Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Колесникова Светлана Филипповна

Дается подробный анализ рассказа А.П.Чехова "Студент", объясняются библейская основа сюжета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rasskaza_a.p.chehova_student_szhat.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вечные ценности» в рассказе А.П.Чехова «Студент» Урок подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №547 Красносельского р-на Санкт-Петербурга Колесникова Светлана Филипповна

Слайд 2

31 Потом Иисус говорит им: «Все отступитесь вы от Меня в эту ночь, ибо сказано в Писании: Сражу пастыря - и разбегутся овцы стада*. 32 Но после воскресения Моего встречу вас в Галилее». 33 Тогда Петр говорит Ему: «Даже если все отступятся от Тебя, я - никогда!» 34 «Поверь Мне, - возразил ему Иисус, - в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды ты отречешься от Меня». 35 Петр же ответил: «Даже если мне суждено с Тобой умереть, не отрекусь от Тебя!» Подобное сказали и все остальные ученики. Евангелие от Матфея

Слайд 3

Рассказ «Студент» был написан в 1894 году Антон Павлович Чехов (1860-1904) Время действия рассказа — Страстная пятница

Слайд 4

Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло . По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо . Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле . Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода , студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Природа, окружающая обстановка Состояние героя

Слайд 5

неуютно, глухо и нелюдимо самой природе жутко пустынно и как-то особенно мрачно мучительно хотелось есть пожимаясь от холода лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше И ему не хотелось домой

Слайд 6

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Но вот в этом внезапно наступившем холоде забрезжил огонек костра, горевшего "жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю". Согреет ли он нашего героя? Евангельские вдовы, жены-мироносицы, Марфа и Мария – сёстры праведного Лазаря, – преданные Христу женщины, которые находились рядом со Спасителем

Слайд 7

История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как и заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип, вечная ценность.

Слайд 8

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.

Слайд 9

Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки , и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер , в самом деле возвращалась зима , и не было похоже, что послезавтра Пасха ... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

Слайд 10

Что стало результатом общения Ивана и вдов у костра? Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в рассказе. Пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что любовь к ближнему направляет жизнь людей, является «главным в человеческой жизни и вообще на земле», что все поколения соединены неразрывной связью. И залог счастья не в вещном, материальном мире, а в умении направлять внутренний взор к вечным понятиям добра, любви, красоты…В умении прикоснуться к этому вечному. В умении прощать. «...и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Слайд 11

ВЫВОДЫ 1.Человек за свою жизнь совершает много ошибок. Но даже если они произошли, нельзя опускать руки, нельзя отчаиваться, сила человека – в умении встать после падения, осмыслить ошибки и продолжать путь. 2.Евангельские события, связанные с именем апостола Петра, учат нас милосердию, умению прощать любого человека, в том числе и оступившегося, заблудшего. Не обвинять его, а проявлять сострадание, прощать и поддерживать. 3.Человек должен жить осмысленно, ощущая свое предназначение, по А.П.Чехову – служить правде и красоте. Но служение красоте и правде только тогда найдет отклик в сердце других людей, когда оно основывается на истинных ценностях. 4.Внутренняя гармония возможна, когда в душе есть Бог и человек живет по Христианским заповедям. 5.Верность и преданность – прекрасные качества человека, но важно суметь сохранить их, когда тебе грозит опасность. Гарантом преданности и веры может служить только любовь.

Слайд 12

Движение героя в финале произведения - это движение в родную деревню , из пустоты и одиночества - к людям , из мрака и холода ночи - навстречу рассвету . Багровая заря, засветившаяся узкой полоской на горизонте символизирует начало нового этапа в жизни студента духовной академии, торжество света над тьмой . Пессимистическое настроение сменяется лучезарными надеждами.

Слайд 13

Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят «…а то вот ещё есть писатель Чехов: нытик…». А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент»… — И. А. Бунин. «О Чехове».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...