"А.П.Чехов. Урок - исследование по творчеству"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_issledovanie_po_tvorchestvu_chehova.docx | 293.12 КБ |
chehov-_prezentatsiya.ppt | 835.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Чехов – человек красивой души.
(Художественное мастерство Чехова- рассказчика)
: Жизнь даётся человеку один раз.
И надо прожить её бодро, осмысленно,
красиво.
А.П.Чехов.
Цели урока:
продолжить знакомство учащихся с фактами биографии А.П.Чехова, творчеством писателя;
путем исследовательских заданий и рассуждений решить проблемный вопрос урока;
продолжить развивать навыки анализа художественного произведения Чехова;
воспитание ценности человеческого счастья, бережного отношения к чувствам близких нам людей.
Методы проведения урока:
слово учителя; проблемные вопросы; использование медиапроектора (слайды) гаджиты, групповая работа ; самостоятельная работа по учебнику « Литература» 9 класс.
Наглядность:
1. Медиапроектор для показа слайдов ( № 1-16);
2. Оформление доски ( тема урока, портрет А.П.Чехова, эпиграф);
3. Выставка книг А.П.Чехова и о его судьбе..
Краткое описание: Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение жизни и творчества А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока.
Ход урока.
- Мобилизующее начало.
- Вступительное слово учителя.
Чехов – писатель-классик, который более других соответствует современной динамичной эпохе. Изучение его творчества оказывает влияние на воспитание интеллигентного человека и читателя. Его произведения формируют читательскую культуру и эмоциональную отзывчивость. Это художник, который пробуждает активность читателя, требует работы мысли и души. ,
III. Постановка проблемного вопроса.
Как получилось, что на далекой окраине Российской империи появился талант такой силы, прославившийся не только в России, но и за ее пределами?
Ответ на этот вопрос кроется в самом характере произведений писателя, их проблематике, постановке и способах решения задач.
Давайте вспомним, о ком пишет Чехов? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним его произведения.
Учащиеся: (Сообщения учащихся о прочитанных произведениях Чехова о человеке). (презентация)
Учитель : О ЧЕЛОВЕКЕ. А человек – он везде человеком и остается: и в Таганроге, и в Москве, и в Париже… Практически любое событие чеховских рассказов могло произойти в любой точке земного шара. Каждый рассказ написан с особым старанием, охватив основные проблемы жизни человека.
На сегодняшнем уроке мы постараемся пойти чуть дальше в своих исследованиях жизни и творчества писателя, а сделаем мы это через интересные факты его жизни и его произведение, раскрывая художественное мастерство писателя.
К концу урока мы должны ответить на проблемный вопрос : Как формируется внутренний мир писателя?
I этап решения проблемы: опора на личностный опыт, актуализация имеющихся знаний и умений.
Учитель: Дома вы работали над темой «Интересные факты из жизни Чехова»
-Выступления учащихся на основе исследовательской работы об интересных фактах биографии. (презентация)
-Сделайте вывод, каким вы увидели Чехова?
Вывод: автор сам испытывал затруднения в жизни, мечтал о счастливом будущем и читателя убеждает в том, что жизнь дается человеку один раз. Все, что будет происходить с ним, будет зависеть только от него самого. Как ни трудно было ему в жизни, а он смог стать настоящим человеком, человеком красивой души, готовым направить читателя на правильный путь.
Физкультминутка.
II этап решения проблемы : исследование причин выбора темы о внутреннем мире обыкновенного человека.
Учитель. Первые 19 лет жизни Чехову дались нелегко. На примере собственной семьи у него складывалось представление о человеке, как о главном действующем лице того или иного события. Именно человек в сознании Антона Чехова становился основой мироздания, объектом его пристального внимания и изучения.
.В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, а внутренний конфликт его духовного мира.
III этап решения проблемы урока. Обращение к рассказу А.П.Чехова «Тоска»
Вы уже дома прочитали рассказ, но просто прочитать недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. Итак, рассказ называется «Тоска»
-Каково лексическое значение слова? Что такое, по- вашему, тоска? (определение из словаря)
(Тоска-стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль- В.Даль «Толковый словарь..»
Тоска- 1. Душевная тревога в соединении с грустью, унынием.
2.Скука, уныние, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов…)- Новый словарь русского языка Т.В.Ефремова.
1. Погружение в текст произведения
1. Учитель.
- В рассказе автор поднимает одну из важных тем. Какую? (тема одиночества человека, разобщенности человеческого мира.)
-Что значит быть одиноким?
-Может ли человек быть одиноким среди людей?
-Ощущаешь ли ты себя одиноким?
- Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая как, соединение смешного и грустного?
(Рассказ построен на взаимоисключающих началах: комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.)
- Назовите художественную особенность рассказа.
(Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передаётся внутренне состояние, которое отражено в названии рассказа).
-Каков сюжет рассказа?
2.Блиц- опрос на знание деталей.
1 В какое время суток происходит действие? (вечер)
2 Имя и фамилия извозчика.(Иона Потапов)
3 Кто выслушал Иону? (никто)
4 Кто жена Ионы? (сырая земля)
5 Какой знак препинания стоит в конце рассказа? (многоточие)
3.Анализ рассказа.
- Для чего даётся автором городской пейзаж? Прочитайте. (на его фоне раскрываются душевные переживания героя)
-Видим ли мы в рассказе портрет Ионы? (Нет, Чехову важно описать внутреннее состояние героя)
-Что подчёркивает внутреннее состояние героя? (речь, поведение). Учащиеся приводят цитаты, раскрывающие внутреннее состояние Ионы.
- Учащимся предлагается проанализировать отношение внешнего мира к беде главного героя (военный, трое гуляк-весельчаков, дворник, молодой извозчик).
