Литература.7 класс Урок №1. Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цель урока:рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_ne_otdam_v_obidu_muzhika.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература.7 класс
Урок №1.
Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.
Цель урока:
Рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика.
Задачи:
Обучающие, формирование регулятивных УУД:
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;
- повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и другие)
Развивающие, формирование познавательных УУД:
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД:
- формировать коммуникативную компетентность в общении с взрослыми и сверстниками;
- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
Оборудование: проектор , презентация, карточки.
Посадка: по четыре ученика за столом.
Предварительное д/задание.
1. Подготовить сообщение о жизни творчестве писателя. Ответить на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Подготовить терминологическую справку «Эзопов язык».
3. Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Тип урока - комбинированный
Форма урока — урок - анализ
Словарная работа: эзопов язык, гротеск, ирония, сарказм.
Эпиграф к уроку:
«Я не дам в обиду мужика! »
М.Е.Салтыков-Щедрин
Ход урока
I.1.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Позитивная установка:
- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами будем работать в команде.
Поприветствуем партнера по плечу, по лицу. На уроке будем работать сообща, на равных, индивидуально и во взаимосвязи.
2.Слово учителя.
Перед вами картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами.
- Посмотрите внимательно на картину и скажите, что вы видите? Что изображено на ней ?
(Действительно, на ней изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне обобщённого кроваво-красного неба.)
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - пишет Мунк в своих дневниках. Тема одиночества, отчаяния, бесконечной боли выражена в этой картине.
-А о чем же «кричит» душа писателя –сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина?
-Что же он хочет донести до нас? Как он это делает? Почему он не даст « в обиду мужика»?
Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя.
Но в начале, давайте же познакомимся с самим сатириком.
-Кто он?
II.Основная часть.
1.Выступление ученика с использованием презентации.
Работа в тетради.
Откроем тетради, запишем число, тему урока и начертим таблицу. Разлинуйте ее на два столбца и запишите: в первой колонке синей пастой - сведения ученика, а на второй любой другой пастой (красной, зеленой, черной)- мои изыскания.
Вы будете записывать самое важное из сообщения Иры в первую колонку, а другую колонку заполните дома сами вместе с вашим другом – интернетом. Дополните ее материалом, который вы не услышали на уроке, может, ответите на вопрос: почему двойная фамилия.
Высупление: «Этапы биографии и творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина».
15 (27) января 1826 г. в селе Спас - Угол Калязинского уезда Тверской губернии в богатой семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в августе 1856 г., ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...», - вспоминал писатель.
Михаил - шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян - все порождает ненависть к крепостному праву.
Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».
1836 год - Московский дворянский институт, где воспитывались В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
1838 год - в числе лучших переведен в Лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков–Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».
В Лицее была традиция: в каждом выпуске должен был быть свой Пушкин. Салтыков был им на протяжении всех лет учебы в Лицее. Это ко многому обязывало.
1844-1848 годы - служба.
В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях» и одновременно с тем он много трудится на литературном поприще. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них - «Запутанное дело» - появляется под псевдонимом «Н. Щедрин».
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора - чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н.В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М.Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело», был сослан на Вятку. Это случилось 26 апреля 1848 год за личной подписью царя Николая I Салтыкову-Щедрину был предъявлен приказ об аресте и ссылке в Вятку. В это же время был совершен арест общества петрашевцев. Таким образом, «вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.
Только в 1855 г. указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».
Таким образом, с 1848 по 1856 г. в литературной деятельности писателя Салтыкова был перерыв. И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице - губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице - губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.
Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.
По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в том период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства.
С 1864 по 1868 г. Михаилу Евграфовичу снова приходится пойти на государственную службу из-за материальных затруднений. И вот, дослужившись до чина действительного статского советника (чиновника 4-го класса, что равняется армейскому званию «Генерал-майор»), в 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я - писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки». В эти годы писатель ведет непрекращающуюся борьбу с цензурой. Михаил Евграфович вырабатывает особый эзопов язык, создает сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши», пишет удивительно цельное сатирическое произведение - роман «История одного города».
Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений, журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.
Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
80-е годы - раздумья над судьбой русского народа. Итогом этих раздумий становятся знаменитые «Сказки для детей изрядного возраста». В этих небольших по объему произведениях необычайно ярко отразилась ненависть к поработителям и любовь писателя к родному народу.
28 апреля 1889 года - Салтыков-Щедрин умер. Похороны писателя вылились во всенародную демонстрацию.
2. Слово учителя. М. Е. Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.
В 1862 году М.Е. Салтыков-Щедрин оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы целиком посвятить себя литературному делу. Своеобразным итогом жизненного и творческого пути стали сказки. Сказки о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Его сказки современные литературоведы называют - «малой энциклопедией его сатиры».
Многозначителен подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста», «Для детей от 7 до 70 лет».
- В чем загадка сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Чем они привлекают нас?
Давайте понаблюдаем на примере сказки « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Модель Фрейер(понимание и осознание понятий и концепций).
Но вначале вспомним понятие «Сказка». А для этого возьмите лист бумаги и сложите его на 4 части, один центральный угол загните внутрь. Затем расправьте лист и в центре, в ромбе, запишите понятие «Сказка», а остальные квадратики прономеруйте. 1) Обязательные характеристики, 2) необязательные характеристик,
3) примеры, 4) противоположные примеры.
Выводы
3. Работа над сказками по группам
- Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но совсем необычной.
