рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
рабочая программа по литературе в 5 классе,по учебнику коровина.Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2014 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор школы
гуманитарного цикла _________Л.Н. Канунникова _________ Л.П.Кармишева
Протокол № _____ от «____»____________2017 г. Приказ от «01» сентября 2017г «____»________2017 г. №___________
Руководитель МО____________
Е.А.Звонарева
Рабочая программа
по литературе
в 5 классе
на 2017-2018 учебный год
Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (под редакцией В.Я.Коровиной). – М.: Просвещение, 2014г.
Программа: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровин,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией
В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2014.
Количество часов: 102 ч.
Составитель: учитель русского языка Видякова Наталья Сергеевна
2017 г.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2014 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Корови,4 В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2014.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Методы и формы учебного процесса:
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля:
входной - позволяет выявить знания учащихся на начальном этапе обучения в средней школе;
текущий - дает возможность на протяжении изучения каждой темы вести отслеживание результатов успеваемости учащихся;
промежуточный - дает возможность увидеть изменения, к которым пришли учащиеся к середине года;
итоговый - позволяет выявить уровень знаний учащихся по литературе к концу 5 класс.
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
опрос с помощью ИКТ;
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
наблюдение за авторским стилем писателя, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
различные виды пересказа;
тестирование;
написание сочинений; киносценария, басни и т.п
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
п .Энем Тахтамукайский район Республика Адыгея
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО зам.директора приказом №____
Протокол № по УВР директора МБОУСОШ№2
От Батмен С.С Барчо С.Х.
От_____________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(5 класс)
68 часов
Косырихина Бэлла Чишмайевна ,
учитель литературы
2013-2014 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2009
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» перенесена в раздел «Произведения для самостоятельного чтения», т.к. учащиеся 5 класса получат достаточно полное представление о литературной сказке при знакомстве с творчеством Пушкина, Жуковского, Гаршина, Бажова, Маршака
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ СОШ 1 г.Анива. Рабочая программа предназначена для изучения литературы в общеобразовательной школе. Базисный учебный план школы отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 5 классе, рассчитан на 35 учебных недели, 2 урока в неделю.
.
Раздел II. Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание раздела | Количество часов | В том числе: | |
Развитие речи/ Внеклассное чтение | Контрольные работы | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 6 | 1/ | |
3 | Из древнерусской литературы. | 1 | ||
4 | Из литературы XVIII века. | 1 | ||
5 | Из литературы XIX века. | 30 | 4/4 | 2 |
6 | Из литературы XX века. | 22 | 3/2 | 1 |
7 | Из зарубежной литературы. | 6 | 1/3 | |
8 | Итоговый урок | 1 | 1 | |
9 | Резервные уроки | 2 | ||
ИТОГО | 70 | 9/9 | 4 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение. Книга в жизни человека.(1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.(6ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы.(1ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века.(1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века.(30ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.(22ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы.(6ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Раздел IV. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2009.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
5. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М: ВАКО, 2005.
6. Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
9. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
10. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Приложение 1
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья...»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Приложение 2
Список литературы для самостоятельного чтения.
Из русской литературы XIX века.
И.А.Крылов. 3 – 4 басни по выбору.
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века.
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Ю.Ким. Рыба-кит.
Из зарубежной литературы.
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).
Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Приложение 3
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2013-2014 учебный год
№ П/П | Тема урока. Основное содержание | Количество часов | Теория | Тип урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Домашнее задание | |||
1. | Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1ч. | Литература, титул, форзац, корректор, редактор | Вводный урок. Беседа. | С. 3 - 5, Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ. | |||
Устное народное творчество (6 часов) | ||||||||
2. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора. | 1ч. | Понятие о фольклоре. Жанры фольклора. | Чтение и обсуждение статьи. Рассказ учителя. Беседа. | Выучить пословицы на с. 8. С. 7 – 10, пересказ. | |||
3. | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | 1ч. | Сказка. Виды сказок | Урок знакомства с теоретическими понятиями. Чтение и изучение произведения. Беседа. | Выучить определения, с.10, 12, 13 | |||
4. | Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика. | 1ч. | Элементы сказки. Постоянные эпитеты. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | С.13-25., читать. Выучить определения | |||
5. | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа. | 1ч. | Сюжет. Образ главного героя. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | С.28-37 | |||
6. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1ч. | Обучение чтению. Беседа. | С.39-40, 41-42 Пересказ | ||||
7. | РР Классное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках». | 1ч. | Композиция сочинения | Урок развития речи | Закончить сочинение | |||
