Система уроков по рассказу А.П.Чехова "Каштанка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Опорный конспект 3 (4) уроков по рассказу А.П.Чехова "Каштанка" для 5 класса.
Включает в себя опрос по содержанию текста;
очень краткую биографию автора;
анализ композиции (все термины даны простым языком);
мини-словарик (таких слов как "дебют" и тд);
анализ образа Каштанки;
темы и план сочинений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov_po_kashtanke.docx | 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Система уроков по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»
ЛР5 «Каштанка». Слово об авторе. Построение рассказа: принцип событийности как основа разделения на главы. События в рассказе.
Опрос по содержанию.
Какая порода Каштанки?
Какая профессия у ее нового знакомого (человека)?
Как она у него оказалась?
Что новый хозяин называл «египетской пирамидой»?
Почему последняя глава называется «Неудачный дебют»?
Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное: самый известный русский писатель за рубежом.
Родился в Таганроге, в семье купца. Учился в греческой гимназии. Затем поступает в Московский Университет на медицинский факультет.
В 1890г едет на Сахалин: путешествие заняло полгода.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Вернулся, купил имение Мелихово – по направлению к Туле. Однако из-за болезни был вынужден уехать в Крым, в Ялту. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.
В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
Самый известный псевдоним – Антоша Чехонте.
«Кашта́нка» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Опубликован в газете «Новое время» на Рождество 1887 года под заглавием «В учёном обществе».
Источником сюжета послужила история, произошедшая с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым, о чём он написал в начале своего рассказа «Каштанка, Бишка и Запятайка»:
Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я вам расскажу про Бишку.
— В. Л. Дуров. Каштанка, Бишка и Запятайка // Мои звери. — М.: Стрекоза-пресс, 2002. — С. 82.
О чем рассказ? (о собаке) – Тема: собака Каштанка
Это один сплошной рассказ или поделен на части (7 глав)
Откройте оглавление, как они называются?
Можно ли предположить по названию главы, какое событие в ней произойдет? (Да, примерно)
Следовательно, деление на главы – событийное. А раз есть событие – значит, есть сюжет.
Термин! Сюжет – все события в тексте.
Что же это за событие? КРАТКИЙ пересказ по главам, можно 2-3 предложения от каждого человека.
Все ли события связаны с главным героем – Каштанкой? (да) Значит, всего одна сюжетная линия.
Термин! Сюжетная линия – цепь взаимосвязанных событий, относящихся к одному герою или вопросу.
Мы всё говорим «рассказ-рассказ», а правильно ли?
Термин! Рассказ – прозаическое (нет рифмы и ритма) произведение небольшого размера, с малым количеством героев, одной сюжетной линией.
Проверили – правильно – записали в словарь терминов.
Сегодня у нас «технический урок», мы как литературоведы разбираемся с тем, как «сделан» этот рассказ, из каких частей собран.
Термин! Композиция – расположение частей произведения.
Части произведения = элементы композиции
Завязка
Кульминация
Развязка
Интересно: сразу завязка, быстрое начало действия. С первых же строк узнаем, что собака потерялась. Уже потом, по воспоминаниям Каштанки, мы понимаем, что к этому привело.
Кстати, глава 1 называется «Дурное поведение». В чем это выражается? Сама Каштанка так оценила себя? Откуда она взяла «критерии оценки»?
Поставьте на полях НБ (нота бене = «заметь хорошо» или внимание!) Каштанка усвоила мнение о правилах приличия от окружающих.
Кстати, почему же Каштанка потерялась? (Испугалась оркестра) Музыка сбила Каштанку с толку. Нота бене на полях!
Дальше идет развитие действия: мы наблюдаем за жизнью Каштанки у нового знакомца, ее учебой… А какой момент кажется вам самым «острым», таким, что мурашки забегали?
«Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.— Тятька! — крикнул детский голос. — А ведь это Каштанка!»
Термин! Это – момент наивысшего напряжения. Кульминация.
А на чем всё закончилось? (Последний абзац) Это – развязка, конец сюжетной линии.
Мы с вами сегодня хорошо поработали, многое записали, сделали несколько заметок на будущее.
И сейчас нарисуем таблицу, которая понадобится вам при выполнении ДЗ:
Делаем шапку: «Два дома Каштанки» Делим страницу на 2 колонки. В левой пишем «У столяра», в правой «У циркача».
