Путь к Чехову. Анализ рассказа «Студент»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цель: в процессе урока выявить основные черты, присущие творчеству А. П. Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uroka_po_rasskazu_chehova.ppt | 705.5 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 64.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель На основе обзора биографии и анализа рассказа выявить черты, присущие творческому методу Чехова
Семья. Учеба. Антоша Чехонте. Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его "юмористические мелочи" регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
Вхождение в "большую" литературу. После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает "многописание": основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники "Пестрые рассказы" (1886) и "Невинные речи" (1887).
Творческая викторина Назовите произведения Чехова
Чем отличаются они от рассказов других авторов? (короткие, смешные, нелепые герои, поучительные) Чем рассказ «Студент» отличается от привычного, смешного Чехова?
Лексическая работа. Рассказ, новелла, этюд – так по разному определяют жанр произведения «Студент». Соотнесите определение с конкретным жанром. малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера небольшое по объёму произведение (научное, критическое), посвящённое частному вопросу рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией
Вопросы по содержанию: Какие религиозные мотивы звучат в рассказе? Что послужило причиной плохого настроения героя? Почему огороды, мимо которых он шёл, назывались «вдовьими»? Что мы узнаём о женщинах, которые встретились ему? Имена каких евангелистов упоминаются в рассказе героя? Какова реакция женщин на рассказанную евангельскую легенду? Что мы узнаём о самом герое?
Первый блок Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним - Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная "смиренность" перед пошлостью жизни других ("Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Дом с мезонином", 1896; "Ионыч", 1898; "Дама с собачкой", 1899). В рассказах "Бабье царство" (1894), "Мужики" (1897), "В овраге" (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах "Палата №6" (1892), "Человек в футляре" (1898). В пьесах "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1897), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Чехов - тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
Второй блок Художественные открытия Чехова Новый этап в творческой биографии Чехова - "вхождение в литературу" - связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А.С. Суворина "Новое время" (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника "В сумерках" (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой "Иванов" (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства. Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести "Степь", опубликованной в 1888 в журнале "Северный вестник", обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты.
Третий блок Литературная репутация В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" (до 1893) и "Русские ведомости"; выходят отдельные издания и сборники ("Рассказы", 1888; "Хмурые люди", 1890; Повести и рассказы", 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его "объективной" (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет "с холодной кровью", в излишнем "фотографизме" и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него "общей идеи" (повесть "Скучная история", 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть "Палата N 6" (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
Четвертый блок Проблематика рассказов В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма ("Огни", 1888), социального дарвинизма ("Дуэль", 1891), радикального народничества ("Рассказ неизвестного человека", 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений ("Три года", "Супруга", "Ариадна", все 1895), аномальных явлений психики ("Черный монах", 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - "хмурые", скучные, живущие "в сумерках" люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Пятый блок Последний период творчества В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам "художественной объективности", Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта ("Моя жизнь", 1896; "Мужики", 1897; "В овраге", 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе "Дом с мезонином" (1896), "маленькой трилогии" "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни ("По делам службы", 1898; "Архиерей", 1902; "Невеста", 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Короткий рассказ, основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую позицию Передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты. Закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. Многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, но в томлениях и муках своих героев видит доказательства принципиальной возможности новой жизни для человека Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира
Абрам Борисович Дерман, исследователь творчества Чехова, писал, у писателя есть «специальные средства», с помощью которых он превращал прозаические, заурядные явления жизни в золотую поэзию. И первое средство – пейзаж. Каждое чеховское изображение пейзажа имеет «значение усилителя эмоциональных образов и ситуаций», кроме того, «это не только.. аккомпанемент к повествуемому. Нередко это равноправный партнёр с другими компонентами по раскрытию идейного и философского смысла важнейших моментов произведения» Какова роль пейзажа в начале рассказа? фон, на котором проходит действие психологический двойник эмоционального состояния героя незаявленный персонаж рассказа Роль пейзажа в рассказах Чехова Абрам Борисович Дерман, исследователь творчества Чехова, писал, у писателя есть «специальные средства», с помощью которых он превращал прозаические, заурядные явления жизни в золотую поэзию. И первое средство – пейзаж. Каждое чеховское изображение пейзажа имеет «значение усилителя эмоциональных образов и ситуаций», кроме того, «это не только.. аккомпанемент к повествуемому. Нередко это равноправный партнёр с другими компонентами по раскрытию идейного и философского смысла важнейших моментов произведения» Какова роль пейзажа в начале рассказа? фон, на котором проходит действие психологический двойник эмоционального состояния героя незаявленный персонаж рассказа
Ряд ясных моментов бытово-религиозного характера способствует тому, что у студента сложилось предрасположение к мистическому уклону мысли. Назовите эти моменты. Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка; дело происходит в страстную пятницу со всем её ритуалом страстей господних Каковы физиологические предпосылки для его унылого настроения? Он голоден, озяб Ему не хотелось домой. О чём он думал? Студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше») Что происходит дальше? Студент приближается к костру, у которого греются две знакомые ему деревенские бабы, и, весь во власти своих безотрадных мыслей, вступает с бабами в беседу. И вот в беседу с бабами врывается евангельская легенда, близкая в тот момент всем: и женщинам, потому что они накануне в церкви слушали чтение двенадцати евангелий о страданиях Христа, отречении Петра и т. д., и студенту, который переливает свою тоску в рассказ об отречении Петра, придавая ему трогательный лирический колорит.
