Литературная гостиная "Пока горит свеча".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данное мероприятие было приурочено к Году литературы. Под пламя немеркнущей свечи произошла встреча с великими поэтами А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Ф. И. Тютчевым, А.А. Фетом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная гостиная. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 8 классе
Литературная гостиная
«Пока горит свеча»
Учитель: Пономарева Елена Николаевна
12 февраля
2015 г.
Тема: «Пока горит свеча»
Эпиграф: « Пушкин – Заря наша, Лермонтов – Комета, Тютчев – звёздная ночь, Фет – любовный Сад, звонкая от птичьих песен роща. Без этих четырёх не быть нашему чувству светлым, тонким, утончённым, музыкальным».
К. Д. Бальмонт.
Цели:
1) образовательная:
- создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии и музыки;
- совершенствовать речевую грамотность учащихся;
2) развивающая:
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
- развивать навыки работы учащихся в коллективе.
3) воспитательная:
- привить детям любовь к литературе, музыке;
- формировать интерес к предмету;
- передать умение видеть и понимать прекрасное в искусстве слова и окружающей жизни.
Тип урока: литературная гостиная
Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, коллективная и групповая деятельность.
Оборудование: ресурсы Интернета, мультимедийный компьютер, свечи, вазы, скатерти, рисунки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте уважаемые ребята, гости, коллеги!
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию встречу членов нашего клуба «Вдохновение» в литературно-музыкальной гостиной «Пока горит свеча».
Поэзия, музыка, оказывают благотворное влияние на человека: помогают ему трудиться и отдыхать, дарят вдохновение и радость.
Мы хотим, чтобы после сегодняшней встречи вы действительно получили вдохновение и радость.
В поэзии – житейская мудрость на каждый день и зашифрованные смыслы бытия. Она источник эстетического наслаждения и ключ от дверей в другой мир, неземной. Когда не хватает слов, чтобы выразить сокровенное, на помощь приходят поэты. Они - наши духовные целители.
- И сегодняшнее заседание клуба, мы приурочили к году Литературы.
2. Работа с эпиграфом К. Д. Бальмонта.
- А о ком пойдёт сегодня речь, и чьи стихи мы будем слушать, вы догадаетесь, прочитав эпиграф сегодняшнего урока. Посмотрите на слайд. Я взяла слова поэта серебряного века К.Д. Бальмонта. Прочтите эпиграф.
- Итак, о ком сегодня пойдёт речь?
- Как вы думаете, почему К.Д. Бальмонт выбирает именно этих поэтов и даёт каждому свою, неповторимую характеристику?
- Как мы называем А.С. Пушкина? ( «Солнцем русской поэзии»).
3. Постановка проблемного вопроса.
- Но прежде чем начнём нашу встречу с великими поэтами, предлагаю вспомнить и соотнести портреты и фамилии наших героев. Итак, посмотрите на слайд. Он называется «Эпоха и лица».
4. Создание проблемной ситуации.
- Лирические переживания поэта могут быть связаны с природой, с судьбой Родины, с человеческими отношениями, дружбой, верностью, предательством, с философскими размышлениями о существовании человека на земле и его предназначении. И какую же тему мы затронем сегодня, вы ответите, посмотрев небольшую музыкальную зарисовку. Смотрим на слайд. ( Звучит песня «Разлука» из фильма «Гардемарины, вперёд» - 2:18 ).
5. Объявление темы урока.
- Речь сегодня пойдёт о любви, о взаимоотношении мужчины и женщины.
- Итак, сегодня мы поговорим о музах, любимых женщинах поэтов, которые вдохновляли своей красотой, обаянием, умом.
6. Слово о А.С. Пушкине.
- Далёкий 19 век… И начнём мы нашу встречу, конечно же, с Солнца русской поэзии А.С. Пушкина. Это имя у всех на устах. Но прежде давайте вспомним, основные даты, связанные с именем великого поэта.
- Дата рождения поэта? - 6 июня 1799 год
- Место рождения? - Москва
- Кто его родители? – Сергей Львович помещик, майор в отставке, Надежда Осиповна.
