Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.
проект по теме
Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Арефинская СОШ Аттестационная методическая работа Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.
Выполнила: учитель русского языка и литературы Плохова Светлана Михайловна, II квалификационная категория.
Арефино 2010-2011 год |
Содержание
Введение
Глава 1. Использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Заключение
Библиография
Приложения
Приложение 1. “Работа со словарными словами», презентация к уроку.
Приложение 2. «Фразеологизмы», презентация к уроку.
Приложение 3. «Тире между подлежащим и сказуемым» презентация к уроку русского языка в 9 классе, план-конспект урока.
Приложение 4. «Учусь видеть в человеке хорошее», презентация к внеклассному мероприятию по литературе в 5 классе, план-конспект урока.
Приложение 5. «Что мы знаем о наречии», презентация к уроку.
Приложение 6. Результаты работы по программе «Школьный наставник».
Введение.
«Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех процессов школьной жизни от обучения до воспитания.
Наши дети — это уже члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки. Надо помнить и о качественном составе информации, которая не всегда может стать "сырьем" для формирования знаний. Поэтому, основная задача информатизации образовательного процесса в школе – это управление информационным потоком, который принимает на себя ученик, его иерархизация, структурирование и комбинирование. Пожалуй, это и послужило толчком к тому, что я стала искать такую организацию учебных занятий, которая соответствовала бы современным требованиям, предъявленным современной школе.
В работе рассматривается мой опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.
“Учитель - это человек, который учится всю жизнь”. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания.
Использование ИКТ на уроках русского языка, базирующихся на применении компьютера, позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, изучать новый материал, закреплять, выполнять практическую работу, включающую разные виды упражнений, углублять знания, проводить контроль. Учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети:
- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ;
- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;
- формируется их информационная культура, которая так необходима школьнику для его будущей социологизации;
- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.
Глава 1. Использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, новшества, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.
Однако, организация учебного процесса, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу), я тщательно продумываю, место и способ использования ИКТ.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
- Повышение мотивации обучения.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
- Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
- Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я разрабатываю мультимедийные презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Презентации составляются с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки .
В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Учителя – филологи знают, что многие темы “растянуты” на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
Хочу отметить, что данные материалы выгодно отличаются от бумажных таблиц, плакатов, репродукций, покупных или изготовленных в своё время своими руками, которыми не каждый педагог может поделиться с коллегами, т.к. они в единственном экземпляре. А эти материалы копируются легко и мгновенно.
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов в 5 классе я использую презентацию “Работа со словарными словами” [Приложение № 1] Презентацию я разработала для применения в практической работе со словарными словами.
Презентация построена таким образом:
сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции,
появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология),
делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова,
подбирают к слову однокоренные слова,
подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Такая работа поможет реализовать один из принципов работы с трудными словами – целенаправленный выход в речевую практику. К написанию словарных слов нужно обращаться на разных этапах урока:
на чистописании это может быть поговорка или пословица,
четверостишие можно использовать как письмо по памяти,
написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты),
предложения можно использовать для комментированного письма.
В эмоционально окрашенных текстах, как правило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изученным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствуют лучшему запоминанию слова – “запоминание с пониманием”.
Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит расширение границ познания, осуществляется связь между русским и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учёбе.
Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.
Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов. Так на уроке в 5 классе при изучении темы «Фразеологизмы» я использовала созданную презентацию [Приложение № 2]
Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:
придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму;
подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации;
написать мини-сочинение с использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.
Использование ребусов, стихотворений при изучении слов с трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребёнка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения новых знаний, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию к учению.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.
Варианты организации деятельности с презентациями могут быть следующими:
- Учитель объясняет тему с использованием презентации;
- Ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного. Например, при подготовке итоговых уроков по темам четверти;
- Отдельные слайды презентации сохраняются в виде рисунков, к ним даются различные задания;
- Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части. Например, по теме «Фразеологизмы»;
- Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Надо изучить материал и расположить слайды в нужном порядке;
- Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответьте на вопрос. Например, после рассмотрения презентации «Жанры литературы» ответить на вопрос: «Каковы отличительные признаки трагедии и комедии? Назовите виды (жанры) драматургических произведений».