Первая иллюстрация. Картина Леонардо да Винчи – новаторская для своего времени. Именно он так расположил двенадцать апостолов. Сегодня нас на уроке интересует не известное всем предательство Иуды, а отречение Петра. Но говоря об этой картине, нельзя пройти мимо образа Иуды, потому что с ним связаны различные варианты художественного воплощения данного сюжета.
Вторая иллюстрация. У многих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей.
Третья иллюстрация. Похожая ситуация и на этой иконе. Иуда отделён ото всех. Обратим внимание на отсутствие нимба над головой и на мешочек с монетами – символ предательства.
Слова Христа о предательстве, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании. Особенно импульсивно откликаются три апостола, которые сидят по его правую руку. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь к Христу, Иаков в возмущении развел руками и откинулся назад, Фома поднял руку вверх. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная, она отличается большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный,, грубый профиль контрастно противопоставлен прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.
В рассказе речь идет о Петре. На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнёс фразу: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Далее в евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Пётр действительно трижды отрёкся от него. Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в предательстве. Реакция слушательниц взволновала студента. Он покидает костёр и продолжает свой путь, но мысли его принимают другой оборот. (Чтение заключительного фрагмента)
О чём этот рассказ? Какова его тема? Его тема – МОЛОДОСТЬ. Это рассказ о том, как молодость мила, свежа и поэтична и как она наивна и легковерна. Подберите нужную цитату: «и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, и невыразимо сладкое ожидание счастья, … овладели им понемногу»» Вот два душевных состояния героя: Первое – «невежество, тоска, …пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - …и жизнь не станет лучше». Второе – «правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались и до сегодня… Жизнь казалась восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Требуется поистине какой-то сверхмощный толчок, чтобы мысль подобным образом метнулась от одного полюса к другому. И автор его указывает- это слёзы Василисы.
Из истории создания рассказа Обратимся к двум фактам. Чехов меняет заглавие рассказа. В первой публикации рассказ назван очень типично– «Вечером». Антон Павлович заменил другим: «Студент» Какой небольшой акцент делает Чехов? Центр тяжести переносится на возрастной признак героя, как бы поворачивал к нему внимание читателя Другие изменения, которые он внёс в текст ещё определённее. Остановимся на одном, где студент истолковывает слёзы старухи. Вместо фразы «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет рассказывать», в новой редакции мы читаем: « Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра ». Что изменилось? Студент, молодой человек, наивно и трогательно приписывает старухе мысли, которые и ему самому лишь сию минуту пришли в голову
Финал рассказа Финал рассказа - апофеоз правды и красоты «вообще на земле» «Сладкое ожидание счастья» в одно мгновение перестраивает мрачную и безотрадную философию – в светлую и жизнерадостную Всё в рассказе: и специфика евангельской легенды, и встреча с женщинами, способными понять чужое страдание, - подчинено широкой, общечеловеческой идее. Какой? Мысль о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и своё место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми. Какую ещё отличительную черту творчества Чехова можно внести в наш список? Обретение смысла жизни останется мечтой лучших чеховских героев
Отличительные особенности произведений Чехова Мастерство («сказать в немногом многое») Пейзаж имеет «значение усилителя эмоциональных образов и ситуаций», «это равноправный партнёр с другими компонентами по раскрытию идейного и философского смысла произведения» Герои Чехова стали мечтать о России – цветущем саде, о её будущем, стали предсказывать сроки наступления лучшей поры Короткий рассказ - этюд - основой сюжета которого служит любопытный случай из жизни Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами Чехов - тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм Отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию Нравственный аспект преобладает над социальным Основой сюжетов становится внутренний конфликт духовного мира героев Религиозная направленность Жанрово-стилевая новизна произведений
Домашнее задание Написать сочинение-рассуждение на тему: «Мир чеховских произведений» Подготовить сообщение на тему: «Чехов. Жизненный и творческий путь» Прочитать рассказ «Чёрный монах», подготовить отзыв.
