Тематическое планирование по литературе 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Родионова Анна Анатольевна

Тематическое планирование по литературе 5 класс. УМК  В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_literature_5_klass_fgos.doc287 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе  (102 часа)

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Форма контроля

Дата

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Введение (1 ч)

1

 Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

1 ч

Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектирование дифференцированного домашнего задания.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Ответы на вопросы.

Устное народное творчество  (9 ч)

2

 Малые жанры фольклора.

1 ч

Самостоятельная работа (составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ»). Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск терминов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

3

Русские народные сказки. Жанры и художественные особенности сказок.

1 ч

Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных произведений, аргументированное выражение собственной позиции. Различение жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок художественных приёмов. Работа над выразительным чтением и пересказом к сказке.

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Пересказ сказок.

4-5

 «Царевна-лягушка».

Сюжет  волшебной сказки

Система образов.

2 ч

Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. \выявление разных видов художественных образов. Работа над выразительным чтением и чтением отрывков сказок по ролям. Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита  собственных иллюстраций к сказке.

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом  созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,  использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие  монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно- классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Пересказ.

6-7

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная  сказка героического содержания.  

Тема мирного труда и защиты родной земли

2 ч

Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. .Различные виды пересказа Сопоставление характеристик главного героя сказки Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

8-9

Сказки о животных «Журавль и цапля».  

Бытовые сказки «Солдатская шинель».

2 ч

Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок.

 Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

10

Р/р.  «Мои любимые русские народные сказки».

1 ч

Развитие связанной речи. Создание сочинения по предложенному плану.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает её.

Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Сочинение по плану.

Из древнерусской литературы (2 ч)

11-12

Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет».

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

2 ч

Изучение статьи учебника и составление хронологического плана, пересказ с опорой на план. Комментарий к незнакомым словам и понятиям с помощью словаря и справочной литературы. Чтение и пересказ летописного сюжета Поиск и анализ цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора. Характеристика героев. Прослушивание и рецензирование актерского чтения фрагмента летописи. Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы;  осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию,  а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Пересказ.

Выразительное чтение.

Из русской литературы XVIII века (2 ч)

13-14

Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

2 ч

Выразительное чтение статей учебника и аналитическая беседа. Устные сообщения (по группам) о деятельности М.В. Ломоносова. Чтение стих-я, работа над выразительностью Составление историко-культурного комментария к тесту  и его анализ. Поиск юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».

Проявляет же-лание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, со-зидательном процессе; осоз-нает себя как индивидуальность и одновре-менно как член общества.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Из русской литературы XIX века (43 ч)

15

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра .

1 ч

Подбор информации о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, презентация сведений. Выразительное чтение басен и рецензирование чтения. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские басни».

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Доклады о баснописцах.

16-17

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Чтение статьи учебника о Крылове. Составление плана. Пересказ фрагментов публицистического текста.

Работа над выразительным чтением басен. Прослушивание и рецензирование актерского чтения.  Историко-культурный комментарий к текстам. Аналитическая беседа по содержанию басен. Составление характеристик героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарем литературоведческих терминов.

Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Пересказ.

Выразительное чтение.

18

Р/р. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

1 ч

Обобщение изученного о баснях. Выразительное чтение, комментирование, анализ. Обсуждение иллюстраций к басням, словесное рисование. Создание собственных иллюстраций и их защита. Конкурс инсценировок басен. Выразительное чтение басен собственного сочинения. Составление вопросов для викторины (по группам).

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

19

20

21

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна».

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»

 Жанр баллады в творчестве  В.А.Жуковского. Баллада «Кубок». Понятие о балладе.

3 ч

Выразительное чтение статьи учебника, составление плана, соотнесение статьи и эпиграфа. Пересказ статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна».

Чтение сказки. Составление цитатного плана текста. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Сопоставление сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Обсуждение иллюстраций к сказке. Анализ актерского исполнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки. Работа с литературоведческими понятиями. Выразительное чтение баллады. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление плана баллады и плана характеристики героев. Аналитическая беседа по произведению. Чтение и пересказ статьи «Из истории создания баллады «Кубок»

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Пересказ.

22-23

А.С.Пушкин. Детские лицейские годы. Стихотворение  «Няне».

