Словарь лирики
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему

Абзеппарова Екатерина Викторовна

Словарь содержит основные термины для 5-9 классов по лирике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lirika.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Лирика

  1. 1.АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однородных согласных звуков, предающее
  2. АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
  3. АНАПЕСТ- (от гр. аnapaistions-отраженный назад)- трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на третий слог.
  4. АНАФОРА - повторение в начале отрезков речи одного и того же звука.
    5.
    АНАКРЕОНТИКА - вид лирики, связанный с именем древнегреческого поэта.

6.БАЛЛАДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),
во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон). Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом.
В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта,Н.С.Тихонова).

  1. БАРД ( от кельтс.bard)- странствующий певец- поэт у древних кельтов; бард в нарицательном смысле слова в поэзии ХУШ- Х1Х вв.- вообще поэт.
    БАСНЯ- короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым    моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.
  2. БЕЛЫЕ СТИХИ- в системе стихосложения, применяющих рифму,- стихи разнообразных размеров, освобожденные от рифмы.
  3. БУРИМЕ (франц. bouts rimes — рифмованные концы), стихи на заданные рифмы; популярная форма светской «легкой поэзии» 17-18 вв.
  4. БЕССОЮЗИЕ - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются бес помощи союзов.
  5. ВЕРЛИБР- (от фр. Vers libre- свободный стих)- свободный стих, тоническое стихосложение- стих, в котором произвольное количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках; нет повторяющихся единообразных строф; может и не быть рифмы.
  6. ВНУТРЕННЯ РИФМА- звуковой повтор, рифма не в конце стихотворных строк, а внутри их, когда слова, находящиеся в середине стиха, созвучны, рифмуются либо со словами, заканчивающимися стих, либо со смежными словами в строке.
  7. ВОЛЬНЫЙ СТИХ- силлабо- тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
  8. ГЕКЗАМЕТР- ( от греч. hex – шесть,   metron- мера)- стихотворный размер в античном стихосложении, шестистопный дактиль
  9. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА-  рифма, в которой ударение падает на четвертый и далее слог от конца в рифмуемом слове.
  10. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА- рифма, в которой ударение падает на третий от конца в рифмуемом слове слог.
  11. ДАКТИЛЬ – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
  12. ДВУСТИШИЕ- одна из простейших строф- сочетание двух стихотворных строк, связанных общей рифмовкой и объединяющей их интонацией.
  13. ДИФИРАМБ - 1) первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее литературная форма, близкая к гимну и оде (Пиндар, Арион,Шиллер,Гердер).
    2)Преувеличенная  похвала
  14. ДОЛЬНИК- (от русск. Доля, часть)- один из видов тонического стихосложения, трехсложный размер с пропуском одного- двух безударных слогов внутри строки.
  15. ЖЕНСКАЯ РИФМА- двусложная рифма, звуковой повтор с ударением на первом из двух слогов.
  16. ЗВУКОПИСЬ- использование звукового состава слов, его звучания для усиления выразительности поэтической речи. Формами звукописи являются: аллитерация, звукоподражание, инструментовка стиха.
  17. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ- один из  видов звукописи и поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений.
  18. ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion), поэтический жанр (в античности — вид буколики), изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы (идиллии Феокрита, Вергилия, И. Фосса, И. В. Гете ). В переносном смысле — мирное беззаботное существование (обычно иронически).
  19. ИНСТРУМЕНТОВКА СТИХА- один из приемов поэтической  речи, заключающийся в том, что в стихе, строфе или целом стихотворении используются слова однородного звукового строя, что придает речи особую окраску и выразительность.
  20. ЛИРИКА (от греч. lyrikos — произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — А. С. Пушкин, А. А. Блок.
  21. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ- лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в лирическом стихотворении.
  22. МАДРИГАЛ (франц. madrigal), 1) в 14 и 16 — нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.
  23. МУЖСКАЯ РИФМА- двусложная рифма, в которой ударение падает на последний в рифмуемом слове слог.
  24. ОДА (от греч. ode — песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16-18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин ). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определенных событий, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19-20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.
  25. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА- строфа, которой написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия, написанных четырехстопным ямбом.
  26. ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).
  27. ПАНЕГИРИК (от греч. panegyrikos logos — похвальная публичная речь),
    1) литературный жанр: хвалебная речь (античность — 18 в.).
    2) Всякое восхваление в литературном произведении (напр., в оде) или выступлении. С 19 в. — неоправданное восхваление.
  28. ПАНТОРИФМА-  созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.
  29. ПАРАЛЛЕЛИЗМ- один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения.
  30.  ПЕРЕНОС- несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи.
  31. ПЕСНЯ – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения;
  32. ПИРРИХИЙ- в античном стихосложении стопа из двух кратких слогов, в силлабо- тонической системе стихосложения- стопа из двух безударных слогов, заменяющая ямб или хорей, но самостоятельно не употребляющаяся.
  33. ПОЛИМЕТРИЯ- когда стихотворный текст написан разными стихотворными размерами.
  34. ПОСЛАНИЕ- поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее — единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания — характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).
  35. ПОЭМА- (греч. poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» А. А. Ахматовой).
  36. ПРОЗАИЗМЫ- слова, включенные в поэтический текст, которые относятся к другому, сниженному, сравнительно с данным, стилю речи.
  37. ПЯТИСТИШИЕ- строфа из пяти строк.
  1. РАЗМЕР СТИХА- число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо- тонического стиха.
  2. РЕДИФ- повторение слова после рифмы в конце каждой строки.
  3. РЕТАРДАЦИЯ- замедление развития сюжетного действия путем введения несюжетных элементов.
  4. РЕТРОСПЕКЦИЯ- это обзор прошлых событий, переживаний, действий персонажа, взгляд в прошлое.
  5. РЕФРЕН (ПРИПЕВ)- стихи, повторяющиеся в поэтическом произведении после каждой строфы или после определенного их сочетания.
  6. РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ– повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.
  7. ритмом, содержанием.