Сегодняшний урок – это не только путь к изучению творчества Чехова, но и своеобразный мостик в литературу ХХ века, так как мастерство Чехова «сказать в немногом многое» стоит у истоков всех изменений, вошедших в серебряный век.
Предварительный просмотр:
Учебные элементы (УЭ) | ЭТАПЫ УРОКА | КОНТРОЛЬ (БАЛЛЫ) |
УЭ – 0 (2 мин.) | Тема: «Путь к Чехову. Анализ рассказа «Студент» Цель: в процессе урока выявить основные черты, присущие творчеству А. П. Чехова. Задачи:
| |
УЭ – 1 (3 мин) Устная работа (2 мин) самостоятельно | Повторение. Цель: вспомнить особенности ранних рассказов Чехова. Первый этап. Блиц-опрос.
Второй этап. Лексическая работа. Рассказ, новелла, этюд – так по разному определяют жанр произведения «Студент». Соотнесите определение с конкретным жанром.
| 3 рассказа – 1 балл; 4 – 2 балла; 5 – 3 балла 3-4 особенности – 2 балла;1-2 – 1 балл Без ошибок – 3 балла; 1 ошибка – 2; 2 – 1 балл. |
УЭ – 2 (7 мин) Взаимопроверка | Входной контроль Цель: оценить полноту усвоения содержания прочитанного дома рассказа. Ответьте на вопросы:
| Максималь-ное кол-во баллов 11-12 |
УЭ – 3 (15 мин) Работа в парах. | Цель: учиться делать предварительный отбор информации. Этапы жизненного и творческого пути А. П. Чехова разбиты на блоки. Познакомьтесь с ними. В форме тезисов запишите отличительные черты его творчества. Интересные моменты биографии запомните, ответьте устно. | Каждый правильный тезис – один балл |
УЭ – 4 (5 мин) Индивидуальная работа. | Цель: формировать умение перерабатывать информацию, соотносить с поставленной задачей. Соотнесите полученные выводы с рассказом «Студент», подчеркнув самое главное. | Сверьте результат: каждый правильный вывод – 1 балл. |
УЭ – 5 (5 мин) Работа с текстом. | Цель: научиться ориентироваться в определении роли пейзажа в литературном произведении. Прочитайте описание пейзажа, определите его роль.
| Оцените степень личного участия: выразитель-ное чтение – 2 балла; верный комментарий – 2 балла. |
УЭ – 6 (10 мин) Устно (10 мин) Групповая работа. (8 мин) Устно (9 мин) Устно/письменно | Цель: совершенствовать умение анализа литературного произведения. Первый этап. Погружение в текст. Ряд ясных моментов бытово-религиозного характера способствует тому, что у студента сложилось предрасположение к мистическому уклону мысли. Назовите эти моменты. Каковы физиологические предпосылки для его унылого настроения? Ему не хотелось домой. О чём он думал? (подберите цитату) Что происходит дальше? (короткий пересказ) Второй этап. Сравнительный анализ: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря – евангельская легенда – рассказ Чехова. Как нам, далёким от религии, почувствовать то, что происходило, по евангельскому преданию, 19 веков назад? Обратимся к живописи. ( просмотр слайдов) Задание к четвёртой иллюстрации. В справке указаны почти все апостолы. Запишите их имена в определённой последовательности слева направо. Там, где затрудняетесь, ставьте прочерк. Подумайте, что объединяет эти произведения, несмотря на отличия? Дайте ответ от своей группы. Третий этап. Наблюдение над словом. О чём этот рассказ? Какова его тема? Его тема – МОЛОДОСТЬ. Это рассказ о том, как молодость мила, свежа и поэтична и как она наивна и легковерна. Подберите цитату, подтверждающую эти слова. Вот два душевных состояния героя: Первое – (выборочная цитата) Второе – (выборочная цитата) Чтобы мысль подобным образом метнулась от одного полюса к другому, требуется поистине какой-то сверхмощный толчок. Укажите его. Обратимся к двум фактам. Чехов меняет заглавие рассказа. В первой публикации рассказ назван очень типично– «Вечером». Антон Павлович заменил другим: «Студент» Какой небольшой акцент делает Чехов? Другие изменения, которые он внёс в текст ещё определённее. Остановимся на одном, где студент истолковывает слёзы старухи. Вместо фразы «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет рассказывать», в новой редакции мы читаем: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Что