ДЗ – 1) Выучить все записанные термины к опросу;
2) составить «словарь».
Дебют -
Столяр –
Плотник –
Геенна огненная –
Игра слов «столяр был пьян, как сапожник» - что означает этот фразеологизм?
3) Заполнить одну из колонок: кто живет, как выглядит дом, какие отношения у домочадцев.
ЛР 6-7 Описание внутреннего мира собаки – «очеловечивание» Каштанки.
Проверка ДЗ – устный опрос.
Сегодня мы разговариваем о главной героине – Каштанке.
Мы уже знаем, что для полной характеристики персонажа нам нужно определить
Внешность
Возраст
Отношение к жизни (Мнения и поступки)
Отношение с окружающими
Идем по тексту:
Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу. Тощая, кожа да кости
Радуется, что взяли гулять. Лает, бросается на вагоны и гоняется за собаками.
Боится музыки. Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.
Чем кончается 1ая глава и начинается 2ая:
Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!" // Но она ни о чем не думала и просто плакала.
(где мы уже видели сопоставление собаки и человека? «Сапсан» Куприна, конечно. Вывод: все рассказы о животных действительно о животных только в биологических журналах, во всех остальных случаях эти рассказы на самом деле о людях)
она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.
Проверка домашней таблицы: Два дома собаки
Вот как сама Каштанка размышляет на эту тему:
Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше - у
незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество - он дает много есть, и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на
него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: "По-ошла вон, треклятая!"
У столяра | У циркача |
Лука Александрыч Федюшка Спала под верстаком на стружках Лука Александрыч выпивает. Перепады настроений. Федюшка обыкновенно играл с нею... Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку... Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. | «Незнакомец» Гусь Иван Иваныч Кот Фёдор Тимофеич Большая светлая комната Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей Матрасик в углу около дивана Маленькая комнатка с грязными обоями ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой
из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой. раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило. |
Вы скажите, если рассуждать логически, то у кого дома лучше? (у Незнакомца)
Почему же Каштанка была рада вернуться к прежним хозяевам? (дискуссия с опорой на текст)
Вывод: любовь – иррациональное чувство, его нельзя объяснить логикой.
ДЗ
- Кто «страшный» был в темной комнате в главе «Беспокойная ночь»? Ответить устно, подтвердить свои размышления текстом.
- Толкователи снов: какие сны видела Каштанка? (пересказать, объяснить)
- Перечитать записи, подготовиться к творческой работе.
Другие герои рассказа – их краткие, выразительные характеристики. |
ЛР 8 Проговорить ДЗ. Записать план сочинений. Можно пользоваться книгой! Размер цитаты – не больше 3х предложений. Если хочется больше – пересказывать своими словами. "Собака в рассказе А.И.Куприна (А.П.Чехова)" – Вступление: Главный герой рассказа А.П.Чехова «Каштанка» - это собака. Основная часть: очень подробная характеристика одной собаки. Внешность, возраст и тд. Заключение: Я считаю, что эта собака не/достойна быть главной героиней рассказа, потому что… "Две собаки". Вступление: И в рассказе А.И.Куприна «Сапсан», и в рассказе А.П.Чехова «Каштанка» главными героями являются собаки. Они очень похожи / разные. Внешность (С/К) Возраст (С/К) Дом (С/К) Мнение о жизни (С/К) Заключение: Более симпатичной собакой мне показалась/лся К/С, потому что… Объем – не меньше 70 слов. ДЗ Прочитать и принести П.Гэллико «Томасина», подготовиться к опросу по тексту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина
Система персонажей в рассказе «Век живи – век люби» В.Г. Распутина...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Система уроков по теме «Хронотоп. Специфика пространственно-временной организации рассказов
Система уроков по русской словеснсти (литературе) для 9 класса...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....
Система вопросов к рассказу Ивана Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Вопросы настроят на внимательное отношение к тексту и помогут настроиться на глубокое понимание замысла автора...
Система уроков литературы в 5 классе по рассказу А.П. Платонова "Никита".
Разработка урока по рассказу Платонова "Никита" основа на исследовании реального и фантастического в представлении героя о мире в ситуации. Вводится понятие "чудо" как категория, с...