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

2 ч

Поиск и систематизация сведений о поэте. Чтение, составление плана статьи и комментарий историко-культурных реалий. Обобщение знаний о сказках Пушкина (беседа).  Чтение и обсуждение сведений учебника о пушкинских местах.

Чтение и анализ стихотворения «К няне». Восприятие и выразительное чтение пролога. Устное рецензирование чтения актеров. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного и музыкального искусства, созвучных прологу. Заучивание отрывка наизусть и подготовка выразительного чтения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

24

Р/р. Письменный ответ на вопрос: «За что я люблю русские народные сказки?»

1 ч

 Написание сочинения с элементами рассуждения. Умение аргументировать свой ответ.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Сочинение.

25-27

 А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов.

   

 Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

3 ч

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение). Пересказ отдельных фрагментов. Словарная работа с текстом. Составление плана на событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходнымсюжетом. Анализ и комментирование текста сказки. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем. Устные и письменные ответы на ? Работа с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Защита отзыва на мультипликационный фильм по сказке Пушкина.

Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые зна-ния, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые дей-ствия, опера-ции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

28

Р/р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

1 ч

Письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения.

Участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Сочинение.

29

Вн/ чт.

Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина.

1 ч

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Составление вопросов к сказкам. Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам. Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов. Составление вопросов к сказкам. Конкурсы, викторины по сказкам. Работа с иллюстрациями к сказкам.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Выразительное чтение.

Русская литературная сказка

30-32

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

3 ч

Чтение и обсуждение статей учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний Погорельский». Чтение сказки (в том числе и по ролям), пересказ фрагментов. Составление лексического и историко-культурного комментария к тексту. Обсуждение и анализ эпизодов сказки. Выделением этапов развития сюжета. Выявление в произведении Погорельского признаков литературной сказки. Устное словесное рисование эпизодов. Рецензирование иллюстраций к сказке.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану

Выразительное чтение.

Пересказ.

33-34

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».

2 ч

Чтение, комментирование и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Знакомство с информацией о Тарханах (раздел «Литературные места России»). Чтение стихотворения и историко-культурный комментарий. Рецензирование актерского чтения. Заучивание наизусть и подготовка выразительного чтения. Устное иллюстрирование фрагментов текста. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись (по группам).                                                      

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Ответы на вопросы.

Чтение наизусть.

35

36

Н.В.Гоголь. Слово о писателе.  «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».

2 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника «Н.В. Гоголь». Словарная работа со статьей. Поиск сведений о Гоголе в различных информационных источниках. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов в повести. Характеристика героев (в том числе речевая). Выявление средств создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставление событий и героев повести Гоголя и народных сказок. Составление таблицы «Фантастика и юмор в повести» с использованием цитирования.

Положительно относится к учению, позна-вательной дея-тельности; же-лает приобре-тать новые знания, уме-ния, совершен-ствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

37

Р/р. Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фольклорные мотивы и картины природы в повестях.

1 ч

Краткий пересказ сюжета повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов. Инсценирование отрывков. Составление культурологического и лексического комментария к повестям. Обсуждение проблематики произведений и системы героев, анализ своеобразия конфликта. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке

Выполняет учебно-познавательные действия;  устанавливает причинно-следственные связи.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Пересказ.

38-40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

3 ч

. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Заочная экскурсия на родину Н.А. Некрасова. Концерт-миниатюра по ранее изученным и самостоятельно прочитанным произведениям Некрасова. Чтение отрывка из поэмы и комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам, предложенным учителем. Работа с понятием эпитет. Прослушивание и рецензирование актерского чтение отрывка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Заочная экскурсия на родину Н.А. Некрасова.  Чтение отрывка из поэмы и комментарий к тексту. Обсуждение текста по вопросам учителя. Работа с понятием эпитет.

Проявляет положительное отношение познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Доклады.

41-44

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа.

Духовные и нравственные качества Герасима.

Протест героя против отношений барства и рабства.

4 ч

Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России»), краткий рассказ о писателе, ответы на вопросы по биографии писателя. Работа с текстом рассказа: чтение фрагментов, комментарии к тексту, различные виды пересказа, чтение по ролям, составление плана рассказа. Рецензирование актерского чтения . Обсуждение проблематики рассказа. Письменные ответы на проблемные вопросы. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже.                                                                                                                                  

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Уметь аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

45

Р/р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1 ч

Составление плана характеристики героя. Работа с эпизодами рассказа. Создание цитатной таблицы для характеристики.                                    