изменилось? Четвёртый этап. Анализ финала. «Сладкое ожидание счастья» в одно мгновение перестраивает мрачную и безотрадную философию – в … (подберите нужные синонимы). - Финал рассказа - апофеоз правды и красоты «вообще на земле» - окрашен праздничным настроением. Всё в рассказе: и специфика евангельской легенды, и встреча с женщинами, способными понять чужое страдание, - подчинено широкой, общечеловеческой идее. Какой? Подберите нужную цитату из заключительной части рассказа, обоснуйте свой вывод. Какую ещё отличительную черту творчества Чехова можно внести в наш список? Сформулируйте свою мысль в виде тезиса, запишите. | Каждый правильный ответ – 1 балл Самая активная группа получает 5 баллов; менее активная – 3 балла Оцените точность подбора цитаты, поставьте от одного до двух баллов 1 балл за устный ответ 1-2 балла за правильный ответ Точность формулиров-ки оценивается до 3 баллов. |
УЭ – 7 (10 мин) письменно | Выходной контроль Цель: оценить полноту усвоения материала. На контрольных листочках (запись под копировальную бумагу) запишите в форме тезисов те отличительные черты произведений Чехова, которые вы запомнили в ходе урока. Один вариант оставьте себе для взаимопроверки, другой сдайте учителю. | 1 балл за правильный ответ |
УЭ – 8 (2 мин) | Домашнее задание. Цель: проанализировать предложенные варианты домашнего задания, выбрать вариант, соответствующий вашим способностям. 1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Мир чеховских произведений» 2. Подготовить сообщение на тему: «Чехов. Жизненный и творческий путь» 3. Прочитать рассказ «Чёрный монах», подготовить отзыв. | |
УЗ – 9 (2 мин) | Итог урока. Сегодняшний урок – это не только путь к изучению творчества Чехова, но и своеобразный мостик в литературу ХХ века, так как мастерство Чехова «сказать в немногом многое» стоит у истоков всех изменений, вошедших в серебряный век. Вернитесь к УЭ – 0, сделайте вывод, оцените себя. | «5» - 50 баллов; «4» - 35; «3» - 20; «2» - не ставится, если материал будет пересдан |
Предварительный просмотр:
Путь к Чехову. Анализ рассказа «Студент»
(урок литературы в 10 классе)
Автор: Викулова Галина Львовна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Читая о творчестве А. П. Чехова, много раз встречала мнение о том, рассказ «Студент» писатель считал одним из самых совершенных своих произведений. Поэтому посчитала целесообразным включить его в первый урок по изучению творчества Чехова вместе с биографией писателя. Использование технологической карты занятия способствует активному включению учащихся в урок. Опыта работы по модульной технологии обучения нет. Заинтересовала лекция учителя одной из школ города Калуги на курсах повышения квалификации учителей (осень 2009 года) и информация о том, что данная технология чаще применяется на уроках русского языка, а не литературы.
Тема: «Путь к Чехову. Анализ рассказа «Студент» (10 класс)
Цель: На основе обзора биографии и анализа рассказа выявить черты, присущие творческому методу Чехова
Задачи:
- развивать творческую любознательность
- приобщать к мировой культуре
Методические рекомендации
Вводное занятие проводится в форме сдвоенного урока с использованием
технологической карты и ИКТ.
Конспект занятия
Ход урока:
- Сегодня мы приступаем к изучению творчества А. П. Чехова. Чехов вам знаком по ранним юмористическим рассказам. Небольшой рассказ «Студент», который вы читали к сегодняшнему уроку, к юмористическим не отнесёшь. Наша цель – на основе этого рассказа, открыть другого Чехова, незнакомого нам.
Поможет нам построить работу технологическая карта занятия, которая облегчит вам работу и оценит ваш труд.
Учебные элементы (УЭ) | ЭТАПЫ УРОКА | КОНТРОЛЬ (БАЛЛЫ) |
УЭ – 0 (2 мин.) | Тема: «Путь к Чехову. Анализ рассказа «Студент» Цель: в процессе урока выявить основные черты, присущие творчеству А. П. Чехова. Задачи:
| |
УЭ – 1 (3 мин) Устная работа (2 мин) самостоятельно | Повторение. Цель: вспомнить особенности ранних рассказов Чехова. Первый этап. Блиц-опрос.