- Кто был мамушкой поэта? – няня Арина Родионовна
Назовите его произведения в прозе. – повесть «Капитанская дочка», «Повести Белкина», сказки.
- Когда отмечают день памяти поэта? Как погиб поэт? 10 февраля. Был убит на дуэли с французом бароном Дантесом . 10 февраля 1837 года.
- А кто же была муза А.С. Пушкина? Н.Н. Гончарова, жена поэта, вечная муза и вдохновительница его таланта. Он написал такое забавное стихотворение: «Я влюблён, я очарован, я совсем огончарован. С утра до вечера за нею я стремлюсь, и всреч нечаянных и жажду, и боюсь…».
- Ей он посвящал много стихотворений. И одно из них называется «Мадонна».
« Мадонна» В. Гречин
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
7. Слово о М.Ю. Лермонтове.
- Но вот перед нами поэтические шедевры другого поэта 19 века, преемника А.С. Пушкина.
В 2014 году мы отмечали юбилей поэта. Кто скажет когда? 15 октября, 200 – летие со дня рождения.
А о трагической любви в жизни Лермонтова нам расскажет Афанасова Ксения.
Учащийся: Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину до конца своей жизни. Они познакомились, когда им обоим было по 14 лет. В столь нежном возрасте любовь кажется сильной, вечной,. Они пережили и дружескую привязанность, и страсть, и неприязнь, и ревность, пока всё это не переросло в зрелое чувство. В короткой жизни Лермонтова было множество любовных увлечений – как мимолётных, так и сильных привязанностей. Но жизнь распорядилась по-иному. Любящим друг друга Вареньки и Михаилу, не суждено быть вместе. Варвара Александровна выходит замуж за другого, не по - любви. А Михаил Лермонтов, несмотря на все свои иные увлечения, так и не смог смириться с тем, что Варенька стала женой другого. Для него она осталась всё той же Варенькой – доброй и нежной, ускользнувшей, быть может, по его вине, но не забытой… Шёл 1840 год. Лермонтов был в ссылке на Кавказе. 11 июня. Бой при реке Валерик. Страшный, кровавый бой. И Лермонтов рассказывает о нём той, чей образ всегда давал ему возможность быть искренним.
«Валерик» ( отрывок ) Минаев Дмитрий
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?
Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и при том что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых потому, что много,
И долго, долго вас любил,
Потом страданьем и тревогой
За дни блаженства заплатил;
Потом в раскаяньи бесплодном
Влачил я цепь тяжелых лет;
И размышлением холодным
Убил последний жизни цвет.
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно.
8. Слово о Ф.И. Тютчеве.
- 19 век вторая половина. Кто же прославил свои творчеством нашу Отчизну?
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Знакомые и уже такие родные. Кто не помнит «Весеннюю грозу» Тютчева? Пожалуй, нет таких.
«Весенняя гроза» Копёнкин Егор
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила
Учащийся: Левке Анжелика
Умнейший, образованный человек своего времени Ф.И. Тютчев пережил трагическую любовь в своей жизни. Первая жена Элеонора Ботмер умерла в молодом возрасте. Смерть первой жены была для Тютчева таким потрясением, что он поседел за одну ночь. Вторая жена, Эрнестина Пфеффель, прожила долгую жизнь с поэтом, но в немолодом возрасте Тютчев увлекается Еленой Александровной Денисьевой. Создаёт стихотворный цикл, который так и называется «Денисьевским». Но болезнь и ранняя смерть Елены Денисьевой, вызывают душевную бурю, разочарование, боль. И из-под пера Поэта рождается прекрасное стихотворение, гимн Любви, посвящённый Денисьевой.
«О, как убийственно мы любим» Кобелева Ксения
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851
9. Слово о А.А. Фете.
- Афанасий Афанасьевич Фет! Кажется, сама фамилия поэта показывает лёгкость, красоту его стихотворного слога. «Я пришёл к тебе с приветом», «Ласточки», «Осенняя роза». Но в его жизненной и творческой биографии было все не так просто.