  1. РИФМА- звуковые совпадения в конце строк.
  2. РОМАНС- (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.
  3. СЕКСТИНА- строфа из шести строк

  1. СИЛЛАБО- ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч.sillabe-слог, tonos- ударение)- система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.

  1. СОНЕТ (итал. sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
  2. СПОНДЕЙ- в античном стихосложении стопа из двух долгих слогов, в силлабо- тоническом- стопа их двух ударных слогов, заменяющая ямб или хорей.
    СТАНСЫ (франц. stance — строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба), напр. «В надежде славы и добра...» А. С. Пушкина.
  3. СТИХ- ( от греч.stichos- ряд, строй, порядок) – мерная, окрашенная чувством, организованная человеческая речь.
  4. СТИХОСЛОЖЕНИЕ- система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какя- либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
    СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами литературное произведение небольшого объема (ср. с поэмой); в 19-20 вв. преимущественная форма лирики
  5. СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ-  небольшое произведение лирического характера, написанное прозой, приближающееся по эмоциональной речи и своеобразию ритма к стихотворной речи.
  6.  СТРОФИКА- раздел науки о языке, изучающий закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю.
  7. СТОПА- в силлабо- тоническом стихосложении- единица ритма: повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе, которые и определяют его размер.
  8. СТРОФА-  часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой,
  9. ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ- система стихосложения, основанная на одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества  безударных слогов между ударениями.
  10. ТРОП- (от греч. tropos- поворот)- оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле.
  11.  ТЕРЦИНА – строфа из трех строк.
  12. ТРИОЛЕТ – стих из восьми строк, рифма авааавав.
  13. ХОККУ (хайку), жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
  14. ХОРЕЙ- (от греч.choros- хор)- стихотворный метр, в основу которго положена стопа, с ударением на первом слоге.
  15. ЦЕЗУРА- (от лат.сaesura- рассечение)- вид длительной паузы в стихе.
  16. ЭЛЕГИЯ (греч. elegeia), 1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Е. Баратынского ).
    2) Вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.
  17. ЭПИГРАММА (греч. epigramma, букв. — надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жанр поэзии классицизма (Вольтер), повлиявший и на позднейшую сатирическую поэзию (эпиграммы у А.С. Пушкина). В античной поэзии — стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом; от элегии эпиграмма отличалась большей краткостью и узостью тематики (преимущественно дидактические сентенции и собственно надписи).

69.ЭПИТАФИЯ- (от греч.epitaphius- надгробный)- надгробная  

     надпись, которая часто бывает в стихотворной форме. 

70.ЯМБ ( от греч. Jambs- фракийский музыкальный инструмент)- в

     русском стихосложении двусложная стопа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"

Презентация содержит материал о жизни и деятельности  знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Словари.Виды словарей.

Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....

Наработка глагольного словаря и словаря слов-признаков на занятиях и в режимных моментах

Вот некоторые из дидактических игр и заданий по формированию грамматического строя: важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с и...