Второй этап. Лексическая работа. Рассказ, новелла, этюд – так по- разному определяют жанр произведения «Студент». Соотнесите определение с конкретным жанром.
| 3 рассказа – 1 балл; 4 – 2 балла; 5 – 3 балла 3-4 особенности – 2 балла;1-2 – 1 балл Без ошибок – 3 балла; 1 ошибка – 2; 2 – 1 балл. |
УЭ – 2 (7 мин) Взаимопровер-ка | Входной контроль Цель: оценить полноту усвоения содержания прочитанного дома рассказа. Ответьте на вопросы:
| Максималь-ное кол-во баллов 11-12 |
УЭ – 3 (15 мин) Работа в парах. | Цель: учиться делать предварительный отбор информации. Этапы жизненного и творческого пути А. П. Чехова разбиты на блоки. Познакомьтесь с ними. В форме тезисов запишите отличительные черты его творчества. Интересные моменты биографии запомните, ответьте устно. | Каждый правильный тезис – один балл |
УЭ – 4 (5 мин) Индивидуальная работа. | Цель: формировать умение перерабатывать информацию, соотносить с поставленной задачей. Соотнесите полученные выводы с рассказом «Студент», подчеркнув самое главное. | Сверьте результат: каждый правильный вывод – 1 балл. |
УЭ – 5 (5 мин) Работа с текстом. | Цель: научиться ориентироваться в определении роли пейзажа в литературном произведении. Прочитайте описание пейзажа, определите его роль.
| Оцените степень личного участия: выразитель-ное чтение – 2 балла; верный комментарий – 2 балла. |
УЭ – 6 (10 мин) Устно (10 мин) Групповая работа. (8 мин) Устно (9 мин) Устно/письменно | Цель: совершенствовать умение анализа литературного произведения. Первый этап. Погружение в текст. Ряд ясных моментов бытово-религиозного характера способствует тому, что у студента сложилось предрасположение к мистическому уклону мысли. Назовите эти моменты. Каковы физиологические предпосылки для его унылого настроения? Ему не хотелось домой. О чём он думал? (подберите цитату) Что происходит дальше? (короткий пересказ) Второй этап. Сравнительный анализ: Леонардо да Винчи «Тайная вечеря – евангельская легенда – рассказ Чехова. Как нам, далёким от религии, почувствовать то, что происходило, по евангельскому преданию, 19 веков назад? Обратимся к живописи. (Просмотр слайдов) Задание к четвёртой иллюстрации. В справке указаны почти все апостолы. Запишите их имена в определённой последовательности слева направо. Там, где затрудняетесь, ставьте прочерк. Подумайте, что объединяет эти произведения, несмотря на отличия? Дайте ответ от своей группы. Третий этап. Наблюдение над словом. О чём этот рассказ? Какова его тема? Его тема – МОЛОДОСТЬ. Это рассказ о том, как молодость мила, свежа и поэтична и как она наивна и легковерна. Подберите цитату, подтверждающую эти слова. Вот два душевных состояния героя: Первое – (выборочная цитата) Второе – (выборочная цитата) Чтобы мысль подобным образом метнулась от одного полюса к другому, требуется поистине какой-то сверхмощный толчок. Укажите его. Обратимся к двум фактам. Чехов меняет заглавие рассказа. В первой публикации рассказ назван очень типично – «Вечером». Антон Павлович заменил другим: «Студент» Какой небольшой акцент делает Чехов? Другие изменения, которые он внёс в текст ещё определённее. Остановимся на одном, где студент истолковывает слёзы старухи. Вместо фразы «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет рассказывать», в новой редакции мы читаем: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Что изменилось? Четвёртый этап. Анализ финала. «Сладкое ожидание счастья» в одно мгновение перестраивает мрачную и безотрадную философию – в … (подберите нужные синонимы). - Финал рассказа - апофеоз правды и красоты «вообще на земле» - окрашен праздничным настроением. Всё в рассказе: и специфика евангельской легенды, и встреча с женщинами, способными понять чужое страдание, - подчинено широкой, общечеловеческой идее. Какой? Подберите нужную цитату из заключительной части рассказа, обоснуйте свой вывод. Какую ещё отличительную черту творчества Чехова можно внести в наш список? Сформулируйте свою мысль в виде тезиса, запишите. | Каждый правильный ответ – 1 балл Самая активная группа получает 5 баллов; менее активная – 3 балла Оцените точность подбора цитаты, поставьте от одного до двух баллов 1 балл за устный ответ 1-2 балла за правильный ответ Точность формулиров-ки оценивается до 3 баллов. |
УЭ – 7 (10 мин) письменно | Выходной контроль Цель: оценить полноту усвоения материала. На контрольных листочках (запись под копировальную бумагу) запишите в форме тезисов те отличительные черты произведений Чехова, которые вы запомнили в ходе урока. Один вариант оставьте себе для взаимопроверки, другой сдайте учителю. | 1 балл за правильный ответ |
УЭ – 8 (2 мин) | Домашнее задание. Цель: проанализировать предложенные варианты домашнего задания, выбрать вариант, соответствующий вашим способностям. 1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Мир чеховских произведений» 2. Подготовить сообщение на тему: «Чехов. Жизненный и творческий путь» 3. Прочитать рассказ «Чёрный монах», подготовить отзыв. | |
УЗ – 9 (2 мин) | Итог урока. Сегодняшний урок – это не только путь к изучению творчества Чехова, но и своеобразный мостик в литературу ХХ века, так как мастерство Чехова «сказать в немногом многое» стоит у истоков всех изменений, вошедших в серебряный век. Вернитесь к УЭ – 0, сделайте вывод, оцените себя. | «5» - 50 баллов; «4» - 35; «3» - 20; «2» - не ставится, если материал будет пересдан |
- Сегодня, знакомясь с биографией Чехова, выпишите в тетрадь отличительные черты его произведений, оформив работу в виде тезисов. Интересные факты из жизни писателя запомните.