Для этого мы с вами разделились на 4 группы:
1группа – практики
2группа – аналитики
3группа – художники
4 группа – исследователи
Практики (или теоретики) – отвечают за знание текста худож. произведения,
они будут работать над «эзоповым языком». Попробуют ответить на вопрос: Чем обогатил Щедрин «эзопов язык»? А помогут им в этом шпаргалки-подсказки.
Аналитики – попробуют найти общие и отличительные черты сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина и русских народных сказок. Ответить на вопрос: «Почему писатель выбрал такой жанр как сказка?»
Художник – должны придумать и нарисовать такую шпаргалку-рисунок, которая поможет узнать сказку писателя без слов. Ответить на вопрос: «Что высмеивает писатель своей сказкой?»
Исследователи – будут внимательно слушать, делать выводы, сравнивать, обобщать и выявят тему и идею всего текста.
(Приложение №1)
4.Выступление учащегося:
1.Эзопов язык.
5.Вывод исследователей.
( Своим произведением М.Е.Салтыков-Щедрин хотел сказать, что генералы глупые, паразиты. Они без мужика, без труженика просто не могут существовать.
А мужик напротив трудолюбив, талантлив и умен.
И он сам виноват: зачем он подчинился генералам? Он живет плохо, потому что, несмотря на свою талантливость и трудолюбие, в душе остается рабом.
И поэтому нам, то смешно, то грустно. Жизнь устроена несправедливо: работают одни, а плодами их труда пользуются другие; и так страшно, что рабство вошло в привычку, что хочется кричать.
Он обличает пассивность, покорность и бесправность народа, высмеивает господствующие слои общества, бездуховность.)
III. Заключительная часть.
Итак, на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» мы увидели, какой смысл вкладывает в сказки писатель. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма (эзопов язык), прибегает к заострению образов с помощью гиперболы, гротеска, иронии.
«Я не дам в обиду мужика! » - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству.
А теперь посмотрите на картины Э.Мунка и Д.Брызгалова и Н.Орлова «Щедрин в лесу реакции» и скажите: «О чем же громогласно вещает Щедрин? Верит ли он, что народ в лице русского мужика обретет свободу?»
Итоги урока. Оценивание.
Домашнее задание:
1.Дополнить таблицу;
2. Прочитать «Дикий помещик» и написать для газетной рубрики «Светская хроника», «Происшествия» небольшую заметку о таинственном исчезновении из департамента и чудесном спасении двух столичных генералов.
Обязательное условие: как и А.П.Чехова, предложения, составляющие текст заметки, должны быть только вопросительные и восклицательные.
Образец: А. П. Чехов.
« Детство. Кого бог дал, сына или дочь? Крестить скоро? Крупный мальчик!
Не урони, мамка! Ах, ах! Упадет!! Зубки прорезались? Это у него золотуха?
Возьмите у него кошку, а то она его оцарапает! Потяни дядю за ус! Так! Не
плачь! Домовой идет! Он уже и ходить умеет! Унесите его отсюда - он
невежлив! Что он вам наделал?! Бедный сюртук! Ну, ничего, мы высушим!
Чернило опрокинул! Спи, пузырь! Он уже говорит! Ах, какая радость! А ну-ка,
скажи что-нибудь! Чуть извозчики не задавили!! Прогнать няньку! Не стой на
сквозном ветре! Постыдитесь, можно ли бить такого маленького? Не плачь!
Дайте ему пряник!»
Приложение №1
Тема ( О чем произведение?)
Идея (Что хотел сказать автор своим произведением?)
Шаблон.
Это произведение о…
Своим произведением М.Е.Салтыков-Щедрин хотел сказать, что генералы… (Какие они?)
А мужик…. (Каков он? О каких качествах мужика Щедрин говорит с восхищением, а о каких – с осуждением и горечью? )
Мужик сам виноват: …(В чем?),потому что он остается … (Каким?)
И поэтому нам становится то смешно, то грустно.
Он обличает…
Приложение №2
Что такое «эзопов язык»?
- это зашифрованный язык, который надо учиться разгадывать.
Элементы «эзопова языка»:
- иносказание;
- аллегория;
- олицетворение.
Чем обогатил Щедрин «эзопов язык»:
- гипербола (преувеличение) - средство художественной выразительности, основанное на преувеличении.
-гротеск (в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное);
-ирония - осмеяние, представляемое в форме одобрения; когда смешное скрывается под маской серьёзного.
Например, в басне И. А. Крылова лиса говорит волку: «Откуда, умная, бредёшь ты голова?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Тема урока:Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ».
Методическая разработка итогового урока по истории. Тема урока: Контрольно – обобщающий урок по теме «СССР в 1953-1964 гг. ». (Данный урок проводился в специальной (коррекц...
Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...
РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)
Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...
Конспект урока по математике 6 класс. Дистанционное обучение. Тема урока «Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений»».
Методическая разработка урока математики для учащихся 6 класса по теме: « Повторение темы: «Неравенства с модулями. Решение уравнений». Составлена в соответствии с программой д...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Интеллектуальная игра «М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки»
Разработка урока-обобщения в котором через игровую форму расширяются знания обучающихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрываются особенности его художественного мира как писателя-сати...
Методическая разработка по теме «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки».
Тема «М.Е. Салтыков-Щедрин. Обзор творчества. Сказки» изучается в рамках дисциплины «Литература». Продолжительность изучения темы – 2 часа. Обращение к теме связано с цел...