о своих корнях и истоках. О такой истории и повествует притча «О материнском сердце» замечательного философа Омара Хайяма. Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.
2 этап - Осмысление (чтение притчи)
Однажды юноша влюбился в девушку неземной красоты. Но у красавицы этой было черствое сердце. Ослепила любовь юношу и пришел он просить ее руки. И сказала она:
– Для того чтобы получить меня, ты должен выполнить 3 условия. Первое условие: у тебя должен быть лучший конь в селении.
Опечалился юноша и пришел к своей матери. Поведал ей о любви и странных требованиях красавицы. Пожалела мать сына и помогла ему раздобыть отличного скакуна. И юноша прискакал к красавице.
– Хорошо, – сказала красавица, – теперь второе условие: у тебя должен быть самый высокий дом в селении.
Вновь озадачился юноша и вновь пришел он к матери ... Так тяжело было матери смотреть на сына, что отдала она ему все свои накопления. И построил сын самый высокий дом в деревне. Пришел к красавице он снова.
– Ну что же ... Теперь мне нужно последнее доказательство твоей любви – принеси мне сердце своей матери. И я буду твоей.
Совершенно потерялся парень и побрел домой. Рассказал он матери об этом условии красавицы. Все поняла тогда мать. И отдала своё сердце сыну. И побежал юноша со всех ног к красавице. Да так спешил, что споткнулся, упал и выронил материнское сердце. И разбилось оно на тысячу кусочков. И каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..»
Вопросы:
- Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу?
- Почему мама отдала сыну сердце?
- В чем заключается цель жизни любой матери?
- На сколько частей можно разделить легенду?
Определение микротем
- Любовь юноши к девушке.
- Первое условие (лучший конь в селении).
- Второе условие (самый высокий дом в селении).
- Третье условие (сердце матери).
- Убийство матери.
- Воскрешение матери.
- Безграничная материнская любовь.
Составление фишбоуна (пишется на доске). (Приложение 2)
Физкультминутка
« Трубач» – кисти рук сжаты в кулак, глубокий вдох, продолжительный выдох с громким произношением звука пф-ф-ф. (4-5 раз).
Работа в подгруппах.
Учащиеся выписывают их текста ключевые слова, предложения, характеризующие сердце матери, сына, девушки и толкуют их в режиме «Двойного дневника» (Приложение 3).
Обобщения и выводы после рассуждения над текстом.
Учитель:
- Дети всегда в долгу перед своими матерями. Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-за опоздания раскаяния. В любви матери – наша опора. Любовь матери возрождает к новой жизни, несет тепло, связывает прошлое и настоящее, дает залог в будущее. Мать - это просто жизнь. И любовь матери вечна, как вечна сама жизнь.
Рефлексия
Составление синквейна (Приложение 4)
Ученик читает стихотворение Виктора Гина «Не обижайте матерей»
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
- Почему не нужно обижаться на матерей?
- Значит, мама, тот человек, который никогда не предаст; который никогда не разлюбит и который всегда простит. Мы должны платить им тем же. И я надеюсь, что все вы любите своих мам и будете любить всегда!
Расшифровка тайны названия
Вернемся к нашей притче. Только мать способна простить тебе всё на свете. И здесь мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее материнской, нет тревоги тревожнее материнской.
Чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви своим мамам!
Ребят, радовать свою маму вы можете ежедневно, своим послушным поведением, хорошими отметками, помощью в уборке дома, без причинными объятиям.
Домашнее задание написать сочинение «Самый близкий человек».
Спасибо за урок!
Приложение 1
Солнечный кластер «Мама»
Приложение 2
Фишбоун (Притча о материнском сердце)
Приложение 3
Метод «двойного дневника»
Сердце матери | Пожалела, помогла, отдала все, поняла, отдала, сердце разбилось, каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..» |
Сердце сына | Опечалился, озадачился, потерялся, побежал, спешил, споткнулся, упал и выронил |
Сердце девушки | Черствое, черное, недоброе, околдовала требования девушки |
Приложение 4
Синквейн «Мама»
Мама
Красивая, ласковая.
Любит, целует, обнимает.
Мама самое дорогое что у нас есть
Любимая!
Мама
добрая, милая.
Любит, заботится, воспитывает.
Самый драгоценный человек
Родитель!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: "Любовь матери"
«Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки матери». М.Горький
Солнечный кластер «Мама» МАМА РОДИНА ЛАСКА ЗАБОТА ЗЕМЛЯ ЛЮБОВЬ СИЛА ОПОРА
Мама… самый близкий, самый родной человек, который с вами всю вашу жизнь. Каждого человека сопровождает в жизни Мать. Она дарит человеку Жизнь. Как же трепетно мы должны относиться к самому дорогому человеку на свете.
Притча Омара Хайяма «О материнском сердце» Вопросы: 1. Какие чувства вы испытали, прослушав эту притчу? 2. Почему мама отдала сыну сердце? 3. В чем заключается цель жизни любой матери? 4. На сколько частей можно разделить легенду?
Любовь юноши к девушке. Первое условие (лучший конь в селении). Второе условие (самый высокий дом в селении). Третье условие (сердце матери). Убийство матери. Воскрешение матери. Безграничная материнская любовь. Определение микротем
Фишбоун (Притча о материнском сердце) Мать всегда поможет в трудную минуту, утешит своё дитя, простит. Поэтому сильнее материнской любви нет ничего Лучший конь в селении Самый высокий дом в селении Сердце матери Мать пожалела и помогла Было тяжело матери, отдала все накопления Мать все поняла, отдала сердце Проблема материнской любви
Метод «двойного дневника» Сердце матери Пожалела, помогла, отдала все, поняла, отдала, сердце разбилось, каждый из кусочков спросил: «Ты не ушибся, сынок?..» Сердце сына Опечалился, озадачился, потерялся, побежал, спешил, споткнулся, упал и выронил Сердце девушки Черствое, черное, недоброе, околдовала требования девушки
Нельзя забывать матерей ни в горе, ни в радости, особенно в радости. А тем более – предавать их. Ведь рано или поздно человек, предавший мать, «споткнется» на дороге жизни. И расплата может быть самая страшная – непрощение из-за опоздания раскаяния.
Синквэйн 1 – основное слово (существительное) 2 – два определения к нему 3 – три глагола 4 – фраза из четырех слов, выражающих отношение к нему 5 – метафора (обычно одно слово)
Синквейн «Мама» Мама Красивая, ласковая. Любит, целует, обнимает. Мама самое дорогое что у нас есть Любимая! Мама добрая, милая. Любит, заботится, воспитывает. Самый драгоценный человек Родитель!
Виктор Гин «Не обижайте матерей» Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь. И уходить за поворот Вы не спешите, не спешите, И ей, стоящей у ворот, Как можно дольше помашите. Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно малыши, И с этим спорить невозможно. Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь, Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук – Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь, Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.
Расшифровка тайны названия Только мать способна простить тебе всё на свете. И здесь мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе.
Чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви своим мамам!
Домашнее задание Написать сочинение «Самый близкий человек».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"
В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....
презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"
презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.
Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное обуче...
Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...