Семья. Учеба. Антоша Чехонте.
Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его "юмористические мелочи" регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
Вхождение в "большую" литературу.
После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает "многописание": основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники "Пестрые рассказы" (1886) и "Невинные речи" (1887).
- Назовите произведения Чехова, которые вы знаете?
- Чем отличаются они от рассказов других авторов? (короткие, смешные, нелепые герои, поучительные)
В этом году мы с вами будем проходить другие произведения Чехова. Произведения серьёзные.
Наша цель – на основе одного другого, тоже небольшого рассказа, открыть другого Чехова, незнакомого нам.
Дома вы читали рассказ «Студент».
Он (рассказ) отличается от привычного чеховского рассказа.
- Вопросы по содержанию:
- Какие религиозные мотивы звучат в рассказе?
- Что послужило причиной плохого настроения героя?
- Почему огороды, мимо которых он шёл, назывались «вдовьими»?
- Что мы узнаём о женщинах, которые встретились ему?
- Имена каких евангелистов упоминаются в рассказе героя?
- Какова реакция женщин на рассказанную евангельскую легенду?
- Что мы узнаём о самом герое?
По достоверному свидетельству брата писателя, Ивана Павловича, едва ли не лучшим своим рассказом Чехов считал крошечный этюд «Студент», называя его «самой отделанной» вещью.
- О каких произведениях Чехова мы услышим, изучая его творчество? Обратимся к биографической справке.
Наша задача на уроке – создать литературоведческую справку: «Отличительные черты произведений А.П. Чехова».
Обратимся к 1 блоку.
Прочитайте материал, запишите (кратко) ту часть, которая характеризует творчество.
1 блок. Русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним - Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная "смиренность" перед пошлостью жизни других ("Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Дом с мезонином", 1896; "Ионыч", 1898; "Дама с собачкой", 1899). В рассказах "Бабье царство" (1894), "Мужики" (1897), "В овраге" (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах "Палата №6" (1892), "Человек в футляре" (1898). В пьесах "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1897), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Писатель - тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. Познакомьтесь с материалом 2 блока, сделайте аналогичную работу.
2 блок.
Художественные открытия Чехова
Новый этап в творческой биографии Чехова - "вхождение в литературу" - связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А.С. Суворина "Новое время" (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника "В сумерках" (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой "Иванов" (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства. Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести "Степь", опубликованной в 1888 в журнале "Северный вестник", обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты.
3 блок.
Литературная репутация
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль" (с 1892), газетах "Новое время" (до 1893) и "Русские ведомости"; выходят отдельные издания и сборники ("Рассказы", 1888; "Хмурые люди", 1890; Повести и рассказы", 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его "объективной" (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет "с холодной кровью", в излишнем "фотографизме" и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него "общей идеи" (повесть "Скучная история", 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть "Палата N 6" (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
4 блок.
Проблематика рассказов
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма ("Огни", 1888), социального дарвинизма ("Дуэль", 1891), радикального народничества ("Рассказ неизвестного человека", 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений ("Три года", "Супруга", "Ариадна", все 1895), аномальных явлений психики ("Черный монах", 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - "хмурые", скучные, живущие "в сумерках" люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
5 блок.
Последний период творчества
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам "художественной объективности", Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта ("Моя жизнь", 1896; "Мужики", 1897; "В овраге", 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе "Дом с мезонином" (1896), "маленькой трилогии" "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни ("По делам службы", 1898; "Архиерей", 1902; "Невеста", 1903). Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Прочитайте свои записи, проверьте, что у вас получилось.
- Короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни.
- Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
- Главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты.
- Закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
- Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - "хмурые", скучные, живущие "в сумерках" люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
- Многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни
- Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
- Соотнесём полученный материал с содержанием рассказа «Студент»
Из записанного подчеркните те места, которые относятся к данному рассказу.
Это не окончательный вариант, в течение урока мы будем дополнять полученный список.