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия; осущест-вляет для решения учебных задач опе-рации анализа, син-теза, сравнения, устанавливает причинно-следст-венные связи, дела-ет обобщения

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Сочинение.

46-47

А.А. Фет «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…». Изображение природы в стихотворениях поэта

2 ч

 Краткий рассказ о поэте и работа со статьей учебника.  Выразительное чтение стихов поэта, изученных ранее и прочитанных самостоятельно. Анализ стихотворений Фета, ответы на вопросы учебника. Обобщающая беседа по стихотворениям и художественной манере поэта.  

Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость; формируют представления о благотворном влиянии природы на душу человека.

Выделяют  главное в сообщении учащихся и учителя; самостоятельно находят и создают способы решения проблем творческого характера.

Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействуют со сверстниками.

 Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; оценивать правильность выполнения действия.

Выразительное чтение.

48-51

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа.

Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

4 ч

Знакомство с биографией писателя, презентация материала об участии Л.Н. Толстого в кавказской войне. Чтение статьи учебника об исторической основе рассказа и ответы на вопросы. Чтение рассказа, пересказ фрагментов. Анализ основных эпизодов по вопросам учителя. Устные рассказы о главных героях произведения. Сопоставление персонажей и составление плана сравнительной характеристики.

Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе (работа со словарем литературоведческих терминов). Обсуждение иллюстраций к рассказу. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Пересказ.

Ответы на вопросы.

52

Р/р.   Подготовка к домашнему сочинению-сравнительной характеристике «Жилин и Костылин: два характера, две судьбы».

1 ч

Составление плана сравнительной характеристики. Подбор цитат из текста. Устный рассказ по плану

Осуществляет самоконтроль и самопроверку

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Сочинение.

53

54

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия»

Вн/чт. Юмористические рассказы Антоши Чехонте.

2 ч

Чтение статьи учебника «Антон Павлович Чехов». Составление плана, ответы на вопросы учителя. Знакомство со статьей о Таганроге (раздел «Литературные места России»). Чтение рассказа (в том числе и по ролям). Языковой комментарий к тексту. Обсуждение содержания рассказа. Анализ языковой характеристики персонажей. Чтение и обсуждение статьи учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор» Поиск средств создания комического в рассказе.   Чтение рассказов и обсуждение по группам, пересказ. Ответы на вопросы учителя по рассказам. Презентация и защита собственных иллюстраций к рассказам. Обобщающая беседа о художественных особенностях ранних рассказов Чехова.                    

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Осваивает  новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную задачу;  планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

55-56

 Поэты 19 века о родине и родной природе. Стихотворения

Ф.И. Тютчева,

А.Н. Плещеева,

И.С. Никитина,

А.Н. Майкова,

И.З. Сурикова.

2 ч

Чтение статьи учебника, вопросы учителя. Выразительное чтение стихотворений и рецензирование чтения. Обсуждение стихотворений в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин, помещенным в учебнике. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов. Сравнение поэтических и музыкальных произведений.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

57

Р/р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.

1 ч

Конкурс на лучшее чтение стихотворений и рецензия чтения. Презентация и защита иллюстраций к стихотворениям (экскурсия). Подготовка к письменному ответу на вопрос «Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века (по 2-3 стих-ям)?»

Осваивает  новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Выразительное чтение.

Из русской литературы XX века (30 ч)

58

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1 ч

Чтение статьи учебника и составление ее плана. Сообщение учащихся о Бунине. Восприятие и выразительное чтение, обсуждение рассказа. Аналитическая беседа по тексту. Групповая работа по фрагментам произведения. Устное иллюстрирование. Рецензирование актерского чтения

Развивает на-выки сотрудни-чества в разных ситуациях, находит выходы из спорных ситуаций.

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Формулирует собственное мнение и позицию; умеет задавать вопросы.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

Сообщения.

Выразительное чтение.

59-62

В.Г.Короленко. Слово о писателе.

«В дурном обществе».

Жизнь среди «серых камней».  Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести.

4 ч

Краткий и выборочный пересказ, обсуждение ключевых фрагментов. Характеристика сюжета, тематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Сообщение о старом Януше и его обсуждение. Работа с литературоведческим словарем и поиск примеров, иллюстрирующих понятие повесть.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, самостоятельно находит ее.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Строит небольшие высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Пересказ.