Учащийся: Кокарева Алёна
Афанасий Афанасьевич Фет был внебрачным сыном помещика Шеншина́, а фамилию свою получил от матери Шарлотты Фет, одновременно с этим утратив права на дворянство. Многие годы потом он будет добиваться потомственного дворянского звания через службу в армии, добьется и получит дворянскую фамилию Шенши́н. Но в литературе навсегда останется как Фет.
В 1857 году Фет женился. Но этому предшествовала трагическая любовь, которая на всю жизнь оставила след в сердце поэта. Во время армейской службы на Украине поэт познакомился с Марией Лазич. Это была высокообразованная девушка, талантливая музыкантша.Она была страстной поклонницей поэзии Фета и полюбила его самозабвенно. Но Фет не решился жениться на этой девушке, потому что тогда не имел возможности содержать семью. И так получилось, что Мария Лазич в этот момент трагически погибла — загорелось платье от упавшей свечи... Умирала она в жутких муках. Фет потом всю жизнь в стихах возвращался к образу этой девушки.
Фет женился через семь лет после этой трагедии на сестре своего приятеля — видного критика и писателя Василия Боткина, Марии Петровне Боткиной. Кстати, брат Марии Петровны, Сергей Петрович, является основателем знаменитой Боткинской больницы в Москве.
Ей он посвящал стихи. И одно из них «В благословенный день...»
«В благословенный день...» Рыжих Владимир
В благословенный день, когда стремлюсь душою
В блаженный мир любви, добра и красоты,
Воспоминание выносит предо мною
Нерукотворные черты.
Пред тенью милою коленопреклоненный,
В слезах молитвенных я сердцем оживу;
И вновь затрепещу, тобою просветленный,
Но все тебя не назову.
И тайной сладостной душа моя мятется;
Когда ж окончится земное бытие,
Мне ангел кротости и грусти отзовется
На имя нежное твое.
10. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы окунулись с вами в атмосферу творчества, задушевных и чарующих звуков поэзии. И я вам предлагаю, заполнить анкету, которая называется «Что я узнал для себя нового из встречи с великими поэтами».
Анкета содержит всего 3 вопроса. Для её заполнения даю вам пару мину.
Анкета
- Нужна ли поэзия в жизни? Для чего?
- Что нового я узнал сегодня?
- Нужны ли такие уроки? Почему?
11. Итог урока.
- Подошла к концу наша встреча. Надеемся, что она останется в вашей памяти и что каждая новая встреча в литературно-музыкальной гостиной будет настоящим праздником, большим, волнующим событием.
«Мир стихов – есть обнажённый и открытый дневной свет, при котором маски, представления и торжества мира выглядят в половину менее величественными и утончёнными, чем при свете свечей» -, сказал когда-то один из старых философов. О любви говорят везде, превозносят её до небес, живут с ней всю жизнь и умирают, в последний миг, вспоминая её. Всё это приветствуется и описывается многими поэтами в своих произведениях. Любовь всегда буде жить в наших сердцах, а стихи только будут помогать нам в совершении хороших и добрых поступков. Предназначение поэзии - делать из нас настоящих людей. И в конечном итоге делает из нас мудрых людей, воспитывает в нас прекрасное и одновременно создаёт у нас внутри тонкий и чувственный мир.
МИГ ВАДИМ ШЕФНЕР 1964 ГОД
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
"Пока горит свеча"
Разработка урока литературы .Библейские мотивы в поэзии А.Ахматовой и Б.Пастернака....
Литературно-музыкальный вечер"Пока горит свеча"
Атмосфера таинственного, романтичного окружает всех участников вечера, на котором при зажжённых свечах они слушают лирические песни, читают стихотворения, переносятся в разные эпохи....
Социальный проект "Пока горит свеча..."
Цель проекта: способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, толерантного отношения к людям, заинтересованности к происходящим событиям в стране и в мире.Задачи проекта:Развитие чувства патри...
Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».
Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Литературно-музыкальная композиция "Пока не меркнет свет, пока горит свеча"
Выявить у воспитанников представления о дружбе, доброте, человечности, способствовать выработки положительных качеств, формированию чувства взаимопомощи, товарищества, доброжелательности; - Формирован...