Абрам Борисович Дерман, исследователь творчества Чехова, писал, что у писателя есть «специальные средства», с помощью которых он превращал прозаические, заурядные явления жизни в золотую поэзию. И первое средство – пейзаж. Каждое чеховское изображение пейзажа имеет «значение усилителя эмоциональных образов и ситуаций», кроме того, «это не только.. аккомпанемент к повествуемому. Нередко это равноправный партнёр с другими компонентами по раскрытию идейного и философского смысла важнейших моментов произведения»
- Какова роль пейзажа в начале рассказа?
Это и фон, на котором проходит действие, и психологический двойник эмоционального состояния героя, и незаявленный персонаж рассказа: «… холод нарушил во всём порядок и согласие», «самой природе жутко».
Снова обратимся к тексту.
- Ряд ясных моментов бытово-религиозного характера способствует тому, что у студента сложилось предрасположение к мистическому уклону мысли. Назовите эти моменты. ( Великопольский – студент духовной академии, сын дьячка; дело происходит в страстную пятницу со всем её ритуалом страстей господних)
- Каковы физиологические предпосылки для его унылого настроения? (он голоден, озяб)
И ему не хотелось домой. О чём он думал? («Студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше»)
- Что происходит дальше?
Студент приближается к костру, у которого греются две знакомые ему деревенские бабы, и, весь во власти своих безотрадных мыслей, вступает с бабами в беседу.
И вот в беседу с бабами врывается евангельская легенда, близкая в тот момент всем: и женщинам, потому что они накануне в церкви слушали чтение двенадцати евангелий о страданиях Христа, отречении Петра и т. д., и студенту, который переливает свою тоску в рассказ об отречении Петра, придавая ему трогательный лирический колорит.
- Как нам, далёким от религии, почувствовать то, что происходило, по евангельскому преданию, 19 веков назад?
Обратимся к живописи.
Первая иллюстрация.
Картина Леонардо да Винчи – новаторская для своего времени. Именно он так расположил двенадцать апостолов. Сегодня нас на уроке интересует не известное всем предательство Иуды, а отречение Петра. Но говоря об этой картине, нельзя пройти мимо образа Иуды., потому что с ним связаны различные варианты художественного воплощения данного сюжета.
Вторая иллюстрация.
У многих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Третья иллюстрация.
Похожая ситуация и на этой иконе. Иуда отделён ото всех. Обратим внимание на отсутствие нимба над головой и на мешочек с монетами – символ предательства. Четвёртая иллюстрация.
Снова вернёмся к более известной картине Леонардо. В рассказе упоминается апостол Пётр. Где же он?
(Можно дать как полную, так и более короткую справку-комментарий по картине Леонардо. Это зависит от времени на уроке, от уровня класса и т. д.) Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.
Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в “Тайной вечере”, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: “Один из вас предаст меня”. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.
- Задание к четвёртой иллюстрации. В справке указаны почти все апостолы. Запишите их имена в определённой последовательности слева направо. Там, где затрудняетесь, ставьте прочерк. Попробуем, исходя из описания картины, определить места апостолов. Для этого обратимся к небольшому фрагменту текста.
Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.
Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль, которая принадлежала в “Поклонении волхвов” фигурам старика и юноши, поставленных у самых краев картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в “Тайной вечере” они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово в искусстве. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т.е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.
- В рассказе речь идет о Петре. Его место в ряду других мы определили. На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнёс фразу: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Далее в евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Пётр действительно трижды отрёкся от него. Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в предательстве.
- Подумайте, что объединяет эти произведения, несмотря на отличия? Дайте ответ от своей группы. - Добавим в наш список ещё две характерных черты творчества Чехова: религиозная направленность и преобладание нравственных аспектов над социальными. Реакция слушательниц взволновала студента. Он покидает костёр и продолжает свой путь, но мысли его принимают другой оборот. (Чтение заключительного фрагмента) Вот вроде бы и всё. Зададимся вопросом: о чём этот рассказ? Какова его тема? Его тема – МОЛОДОСТЬ. Это рассказ о том, как молодость мила, свежа и поэтична и как она наивна и легковерна.
Вот два душевных состояния героя:
Первое – «невежество, тоска, …пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - …и жизнь не станет лучше».
