Литература.7 класс Урок №1. Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Шакирова Альбина Шаукатовна

Цель урока:рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ne_otdam_v_obidu_muzhika.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Литература.7 класс

Урок №1.

Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.  

Цель урока:

Рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика.

 Задачи: 
Обучающие, формирование регулятивных УУД: 
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД: 
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД: 
- формировать коммуникативную компетентность в общении с взрослыми и сверстниками;

- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
Оборудование: проектор , презентация, карточки.

Посадка: по четыре ученика за столом.

Предварительное д/задание. 
1.  Подготовить сообщение о жизни творчестве писателя. Ответить на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?

2. Подготовить терминологическую справку «Эзопов язык».
3. Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Тип урока - комбинированный
Форма урока — урок - анализ

Словарная работа: эзопов язык, гротеск, ирония, сарказм.
 
Эпиграф к уроку:

«Я не дам в обиду мужика! »

М.Е.Салтыков-Щедрин

                                                     Ход урока

I.1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.

Позитивная установка:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем работать  в команде.

Поприветствуем партнера по плечу, по лицу. На уроке будем работать сообща, на равных, индивидуально и во взаимосвязи.

2.Слово учителя.

Перед вами картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами.

- Посмотрите внимательно на картину и скажите, что вы видите? Что изображено на ней ?

(Действительно, на ней  изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне обобщённого  кроваво-красного неба.)

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным   городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - пишет Мунк в своих дневниках. Тема одиночества, отчаяния, бесконечной  боли  выражена в этой картине.

-А о чем же  «кричит» душа писателя –сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина?

-Что же он хочет донести до нас? Как он это делает? Почему  он не даст « в обиду мужика»?

Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.

Но в начале, давайте же познакомимся с самим сатириком.

-Кто он?

 II.Основная часть.

1.Выступление ученика с использованием презентации.

Работа в тетради.

 Откроем тетради, запишем число, тему урока и начертим таблицу. Разлинуйте ее на два столбца и запишите:  в первой колонке  синей пастой - сведения ученика, а на второй любой другой пастой (красной, зеленой, черной)- мои изыскания.

Вы будете записывать самое важное из сообщения Иры в первую колонку, а другую колонку заполните дома сами вместе с вашим другом – интернетом. Дополните ее материалом, который вы не услышали на уроке, может, ответите на вопрос: почему двойная фамилия.

Высупление: «Этапы биографии и творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина».

15 (27) января 1826 г. в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии в богатой семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в августе 1856 г., ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...», - вспоминал писатель.

  Михаил - шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян -  все порождает ненависть к крепостному праву.

Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».

 1836 год - Московский дворянский институт, где воспитывались В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.

1838 год - в числе лучших переведен в Лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков–Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».

В Лицее была традиция: в каждом выпуске должен был быть свой Пушкин. Салтыков был им на протяжении всех лет учебы в Лицее. Это ко многому обязывало.

1844-1848 годы  - служба.

В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях» и одновременно с тем он много трудится на литературном поприще. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них - «Запутанное дело» - появляется под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора - чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело», был сослан на Вятку. Это случилось  26 апреля 1848 год за  личной подписью царя  Николая I  Салтыкову-Щедрину был предъявлен приказ об аресте и ссылке в Вятку.  В это же время  был совершен арест общества петрашевцев. Таким образом, «вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

Только в 1855 г. указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».

Таким образом, с 1848 по 1856 г. в литературной деятельности  писателя Салтыкова был перерыв. И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице - губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице - губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.

Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.

По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в том период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства.

С 1864 по 1868 г. Михаилу Евграфовичу снова приходится пойти на государственную службу из-за материальных затруднений. И вот, дослужившись  до чина действительного статского советника (чиновника 4-го класса, что равняется армейскому званию «Генерал-майор»), в  1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я - писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки». В эти годы писатель ведет непрекращающуюся борьбу  с цензурой. Михаил  Евграфович вырабатывает особый эзопов язык, создает сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши», пишет удивительно цельное сатирическое произведение - роман «История одного города».

Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений,  журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.

 80-е годы - раздумья над судьбой русского народа. Итогом  этих раздумий становятся знаменитые «Сказки для детей изрядного возраста». В этих небольших по объему произведениях  необычайно ярко отразилась ненависть к поработителям и  любовь писателя к родному народу.

 28 апреля 1889 года - Салтыков-Щедрин умер. Похороны писателя вылились во всенародную демонстрацию.

2. Слово учителя. М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. 

В 1862 году М.Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы целиком посвятить себя литературному делу. Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Его сказки современные литературоведы называют - «малой энциклопедией его сатиры».

  Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет».

- В чем загадка сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Чем они привлекают нас?

Давайте понаблюдаем на примере сказки « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Модель Фрейер(понимание и осознание понятий и концепций).

Но вначале  вспомним понятие «Сказка». А для этого  возьмите лист бумаги  и сложите его на 4 части, один центральный угол загните внутрь. Затем расправьте лист и в центре, в ромбе, запишите понятие «Сказка», а остальные квадратики прономеруйте. 1) Обязательные характеристики, 2) необязательные характеристик,

3) примеры, 4) противоположные примеры.

