Диалоги с прошлым. Статья
статья по литературе (11 класс) на тему

Диалоги с прошлым

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialogi_s_proshlym.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Я помню чудное мгновенье

( Диалоги с прошлым)

Литературная гостиная с таким названием предполагает живое общение с классиками русской литературы, где современные школьники по-новому переосмысливают хрестоматийные образцы.

 Вы верите, что прошлое и настоящее иногда пересекаются? Тогда эта литературная феерия-шутка для вас.

На сцене молодой человек что-то пишет и зачеркивает, у него нет вдохновения, в ярости он комкает листок за листком.

Молодой человек:

 

 - Дай, Муза, руку мне!

Нет, как-то пафосно

Я помню чудное мгновенье…

Нет, это уже где-то было

21. ночь. Понедельник,

Очертанье столицы во мгле..

Ох! Это вообще женское

Хватит, не буду ничего писать

А просто лягу и усну,

Уже разобрана кровать

И сладко манит в тишину.

Молодой Человек засыпает, ему снится сон .Он танцует с незнакомкой

Танец

На сцене появляется А.С.Пушкин,

 он смотрит на спящего

Главою на руки склонен,

В забвении глубоком,

Он в сладки думы погружен

На ложе одиноком;

  С волшебной ночи темнотой

  При месячном сиянье.

  Слетают резвою толпой

  Крылатые мечтанья

И тихий, тихий льется глас:

Дрожат златые струны.

В глухой, безмолвный мрака час

Поет мечтатель юный;

  Исполнен тайною тоской,

Молчаньем вдохновенный
играет резвою рукой

На лире оживленной

Молодой человек просыпается и видит Пушкина

 -Александр Сергеевич, Вы?

П.

     – Приветствую Вас, юный друг!

             Мне лестно, что меня узнали.

(Обращается к публике)

    Нет, весь я не умру,

Душа в заветной лире

Мой прах переживет

И тленье убежит.

   И славен буду я,

  Доколь в подлунном мире

  Жив будет хоть один пиит!

(обращается к герою)

   - Писать изволите?

Герой вздыхает

  - Исчезло, убежало!

Пушкин вопросительно смотрит

Герой

- Где ты бродишь, вдохновенье?

Появись, тебя молю..

Напишу стихотворенье,

И тебе его спою.

  У меня есть две попытки,

  Но всего одно перо.

 Вдохновенье, где ты? Где ты?

  Нужно, чтоб мне повезло!

Пушкин

- А о ком или о чем вы дерзаете писать, если позволите ?

Герой

- Я видел девушку или виденье

( звучит песня М.Леонидова

«Она прошла ,как каравелла, по зеленым волнам…»)

Пушкин

 - О. как я Вас понимаю, «я помню чудное мгновенье…»

(звучит романс Глинки на стихи Пушкина)

Герой

 - Ну, да, типа того: чудное мгновенье!

 Пушкин

 - Как странно Вы изволите выражаться! Что ж, попробуем её найти. Где вы бываете? Выходите ли в свет?

Герой

 - Бывает, но редко. В основном, школа, дом ,школа.

Пушкин

 - Театры посещаете?

Молодой человек скорчил гримасу

Пушкин восторженно

  - Волшебный край! Там, там под сению кулис младые дни мои неслись

Звучит классическая музыка

Чтец

 - Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес летит.

Блистательна, полувоздушна.

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена.

Стоит Истомина, она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Балетный номер

В конце выступления входит Евгений Онегин

Другая дама

- Всё хлопает. Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет наводит

На ложи незнакомых дам;

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он;

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеяньи взглянул.

Отворотился – и зевнул

И молвил:

Онегин

 - всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.

Герой

- Кто этот тип? Ну и воспитание!

Пушкин

- Разрешите Вам представить:

Онегин, добрый мой приятель

Родился на брегах Невы.

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я,

Но вреден север для меня…

  Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

 

Подходит Онегин

- мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как–нибудь,

Так воспитаньем. Слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Онегин был по мненью многих

(судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант.