Сообщение.

Выразительное чтение.

63

Р/р.   Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

1 ч

Презентация и защита коллективного проекта «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составление плана письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат к ответу (групповая работа). Составление устного ответа на проблемный вопрос.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Ответы на вопросы.

64

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»

.

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина. Презентация и защита иллюстраций к прочитанным стихотворениям Есенина. Восприятие, выразительное чтение и обсуждение стихотворений (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения. Анализ поэтического языка стихотворений.  

Даёт объективную оценку своей деятельности по выполнению задания.

Осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Организовывает и осуществляет сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Формулирует и удерживает учебную задачу.

Выразительное.

65-66

П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка».

Образы героев сказа П. П. Бажова. «Медной горы Хозяйка»

2 ч

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Расширение представлений на основе чтения и беседы по статье учебника. Восприятие и выразительное чтение  сказа. Историко-культурный комментарий к тексту. Составление характеристики героя произведения. Различные виды пересказа. . Работа со словарем литературоведческих терминов. Сравнение понятий сказ и сказка. Анализ элементов сказа в произведении П.П. Бажова. Защита проекта «Сказы П.П. Бажова в живописи и прикладном

Интерес к изучению литературного языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Выразительное чтение.

Пересказ.

67

Вн/ чт. 

Мир сказок П.П. Бажова.

Проект «Иллюстрации к сказкам Бажова».

1 ч

Пересказ, защита рисунков, презентации.

Осуществляют самоконтроль и самопроверку.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Пересказ.

68-69

К.Г.Паустовский. Слово о писателе.  «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении .

2 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе и по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление цитатного плана сказки. Составление плана характеристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану с использованием цитат. Подбор пословиц и поговорок о хлебе. Выявление реалистических и фантастических элементов в сказке. Работа над литературоведческими понятиями пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.

Формирует нравственно-эстетические представления

Понимает  чувства других людей и сопереживает им.

Осознаёт значимость чтения; проявляет эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

Использует знаково-символические средства.

Контролирует и оценивает процесс и результат деятельности.

Формулирует собственное мнение и позицию; задаёт вопросы, сотрудничает, работая в паре.

Формулирует собственное мнение и позицию.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

Контролирует и оценивает свои действия.

Выразительное чтение.

Пересказ.

70-72

С.Я.Маршак. Слово о писателе.  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

Художественные особенности пьесы-сказки С.Я.Маршака.

3 ч

Активизация знаний о Маршаке и его творчестве из курса начальной школы, обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки «Двенадцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование чтения. Беседа по произведению. Составление плана-характеристики героев, их нравственная оценка.    Сопоставление пьесы-сказки и ее фольклорных источников. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки, заполнение аналитической таблицы.  

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

73

Р/р. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1 ч

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по выбранной проблеме. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Ответы на вопросы.

74-75

А.П.Платонов. Слово о писателе.

«Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе

2 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника о А.П. Платонове Восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Рецензирование актерского чтения отрывка. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа.  Составление плана рассказа о герое.  Выявление функций фантастических и реалистических элементов в рассказе. Обсуждение иллюстраций учебника.  

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; высказывает и обосновывает свою точку зрения, строит небольшие монологические высказывания.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное  чтение

Пересказ.

76

Урок контроля.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1 ч

 Составление плана самостоятельного письменного высказывания, подбор цитат по выбранной про Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского?

Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение в произведениях Короленко, Паустовского, Платонова?

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения

Строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Письменный ответ на вопросы.

77-79

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя.

3 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи из раздела «Литературные места России». Выразительное чтение эпизодов рассказа, художественный пересказ фрагментов. Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Анализ по эпизодам. Составление плана характеристики героя рассказа. Нравственная оценка поведения и поступков героя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Целеполаганиепланирование саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Выразительное чтение.

Пересказ.

80

Р/р Сочинение по рассказу В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

1 ч

Обсуждение тем сочинения:

1.Что помогло Васютке выжить в тайге?

2.Законы тайги.

3.Значение образов природы в рассказе В.А. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Черновой вариант сочинения Составление плана самост.письмен.

высказывания, подбор цитат по проблеме.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Самостоятельно поэтапно выполняет задания; строит рассуждения; анализирует объекты.