Выводы

3. Работа над сказками по группам

- Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но совсем необычной.

Для этого  мы с вами разделились на 4 группы:

1группа – практики

2группа – аналитики

3группа – художники

4 группа – исследователи

Практики (или теоретики) – отвечают за знание текста худож. произведения,

они будут работать над «эзоповым  языком». Попробуют ответить  на вопрос: Чем обогатил Щедрин «эзопов язык»? А помогут им в этом шпаргалки-подсказки.

 Аналитики – попробуют найти общие и отличительные черты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок. Ответить на вопрос: «Почему писатель выбрал такой жанр как сказка?»

Художник – должны придумать и нарисовать такую шпаргалку-рисунок, которая поможет узнать сказку писателя без слов. Ответить на вопрос: «Что высмеивает писатель своей сказкой?»

Исследователи – будут внимательно слушать,   делать выводы, сравнивать, обобщать и  выявят тему и идею всего текста.   

 (Приложение №1)

4.Выступление учащегося:

1.Эзопов язык.

5.Вывод исследователей.

( Своим произведением  М.Е.Салтыков-Щедрин  хотел сказать,  что  генералы глупые, паразиты. Они без мужика, без труженика просто не могут существовать.

А мужик напротив трудолюбив, талантлив и умен.

И он  сам виноват: зачем он подчинился генералам? Он живет плохо, потому  что,  несмотря на свою талантливость и трудолюбие, в душе остается рабом.

И поэтому нам,    то смешно, то грустно. Жизнь устроена несправедливо: работают одни, а плодами  их труда пользуются другие; и так страшно, что рабство вошло в привычку, что хочется кричать.

Он обличает пассивность, покорность и бесправность народа, высмеивает господствующие слои общества, бездуховность.)

 

III. Заключительная часть.

Итак, на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и  фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов  с помощью гиперболы, гротеска, иронии.

«Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству.

А теперь посмотрите на картины  Э.Мунка и Д.Брызгалова и Н.Орлова «Щедрин в лесу реакции» и скажите: «О чем же громогласно вещает Щедрин?  Верит ли он, что   народ в лице русского мужика обретет свободу?»

Итоги урока. Оценивание.

Домашнее задание:

1.Дополнить таблицу;

2. Прочитать «Дикий помещик» и   написать для газетной рубрики «Светская хроника», «Происшествия» небольшую заметку о таинственном исчезновении  из департамента  и чудесном спасении двух столичных генералов.

Обязательное условие: как и А.П.Чехова, предложения, составляющие текст заметки, должны  быть только вопросительные и восклицательные.

Образец: А.  П.  Чехов.  

   «  Детство. Кого бог дал, сына или дочь? Крестить скоро? Крупный  мальчик!

Не урони, мамка! Ах, ах! Упадет!! Зубки прорезались? Это  у  него  золотуха?

Возьмите у него кошку, а то она его оцарапает! Потяни дядю за  ус!  Так!  Не

плачь! Домовой идет! Он  уже  и  ходить  умеет!  Унесите  его  отсюда  -  он

невежлив! Что он вам  наделал?!  Бедный  сюртук!  Ну,  ничего,  мы  высушим!

Чернило опрокинул! Спи, пузырь! Он уже говорит! Ах, какая радость! А  ну-ка,

скажи что-нибудь! Чуть извозчики не задавили!! Прогнать няньку! Не  стой  на

сквозном ветре! Постыдитесь, можно ли  бить  такого  маленького?  Не  плачь!

Дайте ему пряник!»

Приложение №1

Тема ( О чем произведение?)

Идея (Что хотел сказать автор своим произведением?)

Шаблон.

Это произведение о…

Своим произведением  М.Е.Салтыков-Щедрин хотел сказать, что   генералы… (Какие они?)

А мужик…. (Каков он? О каких качествах мужика Щедрин говорит с восхищением, а  о каких – с осуждением и горечью?  )

Мужик сам виноват: …(В чем?),потому что он остается … (Каким?)

И поэтому нам  становится то смешно, то грустно.

Он обличает…

Приложение №2

 Что такое «эзопов язык»?

  • это зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать.

 Элементы «эзопова языка»:

  • иносказание;
  • аллегория;
  • олицетворение.

Чем обогатил Щедрин «эзопов язык»:

  • гипербола  (преувеличение) - средство художественной выразительности, основанное на преувеличении.

-гротеск (в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное);            

-ирония - осмеяние, представляемое в форме одобрения; когда смешное скрывается под маской серьёзного.

  Например, в басне И. А. Крылова лиса говорит волку: «Откуда, умная, бредёшь ты голова?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».

Методическая разработка итогового урока по истории.  Тема урока:  Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок  проводился в специальной (коррекц...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».

Методическая разработка урока математики  для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»

Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сати...

Методическая разработка по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки».

Тема «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки» изучается в рамках дисциплины «Литература». Продолжительность изучения темы – 2 часа. Обращение к теме связано с цел...