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка.

С ученым видом знатока,

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Пушкин

 - высокой страсти не имея,

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Онегин

 -  а Вы, молодой человек, отличите ямб от хорея? Или  у вас сейчас по-новому и стихи звучат?

Герой

 - Я-то придерживаюсь классики, а вот мои друзья экспериментируют в области стихосложения

Чтец

 - В век цифровой грамотности и стихи бывают цифровыми, вот послушайте:

17 3048

140 10 01

126 138

140 3 501

А.С., это стихотворение для Вас, оно так и называется «Александр Пушкин»

Пушкин

 - Да, мы все умрем:

Но есть резон в том,

Что ты рождён поэтом.

Послушайте, юные друзья, другие строчки:

   Я помню вальса звук прелестный

Исполняется вальс

Герой

 - Да-да, точно, я мог видеть её на дискотеке!

Онегин

Как Вы сказали? Дис-ко-те-ка? Неужели у Вас хранятся диски, послужившие макетом к слепкам статуи «Дискобол» Мирона?

Герой

 - Да нет! Дискотека – это танцы

Современный танец

Онегин

 - Преинтересное явленье, простору много для веселья, а что вы поете, романсы ныне в моде?

Появляются прогуливающаяся девушка с юношей.

Она

 -не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

  Толь в расцвете судьбы, толь на склоне,

  Что я знаю про век и про дни,

  Отвори мне калитку в былое,

  И былым мое время продли.

Звучит романс из фильма «Жестокий романс»

Певица передает гитару современным людям

Рок-композиция

Пушкин внимательно слушает

 - Как сказал Некрасов: «Новое время – новые песни»

Герой

 - Подождите, мне показалось, это она, или снова виденье?

Появляется дама в маске и манит всех

 - Спешите все на маскарад, там встрече с  маской каждый рад

Показ мод под музыку, Муза героя открывает лицо из-под маски

Герой в волнении

 - О, этот профиль, я узнал, как долго  я её искал!

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,

Свою раскованную речь,

Свою пленительную участь-

Как бы шаля, глаголом жечь.

Сумею ли, культуры не хватает…

Нахватанность пророчеств не сулит..

Но дух России надо мной витает

И дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь.

Готовый и для смерти и победы,

Прошу смиренно помощи у вас,

Великие Российские поэты!

Пушкин

 

- Ну что ж. извольте, вам дают советы знаменитые поэты (звучат стихи данных авторов)

Брюсов

Ахматова

Евтушенко

Цветаева

Герой хватается за перо и что-то вдохновенно пишет на коленях.

Пушкин

  И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Герой

- И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем…

Герой сидит задумавшись. К нему подходит Муза

 - Снежинки, проносящиеся мимо…

Остановись, мгновенье!

( На сцене все замирают)

Ты не столь прекрасно,

Сколь неповторимо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из прошлых лет"

Из прошлых лет...........

Статья "Чистый Интернет: прошлое и настоящее"

Статья содержит:- историческую справку возникновения и развития движения по решению проблем  безопасного Интернета для детей; - мероприятия, проведенные с 1999 года в России;- приведены ссыл...

статья по теме "Тьюторы прошлое и будущее"

Аннотация. В статье анализируется контекст введения должности тьютора в школах. Раскрыта специфика его позиции и определена область его ответственности в образовательном процессе. Рассматривается прав...

Статья: Образование в России: прошлое, настоящее и будущее

Образование в России: прошлое, настоящее и будущее...

Викторина "Диалоги с прошлым. Читая дневник великолукского школьника"

Викторина "Диалоги с прошлым. Читая дневник великолукского школьника"...

Статья по культуре восьмидесятых годов прошлого столетия.

Цели: Создать праздничное настроение, поздравить всех женщин с праздником, учителям вспомнить, а учащихся познакомить с музыкальной культурой 80-х годов прошлого столетия.Задачи: - Способствовать...