Осуществляет самоконтроль и самопроверку, формулирует собственное мнение и позицию.

Строит рассуждения; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует действия согласно поставленной задаче.

Сочинение.

                                                                                                 Поэты о Великой Отечественной войне

86

87

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

2 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Устный рассказ учащихся о военной биографии поэтов с использованием презентаций. Историческая справка об изображенных событиях Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Словарная работа.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, обосновывает свою точку зрения.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Пересказ.

Выразительное чтение.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

81-83

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Дон-Аминадо « Города и годы«». Образ Родины в стихах о природе.

Проект «Электронный альбом «Русские поэты XX в. о Родине и родной природе» в иллюстрациях»

3 ч

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Презентации о биографии поэтов. Обсуждение и анализ предлагаемых стихотворений. Устное иллюстрирование. Сопоставление стихотворений с произведениями живописи. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Групповой анализ средств изобразительности, создающих образ родины и родной природы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Писатели улыбаются

84

85

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»

2 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника о писателе.  Выразительное чтение фрагментов рассказов, озаглавливание (по группам). Составление комментария к текстам. Выборочный пересказ.  Работа с понятием юмор, подбор примеров из рассказов, выявление способов создания комического. Сопоставление рассказов с произведениями литературной классики, анализ черт сходства и различия (коллективная беседа).  

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

Пересказ.

Из зарубежной литературы (13 ч)

88

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.

1 ч

Презентация собственных иллюстраций к стихотворению Ю.Кима. Чтение статьи учебника о писателе, составление ее плана. Выразительное чтение баллады и рецензирование чтения. Составление плана характеристики героев баллады. Наблюдение над жанром, ритмом и стихотворным размером произведения. Просмотр и обсуждение отрывка из мультфильма «Вересковый мед». Дискуссия «Правильно ли поступили герои баллады?»  

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану

Выразительное чтение.

89-91

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Характер главного героя.

Рассказ о писателе Д.Дефо и чтение статьи учебника, сопоставление информации. Выразительное чтение фрагментов романа и устное рецензирование чтения.  Озаглавливание фрагментов романа (в том числе цитатное), различные виды пересказов. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?» Устные ответы на вопросы по тексту. Составление плана характеристики героя. Групповая работа с эпизодами. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие робинзонада. Сопоставление характеристики героев других робинзонад и героя Дефо. Выявление признаков художественной традиции

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Пересказ.

92-94

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»,  реальное и фантастическое в сказке.

 Внутренняя красота героини.

Победа добра над злом.

3 ч

Сообщение о сказочнике Андерсене. Выразительное чтение отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждение. Выразительное чтение отрывков сказки (в том числе по ролям), инсценирование фрагментов, различные виды пересказа  Устные ответы на вопросы по содержанию произведения. Поиск элементов фантастического и рекалистического в сказке. Устное иллюстрирование. Сопоставление героев сказки. Устная характеристика Герды. Сопоставление различных иллюстраций к эпизодам сказки. Участие в дискуссии «Что есть красота?».

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

95

 Вн/чт.

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1 ч

Пересказ, анализ текста, самостоятельная работа

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Пересказ.

96-97

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев М. Твена.

2 ч

Рассказ о писателе М. Твене. Выразительное чтение фрагментов романа. Групповое обсуждение отрывков. Чтение диалога по ролям. Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?»

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.

Выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Выразительное чтение.

98- 100

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа.

3 ч

Чтение и обсуждение статьи учебника о Д. Лондоне. Выразительное чтение рассказа и пересказ ключевых фрагментов. Работа с эпизодами по группам. Презентация собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультфильма по рассказу.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

Пересказ.

Итоговые уроки (2ч.)

101

Контрольное тестирование

1 ч

Выполнение контрольного теста. Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе. Устный монологический ответ. Различные виды пересказа. Выполнение тестов. Письменные ответы на проблемные вопросы.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Тест.

102

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Проект Электронная презентация «Памятники литературным героям»

1 ч

Обобщение полученных знаний.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся

Осознаёт познавательную задачу; Читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах

Принимает и сохраняет учебную зада-чу; планирует (в сотрудни-честве с учи-телем и одно-классниками или самостоя-тельно) необ-ходимые опе-рации, дейст-вует по плану.

Проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...