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.
Помню, какое бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра! Именно там, а не на уроках литературы в школе я узнала творчество Гоголя, Островского, Грибоедова, Чехова. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл
«Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова.
Современные требования к уроку ставят перед учителем много новых задач, одна из которых — научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Ни у кого не вызывает сомнения, что включение Интернета в учебный процесс имеет такие положительные стороны, как:
· Затрагивает небольшой промежуток времени (при условии, что скорость подачи информации будет высокой);
· Развивает умение работать с вариативной информацией;
· Способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять, выбирать;
· Развивает познавательный интерес к предмету.
А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.
« Кто ещё сомневается в необходимости и нужности Интернета?»
Хочу привести несколько примеров использования средств Интернета на своих уроках. Сразу отмечаю, что чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам. В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:
- в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу, чаще всего, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ) или ввожу фразу поиска в Yandex и Google. Это только кажется, что поисковая работа – это просто. На самом деле – это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое –«отделить зёрна от плевел»;
- прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
- нацелить обучающихся на трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
- обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
- предупредить учеников о критериях оценивания работы:
- показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
- список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора;
- программа реализации задания Word, PowerPoint;
- объём работы.
Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
- Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
- Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
- Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
- Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.
- Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.
- Создание презентаций.
Ещё я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках теперь можно найти в интернете и использовать на уроках.
Все чаще на своих уроках я стала использовать интерактивную доску.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видео).
Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе.
Основные способы использования интерактивных досок:
1. Делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений (Я использую данную форму на уроках русского языка, например, при разборе сложных синтаксических конструкций, когда предложение очень объёмно и его запись занимает много времени на уроке. Заранее подготовив материал на интерактивной доске, напечатав на странице предложение, я веду разбор данного предложения на уроке. При коллективной работе мы выделяем разными цветами грамматическую основу, средства связи в предложении, выделяем границы предложений, чертим схему. Изменения, сделанные в документе, не сохраняются, поэтому его можно использовать на уроках в других классах).
2. Использование групповых форм работы;
3. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (Например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется);
4. Управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску) Эту форму можно использовать в работе с электронными учебными пособиями. В пособиях есть интерактивные тренажёры и тесты, с которыми мы работаем как коллективно, так и индивидуально. Когда один ученик работает у доски с интерактивным пособием, остальные учащиеся выполняют другие виды работы. Также данные электронные пособия содержат интерактивные таблицы и схемы, которые более наглядно представляют изучаемый материал;
5. Использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д. (Этот вид работы я использую редко, разве что для того, чтобы заранее подготовить необходимый материал к уроку, который можно использовать для того, чтобы не писать много раз объёмный материал. Это экономит время учителя при подготовке доски к уроку);
6. Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски. (Эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить);
7. Изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
8. Сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через интернет;
9. Сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
10. Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса. (Один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке);
11. Демонстрация учебных видеороликов (Особенно эту форму интересно использовать при организации проектной деятельности, а также при просмотре экранизаций литературных произведений).
Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов («1С: Школа. Русский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография» Образовательный комплекс/ О.И. Руденко-Моргун. – М., 2006. – (CD-ROM) совместно с возможностями интерактивной доски активизирует внимание школьников.
На этапе закрепления изученного можно демонстрировать вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно. Готовый дидактический материал для выборочного, распределительного диктантов, для самостоятельной работы варьируется в зависимости от уровня подготовленности обучающихся. Всегда «под рукой» на доске «чистый лист» – новая страница, на которой ученики могут писать под диктовку стилусом.
Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
Интерактивные доски позволяют учителю:
- увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта;
- создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке;
- проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
ИД становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
Интерактивные доски позволяют ученикам:
- воспринимать информацию быстрее;
- принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными;
- выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя.
Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников.
Начиная с 2006 года, я работаю над внедрением информационно-коммуникативных технологий в уроки русского языка и литературы.
В 2006-2007 учебном году в нашей школе была открыта экспериментальная площадка. Мною была начата опытно-экспериментальная работа по апробации компьютерных технологий в организации индивидуальной работы с учащимися по русскому языку в рамках программы «Школьный наставник» (в 5 «б» классе). Научный руководитель – ГарееваН.А.(Вачская школа). Цель эксперимента – повысит качество обученности учащихся, вызвать интерес к изучению родного языка. Класс делился на экспериментальную(1) и контрольную(2) группы. Ученики 1 группы три раза в неделю занимались по программе «Наставник» на факультативе. На протяжении всей работы сравнивались результаты учебной деятельности ребят 1 и 2 групп.
«Школьный наставник» — это серия мультимедийных учебных комплексов, выполненных в единой технологии, которые при установке интегрируются в единую обучающую среду. Главный программный модуль этой среды — «Наставник» — предназначен для организации начальной и уточняющей диагностики пробелов в знаниях, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению выявленных пробелов, проведения коррекционной работы, визуального контроля за усвоением учебного материала.
Основу каждого комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Количества учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребенка на протяжении всего учебного года: 3-5 сеансов по 15-20 минут интенсивной работы каждую неделю. (Я работала 3 дня в неделю на факультативном часе (40-45 минут)). Предлагаются различные стратегии обучения, учитывающие различия в интеллектуальных и психологических особенностях детей.
Основная схема работы: выполняется диагностический тест, по его результатам компьютер подбирает уточняющие тесты. Выявив пробелы, компьютер предлагает учебные задания на их устранение, которые выполняются в режимах "изучение", "тренинг" и затем "самоконтроль". Все результаты фиксируются у преподавателя, затем подвергаются статистической обработке и анализу, что позволяют оценить в динамике степень овладения учениками учебным материалом ( показано на графиках далее).
Работа строилась более эффективно с теми учащимися(Меженин Р, Кечкова И), которые регулярно проходили диагностическое тестирование в школьном компьютерном классе, а на домашнем компьютере занимались по индивидуальной программе обучения (индивидуальная программа обучения строится автоматически на основе экспертных оценок предыдущих результатов работы ученика, а также на основе диагностического тестирования).
Занятия проводились на протяжении всего учебного года. Учащиеся экспериментальной группы с огромным желанием посещали факультатив «Наставник», выполняли все предложенные им задания и радовались вместе со мной своим маленьким успехам. И в конце учебного года можно было с уверенностью сказать, что ребята в полном объеме усвоили программный материал. Повысилось качество их ЗУНов. Об этом свидетельствуют таблица результатов усвоения учебного материала и графики успеваемости учеников [приложение 6].
В результате эксперимента:
- Повысилось качество обученности учащихся экспериментальной группы;
- Деятельность учеников стала более насыщенной, эффективной;
- Вырос интерес к изучению родного языка;
- Качество знаний учащихся экспериментальной группы выше качества знаний учащихся контрольной группы;
- Психологическая служба отметила уменьшение тревожности, повышение мотивации детей, повышение интереса к процессу учебы.
Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.
В настоящее время работа по программе «Школьный наставник» продолжается. В этом учебном году ведется работа в этом направлении с учащимися 5 класса.
В практике своей работы я так же использую «Библиотеку электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c записью текстов литературных произведений.
В используемой программе «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы» известных разработчиков программного обеспечения «Дрофа» и «Физикон» материал дан не по классам, а по основным разделам литературы. Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок.
Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы», которая иллюстрирует процесс зарождения литературы, ее роды и жанры, а затем знакомимся с художественными системами.
Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет» и т.д.