Древнерусская литература (1 час) | ||||||||
8. | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | 1ч. | Летопись | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Пересказ, с. 46-49. | |||
Литература XVIII века (1час) | ||||||||
9. | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | 1ч. | Авторская литература. Нравоучение. Роды и жанры литературы. | Урок чтения и обсуждения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Выразительное чтение «Случилось вместе два Астронома в пиру». | |||
Литература XIX века (30 часов) | ||||||||
10. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.) | 1ч. | Жанровые особенности басни | Урок внеклассного чтения | С.55-56. Индивидуально – с.58, вопрос 2. | |||
11. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок». | 1ч. | Развитие понятия о басне. Понятие об аллегории и морали | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение наизусть басни по выбору | |||
12. | И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1ч. | Аллегория. Мораль. | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Подготовить иллюстрации в басне по выбору. Выучить определения. | |||
13. | Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | 1ч. | Эзопов язык | Урок развития речи. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни. | Выразительное чтение басни наизусть по выбору. Индивидуально: сообщение о биографии В.Жуковского. | |||
14. | В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои | 1ч. | Литературная (авторская) и народная сказка. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению | С.68-78 | |||
15. | В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады. | 1ч. | Понятие о балладе | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | Выразительное чтение баллады «Кубок», с. 80-85. Презентация «Детские и лицейские годы Пушкина». | |||
16. | А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1ч. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Пересказ биографии поэта. | ||||
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 1ч | Беседа. Обучение чтению | Повторить основные понятия: сказка, басня, баллада. Подготовиться к контрольному тестированию. | ||||
18. | К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина» | 1ч. | Урок контроля. | |||||
19. | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки. | Литературная сказка. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа | Пересказ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», с. 91-108 | ||||
20 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению. | 1ч | Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. Ритм. Строфа | Урок развития речи | Написать сочинение по одной из предложенных тем: «В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне…» А.С.Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты?» | |||
21. | Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | 1ч. | Урок внеклассного чтения | Самостоятельное чтение сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» | ||||
22. | В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 1ч. | Реальность и вымысел. | Обучение чтению. Беседа. | Пересказ сказки «Attalea princes» от лица маленькой, вялой травки | |||
23. | М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | 1ч. | Стихотворение. Патриотический пафос. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Выразительное чтение стихотворения «Бородино», с.165-170 | |||
24. | Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. | 1ч. | Эпитет. Метафора. Сравнение. Звукопись, аллитерация. | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. | Выразительное чтение наизусть «Бородино», с.165-170. Выучить определения. подготовиться к терминологическому диктанту. | |||
25. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1ч. | Повесть. | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ повести «Заколдованное место», с174-184, с. 184, вопросы 1, 2, 4. | |||
26. | Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | Фантастика. Юмор. | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. | С. 185, устно ответить на вопрос. Презентация творчества Н.Некрасова. | ||||
27. | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1ч. | Лирика. Развитие понятия об эпитете. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выразительное чтение с187-192, прочитать с.192 – 205. | |||
28. | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | 1ч. | Эпитет. Речевая характеристика персонажей | Урок внеклассного чтения. | Выучить отрывок «Есть женщины в русских селениях…» | |||
29. | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1ч. | Рассказ. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | С. 207 – 208, пересказ статьи. С. 209 - 229, читать | |||
30. | И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 1ч. | Характер героя. Сравнение. Гипербола. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. Практикум. | С. 229 - 242, читать. С. 243, вопрос 8, 9. | |||
32. | К/Р №2 по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование). | 1ч. | Урок контроля. | |||||
33. | Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | 1ч. | Ритм. Звукопись. Эпитет. Олицетворение. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. Обучение выразительному чтению стихотворения | Выразительное чтение наизусть стихотворения «Весенний дождь». Читать рассказ «Кавказский пленник», с251-267, I – IV Главы. | |||
34. | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1ч. | Рассказ. Сюжет. Композиция. Литературный герой. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Дочитать рассказ до конца. С. 277 – 278, вопросы 1 – 3, 5. Выучить термины на стр. 278. | |||
35. | РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению. | 1ч. | Сравнительная характеристика. | Урок развития речи. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению. | Домашнее сочинение: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Толстого в рассказе “Кавказский пленник”» | |||
36. | А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев. | 1ч. | Юмор. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Практикум. | Подготовить иллюстрации к произведению | |||
37. | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | Стихотворный ритм. | Урок-концерт. Практикум. | Выразительное чтение стихотворения Тютчева «Весенние воды». | ||||
38. | Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова | 1ч. | Лирическое стихотворение. | Урок-концерт. Практикум. | Выразительное чтение наизусть стихотворения по выбору, с.290-298. | |||
39. | И.Бунин. «Опять она, родная сторона...» Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | 1ч. | Пейзаж | Урок внеклассного чтения. | Выразительное чтение отрывка из рассказа Бунина (по выбору учителю). Читать повесть «В дурном обществе». | |||
Русская литература XX века (22 часа) | ||||||||
40. | В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1ч. | Повесть. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ повести «В дурном обществе», главы I – IV. Дочитать повесть до конца | |||
41. | Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | 1ч. | Портрет. | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. Практикум. | Составить рассказ о героях повести (по вариантам). | |||
42. | РР Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко | 1ч. | Понятие о композиции литературного произведения | Урок развития речи. | Домашнее сочинение «Путь Васи к правде и добру». | |||
43. | С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. | 1ч. | Пейзаж. Эпитет. Олицетворение. | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Выучить наизусть стихотворение Есенина | |||
44. | П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. | 1ч. | Понятие о сказе. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ сказа П.Бажова, с.65, задание 9. | |||
45. | Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка» | 1ч. | Сказ и сказка. | Урок чтения и изучения произведения. | Подготовить рассказ о Степане. Выучить термины, с.65. | |||
46. | К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя. | 1ч. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ сказки «Теплый хлеб», подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой». | ||||
47. | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке. | 1ч. | Пейзаж | Урок чтения и изучения произведения. Практикум. | Выписать эпитеты и сравнения из описания пути Фильки к Панкрату, выполнить задание 8 на стр. 78 – письменно. | |||
48. | К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа. | 1ч. | Урок внеклассного чтения. | Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…». Прочитать сказку «Двенадцать месяцев», с.86-105. | ||||
49. | С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла. | 1ч. | Драматургия. Пьеса. Драма. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Повторить роды литературы. Подготовить к выразительному чтению свою роль по всему тексту пьесы. | |||
50. | РР. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению. | 1ч. | Юмор. | Урок развития речи. | Домашнее сочинение по теме: «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; «Падчерица и Королева в пьесе-сказке Маршака “Двенадцать месяцев”». Выразительное чтение рассказа с.107-114 | |||
51. | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1ч. | Быль, фантастика. | Урок чтения и изучения произведения. Обучение чтению. Беседа. | Подготовиться к контрольной работе по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского. | |||
52. | К/Р № 3 по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского» | 1ч. | Урок контроля. | Прочитать рассказ «Васюткино озеро». | ||||
53. | В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1ч. | Автобиография. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Обучение чтению. | Пересказ рассказа «Васюткино озеро» с.117-146 | |||
54. | В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера. | 1ч. | Понятие об автобиографическом произведении | Урок чтения и изучения произведения. Беседа. | С.146, ответить на вопросы 1 – 7. | |||
55. | РР Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев» (По одному произведению.) «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По пр-ям Паустовского, Платонова, Астафьева) | 1ч. | Урок развития речи. | |||||
56. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. | 1ч. | Анализ лирического произведения. | Урок – концерт. | Выразительное чтение стихотворений, с.155, 159 | |||
57. | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе. | 1ч. | Урок чтения и обсуждения произведения. Беседа. Обучение чтению. | С. 156 – 158, наизусть одно стихотворение (по выбору) | ||||
58. | Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. | 1ч. | Юмор | Урок чтения и обсуждения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Пересказ «Кавказский пленник». | |||
59. | Дети и война. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. Рассказ о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | 1ч. | Урок чтения и изучения произведения. Рассказ учителя. Беседа. | Выразительное чтение стихотворений, с.150-154 | ||||
60. | Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | 1ч. | Развитие понятия о балладе. | Урок чтения и обсуждения произведения. | Выразительное чтение баллады, с. 183 – 185. Вопрос 5 – устно. | |||
61. | Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1ч. | Робинзонада. | Урок внеклассного чтения. | Пересказ отрывка «Робинзон Крузо» - с.188-199 | |||
Из зарубежной литературы (6 часов) | ||||||||
62. | Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1ч. | Символический образ | Урок чтения и обсуждения произведения. | ||||
63 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 1ч. | Обучение чтению. Беседа | Принести любимые сказки Андерсена, подготовить к пересказу. Ответить на вопрос «Почему я выбрал именно эту сказку? Чему она меня научила?» | ||||
64. | РР Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», « Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?» | 1ч. | Урок развития речи. | Закончить сочинение | ||||
65. | Ж. Санд. Рассказ о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. Спор героев о прекрасном. | 1ч. | Урок внеклассного чтения. | С.240-249 пересказ, устно – вопрос 2. | ||||
66. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи. | 1ч. | Герой и прототип. | Урок внеклассного чтения. | Пересказ С. 252-267; с.270-280, прочитать | |||
67. | Д.Ж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1ч. | Сюжет и эпизод. | Урок внеклассного чтения. | Стр. 181, подготовить ответы на итоговые вопросы | |||
68. | К/Р № 4. Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения. | 1ч. | Урок контроля. | |||||
69-70. | Резервный урок. | 2ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...