-Сколько раз пытается Иона рассказать о смерти сына? (3)
-Как называется это выразительное средство?
-Найдите и прочитайте реакцию собеседников.
Военный « Несколько раз оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать».
Трое гуляк-весельчаков: «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. Ты слышишь, Змей Горыныч?».
Дворник: « Чего же стал здесь? Проезжай!».
Извозчик « Молодой укрылся с головой и уже спит».
Вывод: окружающий Иону мир остаётся к нему равнодушен: людям нет дела до горя «маленького» человека.
-Как рисует автор тоску? Для чего? (учащиеся приводят примеры из текста, рисующие внутреннее переживание героя, его тоску)
Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей- надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко- просто лень сочувствовать, понимать…
Вывод: автор использует преувеличение, чтобы показать масштаб, глубину, искренность чувств). Если мир отталкивает от себя Иону, то извозчик, напротив, хочет приобщиться к нему, стать его неотъемлемой частью. Ему, как и всем нам, так необходимо людское сочувствие и сострадание. Только оно облегчит и уврачует душу человека.
4.Выразительное чтение, анализ последней сцены. Как описывает её автор? Как вы объясните многоточие? (С трогательной теплотой, состраданием)
Вывод: отчаявшийся избавиться от тоски, Иона идёт в конюшню к лошади. Именно она и стала той «собеседницей», которая отнеслась к горю Ионы неравнодушно, не перебивала, слушала и дышала «на руки своего хозяина… Такой пронзительный финал рассказа об одиночестве не только драматичен, в нем заключена и горькая ирония, и незаметное обращение Чехова к читателям. Внимание читателей сосредоточено вовсе не на нелепом поведении Ионы, раскрывающем свою душу лошади, а на глубокой трагедии одинокого страдающего человека, до которого нет дела сытым и равнодушным. Поэтому читать эту сцену без слёз невозможно. Старший брат Чехова, Александр Павлович, через несколько лет у постели своего умирающего сына вспомнил об этом рассказе
и написал Чехову : «…В этом месте твоего рассказа ты-бессмертен».
- Какие чувства вызвал у вас рассказ? Почему данная тема является актуальной и в наше время? ( В суете жизни мы не находим времени для того, чтобы послушать, помочь, посочувствовать тем, кому это так важно и необходимо)
Вернемся к проблеме нашего урока. Как, по- вашему, формируется внутренний мир писателя? Антон Павлович Чехов – необычный писатель, очень откровенный, прямой. Он и человек необыкновенный. Главными чертами его являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать и любить.
Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать и слова М.Горького: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:
— Скверно вы живете, господа!» (дискуссия, учащиеся высказывают своё мнение)
II. Слово учителя. Рассказ заставляет задуматься всех нас. Трудно ответить на вопрос, как бы каждый из нас поступил в данной ситуации, но ясно одно: всем нам нужно быть хоть чуточку внимательнее друг к другу, не стесняться в добрых словах, сочувствии и добром отношении к тем, кто рядом с нами. В жизни часто можно встретить такое безысходное страдание. Чувство сострадания, сопричастности помогает пережить такие тяжёлые моменты в жизни. Именно об этом же самом писал в XX веке поэт Э.Асадов (чтение стихотворения Э Асадова «Падает снег»)
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.
Случись катастрофа, пожар, беда -
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
VIII. Подведение итогов. Ваши ответы сегодня были разные, но все их объединяет одно: необходимо помнить о нравственных качествах, быть сострадательными, уважать ближних. И в этом одна из тайн чеховского творчества, которого вы будете открывать еще больше и больше, а открывая, учиться правильно жить. Обидно, если бы этот «… большой, умный, ко всему внимательный человек», сегодня произнес:
— Скверно вы живете, господа!»
Домашнее задание: письменная творческая работа призыв-обращение к современникам «Прохожий, остановись
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
все уровни образования
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
9 класс
Предмет(ы):
Литература
Цель урока:
Задача : подготовка к ОГЭ Цели : - продолжить формирование умения анализировать художественный текст -развитие представлений о жанровых особенностях рассказа - повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж - «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
12
Используемое оборудование:
Оборудование: ИКТ, тексты, карточки, тесты
Краткое описание:
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Торговая лавка отца в Таганроге
Поездка на Сахалин
Писатель о своих произведениях: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».
В отношениях с людьми побольше искренности, сердца и простоты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В одном букете - яркие цветы ( Урок-исследование по творчеству А.Твардовского- русского поэта и Я.Ухсая- чувашского поэта)
1.выработать навыки сопоставительного анализа творчества писателей (тĕрлĕ çыравçăсен пурнăçĕпе хайлавĕсене танлаштарса вĕрентесси). 2. Развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся; нав...
Урок-исследование в 9 классе "Чехов-человек красивой души"
Данный открытый урок-исследование по теме : «Чехов – человек красивой души» был проведен в 9 классе. В ходе урока были использованы информационные компьютерные технологии. Урок знакомит с жизнью и тво...
Урок-исследование по творчеству Х.Авшалумова
Данный материал может быть полезен учителям дагестанской литературы...
Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"
Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. КрыловаТип урока: Урок общеметодологической направленности &nd...
Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.
Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...
Разработка урока "Урок - исследование по творчеству А.П.Чехова"
Содержание урока построено на одной «сквозной» линии (понимание истинных жизненных ценностей через постижение творчества и жизни А.П.Чехова), которая объединяет все этапы урока...
Урок-исследование по творчеству Л.Улицкой "Искусство жить"
Урок-исследование по рассказам Л.Улицкой (анализ рассказов "Бедные родственники", "Бронька", "Счастливые"...