Обобщение опыта на тему "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний."
учебно-методический материал на тему
В данном сообщении приведён опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы за несколько лет работы в среднем и старшем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний.
«Тебе скажут — ты забудешь.
Тебе покажут — ты запомнишь.
Ты сделаешь — ты поймёшь».
Слайд_________
Обучение родному языку и изучение литературы в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера позволяет улучшить процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся.
Использование компьютерных технологий помогает учащимся развивать познавательные навыки, формировать умения самостоятельно структурировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения. Хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование.
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переход с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии я использую для всех типов уроков:
- открытие новых знаний;
- практическое применения знаний;
- обобщение и систематизация изученного;
- контроль и коррекция знаний;
- комбинированные;
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
. Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Слайд
В рамках достижения качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии
Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
Незаменимы стали ИКТ при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий по предмету, проведении предметных недель.
Слайд _________
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много:
Модель использования ИКТ на уроке:(можно вывести на слайд)
- Демонстрация компьютерной презентации;
- Тестирование с выбором ответов;
- Написание диктанта, сочинения, изложения;
- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;
Это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ.
Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов
Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.
Презентации применяю при рассказе о биографии писателей при виртуальных экскурсиях по литературным местам , при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений. Демонстрирую учащимся видеоролики по теме, показываю фрагменты фильмов . Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point)
- работа с ресурсами Интернет.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Эффективность применения ИКТ позволяет повысить качество знаний обучающихся.
Слайд _______
Русский язык
Год | Класс | Количество обучающихся | Успевают на | Качество знаний | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||
2014-2015 | 7 | 6 | 1 | 2 | 3 | - | 50% |
2015-2016 | 8 | 6 | 1 | 2 | 3 | - | 50% |
2016-2017 | 9 | 6 | 1 | 2 | 3 | - | 50% |
Литература
Год | Класс | Количество обучающихся | Успевают на | Качество знаний | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||||
2014-2015 | 7 | 6 | 1 | 3 | 2 | - | 67% |
2015-2016 | 8 | 6 | 1 | 3 | 2 | - | 67% |
2016-2017 | 5 | 13 | 7 | 6 | - | - | 100% |
9 | 6 | 1 | 3 | 2 | - | 67% |
Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику, в отличие от традиционной предметной олимпиады, в которой принимает участие лишь небольшой круг детей, имеющих "отлично" по предмету. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.
Уже третий год мои дети участвуют в Интернет-олимпиаде «______________» по русскому языку.
В этом учебном году моя ученица Полякова Мария приняла участие в конкурсе ________________________________________________________________и получила Сертификат о публикации данного образовательного материала.
Положительная динамика наблюдается по результатам заочных предметных интернет – олимпиадах , а также призовым местам в районных олимпиадах
за 2015-2018 гг
ГРАМОТЫ на слайде_________
Слайд____________ (фото в классе проектор, компьютер……)
Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной деятельности.
Учащимися 6 класса был разработан проект «________________________________».
Слайд _____________
Вот результаты социологического опроса учащихся об уроках, на которых активно применяются информационно-коммуникативные технологии хорошо.
Слайд _____________
Использования ИКТ позволило мне:
- повысить качество обучения,
- расширить объем предъявляемой учебной информации;
- улучшить организацию урока ,
- повысить интерес обучающихся к изучению предмета,
Я уверена, что ИКТ на уроках не только возможны, но и необходимы.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ положительно влияет на качество учебного процесса.
Применение данной технологии существенно расширяет возможности современного урока.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов
Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...
Доклад Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности
Исследовательская деятельность на уроках...
Нестерова Е.С., учитель русского языка и литературы "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Нестерова Е.С.,учитель русского языка и литературы ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту ...
ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020
Игровые педагогические технологии Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.
Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...