Средства создания комического. Практикум.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Практическая работа на основе текстов М.Е.Салтыкова-Щедрина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_sozdaniya_komicheskogo._praktikum.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства создания комического
Практическая работа (на материале «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина).
10-11 классы
Практическая работа может выполняться в 10 классе при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также в 11 классе при повторении средств выразительности.
1.Домашнее задание к практической работе. Терминологическая работа (пояснить значение терминов): сатира, юмор, оксюморон, фразеологизм, аллегория, ирония, сарказм, гипербола, литота, гротеск, эзопов язык. Привести примеры.
2. Практическая работа. Какие приемы и средства художественной выразительности использовано в данных отрывках (ответ пояснить)?
1) Искали, искали они князя и чуть-чуть в трех соснах не заблудились, да спасибо случился тут пешехонец-слепород, который эти три сосны как свои пять пальцев знал. Он вывел их на торную дорогу и привел прямо к князю на двор.
- Кто вы такие? И зачем ко мне пожаловали? – вопросил князь посланных.
- Мы головотяпы! Нет нас в свете народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих и тех шапками закидали! – хвастали головотяпы.
2) …Двоекуров с выгодою выделялся из этой пестрой толпы администраторов, являл ум тонкий и проницательный, и вообще высказывал себя продолжателем того преобразовательного дела, которым ознаменовалось начало восемнадцатого столетия в России…
Двоекуров совершил очень много. Он вымостил улицы: Дворянскую и Большую, собрал недоимки, покровительствовал наукам и ходатайствовал об учреждении в Глупове академии. Но главная его заслуга состояла в том, что он ввел в употребление горчицу и лавровый лист.
3) Бунт на коленях.
(Последователь Двоекурова Бородавкин объявил обязательным употребление горчицы, от которой глуповцы уже успели отвыкнуть и не желали подчиняться)
Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большой находчивостью противопоставили энергию бездействия.
-Что хошь с нами делай! – говорили одни: - хошь - на куски режь; хошь – с кашей ешь, а мы не согласны!...
- С нас, брат, не что возьмешь! – говорили другие: - мы не то, что прочие, которые телом обросли! Нас, брат, и уколупнуть негде!
И упорно стояли при этом на коленях.
Очевидно, что когда две эти энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном праве…
- Сломлю я эту энергию! – говорил Бородавкин и медленно, без торопливости, обдумывал план свой.
А глуповцы стояли на коленях и ждали. Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли…
4). … Письмоводитель градоначальника, вошедши утром с докладом в его кабинет, увидел такое зрелище: градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова…
5) … Как вдруг господин градоначальник поманили меня рукою к себе и подали мне бумажку. На бумажке я прочитал: «не удивляйся, но попорченное исправь». После того господин градоначальник сняли с себя собственную голову и подали ее мне. Рассмотрев ближе лежащий предо мной ящик, я нашел, что он заключает в одном углу небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные пьесы. Пьес этих было две: «раззорю!» и «не потерплю»!
6) (Градоначальник) статский советник Иванов …оказался столь малого роста, что не мог вмещать ничего пространного. Как нарочно, это случилось в ту самую пору, когда… каждый устав весил отнюдь не менее фунта. ( Фунт - 409,51 г.).
7) Они не успели и оглянуться, как всего у них очутилось против прежнего вдвое или втрое. Пчела родилась необыкновенно, так что меду и воску было отправлено в Византию почти столько же, сколько при великом князе Олеге…Прыщ смотрел на это благополучие и радовался…, потому что всеобщее изобилие отразилось и на нем. Амбары его ломились от подношений…; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись по полу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы создания комического в художественном произведении.
«Мир уцелел, потому что смеялся».Приемы создания комического в художественном произведении. Цель урока:овладение знаниями о приемах создания комического в литературном произведении.Задачи:1)...
«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»
Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович Шварц. Его сказки - добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...
Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"
Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...
Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.
Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...
Вербальные средства создания комического в англоязычных телесериалах.
В данной статье рассмотрены проблемы определения средств создания комического эффекта на материале британского комедийного сериала «The Office» и его одноименной адаптации для американской...
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Данный урок является вторым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассказа учеников биографии писателя и закрепления полученных знаний, далее необходимо еще ...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Конспект урока литературы в 8 классе по теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического» ...