Второе – «правда и красота, направляющие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались и до сегодня… Жизнь казалась восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Требуется поистине какой-то сверхмощный толчок, чтобы мысль подобным образом метнулась от одного полюса к другому. И автор его указывает- это слёзы Василисы. И подтверждение этому не только содержание рассказа, но и черновая работа над ним. Обратимся к двум фактам. Чтобы исключить возможность заблуждения и превратного толкования авторского замысла, Чехов меняет заглавие рассказа. В первой публикации рассказ был назван очень типично для чеховских заглавий, т. е нейтрально, ничего не подсказывая читателю – «Вечером». Антон Павлович заменил другим: «Студент» - Какой небольшой акцент делает Чехов? (центр тяжести переносится на возрастной признак героя, как бы поворачивал к нему внимание читателя) Другие добавки, которые он внёс в текст ещё определённее. Остановимся на одной – в наиболее ответственном месте, где студент истолковывает слёзы старухи. Вместо фразы «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет рассказывать», в новой редакции мы читаем: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». - Что изменилось? (студент, молодой человек, наивно и трогательно приписывает старухе мысли, которые и ему самому лишь сию минуту пришли в голову) Он молод, здоров, силён, легко возбудим, предчувствие и ожидание счастья – его естественное состояние, ему только 22 года – прямо от себя добавляет Чехов, словно прося у читателя снисхождения к наивности героя. Достаточно телу согреться у костра, а душе – в артистическом успехе, в тёплых слезах женщины, растроганной его рассказом, - как душу его затопило ощущение счастья, в одно мгновение перестроившее мрачную и безотрадную философию – в светлую и жизнерадостную. - Финал рассказа - апофеоз правды и красоты «вообще на земле» - окрашен праздничным настроением. Невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к концу, наступает весна, и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к которой обращается писатель в этом рассказе, подчинена широкой, общечеловеческой идее, более всего в этом произведении нам дорога мысль о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и своё место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми. Обретение смысла жизни останется мечтой лучших чеховских героев. Мечта, одержимость как источник оптимизма звучит в данном рассказе. Чехов всегда приводил его в пример, когда хотел опровергнуть мнение критиков, что он печальный писатель, пессимист. Именно после двух его рассказов: «Чёрный монах « и «Студент» герои Чехова стали мечтать о России – цветущем саде, о её будущем, стали предсказывать сроки наступления лучшей поры. Для этого надо поверить, что прошлое связано с настоящим «непрерывною цепью событий», что люди помнят свою историю или, словно по наитию, смогут всегда понять, о чём говорит мудрость веков. А если часто уже в молодости эта мечта начинает угасать и появляются приметы будущего погружения личности в атмосферу пошлого существования, тогда Чехов, художник и врач, пытается выяснить причины этих недугов, чтобы наметить для своих современников возможный путь освобождения от таких недугов. Подведём итоги. Что нового мы добавим к списку особенностей творчества писателя?
- Пейзаж имеет «значение усилителя эмоциональных образов и ситуаций», кроме того, «это не только.. аккомпанемент к повествуемому. Нередко это равноправный партнёр с другими компонентами по раскрытию идейного и философского смысла важнейших моментов произведения»
- Герои Чехова стали мечтать о России – цветущем саде, о её будущем, стали предсказывать сроки наступления лучшей поры - Короткий рассказ - этюд - основой сюжета которого служит любопытный случай из жизни. - Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. - Чехов - тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. - Главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через "случайные" реплики и жесты. - Закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. - Основой сюжетов становится внутренний конфликт духовного мира героев - Многие герои его последних произведений все сильнее испытывают "тоску по идеалу", переживают стремление к новой, лучшей жизни - Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. Сегодняшний урок – это не только путь к изучению творчества Чехова, но и своеобразный мостик в литературу ХХ века, так как мастерство Чехова «сказать в немногом многое» стоит у истоков всех изменений, вошедших в серебряный век. Подсчитайте свои баллы. Проставьте оценки. Надеюсь, они совпадут с моими наблюдениями над вашей работой. Максимальный балл за урок - 50
Домашнее задание.
1. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Мир чеховских произведений»
2. Подготовить сообщение на тему: «Чехов. Жизненный и творческий путь»
3. Прочитать рассказ «Чёрный монах», подготовить отзыв.
Список использованной литературы:
- А. П. Чехов. Рассказы.
- Э. А. Полоцкая. Пути чеховских героев.
- А. Дерман. О мастерстве Чехова.
- К. Чуковский. О Чехове.
- В. И. Кулешов. Жизнь и творчество А. П. Чехова.
- Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2007 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"
Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА « О ЛЮБВИ»
Урок литературы в 8 классе...
Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".
1Тема: Эпиграф Цели: Мастер Художник Чехов-мастер……(юморист...
Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
Данная презентация содержит материал для изучения рассказа Чехова "Толстый и Тонкий"....
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент" (комментированное чтение в 10 классе), презентация
"Студент" - один из любимых рассказов самого автора. Несмотря на его небольшой объём, открывает много смыслов. Понять глубину рассказа и его философское содержание помогает библейский подтекст, которы...
Жизнь и творчество А.П.Чехова. Анализ рассказа "Хамелеон"
Конспект открытого урока...
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"
Дается подробный анализ рассказа А.П.Чехова "Студент", объясняются библейская основа сюжета...