При изучении в 5 классах темы «Морфемика» мы знакомимся с понятием «связанные корни». В учебнике этого термина нет, нам помогает программа фирмы «Кирилл и Мефодий» по русскому языку. Для закрепления коллективно выполняем задания тренажера, сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.
При изучении темы «Имя существительное» с использованием того же программного продукта учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное. В этом нам опять поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.
Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок.
Электронный учебник «Русский язык. Репетитор» часто применяю на уроке контроля знаний обучающихся. С его использованием я провожу уроки в 9 классе по подготовки к ГИА. Компьютер фактически на подобных уроках играет роль «электронного учителя», осуществляя контроль за уровнем сформированности орфографических и пунктуационных навыков у конкретного ученика.
Задания здесь подобраны по принципу - «от простого к сложному»:
- Вставить пропущенные буквы в слова из словосочетаний типа пол..скать бельё, прил..скать ребёнка.
- Опознавание орфографических и пунктуационных правил. Например, выбрать из предложенных нескольких рядов ряд слов с проверяемой безударной гласной корня.
- Умение обнаруживать орфограмму и пунктограмму в тексте, работать над решением орфографических и пунктуационных задач.
Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «ещё подумай» и т.д.. По завершению компьютер оценивает ученика баллами – 100 %-«5», 90 % -«4», 80 % -3. В награду за хорошие результаты откроется страница «Перемена», где можно прочитать школьный анекдот или интересную историю из жизни знаменитых людей.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
С опытом работы по данной теме я выступала на заседаниях школьных методических объединений, давала открытые уроки, где демонстрировала их применение:
- Открытый урок русского языка в 5 классе по теме « Простые и сложные предложения».
- Открытый урок русского языка в 9 классе «Тире между подлежащим и сказуемым» [Приложение № 3–презентация к уроку русского языка в 9 классе, план-конспект урока].
- Открытое внеклассное мероприятие по литературе в 5 классе «Учусь видеть в человеке хорошее» [Приложение№4- презентация к внеклассному мероприятию по литературе в 5 классе, план-конспект урока].
- Открытый урок в 7 классе «Что мы знаем о наречии» [Приложение№5- презентация к уроку] и др.
Несомненно, достичь определенных результатов мне помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.
Планирую продолжить работу над данной темой и в 2011 году
Заключение.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором
Мой опыт работы с электронными учебниками говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:
- ученик работает активно и самостоятельно;
- изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
- применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
- у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
- формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Можно сделать вывод, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:
- повышению качества обучения;
- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;
- радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;
- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
- развитию самостоятельности учащихся;
- непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин: от общеобразовательных до профильных.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:
- возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
- возможность сочетания разных программных средств;
- побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Компьютер на урочных и внеурочных занятиях по общеобразовательным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, выполняет различные функции:
- источника учебной информации;
- наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
- тренажера;
- средства диагностики и контроля;
- текстового редактора.
Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках русского языка и литературы можно сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Библиография
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.
- Кубичев Е.А. ЭВМ в школе. М.: Педагогика, 1986. Машбиц Е.И.
- Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986
- Николаева Л.П., Иванова И.В. Работа со словарными словами. М.: “Экзамен”,2008
- Словарь русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой. М.:Русский язык, 1997.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
- Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. Изд. Дом “Литера”, С.-Пб., 2005.
- Словарь синонимов и антонимов русского языка. С.-Пб., 2005.
- Бабич И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации \ Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании". – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.
- Леведь И.Н. «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.
- Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с. 43-44, 51.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка...
Применение технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы
фрагменты уроков по использованию приёмов технологии РКМЧП...
Авторская методика применения цифровых образовательных ресурсов нового поколения на уроках русского языка и литературы
Использование новых информационных технологий в преподавании русского языка и литературы является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, обогащения арсена...
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ООО
В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС ООО перед учителями ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных дей...
Примеры применения технологии РКМ на уроках русского языка и литературы.
Главная привлекательность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а ос...
Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"
Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет: -наполнить уроки новым содержанием;-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...